Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.03.2011

Ведут в счете

Нина Фролова

В разных частях планеты памятники архитектурного наследия оказываются близки к гибели или, наоборот, оказываются в самом выгодном положении. На текущий момент, по счастью, хороших новостей больше.

«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret
В Порт-о-Пренсе, столице Гаити, в прошлом январе, в годовщину разрушительного землетрясения, торжественно открылся после реконструкции «Железный рынок» («Рынок Ипполита») — чугунное сооружение конца 19 столетия. Он, как и многие подобные «изделия», был произведен во Франции. Он должен был стать вокзалом Каира(!), но в итоге оказался на Гаити. Два его зала были приспособлены под торговлю, но главное в рынке — его замысловатый главный вход с часами и парными минаретами высотой более 20 м.
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе © Danick Verret

Еще в 2008 от пожара сильно пострадал один из залов, а землетрясение довершило дело. Казалось, рынок уничтожен, но ирландский миллиардер Денис О'Брайен (Denis O'Brien), владелец одного из ведущих сотовых операторов Гаити Digicel, выделил на его спасение 12 млн. долларов и пригласил британского архитектора Джона МакАслана для руководства проектом. Значительную часть сооружения пришлось возвести заново из стальных конструкций, включая крыши залов (общая площадь – почти 2000 м2, высота – 10 м), также они получили новые опоры и Х-образные фермы, которые должны спасти сооружение в случае новой катастрофы. Немало труда потребовалось для реконструкции входа; в частности, часы пришлось для ремонта отправить их первоначальному производителю во Францию.
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе сразу после землетрясения в январе 2010 © Roger Lemoyne
«Железный рынок» в Порт-о-Пренсе сразу после землетрясения в январе 2010 © Roger Lemoyne

Но рынок удалось открыть к запланированной дате, чтобы показать жителям Гаити, что, несмотря на очень тяжелое положение в стране, ситуация будет улучшаться. О'Брайен взял на себя управление рынком на ближайшие 50 лет, а также задумал открыть в столице несколько базаров меньшего размера: это должно хотя бы частично упорядочить жизнь в Порт-о-Пренсе и облегчить жизнь местным торговцам.
«Сигрем-Билдинг» в Нью-Йорке
«Сигрем-Билдинг» в Нью-Йорке

Знаменитый небоскреб Людвига Мис ван дер Роэ «Сигрем-Билдинг», напротив, остается в стороне от любых потрясений. Он привлек внимание общественности по другому поводу: в нем зарегистрированы самые богатые люди США, если считать по почтовым отделениям. Как и многие другие высотные здания Нью-Йорка, эта башня имеет собственный почтовый индекс, а именно по индексам одна из общественных организаций составила рейтинг мест с самым высоким средним доходом населения, основываясь на открытой налоговой отчетности.
«Сигрем-Билдинг» — офисная башня, но американский налогоплательщик может указывать любой удобный ему адрес для получения налоговых документов. Поэтому среди тех, чей доход составляет в среднем $13,9 млн. в год (данные по 2007), могут быть как работающие там бизнесмены, так и миллионеры, чьими делами управляют компании, имеющие там свой офис.
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com

Еще один памятник «героического модернизма», который может выиграть от соседства с богатыми людьми — терминал авиакомпании TWA Эро Сааринена в нью-йоркском аэропорту Кеннеди. Последнее десятилетие прошло для него бурно: в 2001 TWA разорилась, постройка перешла к компании JetBlue, которой был нужен более крупный и удобный терминал — к тому же сооружение 1962 года не соответствовало требованиям безопасности, введенным после 11 сентября 2001.
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com
Терминал авиакомпании TWA. Фото с сайта wsj.com

Замаячила угроза сноса, но новый терминал в итоге построили рядом, а старый оказался никому не нужен. Его отреставрировали и удалили асбест на средства Портового управления Нью-Йорка, но, кроме проведенной там единожды художественной выставки, никакого применения не нашли. Но теперь идея есть: чиновники ищут застройщика для строительства между зданием Сааринена и терминалом JetBlue бутик-отеля на 150 мест. Терминал TWA будет играть роль его вестибюля с дорогими магазинами и ресторанами, благо архитектор предусмотрел для них место. Хотя некоторые вопросы «приспособления» представляют потенциальную опасность для памятника, «элитарность» программы гарантирует уход за ним и небольшой износ.
Школа в Вейланде. Фото © Christine Cipriani
Школа в Вейланде. Фото © Christine Cipriani

Но не все постройки модернизма ценятся публикой одинаково: снос ждет среднюю школу в Вейланде близ Бостона, построенную бюро Вальтера Гропиуса The Architects Collaborative в 1960 (хотя и без участия самого мастера). Для своего времени это была одна из передовых школ — с планом типа кампуса, где располагались сначала 6, а затем 8 корпусов разного назначения. Из них сохранят лишь легкоатлетический манеж, остальное заменят на малоинтересный, почти типовой дизайн — зато с более просторными помещениями, современной проводкой и без асбеста. Руководство школы посчитало, что реконструировать старое здание слишком дорого: легче построить новое. Впрочем, в таком решении нет ничего нового для США: по подобным причинам снесли в Чикаго Госпиталь Майкла Риза, построенный по генплану Гропиуса и под его руководством (при этом уничтожили и более ранние больничные корпуса — начала 20 века), и более эффектную, чем в Вейланде, школу Ривервью в Сарасоте Пола Рудольфа — а ведь ее пытался спасти Норман Фостер.
Трашиганг-дзонг в Бутане. Фото © Stephen J. Kelley/World Monuments Fund
Трашиганг-дзонг в Бутане. Фото © Stephen J. Kelley/World Monuments Fund

Но закончить стоит на оптимистичной ноте: World Monuments Fund, нью-йоркская общественная организация, публикующая начиная с 1965 раз в два года список из памятников архитектуры и истории, находящихся в наибольшей опасности, объединила усилия с голландским государственным фондом Prince Claus Fund. Их программа «Экстренной помощи культурному наследию» получила от обоих учредителей по 500 000 долларов. Обе организации всегда занимались спасением памятников, но финансирования часто не хватало, поэтому вместе они смогут действовать успешнее. Уже выбраны первые объекты помощи: средневековые монастыри-крепости в Бутане — Трашиганг-дзонг и Драмеце-лакханг, уникальная жилая застройка рубежа 19¬20 веков на Гаити и мечеть Лубук–Барех (17 в.) и неоготический монастырь Св. Льва (1903) в индонезийском городе Паданг: все они пострадали от недавних землетрясений. Четвертым в этом списке стал пакистанский участок долины Инда: в ближайшее время там при пуске плотины Диамер-Бхаша будут затоплены тысячи неолитических наскальных изображений. Средства нужны на составление их описи и возможное спасение.