Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что в течение этих 20-ти лет пройден очень большой путь. Когда Wienerberger только пришёл в Россию в 2003 году, керамического блока как товарной категории в нашей стране практически не было, только несколько компаний начинали организовывать производство этой продукции.
В советское время самым распространенным стеновым материалом был традиционный рядовой кирпич. И только в середине 2000-х в России появились крупноформатные керамические блоки. Поэтому, запустив первый завод в 2006 году, мы стали одними из пионеров этого рынка и взяли на себя очень ответственную миссию – познакомить людей с новым материалом, а строителей научить им пользоваться.
Достаточно долгое время продукт воспринимался потребителями премиальным, сложным в применении. Мы много занимались обучением профессионалов, открыли две «Школы каменщика» в Москве и Казани, разрабатывали альбомы технических решений, развивали сервисную поддержку с той целью, чтобы строители освоили новую технологию и начали ее успешно применять на своих объектах. Ведь опасения насчет применения нового продукта зачастую связаны не с самим продуктом и его характеристиками, а с тем, насколько качественно из него могут строить. На это ушли многие годы, и мы до сих пор продолжаем вкладываться в обучение и сервисную поддержку, публично развеиваем мифы о применении керамических блоков, которых довольно много в интернете. Но сегодня уже многие строители знакомы с теплой керамикой, по достоинству оценили ее преимущества и широко применяют в своей работе.
Как вы оцениваете уходящий год для концерна Wienerberger и для строительной отрасли в целом?
Сейчас у нас в России работают два завода по производству крупноформатных керамических блоков – во Владимирской области и республике Татарстан, которые обслуживают два географических рынка сбыта – Центральный и Приволжский федеральные округа. Ситуация в течение всего года на этих рынках развивалась разнонаправленно.
Если говорить о первом полугодии, то большое влияние на результаты нашей деятельности оказывал продолжающийся с 2021 года ажиотажный спрос. Оба наших завода были загружены, мы производили продукцию, которую буквально тут же, с колес, забирали на строительные площадки. Спрос был настолько высоким, что мы были вынуждены в июне 2021 года остановить приём новых заказов и поставлять продукцию только по действующим контрактам и размещённым заказам. Такая ситуация продолжалась до весны этого года, а затем ситуация стала развиваться по-разному.
В Приволжском федеральном округе уже летом мы начали наблюдать некоторое снижение спроса, в то время как в Центральном федеральном округе спрос все лето сохранялся на стабильно высоком уровне. Я связываю это с тем, что рынок ЦФО более устойчив к внешним экономическим факторам, в то время как у населения в Приволжском округе более низкая покупательская способность и на нее сильно влияют любые внешние потрясения. Но так или иначе уже в конце сентября мы начали фиксировать сокращение спроса во всех географических регионах нашего присутствия. Конечно, частично это снижение связано с сезонностью спроса на стеновые материалы, но внешняя ситуация, безусловно, тоже влияет негативно.
Из позитивных результатов этого года – нам удалось усилить свои позиции на рынке малоэтажного строительства, обеспечив прирост объемов продаж более чем на 20% в данном сегменте. Мы наблюдаем большой интерес к нашему продукту со стороны строительных компаний, специализирующихся на строительстве частных домов. Для них у нас действует программа профессиональной сертификации «Строим Вместе», которая включает в себя обязательное обучение, сдачу аттестации, маркетинговую поддержку от производителя. Количество сертифицированных партнёров, участвующих в этой программе, выросло в 2022 году почти на 30%.
В целом мы фиксируем стабильный рост интереса со стороны строителей и проектировщиков и связываем это с тем, что именно рынок частного домостроения позволяет максимально раскрыть все преимущества теплой керамики. Могу выделить ключевые плюсы материала: низкая теплопроводность, которая позволяет строить без утепления практически во всех регионах России, низкая остаточная влажность, которая обеспечивает возможность приступить к внутренней отделке сразу после окончания строительства «коробки» дома, высокая прочность, благодаря которой можно не армировать кладку, 100% натуральность и экологичность продукции, что влияет на комфорт проживания в таких домах. Все это ценят – и строители, и архитекторы, и, конечно, потребители.
Возвращаясь к итогам 2022 года, хочу отметить, что в середине года мы были вынуждены остановить второе направление нашей деятельности – импорт лицевого кирпича и брусчатки из Европы. Эти категории попали в перечни продукции, запрещённые к экспорту из ЕС. В апреле мы прекратили приём новых заказов и сконцентрировались на выполнении обязательств перед теми клиентами, которые уже заказали продукцию и ждали ее. Несмотря на все сложности с логистикой, нам удалось выполнить все эти обязательства по доставкам. Но импортные направления нашего бизнеса нам пришлось закрыть.
Сейчас вы производите и поставляете только керамические блоки Porotherm?
Да, данное направление бизнеса является стабильным для нашей компании. Оба наших завода в России – и во Владимирской области, и в республике Татарстан – производят керамические блоки. Это крупнейшие предприятия строительной отрасли, их совокупная мощность составляет более 400 млн условного кирпича в год. Заводы работают на российском сырье и не зависят от поставок сырья из-за рубежа. Помимо Porotherm в нашем портфеле есть еще один бренд Forati – специализированные керамические блоки для заполнения монолитных каркасов многоэтажных зданий. Они производятся только на заводе во Владимирской области.
Николай Троицкий, генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич», «Винербергер Куркачи»
"После остановки импортного направления в России наша компания стала фактически монобрендовой, исчезла и необходимость в зонтичном бренде, который ранее объединял под собой все продуктовые направления, а их было довольно много – лицевой кирпич, брусчатка, керамическая черепица и др. Поэтому мы приняли решение с 2023 года отказаться от бренда Wienerberger и использовать только бренд Porotherm, который теперь будет занимать ключевое место в портфеле компании в России. Мы уже обновили товарную упаковку, визуально усилив на ней этот бренд и ожидаем, что к весне она уже должна появиться на строительных площадках по всей стране".
Отличает ли продукцию российских заводов Porotherm качество, идентичное европейским заводам? Расскажите об экологических стандартах вашего производства.
На наших заводах действует внутренний европейский стандарт качества Винербергер. Он задает более высокие стандарты, чем ГОСТ 530-2012 в отношении требований к отклонению от габаритных размеров блоков. Контроль качества каждой партии выпускаемой продукции ведется в собственных лабораториях на заводах, и мы поставляем на рынок только продукцию, которая соответствует требованиям ГОСТ.
Что касается экологической составляющей, то в этом году мы вышли на новую ступень подтверждения экологичности нашей продукции – керамические блоки Porotherm получили сертификат экологической безопасности повышенного уровня EcoMaterial Absolute. Этот стандарт оценивает целый комплекс факторов – безопасность материала для человека, воздействие на окружающую среду и другие усилия компании по заботе об экологии, охране труда, продвижению «зеленых решений».
Мы также озабочены проблемой выбросов СО2. Требований на законодательном уровне по их снижению в России пока нет, но мы, тем не менее, по собственной инициативе превентивно занимаемся этим вопросом за счет того, что повышаем энергоэффективность производства, снижая потребление газа и электричества на единицу продукции.
Для строительства каких зданий, помимо традиционного малоэтажного частного домостроения, подходят блоки Porotherm? Существуют ли ограничения? Какие архитектурные проекты с применением Porotherm вы могли бы отметить?
Керамические блоки абсолютно универсальный материал, который позволяет воплотить любые архитектурные замыслы. Из теплой керамики можно возводить объекты самых разных форм с абсолютно разными видами отделки – штукатурные фасады, облицовка кирпичом, планкеном, клик-фальц, вентилируемые фасады. Здесь совершенно нет никаких ограничений. Если проектировщик сомневается в правильности выполнения того или иного узла, всегда можно обратиться к нам в поддержку на сайте или через онлайн-курс «Школа проектировщика» получить доступ в закрытый телеграм-чат с нашими техническими специалистами. Мы предоставляем возможность проверить ваш проект целиком. У нас есть своя библиотека чертежей узлов, к которой также очень легко получить доступ.
В начале я уже говорил о том, что малоэтажный сегмент строительства является самым быстрорастущим и перспективным для применения блоков. Мы поставляем продукцию в коттеджные поселки централизованной застройки, строительным компаниям, частным клиентам. Для нас это, действительно, ключевой сегмент. Сейчас мы наблюдаем тренд – рост числа предпринимателей, которые покупают земельные участки в Подмосковье под застройку поселков из частных домов или даже конкретных улиц в этих поселках в едином архитектурном стиле. Таких девелоперов становится все больше, и они заинтересованы в Porotherm, потому что ликвидность домов, построенных из этого материала, выше.
Среди новых интересных проектов застройки коттеджных поселков могу отметить проекты застройщика «Строй Альянс» – поселок современной архитектуры «Новогорск Клаб» в подмосковных Химках, серия проектов, объединенных популярным сегодня стилем хюгге – «Середниково Хюгге», «Ильинское Хюгге», «Поздняково Хюгге», проект в стиле английской готики – «Кембридж» от «Оптиленд» и поселок «Британика» на Новой Риге. Вообще, сейчас появляется очень много интересных, ярких проектов малоэтажного строительства.
Из керамических блоков можно возводить не только коттеджи, но и несущие стены домов до 10 этажей без монолитных каркасов, поясов, дополнительного усиления кладки. У нас много реализованных проектов строительства несущих стен зданий большой и малой высотности по всей России: ЖК «Заволжский» в Твери, ЖК «Пять звезд» в Рыбинске, ЖК «Марьино Град» в Москве. Еще есть проект «Малые кварталы» в Красноярске этажностью от 5 до 8 этажей и др.
Другой распространенной технологией строительства является заполнение керамическими блоками монолитных каркасов высотных зданий. Среди самых ярких проектов могу назвать ЖК «Трилогия», дом на Ул. 1905 года, спроектированный мастерской А. Гинзбурга, ЖК «Арт» и ЖК «Невский», которые строит Концерн «КРОСТ», ЖК «Аннино Парк» от ГК «ПИК», ЖК «Москвичка» от ГК «Гранель». Очень интересный, на мой взгляд, проект был реализован в Казани – жилой комплекс Richmond по проекту архитектурной студии «Борщевский».
Что касается строительства в разных уголках России, то ассортимент позволяет подобрать продукт под любую климатическую полосу, в том числе для Крайнего Севера и Дальнего Востока. У нас есть удобное мобильное приложение, в котором можно посчитать «пирог» стены под свой регион.
Вы упомянули, что много вкладываетесь в обучение и развитие сервисной поддержки. Какие каналы коммуникации с потребителем вы планируете задействовать в рамках развития Porotherm в будущем году и будут ли среди них онлайн-курсы для проектировщиков и строителей?
Действительно, мы очень много работаем над развитием сервисной поддержки. У нас на данный момент самая широкая линейка онлайн и оффлайн сервисов для всех целевых групп – потребителей, строителей и проектировщиков. Для конечных потребителей мы разработали онлайн-курс «Школа Нового дома», где очень подробно рассказываем обо всех этапах строительства дома из Porotherm. В конце этого курса можно заказать технический надзор или шеф-монтаж на свой дом. Курс пользуется большой популярностью, его уже прошли почти 2000 человек.
Строители могут пройти обучение онлайн или очно. Если онлайн, то это наш курс «Школа каменщика» – там они получают всю необходимую информацию, смотрят ролики, изучают технологию, а по итогам проходят тестирование и получают на почту сертификат. Все автоматизировано и очень удобно. Его прошли более 1500 каменщиков. Очное обучение включает в себя практическую часть и проводится регулярно на базе технических институтов в Москве и Казани.
Недавно мы запустили онлайн-курс «Школа проектировщика» и поразились отклику специалистов. Этот курс существует вдвое меньше, чем другие наши онлайн-школы, а его уже прошли более 1000 проектировщиков и архитекторов. Для тех, кто зарегистрировался на этот курс, доступна закрытая группа, в которой наши технические специалисты всегда на связи и оперативно отвечают на вопросы и консультируют по проектам.
Николай Троицкий, генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич», «Винербергер Куркачи»
"Все наши сервисы очень востребованы у аудитории. Всего несколько лет назад мы проводили технический надзор и шеф-монтаж только для строительных компаний – наших партнеров. А в этом году уже запустили чат-бот, где каждый клиент может получить поддержку – удаленный технадзор или аудит своего проекта".
Большое внимание в коммуникациях с клиентом мы уделяем видеоконтенту. У нас самый крупный Youtube-канал по численности подписчиков и по количеству роликов среди производителей. Мы снимаем много технадзоров, разбираем ошибки, показываем готовые дома вместе с архитекторами. Также у нас есть сайт-агрегатор проектов из керамических блоков от наших сертифицированных строителей, а в 2023 году мы планируем расширить сотрудничество с архитектурными бюро, которые проектируют из керамических блоков и хотят получать больше клиентов на проектирование из нашего материала.
Какие планы на 2023 год? Будете ли вы развивать ассортимент продукции, наращивать объемы производства?
У нас большие планы по развитию бренда. Как и прежде, отдельное внимание мы продолжим уделять сервисной поддержке клиентов. У нас есть планы по запуску несколько новых продуктов, но на данный момент это в разработке. Рынок ждут очень интересные новинки. С точки зрения объемов выпуска– это будет зависеть от спроса, сейчас сложно сказать, как он будет развиваться в 2023 году. Мы быстро адаптируемся и оперативно принимаем решения, соответственно, будем гибко действовать по обстановке.