Архитектурный марафон

Ехать на Всемирный фестиваль архитектуры в Сингапур долго и дорого, стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос и все отмеченные наградами проекты – в нашем репортаже.

mainImg
Всемирный фестиваль архитектуры (WAF), по замыслу его организаторов – ключевое событие для архитекторов со всего мира, проходит каждую осень начиная с 2008; в этом году он состоялся 2–4 октября. Раньше его площадкой была Барселона, но в последние два года он переместился в Сингапур. Такая резкая перемена места была обусловлена желанием организаторов фестиваля привлечь архитекторов и девелоперов из Китая, Индии, Австралии – в общем, тех, кому раньше было неудобно летать в Европу. Теперь же неудобно стало европейцам: ведь долететь до Сингапура из Европы можно в среднем за 14 часов, так что для участия нужно действительно большое желание попасть на фестиваль. Кроме физических усилий, нужны и немалые финансовые расходы: стандартный билет на все 3 дня WAF стоит 1580 USD, хотя для студентов цены более приемлемые: 324 доллара. В стоимость не входит посещение гала-ужина в последний вечер фестиваля, на котором за вином и закусками награждают победителей во всех категориях и объявляют «Здание года». Дорого это или нет – сказать сложно. По сравнению со стоимостью некоторых событий из мира девелопмента – нет, но и такая цена является отсеивающим фактором.
zooming
«Здание года» WAF-2013 и победитель в категории «Культура» – здание Художественной галереи Тои-о-Тамаки в Окленде бюро FJMT и Archimedia. Предоставлено WAF
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF

Проходил фестиваль в бизнес-центре гостиничного комплекса Marina Bay Sands: это знаменитый отель по проекту Моше Сафди с «бесконечным бассейном» на крыше. Удобнее всего, конечно, остановиться там же: тогда от площадки фестиваля вас будет отделять лишь подземный переход. Но если вы выберете более «бюджетную» гостиницу, то сможете с легкостью добраться до фестиваля на метро или такси: общественный транспорт в Сингапуре работает без сбоев.
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Желающие принять участие в WAF архитекторы заранее присылают туда свои работы, оплачивая при этом регистрационный взнос. В результате, они получают место на общей выставке, где каждый проект представлен в виде двух планшетов формата А2. Затем жюри отбирает работы в «шорт-лист». На фестивале каждый проект этого «короткого списка» (на самом деле в нем более сотни проектов) представляет его автор – в одном из небольших залов конференц-центра перед публикой и несколькими членами жюри (учитывая число категорий (29) и участников в целом, общее количество судей фестиваля весьма внушительно: в этом году их было 76; Россию в их составе представляли Сергей Кузнецов и Петр Кудрявцев).
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Среди рассматриваемых категорий – вполне традиционные: спорт, культура, транспорт, вилла, «старое и новое». В каждой из них, в зависимости от успеха презентации проекта и решения жюри, выбирается один победитель. Кроме того, жюри может «отметить» любые понравившиеся проекты: это поощрительная премия, приятная, но ни на что не влияющая.
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Победитель в категории получает тяжелый желтый пластиковый «приз» с надписью World Architectural Festival и названием номинации. Но главное – все лидеры категорий получают право бороться за звание «Здания года». Для этого нужно вновь рассказать о своем проекте, но уже перед так называемым супер-жюри: именно оно выбирает лучший объект фестиваля.
zooming
«Ландшафт». Ботанический сад «Австралийский сад» в Крэнборне бюро Taylor Cullity Lethlean + Paul Thompson. Предоставлено WAF

Но если даже вы не претендуете на награду, то вам тоже найдется, чем занять себя на фестивале. Можно посетить презентации объектов шорт-листа, лекции известных архитекторов и девелоперов, посмотреть выставку проектов. Однако нередко приходится жалеть, что нельзя оказаться в нескольких местах одновременно. Очень сложно выбрать, куда идти: на презентацию нового музея Захи Хадид, работ мастерской SPEECH или социального жилья от барселонского бюро Miralles Tagliabue.
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF

Презентации на WAF интересны не только с точки зрения подробной информации о проекте: крайне занимательно следить за тем, как архитектор рассказывает о своей работе. К примеру, Бенедетта Тальябуэ – красавица-итальянка, талантливая владелица барселонского бюро Miralles Tagliabue, так  увлекательно рассказывает о своих проектах, что на ее презентации не все желающие помещаются в зале, и многие вынуждены слушать из коридора. Как результат, ее проект социального жилья в Испании был отмечен жюри в своей категории.
zooming
«Религия». Мечеть Санджаклар в Стамбуле бюро EAA – Emre Arolat Architects. Предоставлено WAF

Противоположный случай – презентация музея Захи Хадид. Естественно, многие посетители фестиваля, ориентируясь на «звездное» имя, собрались послушать рассказ о проекте. Но вместо самой Хадид постройку представил рядовой архитектор из ее бюро, неприятно поразив присутствующих тем, что прочел текст описания по бумажке. И потому замечательный проект много потерял в глазах жюри и публики и, в итоге, не победил в своей номинации.
zooming
Сергей Кузнецов представляет Дворец водных видов спорта в Казани на WAF. Фото © Елизавета Клепанова

Радует то, что отечественные мастерские, вошедшие в шорт-лист – SPEECH и Blank Architects – провели очень достойные презентации своих проектов. Но важно отметить, что оба этих бюро являются, по сути, международными – как и большинство ведущих архитектурных компаний мира. SPEECH представили Дворец водных видов спорта в Казани и Музей архитектурного рисунка в Берлине. Сергей Чобан и Сергей Кузнецов рассказали об особенностях этих зданий, упомянув также и о том, как сложно добиться высокого качества реализации в России. Берлинский музей был отмечен судьями фестиваля.
«Офис». Штаб-квартира компании Statoil в Осло бюро a-lab. Предоставлено WAF

На одной из площадок WAF Сергей Кузнецов рассказал о перспективах развития Москвы. Главный архитектор столицы в качестве завершения своей речи пригласил иностранные компании участвовать в российских конкурсах. Иностранные компании предложением очень заинтересовались – судя по тому, как быстро зрители начали фотографировать высветившийся на дисплее адрес электронной почты Москомархитектуры, куда они, по словам Сергея Кузнецова, могут обращаться по любым вопросам.
zooming
Сергей Кузнецов и Ким Нильсен (3XN) на WAF. Фото © Елизавета Клепанова

Из-за такого интереса участников WAF к московским конкурсам было решено продлить период регистрации на конкурс по реорганизации территории завода «Серп и Молот» на месяц, до 7 ноября 2013: конечно, это дало больше возможностей для участия не только иностранцам, но и россиянам.
zooming
Студенты МАРХИ представляют свой проект Extending Family Living Space. Фото © Елизавета Клепанова

Также в рамках фестиваля проходит международный конкурс студенческих проектов, тему для которого объявляют заранее. Первый раз на WAF представляла свою вошедшую в шорт-лист работу команда из Москвы. Студенты МАРХИ, учащиеся под руководством профессора из Мюнхена Михаэля Айхнера, разработали проект Extending Family Living Space: это энергоэффективный жилой дом, который зимой использует в качестве теплоизоляционного материала снег, а весной – воду. Жюри особо отметило не только простоту и функциональность проекта, но и прекрасно выполненную презентацию на английском языке.
zooming
«Шоппинг». Торговый центр Emporia в Мальмё бюро Wingardh Arkitektkontor. Предоставлено WAF

По приглашению Пола Финча, программного директора WAF, с лекциями выступили такие знаменитости, как Чарльз Дженкс, Дитмар Эберле и Со Фудзимото. Кроме того, наряду с архитекторами, лекции читали многие девелоперы: они рассказывали о своем позитивном опыте работы с зодчими и о вечно актуальном сюжете создания доходного бизнеса.
zooming
Лекция Чарльза Дженкса. Фото © Елизавета Клепанова

Специфика Всемирного фестиваля архитектуры – в его демократизме: любой участник может подойти там к другому, обсудить представленные проекты, обменяться контактной информацией и, возможно, договориться о будущем сотрудничестве. Здесь нет разделения на «Великих» и студентов, знаменитых мастеров и начинающих архитекторов. И даже Чарльз Дженкс, если вы отважитесь подойти к нему, с удовольствием расскажет вам о своих последних идеях. И многие из тех, кто приезжают на фестиваль каждый год, становятся хорошими друзьями.
zooming
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF

Поэтому, вернувшись к вопросу «Стоит ли посещение фестиваля таких усилий?», можно ответить «да». WAF – это не совсем всеобщая, учитывая отбор участников по факторам расстояния и финансов, но все же демократия, которая, как ни странно, может дать вам не только желтую пластиковую награду и контакты потенциальных партнеров, но и близких друзей. И на этом фоне не так уж и важно, какая именно постройка стала в этот раз «Зданием года».
zooming
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF

Но все же уточним: лауреатом гран-при WAF–2013 стало здание Художественной галереи Тои-о-Тамаки в новозеландском городе Окленда по проекту бюро FJMT и Archimedia. Отметим, что этот выбор стал неожиданностью для большинства участников: очевидным фаворитом фестиваля была «Голубая Планета», аквариум в Копенгагене по проекту бюро 3XN.
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF
zooming
«Выставка». Аквариум «Голубая планета» в Копенгагене бюро 3XN. Предоставлено WAF
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Высшее образование и исследования». Комплекс Форума Эксетерского университета бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF
«Здоровье». Новая башня госпиталя медицинского центра Университета Раш в Чикаго бюро Perkins+Will. Предоставлено WAF
zooming
«Религия». Мечеть Санджаклар в Стамбуле бюро EAA – Emre Arolat Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Досуговый центр Splashpoint в Уортинге бюро Wilkinson Eyre Architects. Предоставлено WAF
«Спорт». Спортивный колледж Fontys в Эйндховене бюро Mecanoo. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
zooming
«Отель / досуг». Гостиница Citizen M London Bankside бюро Concrete. Предоставлено WAF
zooming
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
zooming
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
«Жилье». ЖК 28th Street Apartments в Лос-Анджелесе бюро Koning Eizenberg Architecture. Предоставлено WAF
zooming
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
zooming
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
«Частный дом». Дом Left-Over-Space в Пэддингтоне, Австралия бюро Cox Rayner Architects, Casey & Rebekah Vallance. Предоставлено WAF
"Производство/Энергия/Вторичное использование«. »A Simple Factory Building" в Сингапуре бюро Pencil Office. Предоставлено WAF
"Производство/Энергия/Вторичное использование«. »A Simple Factory Building" в Сингапуре бюро Pencil Office. Предоставлено WAF
zooming
«Гражданские проекты и общество». Центр возможностей для женщин в Руанде бюро Sharon Davis Design. Предоставлено WAF
zooming
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Транспорт». Терминал круизных лайнеров в Сиднее бюро Johnson Pilton Walker Architects. Предоставлено WAF
«Вилла». Namly House в Сингапуре CHANG Architects. Предоставлено WAF
«Вилла». Namly House в Сингапуре CHANG Architects. Предоставлено WAF
zooming
«Старое и новое» – приспособление дворца Разумофски в Вене бюро Baar-Baarenfels Architekten. Предоставлено WAF
zooming
«Будущий проект года» – Национальный Китайский морской музей бюро Cox Architecture в Тяньцзине. Предоставлено WAF
zooming
«Будущий проект года» – Национальный Китайский морской музей бюро Cox Architecture в Тяньцзине. Предоставлено WAF

Поставщики, технологии

10 Октября 2013

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Архитектурный марафон
Ехать на Всемирный фестиваль архитектуры в Сингапур долго и дорого, стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос и все отмеченные наградами проекты – в нашем репортаже.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.