Вспомнить все

Об итогах конкурса на проект нового использования нижегородской Стрелки, прошедшего в рамках фестиваля САР «Эко-берег».

mainImg
В Нижнем Новгороде прошел фестиваль «Эко-берег», придуманный Союзом архитекторов России в 2010. Ежегодно в бархатный сезон (или бабье лето) друзья Союза собираются у воды, обсуждают берега, читают друг другу доклады, знакомятся с местностью, много и плотно общаются. Об этом можно было бы и не упоминать – и так все все понимают! – но важен конкурс под флагом фестиваля. В этот раз – конкурс на нижегородскую Стрелку, о судьбе которой в городе идут самые ожесточенные споры. Со Стрелки убрали порт, сейчас готовят к ЧМ 2018, что будет после футбола – неизвестно, но, по мнению устроителей конкурса, 56 проектов из шести стран (России, Литвы, Италии, Германии, Сербии, Китая) могут прояснить ситуацию.

И помимо этого конкурса проекты на Стрелку копятся десятилетиями. После ликвидации нижегородской ярмарки в конце 20-х прошлого века пристани вдоль Оки и Волги опустели, обветшал и храм Александра Невского, построенный купцами, приезжавшими в Нижний в ярмарочный сезон. В начале 30-х храм предлагали использовать как основание под гигантскую статую Ленина. Построили порт. С 1970-х новые микрорайоны усложнили коммуникацию порта с железной дорогой, решено было перенести его на другое место, на Стрелке опять рисовали ярмарку, деловой центр, парк. Но теперь достраивают стадион, и все окрестности заполнят дорогами и заборами, а места с лучшими панорамными видами на город выделили под парковки.

Однако все эти проекты на Стрелке погоды не делали. Территория была 70 лет закрытой, горожане привыкли и не удивлялись, что и проектирование ведется тоже за закрытыми дверями, а результат однажды покажут в СМИ. Однако в 2015 году любознательная общественность во время экскурсии в бывший порт сделала важное открытие (впоследствии подтвержденное архивными документами), что возбудило к этой территории самый широкий интерес и показало: стандартные решения здесь не годятся. А что годится? Однозначного быстрого ответа нет. И быть не может. Общественная организация «Открытая Стрелка» вместе с ЦПУ провела несколько воркшопов, организовала архивные исследования объектов на Стрелке, с друзьями и союзниками самого разного ранга провела научную конференцию «Культурные коды Стрелки», выставки, акции, с социологами – опросы горожан. А когда узнала о проведении архитектурного конкурса в рамках «Эко-берега», постучалась в Союз архитекторов (благо, среди «стрелочников» – члены СА) с предложением о сотрудничестве.
АБ «Гор-проект» (Сочи). Принципиально новые вводные по Стрелке – коробка стадиона. Масштаб стал иным. Авторы проекта решили показать, кто тут главный: стадион или собор?

Но, похоже, вопрос взаимодействия с общественностью «Эко-берегом» не предусмотрен – только со спонсорами, а местный СА вообще пугает, – так что сотрудничество не состоялось. Все вводные к конкурсу готовил Департамент градостроительного развития, исходя, вероятно, из соображения, что архитекторы, в основном, живущие вдали от Нижнего Новгорода, на основании норм, правил и исторической справки могут лучше придумать, что нам на Стрелке нужно. На основании их идей один самый умный нижегородский архитектор скомпилирует проект, пригодный уже для процедурных обсуждений. Или самый умный – выберет, назначит, договориться с тем, кто «обобщит» итоги конкурса. Про чрезвычайный ум здесь нет никакой иронии: если современные урбанисты утверждают, что город – сложная, многослойная система, требующая совместных усилий специалистов из разных сфер, значит тот, кто готов взять на себя ответственность за принятие решения – супермен. Имеет точное представление о профессиональном содержании проекта конверсии и развития территории.
Если же участники «Эко-берега» не придумают – ничего страшного: никто ничего никому не обещал, и во время конкурса на Стрелке срочно снесли железобетонные пакгаузы по Оке, хотя их судьбу конкурсанты могли решить на свое усмотрение. Однако слово «судьба» не совсем уместно, если говорить об «Эко-береге»: на его сайте вообще не сохраняются проекты старше года.
Архитектурная творческая мастерская «Сошников/Аристовы – архитекторы» (Липецк)

Не судьба – так сумма: некоторая сумма архитектурных видений – разной степени проработки, с разным горизонтом планирования – получилась у «Эко-берега». Практический смысл есть: по сумме этих видений (хотя количество все-таки не достаточно для репрезентативного показателя) можно судить о пропорциях нового наполнения пространства, акцентах, зонах. Или, как высказывались в кулуарах фестиваля, «наконец-то увидеть то, что нам точно не надо».
AM-ARCHITECT (Санкт-Петербург). Похоже, хождение по кругу – популярная тема не только для столицы

Однако сумма эта – неполная без сценария проживания пространства, точного представления, кому и зачем туда важно попасть и что там делать, кроме обычного функционирования в качестве праздной публики. Подход один: что в Зарядье, что на Стрелке. В проектах – некое архитектурное оформление пространства, модели возможного поведения и представление о насущных потребностях горожан – остались за рамками конкурса. Конечно, их трудно просчитать, отчасти поэтому во многих городах, где инвесторы жирнее нижегородских, пропускают такие территории через джентрификацию, раскручивая стоимость территории за счет активности креативных индустрий. Позволяют горожанам понять, что это – их место.
Mario Cucinella (Италия). Стрелку накрыло

Жюри конкурса – Сергей Скуратов (Президент компании «Сергей Скуратов Architects»), Борис Бернаскони (Руководитель архитектурного бюро Bernaskoni), Николай Лызлов (Руководитель АМ Лызлова), Олег Романов (Президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов), Николос Абашидзе (Заместитель Председателя Правления Союза архитекторов Грузии), Александр Корбут (Президент Союза архитекторов республики Беларусь), Александр Бодриевский (Директор департамента градостроительного развития территории Нижегородской области)

Вторая премия
Архитекторы Асс
Евгений Асс, Ольга Аистова, Екатерина Демина, Екатерина Тинякова, Алиса Бунятова

По мнению общественной организации «Открытая Стрелка», это – лучший проект конкурса: предполагается сохранение всех объектов порта и, следовательно, постепенное, эволюционное освоение территории, с включением минимальных, но эффектных аттрактивных нововведений.
zooming
«Архитекторы Асс». Вторая премия

Красный шар, наполненный гелием, с диаметром 50 метров, поднимает платформу со зрителями на высоту 300 метров, откуда открывается фантастическая панорама волжских и окских далей. Шар, таким образом, становится не только монументальным символом места, но и познавательным инструментом, а также главным нижегородским аттракционом, видимым из любой точки города.
«Архитекторы Асс». Вторая премия

Спуск к воде достраивается к существующим набережным, образуя острие Стрелки. Сужающаяся книзу треугольная лестница позволяет в одиночку или вдвоем приблизиться к самой кромке воды и постоять в точке непосредственного смыкания великих рек.
«Архитекторы Асс». Вторая премия
«Архитекторы Асс». Вторая премия

Устройство прогулочного трамвайного маршрута в парке. Через всю территорию парка прокладывается кольцевая трамвайная линия, связанная с маршрутами городского транспорта. Трамвай в парке – это не только средство передвижения, но и часть экспозиции искусства и техники, элемент экскурсионной образовательной программы и, одновременно, аттракцион.


Проект Сергея Туманина не отмечен на конкурсе. Проблема – он предполагает жилье на Стрелке. По условиям конкурса, здесь не живут! Как тогда говорить о «новом городском подцентре» (формулировка с сайта «Эко-берега»), если вечером и ночью здесь – никого? Тема жилья – один из подводных камней конкурса «Эко-берег». Никто не давал обоснований эффективного использования территории.
Архитектор Сергей Туманин.
Архитектор Сергей Туманин.
Архитектор Сергей Туманин.

Архитектор Сергей Туманин. Пакгаузы по Волге – те самые, с арочными металлическими конструкциями с Всероссийских промышленно-художественных выставок 1882 и 1896 годов, превращены в музей.
Архитектор Сергей Туманин предложил создать апарт–отель в железобетонных пакгаузах вдоль Оки. Это мог быть один из возможных вариантов их использования. Жаль, в августе от этой недвижимости избавились в пользу парковки для ЧМ 2018


На 56 проектах – немало цитат. От Захи Хадид до Часовни тишины в Хельсинки.
Архитектурная мастерская «Скала»


Третья премия
Проектное бюро «БАДР 5»
Авторский коллектив: Сергей Мичурин, Петр Васильев, при участии
Натальи Носовой, Екатерины Капатун
zooming
Проектное бюро «БАДР 5». Третья премия

Музей Волги.
Кстати, почему Музей – Волги? Стрелка – место слияния двух великих рек: Оки и Волги.

Первая премия
Архитектурное бюро «Архслон»
Авторский коллектив: Татьяна Осецкая, Александр Салов, Ксения Ваучская, Татьяна Юдина
Архитектурное бюро «Архслон». Первая премия

Первое место в конкурсе. Авторы решили вернуть Стрелке первоначальный природный вид – с песчаным берегом. Но как это сделать, если порт – гидротехническое сооружение, рассчитанное на подъем воды волжских водохранилищ, и подпорные стенки – часть этого комплекса?

Диплом
Массимо Беллотти, Михаил Дуцев, Клаудио Фаццини, Пьер Фередико Кальяри, Карола Джентилини, Аличе Боттелли, Джузеппе Донати, Ида Лиа Руссо, Флорин Дан Андресан (Италия – Россия – Румыния)

Авторский коллектив: Массимо Беллотти, Михаил Дуцев, Клаудио Фаццини, Пьер Фередико Кальяри, Карола Джентилини, Аличе Боттелли, Джузеппе Донати, Ида Лиа Руссо, Флорин Дан Андресан (Италия – Россия – Румыния)
 
Проект НПО «Архстрой». Нижегородцы настолько бережны к контексту, что оставили не только конструкции пакгаузов, но и каменную избушку – диспетчерскую на берегу Оки. За такие нежности простишь даже чрезмерное декорирование берегов.

17 Сентября 2017

Похожие статьи
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Пресса: Независимые эксперты представили концепцию развития...
Активисты общественной организации «Стрелка» 2 августа собрали пресс-конференцию в связи с началом сноса портовых пакгаузов вдоль Оки. Они выразили возмущение данным фактом. В том числе потому, что именно в это время в рамках международного архитектурного фестиваля «Эко берег» проходит открытый архитектурно-градостроительный конкурс «Нижегородская Стрелка – градостроительное осмысление важного городского общественного пространства», на который выделены бюджетные средства.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.