Burning Man как архитектурный полигон

Фотограф Филипп Глэйд на протяжении 20 лет ездит в жаркую и ветреную пустыню Невады, чтобы запечатлеть временные постройки всемирно известного фестиваля.

Автор текста:
Алина Измайлова

mainImg
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
zooming
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade

Раз в год в пустыне Блэк-Рок в американском штате Невада ровно на восемь дней возникает город с подобием улиц и домов. Он заполняется невероятными персонажами, инсталляциями и скульптурами. В центре ставится огромная человеческая фигура из дерева: на последний, восьмой, день его сожгут. Это фестиваль Burning Man.
 
Фестиваль Burning Man © Philippe Glade
Сожжение деревянной фигуры человека на одном из фестивалей Burning Man © Philippe Glade

Фестиваль проводится с 1986 года и стартует в конце лета – так, что кульминационный момент сожжения выпадает на первый понедельник сентября. Филипп Глэйд за последние 20 лет не пропустил ни одного события, но, в отличие от других фотографов, чьи объективы преимущественно направлены на арт-объекты и эксцентричных обитателей фестивального городка, Глэйд снимает недолговечную архитектуру фестиваля. В прошлом году он выпустил книгу, где представлены фотографии построек за 2011-2015 год, рассказывает издание Fast Co.Design. Стоимость альбома $34, но, к сожалению, его доставки в Россию пока нет.
Филипп Глэйд © Philippe Glade
Обложка книги Филиппа Глэйда The New Ephemeral Architecture of Burning Man © Philippe Glade
zooming
Разворот книги Филиппа Глэйда The New Ephemeral Architecture of Burning Man © Philippe Glade

По мнению фотографа, «устойчивые» идеалы фестиваля (например, уважительное отношение к окружающей среде и необходимость рассчитывать только на себя) и экстремальные климатические условия позволили превратить его в полигон для испытания временных строений. Они должны отвечать общим правилам мероприятия, в первую очередь – не оставлять следов своего существования после демонтажа. Это значит, что дома возводятся без фундамента, даже если они достигают 30 метров в высоту. В качестве несущих элементов зачастую выступают колья, вбитые в землю. Более крупные сооружения должны отвечать принципу гостеприимства и открытости – так, чтобы люди могли беспрепятственно туда входить (никаких крепостей, подчёркивает Глэйд). И обязательный пункт для всех видов сооружений – устойчивость к сильным ветрам. В общем среда Burning Man идеальна для тестирования лёгких по весу и простых в сборке конструкций, которые могут использоваться при стихийных и антропогенных бедствиях в качестве временных жилищ. Как говорит Глэйд, если через неделю палатку не сдуло ветром, то это хорошая палатка.
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
zooming
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade

Один из таких экспериментальных объектов – гексаюрта, шестигранная конструкция, собранная из фанеры и обшитая изоляционным материалом. Проект был создан шотландским инженером Винаем Гуптой (Vinay Gupta) для участия в конкурсе, но прототип был опробован именно на Burning Man в 2003 году. Теперь фестиваль сложно представить без гексаюрт Гупты: каждый год в пустыне вырастает множество шестигранных домов, чертежи для них лежат в открытом доступе. Польза популярной гексаюрты простирается далеко за пределы фестиваля. В частности, они служили временным убежищем для пострадавших от землетрясения на Гаити в 2010 году.
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade

Инженер по имени Роб Белл создаёт проницаемые купола-зоноэдры. Они поставляются в удобной упаковке и довольно легко собираются без специальных инструментов.
zooming
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade

Часть конструкций в фестивальном Блэк-Рок-сити построена по принципу тенсегрити, когда устойчивость сооружения обеспечивают элементы, одновременно работающие на сжатие и натяжение.
zooming
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade

Некоторые постройки выполнены в ироничном ключе: в один из своих приездов Филипп Глэйд запечатлел дом, обнесённый забором из белого штакетника – традиционным для одноэтажной Америки.
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade

На фестивале также было замечено жилище, сверху полностью покрытое буханками хлеба. По легенде, в последний день фестиваля хозяева хижины сделали всем желающим тосты.
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade

Конечно, отнюдь не каждый «бёрнер» превращает своё жилище в произведение искусства или потенциальный бизнес-продукт. Некоторые привозят в пустыню Невады дом класса люкс – с шикарными номерами, изысканными блюдами, кондиционером. Если говорить о самом Глэйде, то он спит под куском брезента, натянутом между столбами. «Весь год я живу среди стен, – объясняет фотограф. – И когда я отправляюсь на Burning Man, мне стен не хочется».
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
zooming
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Указатель на Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
zooming
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
zooming
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade
Сооружение на фестивале Burning Man © Philippe Glade


03 Августа 2017

Автор текста:

Алина Измайлова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.
Новая ячейка
Жилой квартал на территории IT-парка: компания Архиматика сочетает инновационные технологии с человечным масштабом и уютной средой.