Простор для обучения

Новое здание частной гимназии в Хорошево-Мневниках – пример архитектуры, ориентированной на новейшие тенденции проектирования школьных зданий. К тому же некоторые технические приемы здесь использованы впервые в России.

mainImg
Архитектор:
Юлия Солдатенкова
Мастерская:
А-Проект https://www.krost.ru/projects/#realized-projects
А-Проект.К
Проект:
Хорошевская гимназия «Хорошкола»
Россия, Москва, ул. Народного Ополчения, д. 9 А

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А. Добашин, Д. Капралов
Архитекторы «А-Проект»: Ю. Солдатенкова, А. Дмитриев, О. Сафронова, Е. Мирошкина, А. Шорин, И. Рубакова
Главный конструктор: И. Гримайло
Главный инженер: С. Шевченко
Металлические, светопрозрачные и фасадные конструкции: Т. Никушкина, А. Мельник, С. Федорченко

2011 / 9.2017

Застройщик: Концерн «КРОСТ»
Хорошевская гимназия – вторая часть образовательного проекта «Хорошкола». Первая была открыта в 2013 в 82 квартале Хорошево-Мневников и представляет собой детский сад с прогимназией. Проект оказался настолько успешным, что заказчик решил продолжить его средней школой для 5-11 классов. Новое здание расположено по соседству, в жилом комплексе Wellton park между Карамышевской набережной Москвы-реки и проспектом Маршала Жукова. Школа, построенная по проекту архитектурного подразделения компании «Крост» – «А Проект» – только что открылась; но в нее все еще водят экскурсии, поскольку здание отличается новациями как архитектурными и строительными, так и педагогическими – гимназия, по замыслу ее создателей, должна стать моделью идеальной среды для формирования человека будущего. Ее архитектура привлекла к себе внимание еще на стадии проекта: в 2016 году «Хорошкола»-2 вошла в шорт-лист WAF в номинации «Проект образовательного учреждения», в 2017 – заняла первое место в категории «Концепция общеобразовательных учреждений» на международном конкурсе инновационных проектов Re-thinking The Future.
Хорошевская гимназия. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Что же сделало проект, спроектированный и реализованный всего за два с половиной года, таким успешным и привлекательным?

Во-первых, в процессе проектирования активно участвовали преподаватели и психологи: во многих странах это непременная часть процесса – в России же пока новация. В основу образовательной концепции положены три ключевых принципа: IQ – интеллектуальные навыки, EQ – эмоциональное развитие и VQ – жизненная энергия. Работая над проектом, архитекторы использовали опыт передовых школ Финляндии, признанного флагмана в области творческого поиска образовательных новшеств; финские школы они посетили и исследовали лично, также как и известную школу UWC в Дилижане, построенную архитекторами бюро Тима Флинна по заказу RD Group. Учли и опыт «Хорошколы»-1, построенной при участии норвежского бюро 70ºN arkitektur as.
 
Прозрачность и простор
Хорошевская гимназия. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Результатом исследования актуальных тенденций и откликом на пожелания педагогов стали визуальная проницаемость и открытость, незамкнутость большинства пространств. Из одной части здания можно увидеть другую «на прострел», благодаря чему люди в здании постоянно находятся в зоне визуального контакта. Прозрачны также высокие стеклянные двери Schorghuber, кроме того, между кабинетами устроены вертикальные витражи от пола до потолка. Проницаемость обеспечивает ненавязчивый надзор: «Такая завязка пространства – один из самых ценных эффектов, которые мы получили в этом здании, – говорят архитекторы «А-Проект». – С одной стороны это красиво, а с другой – создает ощущение безопасности, так как, находясь в любом месте, ученик не будет чувствовать себя изолированным. Этот пассивный надзор также заставляет человека все время держать себя в форме, чувствовать, что он на виду. Для детей важный навык – понимать, что они в обществе».
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Здание прозрачно внутри, прозрачно и снаружи: множество витражей и окон обеспечивают обилие естественного света. Стекло – прочный закаленный триплекс. Проветривается школа, как и полагается при использовании витражного остекления, с помощью щелевых клапанов – но не обыкновенных, а увеличенных по высоте: компания Schuko по заказу «Кроста» разработала клапаны высотой 3,6 м для окон высотой 4 м.
Слева – щель для проветривания, справа одна из лестниц. Хорошевская гимназия, А-Проект. Фотография © Мария Трошина

Прозрачность дополняет простор: архитекторы заложили в проекте запас по высоте этажей и по ширине коридоров, отступив от нормативов примерно на метр в бóльшую сторону – ученики не должны ощущать нехватки ни света, ни места.

Денис Капралов,
заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» и руководитель бюро «А-Проект»: 

«Все началось с проекта детского сада, совмещенного с начальной школой. Это был эксперимент группы энтузиастов, которые верили в свою идею и стремились создать совершенно новую концепцию объекта образования», – рассказывает Денис Капралов, заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» и руководитель бюро «А-Проект.

Школа должна была стать моделью некой идеальной среды для формирования человека будущего. При этом перед нами стояла цель вместить все необходимые для современного образовательного процесса помещения, выполнить нормативы, уложиться в бюджет – и сделать все это красиво».

Парящие лестницы
Поскольку основной корпус широкий, квадратный в плане, для освещения ему потребовался атриум, который должен стать главным общественным пространством и коммуникационным ядром школы. Он перекрыт зенитным витражом 24х12 м на четырехэтажной высоте – более 20 м от пола, и окружен высокими – 1,35 м – ограждениями из безимпостного стекла, прозрачными и безопасными.
Хорошевская гимназия. Атриум. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Атриум пересекают, связывая между собой этажи и напоминая о Хогвартсе, три длинные (16 м) и необычно тонкие (из толщина косоуров всего полметра) лестницы. Они легко парят в пространстве, превращаясь из коммуникационного узла в главный визуальный акцент, эффектное ядро пространства, почти аттракцион.

Добиться столь тонкого силуэта: если бы лестницы были металлические, толщина их косоуров составляла бы метр с лишним, а тут полметра – архитекторы смогли благодаря использованию фибробетона «Фиброль», отечественного аналога французского материала Ductal, который, в частности, Заха Хадид использовала в лондонской «Парящей лестнице»). По прочности этот материал равен стали, а его износостойкость в 6–8 раз выше, чем у обычного бетона. Помимо превосходных физических и эстетических свойств: тонкости, пластичности и возможности разных цветовых решений, в конструкциях не используется традиционная арматура – ее роль играют волокна, входящие в состав композитного материала.
Хорошевская гимназия. Фотография © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Изящные лестницы в атриуме дополнят три крупномерных живых дерева высотой от 8 до 12 метров. Для их корневой системы в полуподземном этаже предусмотрена система полива и подвешенные на перекрытиях без опоры на фундамент бетонные «кадки»: глубиной 2 м и диаметром 2,5 м, а также система полива и дренажа. «Выбрать деревья было непросто – рассказывает архитектор Юлия Солдатенкова, – в атриуме все время будет плюсовая температура, а деревьям средней полосы и даже средиземноморским требуется в течение года период с температурой по меньшей мере около 0°. Мы могли выбирать только из экваториальных пород, но решили обойтись без пальм – хотелось видеть что-то, более традиционное. Поэтому остановились на фикусах».
Хорошевская гимназия. Атриум. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

 
Многофункциональность
Помимо классных комнат, размещенных вдоль южного и восточного фасадов, лучше всего освещаемых солнцем, в школе есть все необходимое для гармоничного обучения: 4-этажном квадратном объеме главного здания уместились двухсветный спортзал и двухъярусный театральный зал с балконом и большой сценой. Под театральным залом в первом этаже расположена столовая, под ней в полуподвальном этаже – кухня. Технические помещения, также как и кабинеты администрации – вообще все пространства «для взрослых», даже кабинет директора – здесь перенесли под землю, оставив надземные этажи детям. Впрочем, минус-первый этаж не означает темный: он получает достаточно естественного света через широкие приямки, настолько большие, что им больше подходит определение «патио». Верхний этаж отдан старшеклассникам: там расположен форум для их занятий, а также научный кластер, объединяющий биологическую, физическую и химическую лабораторию, классы для занятий робототехникой, 3D-моделированием, цифровыми технологиями.
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Стеклянный переход соединяет основной корпус с протяженной пристройкой: в ней расположены 25-метровый бассейн, зал борьбы, хореографический и тренажерный залы. Во внеурочное время эта часть здания будет доступна для занятий детей и взрослых из окружающих домов, для чего предусмотрены отдельный вход, вестибюль и гардероб. Такого рода совместное использование – тоже актуальная тенденция: здание работает и вечером, и по выходным, почти никогда не простаивая.

«Очень важно, что школа изначально планировалось не как изолированное здание, а как социально-культурный центр квартала. Разделив ее на собственно классы и публичные пространства, можно разработать сценарии использования последних после уроков. Здание максимально работает даже в тот момент, когда основные его «пользователи» уже отдыхают дома», – говорит Денис Капралов.
 
Авангард и нейтралитет
Через двухсветный витраж бассейна снаружи будет видна репродукция картины «Полет» Марка Шагала, установленная на его внутренней торцевой стене. В этом он вторит бассейну прогимназии, украшенному «Купанием красного коня» Петрова-Водкина, и продолжает важную для Wellton park-а в целом тему картин авангарда – в ЖК имеется собственная галерея произведений 1920-х годов.
Хорошевская гимназия. Бассейн. Фотография (с) Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Но вкрапление яркой картины становится скорее исключением, чем правилом – интерьеры школы нарочито сдержанны по цвету, и это тоже – одна из новых тенденций, она пришла на смену приевшемуся радужному разноцветью школьных зданий, столь популярному в 2000-е. Была выбрана единая цветовая гамма для всего здания: оттенки серого и светлое дерево, плюс много стекла. Хотя от «финского» приема бетонных стен и пола пришлось отказаться по техническим соображениям, решение интерьеров осталось подчеркнуто нейтральным: стены оштукатурены и окрашены в светло-серый цвет, полы отделаны серым покрытием Nora с повышенной износостойкостью, в коридорах использованы реечные металлические потолки Албес, имитирующие натуральное дерево (использовать настоящее запрещают пожарные нормы), в классах – акустические потолки Гиродизайн из негорючего волокнистого материала цвета светлого дерева. «Когда здание начнет жить, оно наполнится цветом: мебелью, детскими работами…», – говорят архитекторы.
Акустические потолки. Хорошевская гимназия, А-Проект. Фотография © Мария Трошина

 
Бетонный лес
Если поработать с фактурой бетона в интерьерах архитекторам не удалось, то фасады целиком подчинены взаимодействию стеклянных и бетонных поверхностей. Здесь использован стеклофибробетон, произведенный на собственном заводе компании «Крост» – «Бетон 224». Это пластичный материал, позволяющий создавать прочные конструкции любой формы, размера, фактуры и цвета. В здании «Хорошколы» сочетаются два вида текстур: одна, сдержанно-серая, имитирует травертин – для нее строители использовали формообразующую опалубку немецкого производства. Часть этих панелей сохранила натуральный цвет, их лишь покрыли гидрофобным составом, часть – тонировали более темным оттенком.
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ

Вторая текстура – коричневатая и имитирует дерево, так как облицовку натуральным деревом было невозможно использовать по требованиям огнестойкости фасадных материалов. Собственное производство позволило «А.Проекту» экспериментировать с вариантами. Отвергнув стандартный формлайнер, архитекторы использовали для создания опалубки натуральное дерево с углубленной – брашированной – фактурой, и получили в итоге эффект разнообразной, почти живой «древесины из бетона». Поверхность, подчеркнутая тонировкой, даже с близкого расстояния почти неотличима от натурального дерева.
с

Между тем сочетание «каменных» и «деревянных» поверхностей – во внешнем образе здания школы играет лишь подчиненную роль. Главную скрипку играет мотив, который архитекторы с долей условности называют «хворостом» – крупная решетка скрещенных под разными углами тонких бетонных балок, похожих на укрупненное стилизованное изображение древесных ветвей. Архитекторы разместили его перед панорамными витражами и подчинили наклонным линиям контуры окон, а кое-где – даже наклон опор за стеклами, задав таким образом фасадам общий танцующий ритм.

Больше всего ажурного «хвороста» на западном фасаде, перед витражом спортивного зала – с этой стороны узор кажется почти-настоящим лесом – так рисовали лес в лучших мультфильмах 1970-х, обобщенно, но узнаваемо. Переплетение линий целиком закрывает и стеклянные фасады залов хореографии и борьбы.
Хорошевская гимназия. В процессе строительства. Фотография © А-Проект
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Атруим. Фотография © Анатолий Белов / предоставлена КРОСТ
Хорошевская гимназия. Фотография © А-Проект
Спортзал. Хорошевская гимназия, А-Проект. Фотография © Мария Трошина

Ажурные бетонные решетки изготовлены на фабрике «Мажино», также входящей в состав концерна «Крост». На основе архитектурных чертежей конструкторы разработали систему крепления деталей: основную сложность при разработке этих элементов представлял будущий монтаж обширного витража за ними и возможность его демонтировать при необходимости (например, если окно разобьется). Элементы оштукатурены и окрашены в белый цвет.
***

Свет, простор, прозрачность, силуэт ажурного леса на фасаде и деревья внутри – здание гимназии определенно противоречит всему, что мы привыкли считать «школярским». В то же время оно не избыточно, не «кричит», избегает броского, работая с пространством и светом. Заявлена амбициозная цель – школа должна стать «моделью идеальный среды для формирования человека будущего». Архитектура, пожалуй, соответствует задаче в ее сегодняшнем понимании – теперь дело за педагогами; гимназия приняла первых учеников в пятницу, первого сентября. 
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
zooming
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект
Хорошевская гимназия. Проект © А-Проект

Поставщики, технологии

ROCKWOOL
Архитектор:
Юлия Солдатенкова
Мастерская:
А-Проект https://www.krost.ru/projects/#realized-projects
А-Проект.К
Проект:
Хорошевская гимназия «Хорошкола»
Россия, Москва, ул. Народного Ополчения, д. 9 А

Авторский коллектив:
Руководители проекта: А. Добашин, Д. Капралов
Архитекторы «А-Проект»: Ю. Солдатенкова, А. Дмитриев, О. Сафронова, Е. Мирошкина, А. Шорин, И. Рубакова
Главный конструктор: И. Гримайло
Главный инженер: С. Шевченко
Металлические, светопрозрачные и фасадные конструкции: Т. Никушкина, А. Мельник, С. Федорченко

2011 / 9.2017

Застройщик: Концерн «КРОСТ»

04 Сентября 2017

Похожие статьи
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.