Центр художественной гимнастики в Лужниках: кровельная конструкция как изящный взмах гимнастической ленты

Самой заметной особенностью проекта, как и сложностью, стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры» – кровли. Детали проектирования и реализации.

Реклама
mainImg
Компaния:
представительство компании Риверклак на Архи.ру
zooming
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках © ООО «ТПО Прайд»
zooming
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках © ООО «ТПО Прайд»

Новое здание центра художественной гимнастики имени Ирины Винер в «Лужниках» напоминает развевающуюся гимнастическую ленту, становясь гигантским объемным символом изящного вида спорта. Проект, самой заметной особенностью которого стала нелинейная форма гигантской металлической «скульптуры», хорошо различимой отовсюду, разработан архитекторами ТПО «Прайд».

В этой статье – подробно о том,
Как​ создавался уникальный образ здания и что собой представляет конструктивно «изящный взмах гимнастической ленты»

Самый выразительный элемент здания – кровля, стал и одним из самых сложных для архитектурного проектирования и реализации.

Вначале архитекторы и инженеры ТПО «Прайд» разработали несколько вариантов несущих кровлю конструкций: от деревянных стропил до металлокаркаса. Последний был выбран, удовлетворив как эстетические, так и экономические требования. Далее, согласно замыслу, визуальный эффект переливающейся чешуи волны должны были формировать алюминиевые кассеты декоративной облицовки, закрепленные собственно на уже герметичном кровельном покрытии.

Поэтому, помимо поиска геометрии выразительного силуэта волны, сомасштабного объему здания и его окружению, было необходимо найти и соответствующие материалы, которые бы отвечали поставленным задачам: изгибались под нужным углом и герметично стыковались друг с другом. А также производителя, который мог бы выполнить их. Еще одним параметром была повторяемость, то есть типизация различных элементов: ферм, кассет, фальца, так как разнообразие модулей значительно влияет на экономику проекта.

Для реализации кровельной системы – так называемого «кровельного пирога» и герметичного кровельного покрытия, выбрали итальянскую компанию ISCOM и ее представителя на российском рынке – компанию Riverclack (система фальцевой кровли Riverclack).

Со-разработка проекта осуществлялось в головном офисе компании в Вероне. Затем его дорабатывали в соответствии с требованиями российских стандартов в Москве.


Специалисты компании отмечают, что технически это был самый сложный проект из построенных за последние несколько лет с помощью технологий Riverclack.
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках. В процессе строительства © ООО «ТПО Прайд»
zooming
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках © Riverclack

Почему Riverclack®

Запатентованная система защёлкивающегося крепления Riverclalck®550, благодаря уникальной системе замка с дренажным каналом, обеспечит полную водонепроницаемость здания и устоит перед всеми капризами погоды. Система кровли Riverclalck абсолютно водонепроницаема, даже если полностью затоплена водой.

Система Riverclack® не предусматривает никаких сквозных отверстий на поверхности кровли, что даёт возможность свободного теплового расширения элементов. Панели, таким образом, могут иметь длину более 100 метров.

Вероятно, наиболее высокие способности к гибкости по сравнению с любой другой системой металлического покрытия. Панели Riverclack® выгибаются “натурально”, следуя линиям нижестоящей структуры до минимального радиуса 25 м (из натурального алюминия толщиной 0,7 миллиметров), то есть без дополнительных расходов на механический изгиб панелей.

А международный опыт компании ISCOM по со-проектированию и реализации других сложнейших объектов, позволил быстро включится в работу и найти оптимальные решения. Для разработки опорной формообразующей конструкции «кровельного пирога» компания ISCOM заручилась сотрудничеством итальянской компании «Политехника», специализирующейся на комплексном проектировании.
zooming
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках © Riverclack

Важные особенности системы кровельного покрытия Riverclack® для ЦХГ «Лужники» 

Кривизна: двойной радиус


Для большинства кровельных материалов кривизна поверхности в этом проекте имеет критический радиус. Каждый элемент имеет и выпуклые, и вогнутые участки, и, более того, он должен адаптироваться под поперечный радиус второй кривизны. При этом допуски на отклонение реальной поверхности от запроектированной лежат в пределах от 20 до 50 мм.

В качестве основного покрытия кровли общей площадью 15.200 м² с двойным радиусом кривизны были использованы картинные алюминиевые панели Riverclack® 550 толщиной 0,8 мм разнообразной формы (прямые, конусные, радиусные), что явилось наилучшим решением для данного проекта.

Профилирование, вальцовка и каландратор: все прямо на cтройплощадке

Учитывая большую длину картинных панелей, этапы их профилирования и вальцовки осуществлялись непосредственно на cтройплощадке.

Для изготовления панелей был использован профилирующий станок, который обеспечивал изготовление как прямых, так и силуэтных панелей. Для 50% участков требовалось машинное формование панели станком-каландратором. При каландрировании панель получает точный радиус кривизны, заданный проектом.

Два вида клипов – держателей панелей

Обычный, с высокоскользящей поверхностью – и специальный клип «Морбидон», который позволяет немного «растягивать» замок для незначительного изменения ширины прямых панелей и придания им силуэтного профиля.
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках. В процессе строительства © ООО «ТПО Прайд»
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках © Riverclack
Отдельно – о проектировании и изготовлении сложного металлокаркаса волнообразной кровли: формообразующей конструкции и кровельной подконструкции

В первую очередь была создана 3D-модель раскладки панелей Riverclack, что позволило проверить выполнимость проекта.

Затем специалисты приступили к проектированию формообразующих конструкций. Они состоят из каландрированных, гнутых по радиусу труб, а также системы кронштейнов, угол наклона которых регулировался в зависимости от уклона профлиста. Кронштейны располагались попарно, по разные стороны от трубы – каждая сторона в итоге плавно подстраивалась под угол укладываемого сверху профлиста с торсионным скручиванием.

Верхний пояс основных металлоконструкций не был предназначен для несения распределенной нагрузки, поэтому формообразующие конструкции крепились шарнирно с узловым опиранием. Шаг установки формообразующих конструкций 4 метра. При этом получались сегментные участки, которые никак не позволяли обеспечить заданную двойную кривизну поверхности и заданные допуски, именно поэтому была разработана еще и сложная кровельная подконструкция.

Для того, чтобы получить поверхность нужного радиуса кривизны, была предусмотрена дополнительная сложная система кронштейнов. Ряды разновысоких усиленных L-кронштейнов нивелируют различие в расстояниях от обрешетки до кровельного покрытия. Окончательная адаптация производится непосредственно самой панелью Riverclack – она довольно гибкая. Специальный сплав AW5754 позволяет панели выгибаться без повреждения поверхности, что также обеспечивает возможность свободного хождения по покрытию.

Кронштейны формообразующих конструкций и кровельные подконструкции производятся без сварки – здесь используются лишь лазерная резка, изгибание и болтовое соединение элементов.

Специалистами Riverclack было предложено еще одно изящное техническое решение, позволившее сделать проект более экономичным. Речь о применении разрезанного омегообразного профиля, на верхний пояс которого передается нагрузка от покрытия. В итоге поверхность профлиста «работает» полностью, нагрузка равномерно распределяется по всем волнам.

По расчетам инженеров Riverclack, для адекватного несения нагрузки подошел бы даже профнастил с высотой профиля 114 мм, расчет же конкурентов показывал, что минимально допустимая высота профиля составляет 165 мм – только из-за того, что в их решении нагрузка на профнастил передавалась точечно.
zooming
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках. В процессе строительства © Riverclack

Участок кровли 10+, ниспадающий до земли

Особую сложность в монтаже вызвала поверхность, образующая юго-восточный фасад здания. Кровля-фасад дополнительно облицована декоративными кассетами GRADAS по сложной поверхности двойной кривизны – это другая проблема конструкции. Декоративные элементы закрепляются поверх фальцевого покрытия Riverclack на специальных суппортах Riverclack. Панели прямые, но крепятся под разным углом, создавая «эффект чешуи». Стыки панелей идут в шахматном порядке. Таким образом отделан боковой и задний фасад здания, а сами кассеты из анодированного в натуральный цвет алюминия разработаны и изготовлены компанией «GRADAS».
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках. Проект. © ООО «ТПО Прайд»

Кровельные аксессуары – крепление без перфорации

Элементы молниезащиты, система снегозадержания, мостики, антенны были зафиксированы на кровле с помощью суппортов Riverclack, которые позволяют закреплять любой элемент без повреждения (перфорации) покрытия. Для обеспечения безопасного обслуживания на крыше была установлена тросовая «линия жизни».

Компания GRADAS для декоративной облицовки подшива кровли – огромного козырька – также выполнила алюминиевые кассеты, отличительные особенности которых – треугольная форма и анодированное покрытие под золото.
***

Дизайн: ТПО PRIDE
Разработка проекта: METROPOLIS GROUP
Генподрядчик: АО «Мосинжпроект»
Подрядчик: DSF ENGINEERING
Инвестор: USMDEVELOPMENT
Благодарим
портал Кровли, Андрея Солнцева
;
Константина Косарева,
директора по развитию Riverclack – Россия
за предоставленные материалы.
 
Видео с сайта https://stroi.mos.ru
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках
Фотография с сайта https://archsovet.msk.ru
Центр художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой в Лужниках
Фотография с сайта https://archsovet.msk.ru

Поставщики, технологии

12 Августа 2019

Риверклак: другие статьи и новости
Открытый космос
К 300-летию Кузбаса в 2021 году по проекту ГК «Спектрум» и бюро ASADOV в Кемерове будет построен новый пассажирский терминал аэропорта имени Алексея Леонова.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Пей. Твори. Исследуй
Российские архитекторы уверенно расширяют географию своих проектов. Например, бюро KIDZ уже реализовало несколько проектов в Дубае и, судя по всему, не собирается останавливаться. Представляем еще одно их кафе, спроектированное для сети PIMS. В компактном пространстве авторы смогли собрать все свои фирменные приемы: сочетание контрастных материалов, нетривиальную колористику и авторские предметы мебели, создав запоминающийся микс архаики и hi-tech.
Серебряный ларец
Бюро figura A преобразило бывший бизнес-центр, построенный в начале 2000-х годов и приспособленный под апартаменты. Существующий каркас для навесного фасада подновили, а хризотилцементные панели заменили на алюминиевые листы с брашировкой, которая обеспечила световой градиент. Шахматный узор дополнили эллипсы трех размеров.
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.