Ведут в счете

В разных частях планеты памятники архитектурного наследия оказываются близки к гибели или, наоборот, оказываются в самом выгодном положении. На текущий момент, по счастью, хороших новостей больше.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

01 Марта 2011
mainImg
В Порт-о-Пренсе, столице Гаити, в прошлом январе, в годовщину разрушительного землетрясения, торжественно открылся после реконструкции «Железный рынок» («Рынок Ипполита») — чугунное сооружение конца 19 столетия. Он, как и многие подобные «изделия», был произведен во Франции. Он должен был стать вокзалом Каира(!), но в итоге оказался на Гаити. Два его зала были приспособлены под торговлю, но главное в рынке — его замысловатый главный вход с часами и парными минаретами высотой более 20 м.
zooming
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret
zooming
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret
zooming
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret

Еще в 2008 от пожара сильно пострадал один из залов, а землетрясение довершило дело. Казалось, рынок уничтожен, но ирландский миллиардер Денис О'Брайен (Denis O'Brien), владелец одного из ведущих сотовых операторов Гаити Digicel, выделил на его спасение 12 млн. долларов и пригласил британского архитектора Джона МакАслана для руководства проектом. Значительную часть сооружения пришлось возвести заново из стальных конструкций, включая крыши залов (общая площадь – почти 2000 м2, высота – 10 м), также они получили новые опоры и Х-образные фермы, которые должны спасти сооружение в случае новой катастрофы. Немало труда потребовалось для реконструкции входа; в частности, часы пришлось для ремонта отправить их первоначальному производителю во Францию.
zooming
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе сразу после землетрясения в январе 2010 © Roger Lemoyne

Но рынок удалось открыть к запланированной дате, чтобы показать жителям Гаити, что, несмотря на очень тяжелое положение в стране, ситуация будет улучшаться. О'Брайен взял на себя управление рынком на ближайшие 50 лет, а также задумал открыть в столице несколько базаров меньшего размера: это должно хотя бы частично упорядочить жизнь в Порт-о-Пренсе и облегчить жизнь местным торговцам.
«Сигрем-Билдинг» в Нью-Йорке

Знаменитый небоскреб Людвига Мис ван дер Роэ «Сигрем-Билдинг», напротив, остается в стороне от любых потрясений. Он привлек внимание общественности по другому поводу: в нем зарегистрированы самые богатые люди США, если считать по почтовым отделениям. Как и многие другие высотные здания Нью-Йорка, эта башня имеет собственный почтовый индекс, а именно по индексам одна из общественных организаций составила рейтинг мест с самым высоким средним доходом населения, основываясь на открытой налоговой отчетности.
«Сигрем-Билдинг» — офисная башня, но американский налогоплательщик может указывать любой удобный ему адрес для получения налоговых документов. Поэтому среди тех, чей доход составляет в среднем $13,9 млн. в год (данные по 2007), могут быть как работающие там бизнесмены, так и миллионеры, чьими делами управляют компании, имеющие там свой офис.
zooming
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com

Еще один памятник «героического модернизма», который может выиграть от соседства с богатыми людьми — терминал авиакомпании TWA Эро Сааринена в нью-йоркском аэропорту Кеннеди. Последнее десятилетие прошло для него бурно: в 2001 TWA разорилась, постройка перешла к компании JetBlue, которой был нужен более крупный и удобный терминал — к тому же сооружение 1962 года не соответствовало требованиям безопасности, введенным после 11 сентября 2001.
zooming
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com
zooming
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com
zooming
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com

Замаячила угроза сноса, но новый терминал в итоге построили рядом, а старый оказался никому не нужен. Его отреставрировали и удалили асбест на средства Портового управления Нью-Йорка, но, кроме проведенной там единожды художественной выставки, никакого применения не нашли. Но теперь идея есть: чиновники ищут застройщика для строительства между зданием Сааринена и терминалом JetBlue бутик-отеля на 150 мест. Терминал TWA будет играть роль его вестибюля с дорогими магазинами и ресторанами, благо архитектор предусмотрел для них место. Хотя некоторые вопросы «приспособления» представляют потенциальную опасность для памятника, «элитарность» программы гарантирует уход за ним и небольшой износ.
zooming
Школа в Вейланде. Фото © Christine Cipriani

Но не все постройки модернизма ценятся публикой одинаково: снос ждет среднюю школу в Вейланде близ Бостона, построенную бюро Вальтера Гропиуса The Architects Collaborative в 1960 (хотя и без участия самого мастера). Для своего времени это была одна из передовых школ — с планом типа кампуса, где располагались сначала 6, а затем 8 корпусов разного назначения. Из них сохранят лишь легкоатлетический манеж, остальное заменят на малоинтересный, почти типовой дизайн — зато с более просторными помещениями, современной проводкой и без асбеста. Руководство школы посчитало, что реконструировать старое здание слишком дорого: легче построить новое. Впрочем, в таком решении нет ничего нового для США: по подобным причинам снесли в Чикаго Госпиталь Майкла Риза, построенный по генплану Гропиуса и под его руководством (при этом уничтожили и более ранние больничные корпуса — начала 20 века), и более эффектную, чем в Вейланде, школу Ривервью в Сарасоте Пола Рудольфа — а ведь ее пытался спасти Норман Фостер.
zooming
Трашиганг-дзонг в Бутане. Фото © Stephen J. Kelley/World Monuments Fund

Но закончить стоит на оптимистичной ноте: World Monuments Fund, нью-йоркская общественная организация, публикующая начиная с 1965 раз в два года список из памятников архитектуры и истории, находящихся в наибольшей опасности, объединила усилия с голландским государственным фондом Prince Claus Fund. Их программа «Экстренной помощи культурному наследию» получила от обоих учредителей по 500 000 долларов. Обе организации всегда занимались спасением памятников, но финансирования часто не хватало, поэтому вместе они смогут действовать успешнее. Уже выбраны первые объекты помощи: средневековые монастыри-крепости в Бутане — Трашиганг-дзонг и Драмеце-лакханг, уникальная жилая застройка рубежа 19¬20 веков на Гаити и мечеть Лубук–Барех (17 в.) и неоготический монастырь Св. Льва (1903) в индонезийском городе Паданг: все они пострадали от недавних землетрясений. Четвертым в этом списке стал пакистанский участок долины Инда: в ближайшее время там при пуске плотины Диамер-Бхаша будут затоплены тысячи неолитических наскальных изображений. Средства нужны на составление их описи и возможное спасение.


01 Марта 2011

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
«Единорог в лесу»
Почему, в отличие от произведений известных художников и автографов писателей, дом, спроектированный Ф.Л. Райтом или Тадао Андо, выгодно продать очень сложно? В нем неудобно жить или недвижимость от знаменитых архитекторов переоценена?
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Курортный комплекс Прора на острове Рюген
Нацистский курорт Прора сейчас перестраивается под жилье и гостиницы. Фотосерия Дениса Есакова и комментарий архитектора, преподавателя TU München Елены Маркус посвящены проблеме существования архитектурного наследия тоталитаризма в современном мире и опасности аполитичного, прагматичного к нему подхода.
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.