Перводвигатель
Впечатления от фестиваля самые позитивные. И, пожалуй, самое яркое впечатление – от человека, который все это придумал, взрастил и устроил. Дмитрий Черепков, президент компании NAYADA, производящей мебель и офисные перегородки. Родом из Читы, закончил физматшколу в Новосибирске, затем МВТУ им. Н.Э. Баумана, создал успешный мебельный бизнес в 1995 и раскрутился. И вот два года назад, по его словам, «решил сделать что-то, что сможет жить самостоятельно».Спросила его, чем для него является «Ясно Поле» – бизнесом или меценатством. А он ответил вопросом: «Что такое город?» – Это некое чудо, которое саморегулируется и живет самостоятельно, соединяет людей. У «Ясно Поле» цель похожая, только здесь добавляется природа. Отдых, здоровое питание, творчество, обучение, внедрение экотехнологий в архитектуру и сельское хозяйство.
Территория
Территория «Ясно Поле» – 400 га; она имеет два направления развития: экоферма и агротуризм пополам с образовательной деятельностью. Это сельскохозяйственные земли в Тульской области, в красивом ландшафте под названием Ясные горы. За два года здесь появилось много всего. Гостиница-Теплица с геотермальным отоплением и солнечными коллекторами, в котором круглый год выращивают овощи, и в нем же поместилась гостиница с рестораном, где можно дегустировать эти овощи и молочные продукты с экофермы. Дом-ковчег, на первом этаже которого расположены коровник и конюшня (мне посчастливилось погладить коня Августа и кобылу Кудряшу).На втором этаже ковчега находятся театр, студии для йоги и гостиничные номера. Как положено ковчегу, в нем или рядом с ним есть всякие разные звери и птицы: козы, лама…; некоторые из птиц пытались залететь в номер к гостям. Рядом строится сыроварня, которая откроется через 3 месяца, но производство сыра уже существует. Теплицу, ковчег и сыроварню проектировал сам хозяин поместья. Сюда приезжают театральные мастерские «Лис», «Гуслица», периодически здесь проходят и другие детские образовательные мероприятия, в том числе православные, католические и иудейские. Для детей создано огромное количество детских объектов: качелей, сеток, лазалок и прочих развивающих тренажеров.
Прибавление стада
Для того чтобы разместить все это прекрасное, нужна не менее прекрасная архитектура. Собственно, фестиваль начался с того, что хозяева, Дмитрий и Регина Черепковы, провели экскурсию по арх- и артобъектам. К существующему здесь Дубль-дому Ивана Овчинникова, «Кубоеду» Олжаса Кузембаева, «Яблоку» и «Порталу» Владимира Кузьмина и многим другим в этом году добавились гостевые дома-быки Владимира Кузьмина, точнее оранжевый бык и две коровы: черно-оранжевая и коричневая.Как сообщил автор Владимир Кузьмин, «Дом-Корова» – это жилой объем на металлических опорах-«ногах», с опущенной «головой»-крыльцом, «рогами»-трубами и «выменем»- гамаком. В отделке одной из них использована тонированная доска и крашеный металл для кровли, для другой же использована мягкая черепица двух оттенков, создающая необходимую пятнистость «коровы». «Дом-Бык» – двухуровневый жилой объем с двухсветным пространством внутри, сюда умещается компания на 10–12 человек; с «рогами»-трубами и крыльцом-«хвостом». «Бока» и «брюхо» зашиваются деревом, «спина»-кровля решена в крашеном металле, но все объединяется единым ярким цветом. Оранжевым – так как это любимый цвет автора и цвет Ясно Поле». Как и коровы, бык имеет первичные половые признаки – качели в виде полусфер под «брюхом».
Яснопольское стадо стало гвоздем программы. Гости, около сотни человек, разделились на партии и осмотрели интерьеры, а на качелях и гамаках под коровами качались в продолжение двух дней.
Модульный дом
Поскольку на сельхозземлях проще согласовывать легкие конструкции, чем фундаментальные, Дмитрий Черепков планирует построить в «Ясно Поле» целый парк модульных домов. О чем он и сообщил, открывая дискуссию. Тему обсудили архитектор Алексей Розенберг, архитектор Наталья Брайловская («Дом-ковчег») и архитектор Сергей Сырёнов. Публика состояла в основном из молодых архитекторов, принявших участие в конкурсе на модульный дом, их друзей, детей, и собак. Елена Петухова попросила участников дать портрет заказчика модульного дома. Кто это? Алексей Розенберг предположил, что это протестующий молодой человек, ушедший от родителей. Сергей Сыренов определил модульный дом как хорошую архитектуру, доступную для обычных людей. А Наталья Брайловская, которая ушла из большой архитектуры и основала компанию по проектированию модульных домов, рассказала подробности. Многим нравится, что все продумано, коммуникации включены, и люди говорят: «Будет как на картинке? Ок, заверните». Другие просят что-то подвинуть, и архитекторы это делают. Из модулей 6х2,5 м, перевозимых в трайлере, можно сложить дом, или баню, или гостевой блок. Сорок пять квадратных метров без фундамента стоят 1 550 000 рублей, а 100 м2 –350 000 рублей. Много или мало – тут мнения разошлись. Самострой дешевле и некоторым людям необходим для самовыражения, в то же время 3,5 млн – цена хорошей машины. Сошлись на том, что модульный дом – мечта архитектора и как автора, и как потребителя, потому что думать надо один раз, а потом действует принцип автомобиля: есть базовая комплектация и опции, каждая из которых дает прибыль.
Ток-шоу «Мост в мечту»
После обеда из фермерских продуктов за длиннющим столом Владимира Кузьмина, за которым умещается больше 100 человек, состоялось занимательное ток-шоу Николая Малинина с Тимуром Башкаевым про мосты.Малинин выступил в роли Манилова, прекраснодушного гоголевского мечтателя: с его слов о том, что хорошо бы построить мост с беседкой, из которой видно Москву, Коля и начал презентацию. А Башкаев играл роль сурового практика, критикующего малининские идеи-примеры. Например, по поводу знаменитого проекта моста с атлантами Константина Мельникова через Сену Тимур сказал коротко, что он не реализуемый. А по поводу моста Николая Белоусова через овраг – что это не мост, а мостик. Мост с красной аркой через Москву-реку Николая Шумакова был одобрен, потому что «делать ванты вдоль сложно, а поперек – отлично, но люлька не совместима с мостом». Про свой собственный «Мост в мечту» на реке Угре, ведущий в небо, Тимур рассказал, что мост не упал бы от ветра, если бы с него не украли ветровые растяжки. А обсуждая мост Нормана Фостера «Миллениум» в Лондоне, который закрыли из-за вибрации и дополнительно укрепляли, Тимур с Николаем поменялись местами. Башкаев защищал смелые конструкции Фостера, потому что «мосты делаются на пределе достижений цивилизации, и рассчитать до конца колебания невозможно».
«Я не знаю, кто я, но я держусь»
Вдохновляющее ток-шоу плавно перетекло в клаузуру по мостам, которую провели представители группы «Кони на балконе». В ней участвовали 23 молодых архитектора. Форма клаузуры была необычной. Участники расселись над оврагом (длина лога 4 км, там Дмитрий Черепков планирует парк мостов – арт-объектов, конкурс на них запустят осенью). Им предложили не только рисовать эскизы, но и составлять литературные портреты мостов. Причем участники менялись заданиями, и один завершал текст другого, дорисовывал эскиз третьего. Придумывать ассоциации требовалось быстро, так чтобы не оставить места для рефлексии. На следующий день состоялась презентация эскизов и текстов от лица мостов, в которые перевоплотились архитекторы. Там было такое: «Я чувствую, что проглотил удава»; «Я стремлюсь ввысь», «Я держусь руками за края обрыва, упираюсь ногами в холодный песок», «Я не знаю, кто я, но я держусь».Архивызов 2017
Как сообщил Дмитрий Черепков, в Ясно-Поле планируется построить не менее 40 разных модульных домов для гостей и беседок для отдыха. Цель конкурса «Архивызов» – собрать идеи на будущее. Малые объекты, занявшие первые места, будут построены в ближайшее время, а модульные дома будут дорабатывать. Перед награждением выступили члены жюри, архитекторы Юлий Борисов, Владимир Кузьмин и Тимур Башкаев. Они хвалили проекты и конкурс, потому что, как признался Юлий Борисов, у архитектора есть три обязательных жанра: стул, дверная ручка и модульный дом. В жюри также вошли Дмитрий Черепков, Сергей Чобан, Иван Овчинников, Елена Петухова, Тотан Кузембаев, Антон Кочуркин, Олег Панитков. Затем состоялось награждение.Проекты победителей:
Модульный дом
1 / «О-Дом»
Степан Кухарский. Архитектурная лаборатория SA lab
2 / «ТриДом»
Daniel Dendra. AnotherArchitect
2 / «Живой» дом
Олег Кочанов. Бюро «Восток»
2 / Проект Х.Г.С.А.
Sergey Nasedkin. ARCH.625
3 / «Ясный дом»
Наталья Орехова. АБ «Схема»
3 / проект модульных домов
ИСК «НКС»
***
Архи-Точка
1 / «Террикон»
Уолан Баишев, Артемий Гусев. МАРХИ
1 / Becorner archi point
Ивановский государственный архитектурно-строительный университет
2 / «Арка»
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
2 / «Голос ветра»
Ivan Zverkov
3 / «Скворечник»
Ольга Щербакова
3 / «Беседка»
Екатерина Игнатова
3 / Портал «Восток»
Николай Кореньков
***
Победитель зрительского голосования
Проект FORREST 123
Руководитель проекта: Олег Гаврилишин
***
Николай Малинин и Алексей Розенберг
Лекция Николая Малинина «Эволюция избы» была прочитана на следующий день и собрала «полный зал». Под тентом, на лавках из соломенных брикетов, на свежем воздухе, закутавшись в пледы, народ внимал серьезному материалу, собранному докладчиком. Только первая картинка была веселая: изба в Простоквашино, в которой живут герои мультика дядя Федор, пес и кот. Дальше пошли деревянные дома Росси, Штакеншнейдера и Тона. Затем дачи творческой интеллигенции, возникшие, так сказать, на руинах дворянской усадьбы и «срубленных вишневых садов». Эти дачи проектировали архитекторы модерна Шехтель, Кекушев и многие другие, а также сами владельцы, к примеру Илья Евфимович Репин. Множество сюжетов было затронуто: кризис избы как оплота «унизительного» быта после революции 1917 года. Смена тяжелого духа избы на дачу с верандой для отдыха, памятную по фильму Михалкова «Утомленные солнцем». Советские деревянные дома Жолтовского, Щусева, Марковникова в поселках «Сокол», «Кратово», «Железнодорожный». Архитектурные дачи Мельникова, Гинзбурга, Веснина, Леонидова, Ноя Троцкого. Писательские и профессорские дачи в поселке НИЛ. И конечно, типы современной деревянной архитектуры, пропагандистом и летописцем которой Николай Малинин выступает несколько лет: деревянный рубленый модернизм Николая Белоусова и Александра Ермолаева, пассеизм Александра Бродского, авангардное дерево у Тотана Кузембаева. И многое другое. В беседу вступили герои деревянной архитектуры, присутствовавшие на сцене и в зале.Алексей Розенберг неожиданно рассказал про сакральное устройство дома: про красный угол и темную сторону, про нанизанность на мировую ось, про открытые миру юго-восточные части дома, в которых ты обретаешься, пока тебе хорошо, и про закрытые северные, куда прячешься, когда надо накопить силы. Иллюстрировал это примерами своих построек: дома «Черный хутор» и дома в Духанино. Народ слушал, открыв рот. Алексей очень точно и наглядно объяснил, как архитектура или открытое пространство воздействуют на человека, какие буферы надо выстраивать между человеком и космосом, и что должен делать архитектор. Беседа, которая возникла спонтанно, оказалась глубокой и содержательной. Послушав все это, Дмитрий Черепков решил заказать Николаю Малинину новую книгу.
Помимо серьезной программы были вечерний костер, песни под гитару и пляски на дискотеке в наушниках, мастерские для детей и общение с лошадками и ламами, купание в пруду и прогулки.
Детям и о детях
Для Экопарка «Ясно Поле» тема детский развивающих программ и пространств особенно актуальна – это одно из основных направлений его развития. Для своих маленьких гостей Экопарк создает инфраструктуру из павильонов для занятий и необычных игровых площадок, которые устроены так, чтобы помочь детям разного возраста самим придумывать себе игры и осваивать каждый элемент площадки в соответствии с придуманным сюжетом. Подобные площадки и концепции реализуются во всем мире и, с недавних пор, и в России.
Участники дискуссии подробно обсудили причины появления новых типов детских пространств и методики, которые они выработали сами и с успехом используют при создании, как дворовых площадок, так и игровых зон в парках и зона отдыха. В основе их лежит кооперация со специалистами из смежных областей: детскими психологами, педагогами, социологами и игроведами. Но важнее всего, акивное вовлечение детей в создание проектов и апробацию разарботанных решений. Сами архитекторы называют этот метод, вариантом соучастного проектирования. Креативность и эффективность этого метода была доказана опытным путем во время АрхиДней. Группа «Кони на балконе» организовала воркшоп, во время которого сами дети, под руководством главных архитекторов площадки Алисы Мамаевой и Дарьи Алексеенко, придумывали игровую площадку, строили ее и, одновременно, учились пользоваться инструментами и работать в команде.
Замечательная конструкция «живой» детской площадки останется в Экопарке «Ясно Поле», как память об первых АрхиДнях, и будет достраиваться новыми модулями во время следующих детских воркшопов.