Современное искусство вместо спортзала

На одной из самых знаменитых в мире крыш – кровле марсельской «жилой единицы» Ле Корбюзье – открылся Центр современного искусства МаМо.

Автор текста:
Зоя Каташинская

mainImg
Речь действительно идет о ключевом памятнике модернизма – многоквартирном доме, также известном как «Лучезарный город», построенном по проекту Ле Корбюзье в Марселе в 1947–1952. В июне 2013 на его крыше-террасе отрылся новый центр современного искусства – МаМо, и прошел вернисаж его первой выставки. Город обязан этим своему уроженцу – скандально знаменитому дизайнеру Ито Морабито, больше известному под псевдонимом Ора Ито.
Кcавье Вейан. Ле Корбюзье (бюст) © diane arques; © Veilhan / ADAGP, Paris, 2013 / © Fondation Le Corbusier / ADAGP, Paris, 2013
Крыша-терраса «Лучезарного города» – Центр современного искусства MAMO © MAMO Audi talents awards – Photographe : Olivier Amsellem

История МаМо началась в 2010, когда Ора Ито узнал о продаже гимнастического зала, располагавшегося на крыше «жилой единицы». Однако переделать зал в культурный центр оказалось не так-то просто: дело в том, что, хотя это спортивное сооружение было создано уже в 1960-е годы, в 1986 его как часть ансамбля «Лучезарного города» признали памятником архитектуры. Но, благодаря содействию парижского «Фонда Ле Корбюзье», который уже давно боролся за возвращение дому его первоначального вида (который к 2010 был частично утрачен), а также при поддержке Союза собственников «жилой единицы», все препятствия были преодолены.
Крыша-терраса «Лучезарного города» – Центр современного искусства MAMO © MAMO Audi talents awards – Photographe : Olivier Amsellem

На реставрацию архитектурного памятника было потрачено около 4 млн евро, причем большая часть этой суммы была собрана жителями дома. «Нам повезло, – говорит Ито, – практически все они архитекторы, отличные профессионалы и уж точно фанаты Корбю». Сегодня терраса на крыше реконструирована в соответствии с планами Корбюзье, а сам центр МаМо расположился там, где изначально задумывалась детская художественная мастерская.
Крыша-терраса «Лучезарного города» – Центр современного искусства MAMO © MAMO Audi talents awards – Photographe : Olivier Amsellem

Дух творчества и конкретные идеи Ле Корбюзье стали основой идеологии нового центра современного искусства. Его название МаМо – сокращение от «Marseille Modulor» («марсельский модулор») или от «Marseille Main Ouverte» («марсельская открытая длань»). Пропорциональная система «модулор», соразмерная человеку, особенно актуальна в данном случае, так как она послужила основным модулем при проектировании «Лучезарного города» и отражена в размерах дверей, окон, подоконников, пандусов, ступеней… Другим универсальным знаком, предложенным Корбюзье, была «открытая длань», которую он трактовал как символ примирения: эта ладонь «открыта, чтобы получать и чтобы давать». В то же время, МаМо – это своеобразный вызов нью-йоркскому музею современного искусств МоМА. «Да, мы в Марселе неугомонные!» – заявляет Ора Ито.
Ора Ито на крыше «Лучезарного города». MAMO Audi talents awards – © Photographe: Olivier Amsellem

В новом центре разместились выставочное пространство, мастерские для художников и кафе. Каждый год планируется проведение одной выставки современного художника, создавшего для МаМо свой проект в диалоге с авангардным духом Ле Корбюзье, с его фундаментальными и универсальными идеями, а также во взаимодействии с ансамблем «Лучезарного города» и его обитателями, с жителями Марселя и всего Средиземноморья. Вокруг основной выставки, которая будет проходить в летнее время, будет выстраиваться программа различных мероприятий, где современное искусство соединится с архитектурой, дизайн – с кино, музыка – с поэзией.
zooming
Крыша-терраса «жилой единицы» в Марселе. Историческое фото © FLC – mamo.fr

Первой экспозицией МаМо стала выставка скульптора Кcавье Вейана (Xavier Veilhan) «Архитектоны» (Architectones), которая проходит в рамках программы года Марселя-Прованса – Культурной столицы Европы 2013. С 2012 Вейан работает над серией работ, созданных специально для знаменитых памятников модернизма. Первые три его проекта были реализованы в Лос-Анджелесе: в «Экспериментальном доме VDL II» Ричарда Нойтра, в Case Study House №21 Пьера Кёнига и в вилле Шитс-Гольдштейн Джона Лотнера. Четвертым стал проект для кровли «Лучезарного города», где, среди прочего, представлена статуя Ле Корбюзье, изображенного рисующим прямо на поверхности крыши своего здания.

Выставка продлится до 30 сентября 2013.
Кcавье Вейан. Мобиль (Ле Корбюзье) © diane arques; © Veilhan / ADAGP, Paris, 2013 / © Fondation Le Corbusier / ADAGP, Paris, 2013
zooming
Ле Корбюзье. «Открытая длань» © FLC – mamo.fr
Ора Ито на крыше «Лучезарного города». MAMO Audi talents awards – © Photographe: Olivier Amsellem
Ора Ито на крыше «Лучезарного города». MAMO Audi talents awards – © Photographe: Olivier Amsellem
Ора Ито на крыше «Лучезарного города». MAMO Audi talents awards – © Photographe: Olivier Amsellem
Крыша-терраса «Лучезарного города» – Центр современного искусства MAMO © MAMO Audi talents awards – Photographe : Olivier Amsellem
Крыша-терраса «Лучезарного города» – Центр современного искусства MAMO © MAMO Audi talents awards – Photographe : Olivier Amsellem
Крыша-терраса «Лучезарного города» – Центр современного искусства MAMO © MAMO Audi talents awards – Photographe : Olivier Amsellem

24 Июня 2013

Автор текста:

Зоя Каташинская
comments powered by HyperComments
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Курортный комплекс Прора на острове Рюген
Нацистский курорт Прора сейчас перестраивается под жилье и гостиницы. Фотосерия Дениса Есакова и комментарий архитектора, преподавателя TU München Елены Маркус посвящены проблеме существования архитектурного наследия тоталитаризма в современном мире и опасности аполитичного, прагматичного к нему подхода.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.