Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.

Архитектура Реклама
mainImg
Компaния:
Holcim
Контакты:
Холсим Россия
Москва, Серебряническая набережная, дом 29 
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья – MUCEM © Lisa icciotti
zooming
Паскаль Пине / Pascal Pinet
бизнес-инженер направления Ductal® компании LafargeHolcim
Archi.ru:
– Что такое Ductal® и зачем он архитектору?

Паскаль Пине:
– Ductal®, или UHPC (ultra high performance concrete), – это сверхвысокопрочный дисперсно-армированный бетон, обладающий высокой прочностью на сжатие. Самое ценное в Ductal® для архитекторов – сочетание феноменальных конструктивных и декоративных качеств. Финишная отделка этому материалу не требуется: его внешняя красота и так безусловна. Элементы из Ductal® производятся на заводе, это гарантирует высокое качество монтажных и строительных работ. Для улучшения конструктивных свойств и исключения армирования в Ductal® используется фибра. Она бывает трёх видов: стальная, полимерная и стекло-пластиковая. Стальная фибра применяется для создания и усиления различных инженерных конструкций.
zooming
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Lisa Ricciotti
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
zooming
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture


Ductal® производится в двух премиксах: сером и белом. Когда мы применяем белый премикс (например, в фасадных панелях), то использование металлической фибры может привести к образованию пятен ржавчины на поверхности. Поэтому для белых фасадов применяется фибра из нержавеющей стали. Стекло-пластиковая фибра применяется при производстве панелей методом напыления на опалубку.
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®
zooming
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Edmund Sumner


– На рынке много видов фибробетона – в чем отличие Ductal®?

– Хороший вопрос. Фибробетон – это не то же самое, что UHPC (Ultra High Performance Concrete). Эти виды бетона принципиально отличаются. Бетонная матрица совсем разная. Все дело в плотности упаковки матрицы, которая в Ductal® очень высокая, а в обычном бетоне присутствуют довольно крупные поры. Благодаря этому Ductal® имеет очень высокую водонепроницаемость, прочность и гладкость поверхности. Максимальный класс прочности общестроительного бетона – В80. Архитектурный Ductal® имеет минимальную прочность В100, а Ductal® для инженерных сооружений достигает прочности В150 и выше. Это колоссальная прочность, сравнимая с металлом. Со временем поверхности обычного фибробетона теряют свои свойства и внешний вид, а к Ductal® это не относится.

– Насколько долговечны здания из Ductal®?

– Первая постройка из Ductal® появилась в Мадриде в 1990-х. Материал придуман давно, но активно применяться стал только 10 лет назад. Когда материал был изобретен, в лабораторных условиях у него была феноменальная прочность – до 500 МПа. Сейчас это 130-250 МПа, что значительно выше прочности обычного бетона, то есть Ductal® гораздо более долговечный материал.

– Насколько я понимаю, Ductal® открыл перед архитекторами новые выразительные возможности. Поговорим о конкретных зданиях.

– Да, это действительно так. И мы сами до конца не знаем всех вариантов того, как могут выглядеть элементы из Ductal®, поэтому заинтересованы в совместной работе с архитекторами. Но то, что уже построено – многообещающе. Наиболее известные из реализованных проектов: Mucem – Музей Цивилизаций в Марселе, Jean Bouin Stadium – стадион Жана Буэн в Париже архитектора Руди Ричотти. Сейчас строится железнодорожная станция TGV в Монпелье с элементами сборной кровли из белого Ductal®. По проекту Жана Нувеля в Марселе возводят башню с фасадными элементами из Ductal®. Вскоре в Нью-Йорке появится здание из Ductal® по проекту Ренцо Пьяно.
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Lisa Ricciotti
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Lisa Ricciotti
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © © Lafarge Media Library – Charles Plumey-Faye (photographer)
zooming
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Lisa Ricciotti
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © © Lafarge Media Library – Charles Plumey-Faye (photographer)
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Julie Nicolas/LeMoniteur.fr
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti


– Кружевной фасад Mucem – Музея цивилизаций в Марселе – нечто уникальное. Никогда не видела, чтобы бетон выглядел как женское белье. Разве что считать предшественником дом Андрея Бурова на Тверской стиле ар деко... Как устроено кружево из Ductal®?

– Сетка фасада с толщиной «нити» 10 см состоит из панелей 6 х 3 м. Они имеют не только декоративное, но и конструктивное значение. Панель опирается на плиту фундамента, а вторая панель встает на первую. Между ними и внутренним фасадом из колонн (тоже из UHPC) есть пространство. И в этом пространстве на арматурных канатах подвешены два пешеходных моста из нашего материла. Таким образом Ductal® в Mucem обеспечивает одновременно эстетическое и конструктивное решение.

Эти фасадные панели и приспособления для их монтажа на верхний уровень были изготовлены на заводе. В сборе конструкции всё механизировано, быстро и удобно. На объекте использовано четыре типа панелей из Ductal®. По проекту каждую панель поворачивали на 180 градусов по вертикали и горизонтали, таким образом мы получили 16 разных комбинаций узоров. Рисунок панелей создавал Руди Ричотти, а варианты их стыковки подбирал дизайнер, так чтобы края одного узора совпадали с краями другого универсальным образом. Получилась своего рода инженерно-художественная игра.
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
Стадион «Жан Буэн» © Air Images. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
Стадион «Жан Буэн» © Olivier Amsellem. Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture


Этот же дизайнер помогал прорисовывать узор и стыковочные элементы для стадиона Жан Буэн. Если Mucem создавался как новый объект, где Ductal® был изначально заложен в проекте в виде архитектурного и инженерного решения, то со стадионом было иначе. Архитектурная оболочка из Ductal® на стадионе Жан Буэн выглядит как новый элегантный фасад на старом здании. Этот регби-стадион 2012 года постройки был перекрыт металлическими фермами довольно грубой формы, а оболочка появилась позже.

Мы использовали тонкие панели толщиной 3-5 сантиметров и длиной 9 метров со вставками из стекла: три типа панелей для крыши и два – для фасада. Соединения деталей продуманы так, чтобы обеспечить отвод воды с кровли. У нас не было необходимости отводить воду с боковых фасадов, поэтому мы сделали линии более обтекаемыми и плавными. Узор выглядит как ветви деревьев. Обратите внимание: рядом находится известный футбольный стадион 1970-х годов постройки – Parc des Princes stadium. На нем в своё время возникла необходимость защитить трибуны от осадков и фактически построить здание на здании, что было одновременно сложно и долго, а крыша все равно будет требовать обслуживания впоследствии. Для кровли из UHPC не требуется дополнительная гидроизоляция: ни алюминиевые оболочки, битумные покрытия или другие решения.
zooming
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture
zooming
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture
zooming
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture
zooming
Вокзал Монпелье © Marc Mimram Architecture
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®


Развитием темы применения Ductal® для объектов гражданского строительства можно считать станцию в Монпелье (Monpellier). Кровля станции в Монпелье (Montpellier TGV station) собрана из бетонных элементов длиной 18 м и толщиной всего 4 см (лишь ребро жесткости доходит до 30 см). Этот легкий купол из Ductal® является и конструкцией, и декорацией.Если архитектурные панели стадиона Жана Буэн опирались на фермы, то кровля станции в Монпелье – самонесущая. А декоративные отверстия в куполе кровли заполнены стеклом, оно было заформовано в детали на заводе. В данных элементах использован белый премикс и фибра из нержавеющей стали. Таким образом элементы кровли из UHPC могут быть самонесущими. Благодаря стойкости к различным средам, Ductal® может использоваться как кровельный материал, он не требует дополнительной защиты.
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®
Фонд Луи Виттона в Париже © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®


– Для создания архитектурного фасада здания Ductal® незаменим. Что еще может Ductal®?

– Хочу рассказать о здании фонда Луи Вюитон в Париже – Louis Vuitton Foundation архитектора Фрэнка Гери. Все наружные стены фонда сделаны из архитектурных белых панелей с уникальной геометрией. Когда дело дошло до их производства, мы использовали специальную вакуумную 3D-опалубку, технологию которой запатентовали. Программа самостоятельно задавала радиусы и форму опалубки, геометрию, после опалубка заполнялась Ductal®. Так получились уникальные изогнутые формы готового изделия. Эти белые гибкие стены несут знаменитые стеклянные паруса фонда Louis Vuitton.

– Ductal® подходит только для уникальных объектов?

– Многие во Франции и в Европе говорят: «Ну, ваш инновационный материал подходит для музеев и театров». Но это совершенно не так. Например, башня Жана Нувеля в Марселе – Jean Nouvel Marseillaise tower – офис риэлторской компании. Ductal® годится не только для «зданий-аристократов», но может быть и очень демократичным материалом. У нас есть типовые панели одинаковой формы и одинаковой толщины (15 мм), подходящие для стандартных конструкций.
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Башня Марсельеза в Марселе. © Ductal®
Мост Республики в Монпелье © Lisa Ricciotti


– Расскажите о Башне Жана Нувеля подробнее. Это первое применение Ductal® в высотном строительстве?

– Высота здания около 140 метров. Для Франции это небоскреб. Зданию нужна защита от осадков, ветра и солнца. Различные элементы фасада этого небоскрёба выполнены из Ductal®, применение которого оправдано защитой от солнца и влаги. Жан Нувель придумал фасад многоцветным, и, хотя Ductal® можно окрашивать в массе, в данном случае ради замысла архитектора красили только поверхности. Детали фасада очень тонкие и при этом габаритные. Трудно поверить, что они отлиты из бетона.

– Насколько легко монтировать элементы из Ductal®? Имеет ли значение при их монтаже квалификация рабочих? На российских стройках она часто не очень высокая.

– О, рабочие и во Франции такие же. Для того чтобы минимизировать влияние человеческого фактора на строительном объекте, мы уделяем особое внимание разработке высокоточной опалубки. При производстве бетонных элементов на заводе все крепёжные элементы с высокой точностью заформовываются в изделие, что исключает ошибки при монтаже. Мы тратим больше времени и средств на металлоформу, но получаем идеальный результат при монтаже.

Вот, например, детский сад в Париже – La crèche Pierre Budin. Вся архитектурные панели выполнены из Ductal®. Все элементы уникальны, при этом стыкуются очень точно, так как сделаны на заводе. Стыки панелей практически не заметны. Каждый элемент имеет закладные крепёжные детали, в том числе резиновые уплотнители и утеплитель. Это существенно ускоряет монтажные работы.

Кстати, я обратил внимание, что в России строительные работы выполняются на высоком уровне.
Мост Республики в Монпелье © Lisa Ricciotti
zooming
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья - MUCEM © Lisa Ricciotti


– Расскажите о конструктивных свойствах Ductal®: стоит ли применять его во всех частях конструкции или где-то можно обойтись без него?

– Мост Республики в Монпелье – Monpellier Republic bridge, демонстрирует конструктивные свойства Ductal®: из него сделаны мостовые Т-образные балки длиной по 23 метра. Опоры моста также сделаны из UHPC. При этом плита настила моста выполнена из обычного бетона, так как нет технической необходимости делать из нашего сверхвысокопрочного дисперсно-армированного бетона все элементы. Ductal® имеет смысл использовать только там, где он дает преимущество.

Если сравнивать стоимость Ductal® с обычным бетоном, то он дороже, зато вам нужно в пять раз меньше материала для достижения конструктивной прочности. Из-за применения элементов, произведенных на заводе, монтаж, как правило, выполняется в пять раз быстрее. Качество строительства намного выше. Оптимизация процесса строительства с использованием Ductal® очевидна.

Поставщики, технологии

Holcim

18 Июня 2018

Holcim: другие статьи и новости
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Мыслить радикально
В апреле фонд LafargeHolcim проведёт VI форум в Каире. Его тема – «Ре-материализация строительства», с 4 по 6 апреля 2019 года мировые эксперты обсудят радикальный подход к строительным материалам, основанный на сокращении их потребления. Регистрация открыта до 31 января.
Новые горизонты «устойчивой архитектуры»
Премия LafargeHolcim Awards ищет новые, более целостные и сложные, критерии sustainability. Среди лучших отмеченных решений – способы интегрировать промышленность в городское пространство, снизив затраты, но сохранив индустрию в городе, и дешевое жилье над парковками в Лондоне. Одну из премий для молодых архитекторов получила российская студентка.
LafargeHolcim Awards 2017: улучшаем жизнь местных сообществ
Конкурс с призовым фондом $2 000 000 проводится в сотрудничестве с ведущими техническими университетами мира: Швейцарским технологическим университетом, Высшей архитектурной школой Касабланки, Массачусетским институтом технологий и другими.
Названы самые «зеленые» проекты Европы
В Милане подведены итоги III Международного архитектурного конкурса Holcim Awards for Sustainable Construction. Россия не вошла в число победителей, но заняла почетное четвертое место по общему числу поданных на конкурс проектов.
Holcim Awards приглашает российских архитекторов
17 ноября в Москве на фестивале инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект 2010» состоялась презентация III Международного архитектурного конкурса Holcim Awards for Sustainable Construction. Состязание с общим призовым фондом 2 миллиона долларов ставит перед собой более чем амбициозную задачу – найти на каждом континенте планеты архитектурные проекты, соответствующие требованиям устойчивого развития.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Белый берег
По проекту бюро ISAEV Architects в небольшом башкирском городе Агидель благоустроен городской пляж на реке Белая. Площадь со сценой, инфраструктура для отдыха на свежем воздухе и безбарьерная среда сделали место точкой притяжения, которая предлагает разнообразный досуг – от мангала до вейкборда.
Лина Бо Барди и «ГЭС-2»: реконструкция
В Доме культуры «ГЭС-2» с 11 июля по 19 октября работает первая в России масштабная выставка, посвященная Лине Бо Барди (1914-1992) – бразильскому архитектору итальянского происхождения. «Если бы стены стали водой» – не столько ретроспектива, сколько попытка оживить дух Бо Барди на московской сцене, где ее идеи об общем для всех горожан пространстве и гибкости архитектурных решений звучат особенно актуально.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Средство от стресса
На волгоградской набережной появилось еще одно стильное место для комфортного времяпрепровождения с видом на реку Волгу, олицетворяющую собой течение времени и множество других зыбких понятий. Бюро Rogojnikov & Sorokin создало кальян-бар Redwood Asia, интерьер которого преисполнен чувства собственного достоинства – с небольшой толикой архитектурной иронии.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
На берегу Лососинки
Жилой комплекс «Речка», который формируется в Петрозаводске по проекту архитектурной мастерской Евгения Таева, реагирует на соседство с речкой Лососинка и парком Ямка точечной застройкой, которая делает среду проницаемой и интегрированной в зеленый массив. Кирпич на фасадах отсылает к заводским корпусам Александровского Завода, основанного в XVIII веке.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Энергия юности
Архитектурное бюро Better с помощью простых и бюджетных приемов предлагает концепцию обновления популярного у молодежи Новой Усмани здания 1950-х годов. Молодежный центр приобретает узнаваемый облик, дополнительные пространства для встреч и общения, а также становится потенциальной точкой преобразования городской среды.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Палитра дерева
По проекту бюро Kub House на участке в поселке Николино построено несколько зданий с применением CLT-технологии. Архитекторы рассказывают о дополнительных решениях: шиндель и еловый планкен на фасадах, самоклеящаяся алюминиевая пароизоляция для герметичности здания, звукоизоляционные конструкции.
Угадай мелодию
Архитектурная премия мэра Москвы позиционирует себя как представляющая «главные проекты года». Это большая ответственность – так что и мы взяли на себя смелость разобраться в структуре побед и не-побед 2025 года на примере трех самых объемных номинаций: офисов, жилья, образования. Обнаружился ряд мелких нестыковок вроде не названных авторов – и один крупный парадокс в базисе эмотеха. Разбираемся с базисом и надстройкой, формулируем основной вопрос, строим гипотезы.
Связь прошлого и настоящего
Реконструкции исторических зданий под современный офис редко бывают деликатными по отношению к наследию. Но в проекте редевелопмента исторического здания Телеграфа в Санкт-Петербурге под офис российской IT-компания «ЭР-Телеком» архитекторы UNK corporate interiors смогли найти способ сохранить и бережно инсталлировать в новое пространство оригинальные детали интерьера. Конечно, характер пространства радикально поменялся, но сосуществование с аутентичными элементами, фактурами и материалами создает особую атмосферу, материализуя идею связи времен.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
Отель в швейной мастерской
Концепция APRELarchitects по ревитализации двух объектов культурного наследия в центре Воронежа предполагает приспособление здания швейной мастерской и колокольни Пятницкой церкви под гостиничный комплекс с музеем, спа-комплексом и оживленным двориком. Контуры утраченной колокольни предполагается восстановить с помощью легкой световой инсталляции.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.