Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

23.10.2009

Все звезды в гости к нам

Наталья Коряковская

В этом году премия Building Awards выросла до размеров полноценного архитектурного фестиваля, превратившись из закрытых встреч первых лиц девелоперских компаний в демократичную дискуссионную площадку. На сцене Центрального дома архитектора фестиваль собрал более десяти мировых знаменитостей, а также ведущих отечественных специалистов, чтобы поговорить о таких важнейших аспектах градостроительства и архитектуры любой страны, как доступное жилье, транспортное планирование, проектирование олимпийских объектов.

Сессия: Как сделать жилье доступным и комфортным? Алексей Добашин, Роджер Бейли, Андрей Салтыков, Пол Томпсон, Беда Фаесслер. Фотографии Натальи Коряковской
Сессия: Как сделать жилье доступным и комфортным? Алексей Добашин, Роджер Бейли, Андрей Салтыков, Пол Томпсон, Беда Фаесслер. Фотографии Натальи Коряковской
В течение трех дней в ЦДА проходили заседания конгресса в форме докладов и панельных дискуссий, посвященных этим вопросам, а по вечерам там же проводились лекции и мастер-классы известных архитекторов, собиравшие, без преувеличения, толпы слушателей. Темы, сформировавшие программу фестиваля, вызывали жаркие дискуссии на протяжении всех дней его работы. И это неудивительно – они обнажили самые слабые стороны отечественного архитектурного процесса и, в частности, городского планирования. По словам научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, это следствие глобальной «системной ошибки»: во всей Европе урбанистика отделилась от сферы собственно проектирования зданий около ста лет назад, а в Москве генеральный план до сих пор рисуют, а не просчитывают.

Фестиваль выявил одно из ключевых различий между западными и российскими архитекторами. В Европе и США архитекторы стремятся к как можно более узкой и глубокой специализации – Адриан Гейзе, глава West 8, например, занимается исключительно «городским дизайном», т.е. градпланированием, а, Алехандро Заэра-Поло (FOA) предпочитает разрабатывать проекты даже не зданий, а лишь их оболочек, то есть фасадов. В России же и тем и другим, как правило, занимается один и тот же архитектор, не имея особой возможности вникать в нюансы как первого, так и второго... Пожалуй, в современном перегруженном информацией мире это уже вряд ли можно считать милой особенностью национальной архитектурной школы – скорее, это серьезный недочет существующей у нас системы архитектурного образования, о котором в рамках фестиваля также успели подискутировать.

О том, что такое «городской дизайн», можно было узнать из выступления уже упомянутого Адриана Гейзе, а также докладов Чарльза Ледварда, управляющего партнера EDAW AECOM, и Роджера Бейли, основателя и директора Merrick Architecture,  посвященных проектам постолипийского развития Лондона и Ванкувера. На примере совершенно разных проектов они рассказали об одном и том же – предоставляемые инвестиции необходимо максимально использовать для долгосрочного развития территории, а генеральный план составлять таким образом, чтобы в нем находились все необходимые для этого элементы. В частности, Олимпийские игры стали для Лондона и Ванкувера лишь удобным предлогом для обновления жилой и социальной инфраструктуры. Так, в столице Великобритании депрессивный район East End благодаря Играм обретает новую сеть автодорог, городской парк и 6 комфортных кварталов жилой и офисной застройки. А в Ванкувере разрабатывается «устойчивый» генплан экологичного и энергоэффективного квартала на 16 тысяч человек. Интересен в этом контексте и замысел Томаса Лизера (Leeser Architecture), который участвовал в конкурсе на лучший проект нью-йоркской олимпийской деревни, но не стал победителем. Традиционной трактовке жилого комплекса для спортсменов как нагромождения многоэтажных домов Лизер противопоставил принципиально иную схему планировки деревни – жилые небоскребы он сдвинул на край участка, а остальную территорию отдал под городской пляж, на части которого расположил спортивные объекты.

Продолжить в этом ключе разговор о Сочи не получилось. Сегодня уже ни для кого не секрет, что строительство в Имеретинской долине фактически ведется в отсутствие генплана, и вопросы «постолимпийской» эксплуатации объектов по большому счету мало кого волнуют. Как грустно заметил на одной из дискуссий профессор МАрХИ Юрий Волчок, складывается такое впечатление, что мы продолжаем жить в той же закрытой тоталитарной системе, которая готовила проекты для игр 1980 года. И то тогда в профессиональной прессе было на порядок больше публикаций! Президент САР Андрей Боков также подчеркнул, что ему ничего не известно о проекте сочинской олимпийской деревни, а не так давно презентованный вариант центрального стадиона, выполненный бюро Populous, комментировать попросту отказался.

Возвращаясь к проекту ванкуверской олимпийской деревни, отметим, что его авторы смогли решить сразу целый ряд проблем, связанных с инфраструктурой, транспортом и доступным жильем. Проектом, например, предусмотрено, что четверть всего создаваемого жилого фонда будет низкозатратным – с тем, чтобы потом превратить его в социальное жилье. Удастся ли Сочи воспроизвести этот опыт? Увы, вопрос, скорее, риторический… Как отметил член Общественной палаты при Президенте РФ Вячеслав Глазычев, сегодня национальный проект «Доступное жилье» и архитектурный цех бесконечно далеки друг от друга, и эта изолированность, скорее всего, приведет к тому, что государство обойдется без проектировщиков вовсе. Взяв курс на скорейшее решение проблемы доступного жилья, Россия фактически вновь оказалась в ситуации 1962 года, то есть на пороге новой эпохи индустриального крупнопанельного домостроения…

Иностранные архитекторы представили на фестивале сразу несколько альтернатив типовым панельным домам. Во-первых, доступное жилье можно строить деревянным, из клееного бруса, во-вторых, из индустриального железобетона, в-третьих из кирпича или металла, правда, последние два материала используются значительно реже. Беда Фаесслер, партнер бюро Riken Yamamoto & Beda Faessler Architects, рассказал о том, насколько сегодня популярны и востребованы деревянные жилые комплексы в Канаде и Швейцарии. Развил тему англичанин Пол Томпсон (Rogers Stirk Harbour and Partners), презентовавший на фестивале спроектированную им серию домов Oxley woods. Обладающие подчеркнуто современным архитектурным обликом, они также могут похвастаться активным применением энергосберегающих технологий, например, использованием дождевой воды и солнечной энергии. Кроме того, такие дома изготавливаются всего за 5 дней и возводятся без строительных лесов, а каждый четвертый объект строится из отходов предыдущих трех.

О своей готовности участвовать в решении проблемы социального жилья в России на фестивале заявили и представители цеха девелоперов. В частности, директор компании «Крост» рассказал, что может построить качественное и эстетически привлекательное жилье по заявленной государством цене в 30 тысяч рублей за квадратный метр, правда, при условии, что оно, в свою очередь, возьмет на себя прокладку всех наружных сетей, подключение к магистралям и предоставление земли для льготных условиях. В необходимости запускать в серийное производство качественные архитектурные решения уверены и сами организаторы фестиваля. Именно поэтому в дни конгресса компания Rusresorts презентовала международный архитектурный конкурс Star village. Пятнадцати ведущим архитектурным бюро, среди которых Hopkins Architects, Wilkinson Eyre Architects, Foreign Office Architects, Leeser Architecture, Сергей Скуратов Architects, АМ Тотана Кузембаева и другие, предложили спроектировать по одному – два дома для небольшой туристической деревни под Переславлем–Залесским (за ее генеральный план отвечает West 8). Бюджет каждого домика на семью из 4-х человек не должен превышать 120 тысяч долларов США. Спустя год будут выбраны наиболее удачные проекты, и под них разработают специальные производства.

Еще одна острейшая проблема, вызвавшая многочисленные дискуссии в рамках фестиваля, – это транспорт. И хотя проектирование удобных дорог и вместительных парковок пока не получило статус национального проекта, в этой сфере уже впору бить в набат. В Центральном доме архитектора установили три главных причины чудовищных автомобильных пробок, «закупоривающих» дороги российских мегаполисов. Во-первых, это ошибки генпланирования, про которые в своем выступлении рассказал Михаил Блинкин. Например, московская уличная сеть составляет всего 8.7% территории столицы, что меньше, чем в Гонконге и Сеуле, не говоря уже о европейских городах. Кроме того, в новом генплане отсутствует такое важнейшее понятие, как двухконтурная дорожная сеть, т.е. деление ее на улицы – с приоритетом пешеходов, и магистрали, предназначенные исключительно для автомобилей. Вторая проблема заключается в отсутствии политической заинтересованности – Виктор Похмелкин (Союз автомобилистов России) убежден, что до тех пор, пока представители власти сами не будут стоять в пробках, они не исчезнут. И третье – это навязанный рекламой и самим российским менталитетом приоритет личного транспорта над общественным, и с этим если и можно как-то бороться, то лишь с помощью качественного улучшения последнего.

Зарубежные коллеги поделились своими методами улучшения транспортной системы. Профессор университета Пенсильвании Вукан Вучик, например, называет одним из самых перспективных выходов из ситуации развитие инновационных видов общественного транспорта, таких как скоростные трамваи и легкое метро. А Владимир Деполо, ведущий эксперт по вопросам транспортной инфраструктуры Агентства по строительству Белграда, самой эффективной мерой считает введение платы за въезд в центр города и резкого удорожания стоимости услуг парковок.

Трудно сказать, насколько окажутся в итоге востребованными идеи ведущих западных архитекторов, представленные на фестивале Building. Но по крайней мере теперь никто из отечественных градостроителей и чиновников не сможет сказать, что он не знает, как бороться с пробками, морально устаревшей типовой застройкой и унылой средой обитания. Знания есть – теперь дело за желанием их применить.
Сессия: Как сделать жилье доступным и комфортным? Алексей Добашин, Роджер Бейли, Андрей Салтыков
Сессия: Как сделать жилье доступным и комфортным? Алексей Добашин, Роджер Бейли, Андрей Салтыков
Вячеслав Глазычев
Вячеслав Глазычев
Пол Томпсон
Пол Томпсон
Сессия: Каким будет постолимпийское будущее Сочи? Владимир Коротаев, Андрей Боков, Роджер Бейли, Чарльз Ледвард, Томас Лизер, Мартин Робен, Юрий Волчок, Петр Шура
Сессия: Каким будет постолимпийское будущее Сочи? Владимир Коротаев, Андрей Боков, Роджер Бейли, Чарльз Ледвард, Томас Лизер, Мартин Робен, Юрий Волчок, Петр Шура
Сессия: Каким будет постолимпийское будущее Сочи? Владимир Коротаев, Андрей Боков, Роджер Бейли, Чарльз Ледвард
Сессия: Каким будет постолимпийское будущее Сочи? Владимир Коротаев, Андрей Боков, Роджер Бейли, Чарльз Ледвард
Сессия: Каким будет постолимпийское будущее Сочи? Роджер Бейли, Чарльз Ледвард, Томас Лизер, Мартин Робен, Юрий Волчок
Сессия: Каким будет постолимпийское будущее Сочи? Роджер Бейли, Чарльз Ледвард, Томас Лизер, Мартин Робен, Юрий Волчок
Чарльз Ледвард
Чарльз Ледвард
Роджер Бейли
Роджер Бейли
Томас Лизер
Томас Лизер
Адриан Гейзе, Петр Кудрявцев и др. участники пресс-конференции
Адриан Гейзе, Петр Кудрявцев и др. участники пресс-конференции