Неизбежное будущее

Начался закрытый конкурс на разработку архитектурной концепции музейного комплекса ГМИИ им. А.С. Пушкина.

mainImg
Нынешний архитектурный конкурс – ожидаемый эпизод в истории московского Музея изобразительных искусств. Когда Норман Фостер в 2013 отказался от дальнейшей работы над проектом реконструкции ГМИИ, закончилась эпопея, длившаяся с 2007: тогда британский архитектор был приглашен для создания на Волхонке Музейного городка – точнее, придания ему четкой и связной формы. Его уход, очевидно позволил руководству музея пересмотреть цели и задачи грядущего обновления с помощью французского консалтингового бюро Avesta Group Consultancy.

Как и бюро Фостера, бюро Avesta сотрудничало с ГМИИ с 2007; в портфолио французских специалистов во главе с Полем Алезра самые разные музеи – от лондонской Галереи Тейт до венецианских «выставочных залов» Франсуа Пино, Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Сейчас они представили новую концепцию развития музея, которая, в отличие от предыдущего варианта, больше учитывает сложный исторический контекст и необходимость задать комплексу открытый, общественный характер.

Постройки на Волхонке чрезвычайно разнородны по возрасту и размеру; очень важно даже наличие или отсутствие в них подвала, так как планируется соединять корпуса подземными коридорами. Это качество исходного материала сочетается с поразительным разнообразием планируемой программы: это и рассчитанная на молодежь зона дизайна (территория напротив Храма Христа Спасителя), и Новый музей (Галерея старых мастеров в бывшей усадьбе Вяземских-Долгоруких, лужайка перед ней, где можно даже ставить летние павильоны, новый главный вход музея с фасада по Малому Знаменскому  переулку), Образовательный центр вокруг «Мусейона» и т. д.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и директор ГМИИ Марина Лошак на пресс-конференции 10 апреля 2014 в Москомархитектуре. Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина
Avesta Group Consultancy. Предлагаемый мастерплан комплекса ГМИИ им. А.С. Пушкина. Предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина

На базе этой концепции и проводится архитектурный конкурс; на посвященной его старту пресс-конференции в Москомархитектуре директор ГМИИ Марина Лошак назвала его непростым новым шагом на пути развития музея, но шагом таким же неизбежным, как неизбежно наше будущее. Приглашенные к участию в закрытом конкурсе архитекторы – «Проект Меганом», «Сергей Скуратов architects» и ТПО «Резерв» – должны будут действовать в рамках обновленной концепции Avesta, учитывая основные ценности заказчика. Среди этих ценностей ключевая – максимальная открытость Музейного квартала: все заборы и ограды, за исключением исторических, должны быть убраны, переулки внутри него – превращены в пешеходные зоны. Посетители смогут беспрепятственно перемещаться по этой территории, причем особую роль сыграют ее зеленые части, столь ценные для центра мегаполиса. Зимой это перемещение будет активнее происходить по подземным переходам, которые помогут распределить людские потоки и, по возможности, избавиться от очередей, давно ставших своеобразной достопримечательностью Волхонки.
Участники пресс-конференции 10 апреля 2014 в Москомархитектуре: И.А. Антонова, В.И. Толстой, С.О. Кузнецов, М.Д. Лоошак, Е.Б. Миловзорова. Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина

Новое строительство сосредоточится в восточной части Музейного городка, где появятся корпуса с запасниками (9000 м2), реставрационными мастерскими (3000 м2) и выставочными залами (5000 м2). Экспозиционные пространства разного размера и специализации Марина Лошак планирует устроить во всех зданиях ГМИИ, причем, в соответствии с актуальной музейной практикой, и хранение, и даже мастерские будут в той или иной степени доступны для осмотра. Также планируется создать публичную библиотеку, охватывающую тему книжной иллюстрации и жанра «книга художника». В музейном квартале появятся кинозалы, кафе и музейные магазины, закрывающиеся позже собственно музея, чтобы квартал каждый вечер не вымирал, а допоздна оставался центром культурной и общественной активности.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов отвечает на вопросы журналистов после пресс-конференции 10 апреля 2014 в Москомархитектуре. Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина

В западной части комплекса, рядом с бензоколонкой 1930-х годов (ее перенос на новое место – дело решенное, заявил на пресс-конференции главный архитектор столицы Сергей Кузнецов), планируется устроить магазин и учебный центр дизайна, а также «летнее лобби» ГМИИ. В будущем, возможно, там появится аудитория на 500–600 мест, за создание которой выступают и Марина Лошак, и президент ГМИИ Ирина Антонова.

Возвращаясь к архитектурному конкурсу, Лошак в беседе с журналистами подчеркнула, что не видит проблемы в том, что для всех трех участников это первый музейный проект: все бывает впервые, зато эти архитекторы безусловно талантливы и опытны, а также им дорог музей имени Пушкина. Ее поддержал советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой, выразивший удовлетворение тем, что возможность показать себя дали российским архитекторам, в то время как раньше ключевые отечественные конкурсы часто выигрывали иностранцы. Узнать, какие плоды принесет эта инициатива, мы сможем уже 24 июня 2014: тогда будет объявлен победитель конкурса на архитектурную концепцию комплекса ГМИИ.

11 Апреля 2014

Пресса: Музейный городок ГМИИ: от Нормана Фостера к Юрию Григоряну
25 июня 2014 г. в Государственном музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина были объявлены итоги закрытого конкурса на создание архитектурной концепции Музейного городка ГМИИ. Победителем стало бюро «Проект Меганом» во главе с Юрием Григоряном. Теперь этому известному московскому архитектору предстоит возглавить новый этап уже многолетних строительных работ по реорганизации обширной территории к юго-западу от Кремля c большим количеством разнородной исторической застройки.
Пресса: Музейный городок ГМИИ: три концепции
Подробный анализ трех проектов, участвовавших в закрытом конкурсе на разработку архитектурной концепции развития Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Финальная версия победившего бюро «Проект Меганом» должна в итоге учесть сильные стороны всех трех решений.
Пресса: «Кто-то имеет в виду нашу территорию. За нее зверски...
Проект Юрия Григоряна, победивший в конкурсе на архитектурную концепцию ГМИИ имени Пушкина, устроил многих, но не инициатора грандиозной реконструкции Ирину Антонову. 92-летняя президент Пушкинского рассказала корреспонденту «Известий» о том, как музей будет бороться за новые здания и почему власти предпочитают цветочки на траве «пятилистнику» Нормана Фостера.
Пресса: «Мы находимся в состоянии транзита»
На прошедшей неделе стали известные результаты конкурса на реконструкцию Пушкинского музея. Теперь квартал на Волхонке ожидает долгая и тотальная перестройка. «НИ» встретились с директором ГМИИ имени Пушкина Мариной Лошак и выяснили, как будет меняться всемирно известный храм искусств и каким видит его будущее новый директор.
Пресса: Юрий Григорян: Новое основание для музея
Архитектурное бюро «Проект Меганом» стало победителем конкурса на разработку архитектурной концепции развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. Основатель бюро, архитектор Юрий Григорян рассказал об особенностях конкурса и своем проекте.
Пресса: Музейный квартал как концепция архитектора
Подведены итоги конкурса на разработку архитектурной концепции развития Музея изобразительных искусств имени Пушкина, то есть создания в районе улицы Волхонка и музейного комплекса, и общественного пространства.
Пресса: Когда прекратится зачистка архитектурного наследия?
Обсуждение «болевых точек» московской архитектуры с членом президиума общественного экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексеем Клименко и членом Президентского совета по культуре Константином Михайловым.
Пресса: Энрике Собехано выступил в Пушкинском музее
Член жюри конкурса по развитию Пушкинского музея изобразительных искусств и автор ряда известных проектов музеев и музейных реконструкций, партнер-основатель мадридского бюро Nieto Sobejano Arquitectos, Энрике Собехано выступил с лекцией в Отделе личных коллекций.
Пресса: Конкурс на архитектурную концепцию развития Пушкинского...
Объявление итогов конкурса на разработку архитектурной концепции развития Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина не прояснило, каким будет к 2020 году музей и свято для московской истории место вокруг него, где стоят все 27 прилегающих к нему строений. Приятная новость только, что ни одно из них не пострадает и останется на своем месте — даже древняя автозаправка.
Пресса: ГМИИ: сносов не будет
«Архнадзор» поддерживает отказ от сноса исторических зданий в новой концепции развития ГМИИ имени Пушкина.
Пресса: Юрий Григорян попал в Пушкинский музей
Подведены итоги закрытого конкурса на новую концепцию реконструкции ГМИИ имени Пушкина, в котором участвовали три архитектурных бюро — «Проект Меганом», студия Сергея Скуратова и ТПО «Резерв». Победителем стал «Меганом» Юрия Григоряна, чей проект, по словам членов жюри конкурса, не требует сноса памятников.
Пресса: Тендер имени Пушкина
Объявлен победитель архитектурного конкурса на концепцию развития ГМИИ им. А.С. Пушкина. Им стало архитектурное бюро «Проект Меганом», возглавляемое Юрием Григоряном. Его проект поддержали почти все — от руководства ГМИИ до строгих градозащитников из «Архнадзора». «Газета.Ru» прошла по району Волхонки и узнала, как будет развиваться музейный городок ГМИИ.
Пресса: Пушкинский музей перестроят без сносов
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина подвел итоги закрытого конкурса и назвал мастера, которому предстоит реконструировать ГМИИ и превратить целый квартал в Музейный городок. Жюри Сергеем Кузнецовым выбирало лучший проект из трех вариантов.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.