Прояснение полей

Фестиваль в Ясно-Поле представил новых домов-коров и -быков, определил победителей конкурса на модульные дома и объекты, успев обсудить проблемы и историю деревянного домостроительства.

mainImg
Фестиваль «Архидни» и конкурс «Архивызов» в экопарке «Ясно Поле» позволил познакомиться с необычной территорией, наполненной архитектурными произведениями и арт-объектами. Программа фестиваля состояла из экскурсии по экопарку, дискуссии про модульный дом, ток-шоу «Мост в мечту», клаузуры, во время которой участники создали графические и литературные эскизы мостов, лекции и дискуссии про деревянные дома. Кульминацией стало награждение победителей Архивызова.
Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая
zooming
Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Лара Копылова
Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая

Перводвигатель
Впечатления от фестиваля самые позитивные. И, пожалуй, самое яркое впечатление – от человека, который все это придумал, взрастил и устроил. Дмитрий Черепков, президент компании NAYADA, производящей мебель и офисные перегородки. Родом из Читы, закончил физматшколу в Новосибирске, затем МВТУ им. Н.Э. Баумана, создал успешный мебельный бизнес в 1995 и раскрутился. И вот два года назад, по его словам, «решил сделать что-то, что сможет жить самостоятельно».
Экскурсию ведет глава компании NAYADA Дмитрий Черепков. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая

Спросила его, чем для него является «Ясно Поле» – бизнесом или меценатством. А он ответил вопросом: «Что такое город?» – Это некое чудо, которое саморегулируется и живет самостоятельно, соединяет людей. У «Ясно Поле» цель похожая, только здесь добавляется природа. Отдых, здоровое питание, творчество, обучение, внедрение экотехнологий в архитектуру и сельское хозяйство.
Дубль-дом, Иван Овчинников. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая

  
Территория
Территория «Ясно Поле» – 400 га; она имеет два направления развития: экоферма и агротуризм пополам с образовательной деятельностью. Это сельскохозяйственные земли в Тульской области, в красивом ландшафте под названием Ясные горы. За два года здесь появилось много всего. Гостиница-Теплица с геотермальным отоплением и солнечными коллекторами, в котором круглый год выращивают овощи, и в нем же поместилась гостиница с рестораном, где можно дегустировать эти овощи и молочные продукты с экофермы. Дом-ковчег, на первом этаже которого расположены коровник и конюшня (мне посчастливилось погладить коня Августа и кобылу Кудряшу).
Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая

На втором этаже ковчега находятся театр, студии для йоги и гостиничные номера. Как положено ковчегу, в нем или рядом с ним есть всякие разные звери и птицы: козы, лама…; некоторые из птиц пытались залететь в номер к гостям. Рядом строится сыроварня, которая откроется через 3 месяца, но производство сыра уже существует. Теплицу, ковчег и сыроварню проектировал сам хозяин поместья. Сюда приезжают театральные мастерские «Лис», «Гуслица», периодически здесь проходят и другие детские образовательные мероприятия, в том числе православные, католические и иудейские. Для детей создано огромное количество детских объектов: качелей, сеток, лазалок и прочих развивающих тренажеров.
Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая
Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Лара Копылова
Дом-ковчег, Наталья Брайловская. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Лара Копылова

  
Прибавление стада
Для того чтобы разместить все это прекрасное, нужна не менее прекрасная архитектура. Собственно, фестиваль начался с того, что хозяева, Дмитрий и Регина Черепковы, провели экскурсию по арх- и артобъектам. К существующему здесь Дубль-дому Ивана Овчинникова, «Кубоеду» Олжаса Кузембаева, «Яблоку» и «Порталу» Владимира Кузьмина и многим другим в этом году добавились гостевые дома-быки Владимира Кузьмина, точнее оранжевый бык и две коровы: черно-оранжевая и коричневая.
Владимир Кузьмин в образе пастуха и дом-Корова. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая
Дом-Корова. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая
Дом-корова, Владимир Кузьмин. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Лара Копылова

Как сообщил автор Владимир Кузьмин, «Дом-Корова» – это жилой объем на металлических опорах-«ногах», с опущенной «головой»-крыльцом, «рогами»-трубами и «выменем»- гамаком. В отделке одной из них использована тонированная доска и крашеный металл для кровли, для другой же использована мягкая черепица двух оттенков, создающая необходимую пятнистость «коровы». «Дом-Бык» – двухуровневый жилой объем с двухсветным пространством внутри, сюда умещается компания на 10–12 человек; с «рогами»-трубами и крыльцом-«хвостом». «Бока» и «брюхо» зашиваются деревом, «спина»-кровля решена в крашеном металле, но все объединяется единым ярким цветом. Оранжевым – так как это любимый цвет автора и цвет Ясно Поле». Как и коровы, бык имеет первичные половые признаки – качели в виде полусфер под «брюхом».
Дом – оранжевый бык. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая
Дом – оранжевый бык. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая
Дом-оранжевый бык. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Лара Копылова
Дом-корова: гамаки-вымя. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая
Дом-оранжевый бык. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Лара Копылова

Яснопольское стадо стало гвоздем программы. Гости, около сотни человек, разделились на партии и осмотрели интерьеры, а на качелях и гамаках под коровами качались в продолжение двух дней.

Модульный дом
Дискуссия о модульном доме. Модератор Елена Петухова. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая

Поскольку на сельхозземлях проще согласовывать легкие конструкции, чем фундаментальные, Дмитрий Черепков планирует построить в «Ясно Поле» целый парк модульных домов. О чем он и сообщил, открывая дискуссию. Тему обсудили архитектор Алексей Розенберг, архитектор Наталья Брайловская («Дом-ковчег») и архитектор Сергей Сырёнов. Публика состояла в основном из молодых архитекторов, принявших участие в конкурсе на модульный дом, их друзей, детей, и собак. Елена Петухова попросила участников дать портрет заказчика модульного дома. Кто это? Алексей Розенберг предположил, что это протестующий молодой человек, ушедший от родителей. Сергей Сыренов определил модульный дом как хорошую архитектуру, доступную для обычных людей. А Наталья Брайловская, которая ушла из большой архитектуры и основала компанию по проектированию модульных домов, рассказала подробности. Многим нравится, что все продумано, коммуникации включены, и люди говорят: «Будет как на картинке? Ок, заверните». Другие просят что-то подвинуть, и архитекторы это делают. Из модулей 6х2,5 м, перевозимых в трайлере, можно сложить дом, или баню, или гостевой блок. Сорок пять квадратных метров без фундамента стоят 1 550 000 рублей, а 100 м2 –350 000 рублей. Много или мало – тут мнения разошлись. Самострой дешевле и некоторым людям необходим для самовыражения, в то же время 3,5 млн – цена хорошей машины. Сошлись на том, что модульный дом – мечта архитектора и как автора, и как потребителя, потому что думать надо один раз, а потом действует принцип автомобиля: есть базовая комплектация и опции, каждая из которых дает прибыль.
Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая

Ток-шоу «Мост в мечту»
После обеда из фермерских продуктов за длиннющим столом Владимира Кузьмина, за которым умещается больше 100 человек, состоялось занимательное ток-шоу Николая Малинина с Тимуром Башкаевым про мосты.
Николай Малинин и Тимур Башкаев. Архи-дни в Ясно Поле. Фотография © Евгения Яровая

Малинин выступил в роли Манилова, прекраснодушного гоголевского мечтателя: с его слов о том, что хорошо бы построить мост с беседкой, из которой видно Москву, Коля и начал презентацию. А Башкаев играл роль сурового практика, критикующего малининские идеи-примеры. Например, по поводу знаменитого проекта моста с атлантами Константина Мельникова через Сену Тимур сказал коротко, что он не реализуемый. А по поводу моста Николая Белоусова через овраг – что это не мост, а мостик. Мост с красной аркой через Москву-реку Николая Шумакова был одобрен, потому что «делать ванты вдоль сложно, а поперек – отлично, но люлька не совместима с мостом». Про свой собственный «Мост в мечту» на реке Угре, ведущий в небо, Тимур рассказал, что мост не упал бы от ветра, если бы с него не украли ветровые растяжки. А обсуждая мост Нормана Фостера «Миллениум» в Лондоне, который закрыли из-за вибрации и дополнительно укрепляли, Тимур с Николаем поменялись местами. Башкаев защищал смелые конструкции Фостера, потому что «мосты делаются на пределе достижений цивилизации, и рассчитать до конца колебания невозможно».

 
«Я не знаю, кто я, но я держусь»
Вдохновляющее ток-шоу плавно перетекло в клаузуру по мостам, которую провели представители группы «Кони на балконе». В ней участвовали 23 молодых архитектора. Форма клаузуры была необычной. Участники расселись над оврагом (длина лога 4 км, там Дмитрий Черепков планирует парк мостов – арт-объектов, конкурс на них запустят осенью). Им предложили не только рисовать эскизы, но и составлять литературные портреты мостов. Причем участники менялись заданиями, и один завершал текст другого, дорисовывал эскиз третьего. Придумывать ассоциации требовалось быстро, так чтобы не оставить места для рефлексии. На следующий день состоялась презентация эскизов и текстов от лица мостов, в которые перевоплотились архитекторы. Там было такое: «Я чувствую, что проглотил удава»; «Я стремлюсь ввысь», «Я держусь руками за края обрыва, упираюсь ногами в холодный песок», «Я не знаю, кто я, но я держусь».

 
Архивызов 2017
Как сообщил Дмитрий Черепков, в Ясно-Поле планируется построить не менее 40 разных модульных домов для гостей и беседок для отдыха. Цель конкурса «Архивызов» – собрать идеи на будущее. Малые объекты, занявшие первые места, будут построены в ближайшее время, а модульные дома будут дорабатывать. Перед награждением выступили члены жюри, архитекторы Юлий Борисов, Владимир Кузьмин и Тимур Башкаев. Они хвалили проекты и конкурс, потому что, как признался Юлий Борисов, у архитектора есть три обязательных жанра: стул, дверная ручка и модульный дом. В жюри также вошли Дмитрий Черепков, Сергей Чобан, Иван Овчинников, Елена Петухова, Тотан Кузембаев, Антон Кочуркин, Олег Панитков. Затем состоялось награждение.

Проекты победителей:

Модульный дом
1 / «О-Дом»
Степан Кухарский. Архитектурная лаборатория SA lab

zooming
Проект «О-ДОМ». Победитель в номинации «Модульный Дом». Руководитель проекта: Степан Кухарский. Архитектурная лаборатория SA lab

2 / «ТриДом»
Daniel Dendra. AnotherArchitect

zooming
Проект «ТриДом». 2 место в номинации «Модульный Дом». Руководитель проекта: Daniel Dendra. AnotherArchitect

2 / «Живой» дом
Олег Кочанов. Бюро «Восток»

zooming
Проект «Живой» дом. 2 место в номинации «Модульный Дом». Руководитель проекта: Олег Кочанов. Бюро «Восток»

2 / Проект Х.Г.С.А.
Sergey Nasedkin. ARCH.625

zooming
Проект Х.Г.С.А. 2 место в номинации «Модульный Дом». Руководитель проекта: Sergey NASEDKIN. ARCH.625

3 / «Ясный дом»
Наталья Орехова. АБ «Схема»

zooming
Проект «Ясный дом». 3 место в номинации «Модульный Дом». Руководитель проекта: Наталья Орехова. АБ Схема

3 / проект модульных домов
ИСК «НКС»
zooming
Проект модульных домов. 3 место в номинации «Модульный Дом». ИСК «НКС»
***

Архи-Точка
1 / «Террикон»
Уолан Баишев, Артемий Гусев. МАРХИ

zooming
Проект «Террикон». Победитель в номинации «Архи-Точка». Руководитель проекта: Уолан Баишев, Артемий Гусев. МАРХИ

1 / Becorner archi point
Ивановский государственный архитектурно-строительный университет
zooming
Проект Becorner archi point. Победитель в номинации «Архи-Точка». Ивановский Государственный Архитектурно Строительный Университет

2 / «Арка»
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
zooming
Проект «Арка». 2 место в номинации «Архи-Точка». Санкт Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

2 / «Голос ветра»
Ivan Zverkov 
zooming
Проект «Голос ветра». 2 место в номинации «Архи-Точка». Ivan Zverkov

3 / «Скворечник»
Ольга Щербакова
zooming
Проект «Скворечник». 3 место в номинации «Архи-Точка». Ольга Щербакова

3 / «Беседка»
Екатерина Игнатова
Проект «Беседка». 3 место в номинации «Архи-Точка». Катерина Игнатова

3 / Портал «Восток»
Николай Кореньков
zooming
Портал «Восход». 3 место в номинации «Архи-Точка». Николай Кореньков
***

Победитель зрительского голосования
Проект FORREST 123
Руководитель проекта: Олег Гаврилишин

Проект FORREST 123. Приз зрительских симпатий в номинации «Модульный дом». Руководитель проекта: Олег Гаврилишин
***

Николай Малинин и Алексей Розенберг
Лекция Николая Малинина «Эволюция избы» была прочитана на следующий день и собрала «полный зал». Под тентом, на лавках из соломенных брикетов, на свежем воздухе, закутавшись в пледы, народ внимал серьезному материалу, собранному докладчиком. Только первая картинка была веселая: изба в Простоквашино, в которой живут герои мультика дядя Федор, пес и кот. Дальше пошли деревянные дома Росси, Штакеншнейдера и Тона. Затем дачи творческой интеллигенции, возникшие, так сказать, на руинах дворянской усадьбы и «срубленных вишневых садов». Эти дачи проектировали архитекторы модерна Шехтель, Кекушев и многие другие, а также сами владельцы, к примеру Илья Евфимович Репин. Множество сюжетов было затронуто: кризис избы как оплота «унизительного» быта после революции 1917 года. Смена тяжелого духа избы на дачу с верандой для отдыха, памятную по фильму Михалкова «Утомленные солнцем». Советские деревянные дома Жолтовского, Щусева, Марковникова в поселках «Сокол», «Кратово», «Железнодорожный». Архитектурные дачи Мельникова, Гинзбурга, Веснина, Леонидова, Ноя Троцкого. Писательские и профессорские дачи в поселке НИЛ. И конечно, типы современной деревянной архитектуры, пропагандистом и летописцем которой Николай Малинин выступает несколько лет: деревянный рубленый модернизм Николая Белоусова и Александра Ермолаева, пассеизм Александра Бродского, авангардное дерево у Тотана Кузембаева. И многое другое. В беседу вступили герои деревянной архитектуры, присутствовавшие на сцене и в зале.

Алексей Розенберг неожиданно рассказал про сакральное устройство дома: про красный угол и темную сторону, про нанизанность на мировую ось, про открытые миру юго-восточные части дома, в которых ты обретаешься, пока тебе хорошо, и про закрытые северные, куда прячешься, когда надо накопить силы. Иллюстрировал это примерами своих построек: дома «Черный хутор» и дома в Духанино. Народ слушал, открыв рот. Алексей очень точно и наглядно объяснил, как архитектура или открытое пространство воздействуют на человека, какие буферы надо выстраивать между человеком и космосом, и что должен делать архитектор. Беседа, которая возникла спонтанно, оказалась глубокой и содержательной. Послушав все это, Дмитрий Черепков решил заказать Николаю Малинину новую книгу.

Помимо серьезной программы были вечерний костер, песни под гитару и пляски на дискотеке в наушниках, мастерские для детей и общение с лошадками и ламами, купание в пруду и прогулки.

Детям и о детях
Второй АрхиДень получился очень ярким и светлым. После презентации итогов архитектурной игры и детского воркшопа, на главной сцене прошла дискуссия «Детские миры. Площадки для развития и отдыха. Новые идеи и форматы», в которой приняли участие архитекторы: Белла Филатова из бюро «Дружба», Мария Помелова из бюро «Чехарда» и Илья Мукосей, главный архитектор бюро PlanAR; имеющие большой опыт разработки новых методик и подходов к проектированию и оборудованию детских игровых пространств, а также благоустройству дворов в современных жилых комплексах.
Круглый стол «Детские миры. Площадки для развития и отдыха. Новые идеи и форматы». Спикеры: Белла Филатова бюро «Дружба», Мария Помелова бюро «Чехарда» и Илья Мукосей, бюро PlanAR


Для Экопарка «Ясно Поле» тема детский развивающих программ и пространств особенно актуальна – это одно из основных направлений его развития. Для своих маленьких гостей Экопарк создает инфраструктуру из павильонов для занятий и необычных игровых площадок, которые устроены так, чтобы помочь детям разного возраста самим придумывать себе игры и осваивать каждый элемент площадки в соответствии с придуманным сюжетом. Подобные площадки и концепции реализуются во всем мире и, с недавних пор, и в России.
Участники дискуссии подробно обсудили причины появления новых типов детских пространств и методики, которые они выработали сами и с успехом используют при создании, как дворовых площадок, так и игровых зон в парках и зона отдыха. В основе их лежит кооперация со специалистами из смежных областей: детскими психологами, педагогами, социологами и игроведами. Но важнее всего, акивное вовлечение детей в создание проектов и апробацию разарботанных решений. Сами архитекторы называют этот метод, вариантом соучастного проектирования. Креативность и эффективность этого метода была доказана опытным путем во время АрхиДней. Группа «Кони на балконе» организовала воркшоп, во время которого сами дети, под руководством главных архитекторов площадки Алисы Мамаевой и Дарьи Алексеенко, придумывали игровую площадку, строили ее и, одновременно, учились пользоваться инструментами и работать в команде.
Эскиз «живой» детской площадки
Маленькие строители своего «Детского мира»
Работа на «стройплощадке» кипела два дня

Замечательная конструкция «живой» детской площадки останется в Экопарке «Ясно Поле», как память об первых АрхиДнях, и будет достраиваться новыми модулями во время следующих детских воркшопов.
Усталые, но довольные большие и маленькие строители представляют свою сплоченную команду






 

05 Сентября 2017

Похожие статьи
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Технологии и материалы
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.