Награды Арх Москвы-XXI

Кого наградили Арх Москва и московская биеннале архитектуры. Архитектора года назовут позже.

mainImg
Церемония награждения лауреатов V Московской биеннале архитектуры и XXI «Арх Москвы» прошла в субботу в ЦДХ; её вели Василий Бычков и ведущая телеканала «Культура» Нармин Ширалиева. Все ждали главного события – объявления имени архитектора года. Однако вместо одного Василий Бычков назвал пять имён номинантов, отобранных архитекторами-экспертами: Максим Атаянц, Борис Бернаскони, Тотан Кузембаев, Никита Явейн и бюро Wowhaus. Как объяснил Бычков, архитектор года будет выбран в июле на «Архитектурном пароходе», который станет продолжением и передвижной площадкой московской биеннале архитектуры.

Пароход воспроизводит путешествие братьев Чернецовых по Волге в 1838 году, когда братья зарисовали реку в подробностях – их пейзажи до сих пор служат историческим источником. Итогом того плавания стало не сохранившееся полотно длиной 1080 м. Другой аналог – фотофиксация Волги фотографа Максима Дмитриева 1907 года. Команда ЦДХ приняла решение продолжить традицию и подготовить портрет Волги современными средствами. В прошлом году состоялся первый этап путешествия – от Нижнего Новгорода до Астрахани. За семь дней сняли 24 терабайта видео и десятки тысяч фотографий. Второй этап экспедиции от Твери до Нижнего Новгорода запланирован на июль 2016 года. Благодаря идее Владимира Кузьмина экспедиция переросла в проект «Архитектурный пароход», призванный объединить на своем борту около ста ведущих архитекторов и дизайнеров. В первые часы плавания будет назван архитектор года.
Ведущие церемонии Нармин Ширалиева и Василий Бычков. Фотография © Дмитрий Павликов
Архиграфика. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архиграфика. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Помимо интриги с архитектором года, организаторы добавили несколько новых номинаций, а лучшими кураторскими работами назвали сразу три экспозиции. В числе победителей в который раз оказалась выставка куратора Елены Гонсалес, на этот раз посвященная «Архитектуре и социуму». Также лучшими стали проекты «Архитектура OFF-LINE. Жить в Архитектуре», курируемый Рубеном Аракеляном и Айком Навасардяном, и «АрхиГрафика», куратором которого традиционно выступила Екатерина Шалина и сайт Аrchplatforma.ru.
Выставка «Архитектура и социум», куратор Елена Гонсалес. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

По праву лучшей стала экспозиция Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, представляющая срез современной российской и мировой архитектуры. Ее курировал главный архитектор города Сергей Кузнецов. Лично присутствовать на награждении он не смог. Однако за дипломами на сцену поднялась большая и дружная команда комитета. Дизайн стенда МКА разработали архитекторы бюро Citizenstudio Михаил Бейлин и Даниил Никишин, заслужив это право в результате победы в конкурсе. Благодаря их усилиям стенд Москомархитектуры стал действительно самым заметным событием фестиваля. В экспозицию вошли проекты, разделенные на тематические блоки соответственно основным направлениям текущей градостроительной политики: «Массовое жилье», «Москва культурная», «Скрытый урбанизм» и «Эстетика повседневности».
Стенд Москомархитектуры. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москомархитектуры. Михаил Бейлин и Даниил Никишин, CITIZENSTUDIO. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
Стенд Москомархитектуры. Михаил Бейлин и Даниил Никишин, CITIZENSTUDIO. Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры
zooming
Награда за лучшую экспозицию. Команда Москомархитектуры и авторы стенда Михаил Бейлин и Даниил Никишин. Фотография © Виталий Когтев, предоставлено пресс-службой «Экспо-Парк Выставочные проекты»

Не меньше внимания привлекла экспозиция «Архитектура и образ жизни» Елены Гонсалес и Рубена Аракеляна. Дизайн выставки был придуман и воплощен архитектурным бюро Wall. По признанию кураторов, над созданием этой выставки работать пришлось в течение всего года. Также лучшей признали фотовыставку журнала speech: и посольства Норвегии в России «Национальные туристические дороги Норвегии».
Выставка «Архитектура и образ жизни». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка «Архитектура и образ жизни». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Лучшая кураторская экспозиция. Рубен Аракелян и Айк Навасардян. Фотография © Дмитрий Павликов
Награда за лучшую экспозицию. Анна Мартовицкая и Андрей Перлич. Фотография © Дмитрий Павликов

Впервые в этом году вручалась награда в номинации «Лучшая премьера 5 Московской биеннале архитектуры». И здесь, безусловно, самым запоминающимся и трудоемким оказался проект «Приметы городов», инициированный коммуникационным агентством «Правила Общения» и сообществом ARCHiPEOPLE. Куратор выставки Юлия Зинкевич рассказала, что, работая над проектом, пришлось объехать полстраны в поисках интересных архитектурных объектов. География проекта охватила самые отдаленные уголки страны – от Калининграда до Владивостока. В итоге удалось составить лонг-лист лучших работ, реализованных в России за последние 10 лет.
Награда за проект «Приметы городов». Юлия Зинкевич и Людмила Малкис. Фотография © Дмитрий Павликов
Выставка «Приметы городов». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Новую номинацию – «Лучший идеологический проект» – вручили Елене Косовской и Юрию Пальмину за выставку «Швейцарские поселки». Также впервые в этом году появилась номинация «Лучший проект-исследование». Звания лучших в этой категории удостоились бюро «Остоженка» и Wowhaus. Среди спецпроектов в области дизайна победителями стали выставка «Посвящение архитектору Марио Беллини», организованная компанией ARCHISTUDIO, учебный проект «Шахматы», созданный студентами второго курса Кафедры Дизайна архитектурной среды МАРХИ под руководством Владислава Савинкина, Владимира Кузьмина и Ксении Яньковой, а также выставка русского промышленного дизайна «Объекты».
Выставка "Швейцарские посёлки". Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд АБ «Остоженка». Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Награда за лучший спецпроект. Выставка «Объекты». Фотография © Дмитрий Павликов
Проект «Шахматы», кафедра дизайна архитектурной среды, МАРХИ. Фотография © Алла Павликова

В разделе «Архитектура» первое место присудили выставке молодой команды PLAN_B ARCHITECTS, впервые участвовавшей в Арх Москве. Проектная группа А2 во главе с Петром Виноградовым, представившая в рамках фестиваля также результаты деятельности архитектурной школы «Эволюция», получила второе место за выставку «Русские промышленные дома». Третье место присудили экспозиции компании ППФ «Проект-Реализация».
Архитектурное бюро Plan_B. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Промышленные дома Петра Виноградова. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Награждение за лучшую экспозицию в разделе «Архитектура». Проектная группа А2. У микрофона Петр Виноградов. Фотография © Алла Павликова
Archistudio, памяти Марио Беллини. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Archistudio, памяти Марио Беллини. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Archistudio, памяти Марио Беллини. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

В разделе «Дизайн-бюро» диплом получил Институт бизнеса и дизайна. Экспозиция института демонстрировала работы студентов первого курса с индивидуальным пространством для творчества. В номинации «Лучшая экспозиция в разделе «Экстерьерные и интерьерные решения» дипломом I степени отметили компанию RIM.RU – организатора и спонсора церемонии награждения, и последовавшей за ней afterparty. Их яркая экспозиция созданная бессменным Владимиром Кузьминым и бюро «Поле-Дизайн» в очередной раз покорила всех гостей Арх Москвы. Еще одно первое место в этом разделе получила лаконичная и остроумная инсталляция концерна «Крост», придуманная Анной Медлевой. Третьего места в данной номинации не оказалось, зато второе разделили сразу две экспозиции: UNIZARO и Архитайл. Диплом за лучшую концептуальную подачу материалов получила компания ЮБК, соорудившая на втором этаже ЦДХ прозрачную конструкцию из подвижных стекол.
RIM. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
RIM. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Награждение компании RIM.RU. Владимир Кузьмин, автор дизайна экспозиции. Фотография © Дмитрий Павликов
Награждение концерна «КРОСТ». Анна Медлева, автор дизайна экспозиции. Фотография © Дмитрий Павликов
Награждение представителя компании ЮБК. Фотография © Дмитрий Павликов

В разделе «Свет в архитектуре» дипломы трех степеней достались компаниям Centrsvet.ru, третий год подряд занимающей первое место, Artlight и «Неон Проект» соответственно. Также свои награды получили участники раздела «Архитектура и Жизнь» – «Донстрой», «Галс-Девелопмент», «Крост», URBAN GROUP, PSN GROUP и «Вектор Инвестментс».
Награждение представителя компании CENTRSVET.RU. Фотография © Алла Павликова
Centrsvet. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Centrsvet. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Centrsvet. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
***

Ниже публикуем полный список наград, предоставленный орагнизаторами XXI архитектурной выставки Арх Москва и V Московской биеннале архитектуры:

Номинанты на звание «Архитектора года-2016»:

Максим Атаянц
Борис Бернаскони
Тотан Кузембаев
Никита Явейн
WOWHAUS

Лучшая экспозиция 5 Московской биеннале архитектуры

Экспозиция Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
Куратор: Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы
Дизайн: бюро CITIZENSTUDIO

Экспозиция «АРХИТЕКТУРА И ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Кураторы: Елена Гонсалес и Рубен Аракелян
Дизайн: архитектурное бюро WALL

speech: norway – фотовыставка «Национальные туристические дороги Норвегии».
Организатор: журнал speech: при поддержке Посольства Норвегии в России.
Куратор: Анна Мартовицкая
Дизайн экспозиции: Сергей Чобан, Андрей Перлич

Лучший кураторский проект

Проект: «Архитектура и социум»
Куратор: Елена Гонсалес

Проект: Архитектура OFF-LINE. Жить в Архитектуре
Кураторы: Рубен Аракелян и Айк Навасардян
Дизайн экспозиции: архитектурное бюро WALL
Партнер проекта: Москва – Сервис

Проект: АрхиГрафика 2015-2016
Организатор: сайт Аrchplatforma.ru (Группа сайтов 360.ru)
Куратор: Екатерина Шалина

Лучшая премьера 5 Московской биеннале архитектуры

Проект «Приметы городов»
Организаторы: коммуникационное агентство «Правила Общения», сообщество ARCHiPEOPLE
Куратор проекта: Юлия Зинкевич
Дизайн экспозиции: Илья Мукосей

Лучший идеологический проект 5 Московской биеннале архитектуры

Выставка «Швейцарские посёлки»
Авторы: Елена Косовская и Юрий Пальмин
Архитекторы выставки: Кирилл Асс и Надежда Корбут
Графический дизайн groza.design
При поддержке фонда «Про Гельвеция» и архитектурного бюро Проект Меганом

Лучший специальный проект в области дизайна

Посвящение архитектору Марио Беллини. PASSION CALLED PROJECT
Организатор ARCHISTUDIO
Куратор: Ирина Шутько
Партнеры проекта: CASSINA и салон ФЛЭТ Интерьеры

Учебный проект «Шахматы»
студентов II курса Кафедры Дизайна архитектурной среды МАРХИ
Руководители: Владислав Савинкин, Владимир Кузьмин, Ксения Янькова

Выставка русского промышленного дизайна «ОБЪЕКТЫ»
Организатор: FINEOBJECTS

Лучший проект-исследование

Принципы формирования жилой среды: диалог девелопера и архитектора
Архитектурное бюро ОСТОЖЕНКА

Wow-фактор – Wowfactory: как продать жилье
Архитектурное бюро Wowhaus

Лучшая экспозиция в разделе архитектура – арх маркет

Диплом I степени
PLAN_B ARCHITECTS

Диплом II степени
ПРОЕКТНАЯ ГРУППА А2
Русские «промышленные дома»

Диплом III степени
ППФ ПРОЕКТ-РЕАЛИЗАЦИЯ

Лучшая концепция участия в разделе «дизайн-бюро»

Диплом
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ДИЗАЙНА

Лучшая экспозиция в разделе «экстерьерные и интерьерные решения»

Диплом I степени
Компания RIM.RU
Дизайн экспозиции: Владимир Кузьмин – Поле-Дизайн

Диплом I степени
КОНЦЕРН «КРОСТ»
Дизайн экспозиции: Анна Медлева

Диплом II степени
Компания UNIZARO

Диплом II степени
Компания АРХИТАЙЛ

Лучшая концептуальная подача материалов

Компания ЮБК

Номинация «ЛУЧШАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В РАЗДЕЛЕ «СВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ»

Диплом I степени
Компания CENTRSVET.RU

Диплом II степени
Компания светотехнических решений ARTLIGHT

Диплом III степени
Компания НЕОН ПРОЕКТ

24 Мая 2016

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Видео: массовое жильё
Запись круглого стола, посвященного архитектуре московского массового жилья на Арх Москве-2016. Участники: представители девелоперских компаний и Москомархитектуры.
speech: местное
В конце мая, на XXI Международной выставке архитектуры и дизайна Арх Москва, состоялась презентация шестнадцатого номера архитектурного журнала speech:, посвященного теме «Местное». Подробнее о содержании нового номера рассказывает главный редактор speech: Анна Мартовицкая.
Пресса: Роттердам, Москва, Венеция. Высшая школа урбанистики...
В апреле и мае Высшая школа урбанистики приняла участие в трех крупнейших архитектурных биеннале — Роттердамской, Московской и Венецианской. На выставках были представлены результаты независимых исследований Школы, студенческие проекты, а также итоги международного студенческого воркшопа, организованного ВШУ.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Огонь в скале
В конкурс на проект здания Национального музея архитектуры и дизайна в Хельсинки было подано 624 заявки. Принять участие удалось и российскому бюро Rhizome: команда предложила «оболочку» в виде скального массива, общественное пространство на кровле и конструктивную схему, которая сочетает железобетон и клееную древесину.