Многофункциональные комплексы – памятники современности?

29-30 марта состоялась конференция на тему «Многофункциональные здания-комплексы: краткосрочная тенденция или будущее рынка?», на которой, в частности, показали свои проекты и рассказали о своих убеждениях зарубежные и российские архитекторы – Эрик Ван Эгерат, Тони Кеттл (бюро RMJM), Роджер Кляйн, Михаил Хазанов

mainImg

Как рассказал эксперт из Knight Frank Константин Романов, под многофункциональными комплексами (МФК) традиционно понимается сооружение, в котором соединяются три и более назначения, приносящие коммерческий доход. При этом эксперт добавляет, что потребительские группы не должны быть связаны между собой только тогда это будет многофункциональный комплекс. Между собой МФК делятся на две группы: вертикальные и горизонтальные. Высотное здание сложнее в строительстве и эксплуатации, в нем больший коэффициент потерь – 30% и меньше площади. МФК по своей природе скорее градостроительные программы, направленные на регенерацию района, поэтому их строительство требует больших инвестиций и под силу только крупным девелоперам. Спрос на комплексы сейчас небольшой и в Москве реализовано чуть больше 50 объектов.

Выступление архитекторов на конференции проходило в режиме case stady – то есть иллюстрирование темы на примере собственных проектов. Роджер Кляйн, директор SwankeHaydenConnell Architects (США), создают в Москве несколько МФК – башню «Евразия» в ММДЦ «Москва-Сити» и превращают в многофункциональный комплекс завод «Слава», что на пересечении Ленинградского шоссе и Тверской-Ямской. Наиболее важным условием существования МФК архитектор считает регулирование транспортных потоков – «иначе инвестиции не окупятся», поэтому проект планирует создание дополнительной магистрали и 4-уровнего подземного паркинга. Ансамбль комплекса составляют шесть зданий с самым высотным в 22 этажа в центре, на который будет водружен большой экран. В центре здания будет обязательное общественное пространство - Зимний сад, который можно модифицировать и в каток и в сцену. Кляйн рассказал, что в комплексе самое главное и что хочет видеть заказчик: «…конечно, это самобытный, ни на что не похожий проект, соединение различных функций и частей и последнее, но не менее важное – окупаемость вложенных инвестиций». Ключом успеха при этом является удобный подъезд, иначе говоря, доступ к объекту.

Архитектор Михаил Хазанов отметил, что тема многофункциональных комплексов в целом на нова – достаточно вспомнить средневековые монастыри, тюрьмы, советские пансионаты – все это были микро-города. При этом, по его словам, современные МФК имеют ряд ограничений – они не должны строиться в центре, отводя удар от исторической части города, и вообще лучше им быть вынесенными за черту города, в отдельные сателлиты, как например, в Вашингтоне или Астане. Один из подобных проектов – город  в городе «Химки-Сити», в котором кроме разве что исторических мест будет полное обеспечение современной жизни: дома, офисы, магазины, культурные и развлекательные центры, социальные объекты, а также парки, сады, водные бассейны и акватории. Проект рассчитан на развитие унылой депрессивной территории – с помощью создания новых акцентов «больше, шире, выше», за которыми будет открываться целый мир, закрытый со стороны МКАДа. На вопрос об основной загрузке на главных магистралях архитектор ответил, что поскольку Москва всегда развивается «от звездочки к кружочку» то постановка крупных объектов на пересечении центробежных сил и ринга вызовет к жизни развитие дорог, так как в первую очередь это будет выгодно самим инвесторам.

Архитектурное бюро RMJM, ставшее недавно известным в России из-за газпромовского небоскреба, в лице исполнительного директора Тони Кеттла отметило, что при создании МФК они ориентируются на контекст местности – для создания уникального решения, на культурное содержание региона и рациональное соединение функций. В подтверждение этого бюро представило проект дворца бракосочетания Сити Палас для «Москва-Сити» в котором закрученная в спираль башня должна быть символом объятий. Как отметил автор, на создание такой формы его вдохновила спиралевидная форма башни Татлина и купола православных соборов. Вторым проектом «icon-building» тоже закручивающейся формы является башня  «Газпром-Сити», которая по собственным словам выступавшего «является искрой,  которая может зажечь депрессивный район». При чем, по мнению автора, в отличие от Москвы здесь не подходит формат Сити и нужна только одна башня. Как и ожидалось от журналистов пошли вопросы – о правильности места для высотной башни, на что автор и ген директор «Сити Палас» Андрей Мариничев ответили, что для Санкт-Петербурга идея вертикалей традиционна и проект находится достаточно далеко от исторического центра. Они сказали, что любят этот проект и надеются на его согласование.
 
Достаточно амбициозным было выступление голландского архитектора Эрика Ван Эгерата, позиция которого несколько противоположна его предшественникам. Архитектор считает, что современная жизнь очень многообразна и поэтому смешение самых разных функций «всего и вся» как нельзя лучше отражают это: «не важно какой у тебя стиль, какое направление и т.д. - главное, чтобы объект был хорошим и приятным для жизни».

«Почему Москва такой богатый город, а строят здесь так однообразно?» - задается вопросом Эгерат и предлагает несколько проектов МФК для России – один для Санкт-Петербурга недалеко от Новой Голландии и Маринки, другой для «Золотого острова» в Москве. По мнению архитектора, функции здания не должны быть демонстративными, кричащими, все должно выглядеть как единый большой проект. При этом конкретно для России Эгерат рекомендует каждый раз создавать что-то необычное и не копировать то, что сделано в Азии или Америке. Так, к примеру, в МФК для «Золотого острова», напротив храма Христа Спасителя, автор предлагает связать два берега и приобщить объект к русскому контексту, поместив на фасаде картины русских художников – эту идею архитектор продвигает уже несколько лет после неудачи комплекса «Авангард» на Якиманке. К высотным зданиям Эгерат относится плохо, он считает, что строить вверх сложно, к тому же есть опасность сделать «мертвый объект», а также построить одно большое здание рядом с другим. «Форма не так важна – главное чтобы проект имел долгоиграющее значение». 
 
Несложно заметить, что все выступавшие архитекторы сошлись на том, что у многофункциональных комплексов есть будущее, но с разными оговорками. Они нужны в неразвитых районах и при этом требуют хорошей инфраструктуры, в том числе транспортной, плюс немалых вложений. Комплексы надежнее строить горизонтальными, а перед строительством проводить маркетинг территории для выявления «не занятых» функций. Важно правильно распределить назначения и соответственно не связанные между собой потоки, а также создать благоприятные общественные зоны. При этом надо найти баланс между общественными зонами и коммерческими, чтобы комплекс окупался. И еще, любому проекту следует быть «самобытным» и одновременно считаться с контекстом, что тоже влияет на спрос и цену. 

Выступление Эрика Ван Эгерата. Фотографии Ирины Фильченковой.
zooming
Проект переcтройки завода «Слава» Роджера Кляйна
Перекрытия ж/д путей. Проект М. Хазанова
Проект «Химки-Сити» М. Хазанова.
Проект башни «Газпром-Сити» RMJM
Макет дворца бракосочетания «Сити Палас» в «Москва-Сити»

02 Апреля 2007

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Лекарство и не только
В нижегородском баре «Травник» бюро INT2architecture создало атмосферу мастерской зельевара: пучки трав-ингредиентов свисают с потолка, штукатурка имитирует землебитные стены, а самая эффектная часть – потолок с кратерами, напоминающими гнездо птицы ремез.