«Я надеюсь, что я еще не легенда», – так начал свою лекцию Хельмут Ян. На самом деле это имя уже вписано в историю современной архитектуры – во всяком случае, Хельмут Ян входит в десятку самых влиятельных архитекторов Америки и является десятикратным обладателем премии Американского института архитектуры (AIA). Он строит аэропорты и корпоративные здания для крупнейших международных компаний. Как архитектор Хельмут Ян сформировался в атмосфере самого изысканного и классически строгого модернизма Людвига Миса ван дер Роэ, у которого он учился после того, как, окончив Высшую техническую школу в Мюнхене, эмигрировал в США. На вопрос о роли харизматической личности учителя в его жизни, Хельмут Ян ответил так: «Я приехал в Чикаго, чтобы учиться в Иллинойском институте технологии в 1966-м и собирался провести там всего год. Но прошло уже 42 года, а я все еще там. Вот так повлиял на меня Мис». Правда архитектор тут же заметил, что все-таки не относится к тем, кто настолько поклоняется личности Миса Ван дер Роэ, что теряет себя в его свете. Между тем современное отношение к архитектуре как к предмету искусства он не принимает – для Хельмута Яна гораздо ближе ее функциональное и экологичное понимание:
Хельмут Ян:
– «Для меня архитектура это не только эстетическое восприятие – если она такова, она становится индивидуалистической. Сейчас архитектура позиционирует себя как какое-то произведение искусства и зачастую суть ее в том, чтобы отличаться от чего-то другого. Но это не значит быть лучшей. Новое в современной архитектуре предполагает ответственность гораздо большую, чем просто решение формы и эстетики. При этом ответственная архитектура неразрывно связана с окружающей средой посредством дизайна, а не только через дополнительные инженерные и механические системы. В противном случае технология становится самоцелью».
Концепция «Архи-нерии» как нового направления, призванного отказаться от четкого разделения архитектуры и инженерии, родилась в начале 1990-х и стала определяющей в творчестве Хельмута Яна в течение всего последующего десятилетия:
Хельмут Ян:
– «Суть в том, что архитектор вынужден обращать больше внимания на технические последствия создаваемых им форм, а не просто рассчитывать на то, что инженер справится с технической стороной проекта, а инженеры, в свою очередь, должны учитывать эстетические аспекты применения тех или иных компонентов или решений. Если попытаться объединить под общим заглавием все вопросы интеграции энергии, экологичности и комфорта, то правильным термином будет рациональное проектирование. Всегда хочется сделать здание оптимальным и максимально утилизированным. Но это нужно делать прежде всего за счет использования естественных ресурсов, а механическое оборудование свести к минимуму. Здание должно быть прозрачным и дематериализованным и возвышать сами материалы до уровня искусства.
В первую очередь надо обратить внимание на дневной свет, естественную вентиляцию, ветер и воду, как наиболее эффективные энергоносители, при помощи которых достигается жизнеспособность окружающей среды и безопасность механических систем. Наиболее явно эти идеи отражены в конструкции фасада, который является совместным плодом инженера и архитектора. Фасад – это компонент, регулирующий атмосферу внутри здания и взаимодействующий с дневным светом, естественной вентиляцией, солнечной энергией и их обратной связью с инженерным обеспечением».
В ходе лекции Хельмут Ян показал больше десятка проектов по всему миру, сделанных его мастерской Murphy/Jahn за последние 8-10 лет. Большей частью это многофункциональные комплексы, спроектированные по заказу крупных компаний, и очень часто это высотные сооружения. Архитектор начал с Сони центра – хорошо известного всему миру проекта, который стал заметной, если не сказать – центральной, частью реконструкции Берлина. Спроектированное в форме окружности, это сооружение – пример нового типа крытого городского пространства, в котором сосуществуют жилой, деловой и развлекательный районы города. Особую сложность представляла крыша этого обширного сооружения, по словам Хельмута, она – «произведение искусства, символ Берлина».
‘Highlight towers’, выстроенные по проекту Хельмута Яна в Мюнхене (2000-2003), воплощают, по его собственному убеждению, одно из принципиальных качеств модернистской архитектуры. По словам архитектора, это пример постройки, в которой нет ничего лишнего.
Хельмут Ян:
– «‘Highlight towers’ расположены на въезде в город, на пересечении периферийного кольца с автобаном. Это комплекс, составленный из двух тонких зданий, соединенных между собой переходами таким образом, что они конструктивно независимы друг от друга. Переходы можно разобрать и или перемещать с одного этажа на другой. Это не вполне минимизированная конструкция, скорее дематериализованная».
Несмотря на то, что вот уже больше 40 лет Хельмут Ян живет в Чикаго, где находится и его главный офис, архитектор больше строит для родной Германии и у него не так много проектов в США. Хельмут Ян объясняет это тем, что в штатах «не привилась такая утонченная технология строительства». И все же для одного клиента в Чикаго архитектор спроектировал жилой комплекс, представляющий собой 40-этажную башню с парковкой в основании здания и социально-бытовой инфраструктурой на крыше. Технология фасада позволяет использовать 60-70 % солнечного освещения, учитывая, что в Чикаго, наподобие Москвы, не так уж много солнца. Вообще же архитектор считает, что «это вопрос времени, когда здания такого типа появятся в Москве».
Там же в Чикаго, по проекту Хельмута Яна было построено студенческое общежитие ‘IIT’ знаменитого Иллинойского института (2001-2003). Это здание-стена, состоящее из шести жилых блоков с прозрачными входными двориками и двумя воротами. Вдоль этого здания, расположенного в восточной части квадратного кампуса, проходит линия навесной железной дороги, по имени которой архитектор называет проект State Street Village.
Год назад открылся один из самых больших аэропортов в мире – «Суварнабхуми» (Suvarnabhumi, «Золотая земля») в Бангкоке, над проектом которого бюро Murphy/ Jahn работало около восьми лет (1995-2004).
Хельмут Ян:
– «Аэропорт становится первым впечатлением о городе, в который вы прибываете, и это последнее, что вы посещаете, когда уезжаете. Я сделал несколько аэропортов и некоторые из них – это своего рода миниатюрные макеты городов, где есть площади и улицы. Это последовательность пространств, которые по ощущениям сходны с опытом города, причем хорошего города, где вы много гуляете, в то время как в плохом вам приходится много ездить на автомобиле. Огромную крышу «Суварнабхуми» как символ страны вы видите, еще не приземлившись».
Здание масштабов городского квартала Хельмут Ян также спроектировал для крупной химической компании в Женеве (Horizon Serono, 2003-2004). «Это здание – миниатюрная модель города и представляет все его функции». Еще один пример корпоративного здания – «Войз» в Гайденгайне (Германия). Это здание округлой формы: «Объект выглядит как механический, как некое оборудование, как инопланетный корабль. В зависимости от погодных условий здание может менять свою форму».
Хельмут Ян много проектирует для Ближнего Востока. Недавно началось строительство 200-метровых башен в Аммане (Limitless towers названы так по имени строящей их девелоперской компании). Это два тонких высотных здания, ориентированные на Старый город, с запада на восток. Сам город расположен на известняковых горах, поэтому в облицовке небоскребов активно используется этот материал в виде каменных экранов на фасадах, которые являются эффективной защитой от солнца. На значительной высоте башни соединяются мостом-переходом, где размещены бассейн и спорт клуб со стеклянным полом.
Для города Доха в Катаре Хельмут Ян спроектировал самое высокое здание – многофункциональный комплекс Barwa tower с 570-метровой башней. Огромное конусовидное тело этого сооружения имеет в основе своей конструкции восемь колонн, которые передают нагрузку на центр. Башня стоит прямо у воды залива. Это было осмыслено в способе подсветки – внизу она голубая, словно вода, и время от времени «поднимается» и «опускается». В западной части расположен конференц-холл, заостренная треугольная форма которого, по словам Хельмута Яна, напоминает нож.
Пожалуй, единственным нереализованным проектом, о котором рассказал Хельмут Ян, была конкурная работа для городка Масдар, расположенном в Эмиратах недалеко от Абу Даби. Конкурс они проиграли, но архитектор не мог не упомянуть этот проект, поскольку считает его самым продвинутым из всего, что вышло из мастерской Murphy/ Jahn.
Хельмут Ян:
– «Это здание должно было само производить необходимые энергоресурсы. Начнем с того, что оно на 30% менее энергоемкое, чем обычно. Здесь максимально используется солнечная энергия, ведь в Дубае до 90% солнечных дней в году. Фасады защищены экранами с двойными складками, которые позволяют максимально использовать дневное освещение, вентиляцию, а также создавать максимальный обзор. Общественные дворики и частные сады внутри здания защищены специальными крышами с «ветроулавливателями», которые оснащены регулируемыми вентиляционными решетками и жалюзи, защищающими от попадания прямого солнечного света. Они обращены в сторону морских ветров, дующих с северо-запада, одновременно защищая от песчаных бурь на юго-востоке.
Это только начало в движении к энергосберегающим технологиям – иногда застройщику просто невыгодно платить за них такие деньги. Но мы, как ответственные архитекторы, должны их убедить. Мы верим в архитектуру чистоты, целостности и аутентичности, которая позволит нам изменить жизнь. Архитектура только тогда может быть совершенна, когда она стремится к преодолению ограничений».
Хельмут Ян – архитектор, задумывающийся об экологических технологиях будущего, и при этом до сих пор рисующий вручную, на бумаге. Он не скрывает своей принадлежности «к другому» (не компьютеризированному) поколению – и шутит, что использует компьютер только для показа слайдов.
Хельмут Ян:
– «Таких людей моего поколения много в нашем бюро. В отличие от молодежи, мы знаем, как построить здание, но не знаем, как им пользоваться. На мой взгляд, компьютерные технологии уравнивают всех архитекторов между собой, т.к. любой может сделать хорошую визуализацию. Но архитектура всегда выражала себя, прежде всего, посредством чертежей и эскизов, причем не всегда предполагалось красиво рисовать. Это как письмо… Об утрате этого я больше всего сожалею в современной архитектуре компьютерных технологий и всегда рекомендую молодежи, чтобы они не были подвластны этим удобствам и не забывали того, чем они занимаются».