Все звезды в гости к нам

В этом году премия Building Awards выросла до размеров полноценного архитектурного фестиваля, превратившись из закрытых встреч первых лиц девелоперских компаний в демократичную дискуссионную площадку. На сцене Центрального дома архитектора фестиваль собрал более десяти мировых знаменитостей, а также ведущих отечественных специалистов, чтобы поговорить о таких важнейших аспектах градостроительства и архитектуры любой страны, как доступное жилье, транспортное планирование, проектирование олимпийских объектов.

mainImg
В течение трех дней в ЦДА проходили заседания конгресса в форме докладов и панельных дискуссий, посвященных этим вопросам, а по вечерам там же проводились лекции и мастер-классы известных архитекторов, собиравшие, без преувеличения, толпы слушателей. Темы, сформировавшие программу фестиваля, вызывали жаркие дискуссии на протяжении всех дней его работы. И это неудивительно – они обнажили самые слабые стороны отечественного архитектурного процесса и, в частности, городского планирования. По словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, это следствие глобальной «системной ошибки»: во всей Европе урбанистика отделилась от сферы собственно проектирования зданий около ста лет назад, а в Москве генеральный план до сих пор рисуют, а не просчитывают.

Фестиваль выявил одно из ключевых различий между западными и российскими архитекторами. В Европе и США архитекторы стремятся к как можно более узкой и глубокой специализации – Адриан Гейзе, глава West 8, например, занимается исключительно «городским дизайном», т.е. градпланированием, а, Алехандро Заэра-Поло (FOA) предпочитает разрабатывать проекты даже не зданий, а лишь их оболочек, то есть фасадов. В России же и тем и другим, как правило, занимается один и тот же архитектор, не имея особой возможности вникать в нюансы как первого, так и второго... Пожалуй, в современном перегруженном информацией мире это уже вряд ли можно считать милой особенностью национальной архитектурной школы – скорее, это серьезный недочет существующей у нас системы архитектурного образования, о котором в рамках фестиваля также успели подискутировать.

О том, что такое «городской дизайн», можно было узнать из выступления уже упомянутого Адриана Гейзе, а также докладов Чарльза Ледварда, управляющего партнера EDAW AECOM, и Роджера Бейли, основателя и директора Merrick Architecture,  посвященных проектам постолипийского развития Лондона и Ванкувера. На примере совершенно разных проектов они рассказали об одном и том же – предоставляемые инвестиции необходимо максимально использовать для долгосрочного развития территории, а генеральный план составлять таким образом, чтобы в нем находились все необходимые для этого элементы. В частности, Олимпийские игры стали для Лондона и Ванкувера лишь удобным предлогом для обновления жилой и социальной инфраструктуры. Так, в столице Великобритании депрессивный район East End благодаря Играм обретает новую сеть автодорог, городской парк и 6 комфортных кварталов жилой и офисной застройки. А в Ванкувере разрабатывается «устойчивый» генплан экологичного и энергоэффективного квартала на 16 тысяч человек. Интересен в этом контексте и замысел Томаса Лизера (Leeser Architecture), который участвовал в конкурсе на лучший проект нью-йоркской олимпийской деревни, но не стал победителем. Традиционной трактовке жилого комплекса для спортсменов как нагромождения многоэтажных домов Лизер противопоставил принципиально иную схему планировки деревни – жилые небоскребы он сдвинул на край участка, а остальную территорию отдал под городской пляж, на части которого расположил спортивные объекты.

Продолжить в этом ключе разговор о Сочи не получилось. Сегодня уже ни для кого не секрет, что строительство в Имеретинской долине фактически ведется в отсутствие генплана, и вопросы «постолимпийской» эксплуатации объектов по большому счету мало кого волнуют. Как грустно заметил на одной из дискуссий профессор МАрХИ Юрий Волчок, складывается такое впечатление, что мы продолжаем жить в той же закрытой тоталитарной системе, которая готовила проекты для игр 1980 года. И то тогда в профессиональной прессе было на порядок больше публикаций! Президент САР Андрей Боков также подчеркнул, что ему ничего не известно о проекте сочинской олимпийской деревни, а не так давно презентованный вариант центрального стадиона, выполненный бюро Populous, комментировать попросту отказался.

Возвращаясь к проекту ванкуверской олимпийской деревни, отметим, что его авторы смогли решить сразу целый ряд проблем, связанных с инфраструктурой, транспортом и доступным жильем. Проектом, например, предусмотрено, что четверть всего создаваемого жилого фонда будет низкозатратным – с тем, чтобы потом превратить его в социальное жилье. Удастся ли Сочи воспроизвести этот опыт? Увы, вопрос, скорее, риторический… Как отметил член Общественной палаты при Президенте РФ Вячеслав Глазычев, сегодня национальный проект «Доступное жилье» и архитектурный цех бесконечно далеки друг от друга, и эта изолированность, скорее всего, приведет к тому, что государство обойдется без проектировщиков вовсе. Взяв курс на скорейшее решение проблемы доступного жилья, Россия фактически вновь оказалась в ситуации 1962 года, то есть на пороге новой эпохи индустриального крупнопанельного домостроения…

Иностранные архитекторы представили на фестивале сразу несколько альтернатив типовым панельным домам. Во-первых, доступное жилье можно строить деревянным, из клееного бруса, во-вторых, из индустриального железобетона, в-третьих из кирпича или металла, правда, последние два материала используются значительно реже. Беда Фаесслер, партнер бюро Riken Yamamoto & Beda Faessler Architects, рассказал о том, насколько сегодня популярны и востребованы деревянные жилые комплексы в Канаде и Швейцарии. Развил тему англичанин Пол Томпсон (Rogers Stirk Harbour and Partners), презентовавший на фестивале спроектированную им серию домов Oxley woods. Обладающие подчеркнуто современным архитектурным обликом, они также могут похвастаться активным применением энергосберегающих технологий, например, использованием дождевой воды и солнечной энергии. Кроме того, такие дома изготавливаются всего за 5 дней и возводятся без строительных лесов, а каждый четвертый объект строится из отходов предыдущих трех.

О своей готовности участвовать в решении проблемы социального жилья в России на фестивале заявили и представители цеха девелоперов. В частности, директор компании «Крост» рассказал, что может построить качественное и эстетически привлекательное жилье по заявленной государством цене в 30 тысяч рублей за квадратный метр, правда, при условии, что оно, в свою очередь, возьмет на себя прокладку всех наружных сетей, подключение к магистралям и предоставление земли для льготных условиях. В необходимости запускать в серийное производство качественные архитектурные решения уверены и сами организаторы фестиваля. Именно поэтому в дни конгресса компания Rusresorts презентовала международный архитектурный конкурс Star village. Пятнадцати ведущим архитектурным бюро, среди которых Hopkins Architects, Wilkinson Eyre Architects, Foreign Office Architects, Leeser Architecture, Сергей Скуратов Architects, АМ Тотана Кузембаева и другие, предложили спроектировать по одному – два дома для небольшой туристической деревни под Переславлем–Залесским (за ее генеральный план отвечает West 8). Бюджет каждого домика на семью из 4-х человек не должен превышать 120 тысяч долларов США. Спустя год будут выбраны наиболее удачные проекты, и под них разработают специальные производства.

Еще одна острейшая проблема, вызвавшая многочисленные дискуссии в рамках фестиваля, – это транспорт. И хотя проектирование удобных дорог и вместительных парковок пока не получило статус национального проекта, в этой сфере уже впору бить в набат. В Центральном доме архитектора установили три главных причины чудовищных автомобильных пробок, «закупоривающих» дороги российских мегаполисов. Во-первых, это ошибки генпланирования, про которые в своем выступлении рассказал Михаил Блинкин. Например, московская уличная сеть составляет всего 8.7% территории столицы, что меньше, чем в Гонконге и Сеуле, не говоря уже о европейских городах. Кроме того, в новом генплане отсутствует такое важнейшее понятие, как двухконтурная дорожная сеть, т.е. деление ее на улицы – с приоритетом пешеходов, и магистрали, предназначенные исключительно для автомобилей. Вторая проблема заключается в отсутствии политической заинтересованности – Виктор Похмелкин (Союз автомобилистов России) убежден, что до тех пор, пока представители власти сами не будут стоять в пробках, они не исчезнут. И третье – это навязанный рекламой и самим российским менталитетом приоритет личного транспорта над общественным, и с этим если и можно как-то бороться, то лишь с помощью качественного улучшения последнего.

Зарубежные коллеги поделились своими методами улучшения транспортной системы. Профессор университета Пенсильвании Вукан Вучик, например, называет одним из самых перспективных выходов из ситуации развитие инновационных видов общественного транспорта, таких как скоростные трамваи и легкое метро. А Владимир Деполо, ведущий эксперт по вопросам транспортной инфраструктуры Агентства по строительству Белграда, самой эффективной мерой считает введение платы за въезд в центр города и резкого удорожания стоимости услуг парковок.

Трудно сказать, насколько окажутся в итоге востребованными идеи ведущих западных архитекторов, представленные на фестивале Building. Но по крайней мере теперь никто из отечественных градостроителей и чиновников не сможет сказать, что он не знает, как бороться с пробками, морально устаревшей типовой застройкой и унылой средой обитания. Знания есть – теперь дело за желанием их применить.
Сессия: Как сделать жилье доступным и комфортным? Алексей Добашин, Роджер Бейли, Андрей Салтыков, Пол Томпсон, Беда Фаесслер. Фотографии Натальи Коряковской
Сессия: Как сделать жилье доступным и комфортным? Алексей Добашин, Роджер Бейли, Андрей Салтыков
Вячеслав Глазычев
Пол Томпсон
Сессия: Каким будет постолимпийское будущее Сочи? Владимир Коротаев, Андрей Боков, Роджер Бейли, Чарльз Ледвард, Томас Лизер, Мартин Робен, Юрий Волчок, Петр Шура
Сессия: Каким будет постолимпийское будущее Сочи? Владимир Коротаев, Андрей Боков, Роджер Бейли, Чарльз Ледвард
Сессия: Каким будет постолимпийское будущее Сочи? Роджер Бейли, Чарльз Ледвард, Томас Лизер, Мартин Робен, Юрий Волчок
Чарльз Ледвард
Роджер Бейли
Томас Лизер
Адриан Гейзе, Петр Кудрявцев и др. участники пресс-конференции

23 Октября 2009

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Пресса: Дорожное движение и городской транспорт в Москве...
Недавно в Москву приезжал профессор-урбанист из Филадельфии Вукан Вучик, советник министра транспорта США, один из главных мировых авторитетов в сфере планировки городов и городских транспортных систем.
Пресса: Когда мы поедем
Пока в Москве нет общей концепции транспортной системы, разгрузить автомагистрали и сделать движение более безопасным предлагается при помощи изменения скоростного режима, «воздушной зебры» и новой уличной мебели.
Пресса: Жизнь после Олимпиады
Олимпиада закончится, а город останется со всем тем, что принято называть олимпийским наследием. Страны, выигравшие конкурс на проведение игр, стараются извлечь из этого мероприятия максимальную выгоду для будущей олимпийской столицы.
Пресса: "Даже русские заказчики не могут толком разобраться...
На фестиваль архитектуры и девелопмента Building в Москве побывал основатель знаменитого голландского архитектурного агентства West 8 АДРИАН ГЕЙЗЕ. ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ поговорил с господином Гейзе о доступном жилье, специфике голландской архитектуры и московских пробках.
Building Awards: лицом к архитектуре
Вчера в МАрхИ состоялось вручение премии Building Awards-2009. Награда, которая на протяжении четырех лет позиционировала себя как единственная национальная премия в области девелопмента, в этот раз была вручена архитектурной мастерской «Сергей Киселев и Партнеры» «За лучшее здание, построенное в России за последние 7 лет и эксплуатируемое не менее года». Таким зданием был признан офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза», хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется современной российской архитектурой.
Пресса: Власть оболочки
Архитектор Алехандро Саэра-Поло о том, зачем приглашают иностранных знаменитостей, почему важно идти навстречу публике и как компьютеры изменили проектирование.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.