Строительный материал от Адама

Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.

Реклама
mainImg
Компaния:
Porotherm
Премия Brick Award проводится с 2004 года раз в два года. Ее присуждают за постройки, архитектурный замысел которых основан на применении керамических материалов: кирпича, черепицы, тротуарной брусчатки, крупноформатных блоков и т.д. Для победителей Brick Award характерен высокий архитектурный уровень.
В 2017 году состоялся российский этап Brick Award, на котором в номинации «Жить вместе» выиграл дом Сергея Скуратова на ул. Бурденко, а в номинации «Работать вместе» – бизнес-квартал завода «Арма» Владимира Лабутина («Сергей Киселев и Партнеры»), за частный дом в Шатуре приз получил Сергей Колчин.

В этом году на международную премию Brick Award было подано рекордное число проектов – 644 из 55 стран. Экспертный совет из архитектурных критиков выбрал из них в шорт лист 50 построек, которые в свою очередь оценило профессиональное жюри, назвав шесть победителей. Победители в пяти номинациях получили по 5000 евро, а Гран- При составил 7000 евро. Церемония награждения впервые прошла в онлайн-формате из-за эпидемии.

Гран-При. Номинация «Жить в обществе». Факультет радио и телевидения Силезского университета в Катовице, Польша
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger


Номинация «Жить в обществе» охватывает объекты культурного и общественного назначения. Оценивая факультет Силезского университета, жюри отметило, что авторы продемонстрировали исключительное разнообразие и тонкость в применении кирпича, причем в гармонии со старым городом. Университетское здание построено в историческом центре польского шахтерского городка Катовице, хотя сегодня градообразующим фактором здесь является, скорее, культура, чем добыча угля. Старый многоквартирный кирпичный дом с характерным ордерным декором собирались снести, но архитекторы предпочли интегрировать его в новое учебное здание, которому они придали в плане форму каре. Факультет встроен в плотный городской квартал. Старинный фасад с традиционной кирпичной кладкой сопоставлен с прозрачной современной«решеткой», выполненной точно из того же кирпича. Кирпичная решетка продолжается вверх и в стороны от старого здания (оно составляет примерно одну шестую часть новой постройки), причем наверху решетка образует мансардный скат, повторяющий наклон мансарды соседнего дома, а дальше переходит в плоскую крышу. Решетчатый фасад выполнен в строгой модернистской стилистике: в отличии от старинного корпуса, стоящего на земле, новая часть факультета опирается на колонны, и через пространство первого этажа с улицы призывно открывается университетский двор – центр общественной жизни. К внутреннему двору здание обращено прозрачным стеклянным фасадом с большой аудиторией. В решении фасадов других корпусов опять-таки применен прием кирпичной решетки в комбинации с деревом. В интерьере кирпич ручной формовки с разнообразными нюансами спекания и цветовыми градациями покрывает стены, пол, а местами даже потолок. Для потолка архитекторами также придумана перфорированная структура – нечто вроде кессонов. Кирпич с исключительно красивой, качественной поверхностью не требует дополнительной обработки и становится основой как внешнего образа здания, так и внутреннего пространства.
Номинация «Жить вместе». Сельский жилой дом в Руанде
  • zooming
    1 / 3
    Экспериментальный проект деревенского дома в Руанде. Архитекторы: Рафи Сегал и рабочая группа Массачусетского технологического института в Руанде
    Фотография © Rafi Segal, Monica Hutton, Andrew Brose / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 3
    Экспериментальный проект деревенского дома в Руанде. Архитекторы: Рафи Сегал и рабочая группа Массачусетского технологического института в Руанде
    Фотография © Rafi Segal, Monica Hutton, Andrew Brose / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 3
    Экспериментальный проект деревенского дома в Руанде. Архитекторы: Рафи Сегал и рабочая группа Массачусетского технологического института в Руанде
    Фотография © Rafi Segal, Monica Hutton, Andrew Brose / предоставлено Wienerberger


В этой номинации соревнуются многоквартирные жилые дома, инновационные жилые решения с учетом тенденций и проблем урбанизации. По замыслу архитектора Рафи Сегала и группы Массачусетского технологического университета в Руанде, цель этой «жилой единицы» на несколько семей – осовременить деревню с помощью яркого дизайна. Но не менее важна цель социальная. Дом строится из местного кирпича, силами местных рабочих и просто жителей деревни (например, мыть кирпичи может каждый, люди получают работу и жилье одновременно). Фактически процесс строительства дома становится процессом строительства комьюнити. Этот прототип доступного жилья учитывает традиции африканского строительства, например, имеет продуваемую ветром стену с отверстиями, что важно в жарком климате. Дома легко блокируются друг с другом, образуя разнообразные варианты продуманной деревенской среды.

Номинация «Чувствовать себя как дома». Мастерская фотохудожницы в Мехико, Мексика
  • zooming
    Проект Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде Архитекторы: TALLER | Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo
    Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    Проект Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде Архитекторы: TALLER | Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo
    Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger

 
В номинации для частных домов победило изящное решение. Архитектор Маурицио Роха спроектировал эту студию для своей мамы, фотохудожницы Грасиэлы Итурбиде, известной своими черно-белыми портретами мексиканских крестьян. Единственным условием заказчицы был материал будущей студии – кирпич. В густо населенном городском районе, на узком участке 7 х 14 м была поставлена трехэтажная башня, возвышающаяся над окружением. Ажурные стены из кирпича местного производства – одновременно и связь и граница между домом и окружением. Кирпичный узор прост, но выразителен: ряды из двух тонких горизонтальных кирпичей чередуются с вертикальными кирпичами в два раза большей толщины, расположенными с воздушными паузами между ними. Просвечиваемый солнцем этот узор образует в интерьере причудливый рисунок, сплетенный из света и тени. В нижней части дома для большей закрытости от окружения применяется кирпичная решетка, так сказать, более плотной вязки (сходство кирпичных решеток и узоров кладки с вязанием очевидно – это вообще тенденция последних лет). Внутреннее пространство организовано так: в трех уровнях спроектированы комнаты по 28 кв.м, комнаты открываются раздвижными стеклянными стенами в патио на севере и на юге, создавая цепь более интимных и более открытых, хорошо освещенных пространств.
Спецприз. Номинация «Чувствовать себя как дома». Частный дом в Пальме, Испания
  • zooming
    Проект Вилла Can Jaime i n´Isabelle Архитекторы: TEd´A arquitectes
    © TedA Arquitectes / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    Проект Вилла Can Jaime i n´Isabelle Архитекторы: TEd´A arquitectes
    © TedA Arquitectes / предоставлено Wienerberger

 
Этот дом в средиземноморском городе Пальма, в уединенной местности на склоне холма был удостоен специальным призом за современную интерпретацию традиционного дома с внутренним атриумом. Дом окружен почти крепостными стенами из бетона (лишь бассейн вынесен на отдельную террасу и в одной стене устроено панорамное остекление с видом). Внутри же дома по контрасту с внешней замкнутостью использованы стены из кирпича и глины, выкрашенные в белый цвет, и образована целая система из четырех патио, в которые выходят большие окна. Некоторые патио перекрыты перголами, в кирпичной кладке стен есть живописные вкрапления других материалов, от чего возникает впечатление обжитой руины. В каждом из дворов растут местные растения. Зеленые сады есть и на крышах. Таким образом дом становится зеленым оазисом в этой гористой местности.
Номинация «Работаем вместе». Городской архив в Делфте, Нидерланды
  • zooming
    1 / 3
    Городской архив Делфта Архитекторы: Winhov (Нидерланды) и Gottlieb Paludan Architects (Дания)
    Фотография © Stefan Müller / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 3
    Городской архив Делфта Архитекторы: Winhov (Нидерланды) и Gottlieb Paludan Architects (Дания)
    Фотография © Stefan Müller / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 3
    Городской архив Делфта Архитекторы: Winhov (Нидерланды) и Gottlieb Paludan Architects (Дания)
    Фотография © Stefan Müller / предоставлено Wienerberger


В здании городского архива Делфта, построенного по заказу городских властей, авторам удалось, по их словам, добиться единства формы и содержания. Концепцию архива архитекторы воспринимают поэтично. Архив для них – и хранилище сокровищ информации, и машина времени, дающая доступ к прошлому. В здании, построенном внутри городского парка, на границе с историческим центром Делфта, зримо представлено разделение на «белую» общественную зону с кафе, офисами и аудиториями – открытую и прозрачную, расположенную в нижнем ярусе, и собственно закрытый архив, размещенный в кирпичных верхних этажах. Пластическое решение фасада напоминает книжные полки: облицованные кирпичом бетонные выступы чередуются неравномерно, с легкими сбивками в ритме. Архитекторы в этом решении также вдохновлялись рельефами делфтского художника Яна Шунховена. Вообще же такое решение следует признать универсальным для кирпичного фасада: хотя в данном фасаде окон нет, они могут быть легко интегрированы в эту структуру. Поскольку исторический Делфт выстроен в основном из кирпича, выбор материала – это еще и дань уважения к городу.
Номинация «Строить нестандартно». Библиотека для английской средней школы в Копаргаоне, Индия
  • zooming
    Библиотека Maya Somaiya Архитекторы: Sameep Padora & Associates (Индия)
    Фотография © Edmund Sumner / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    Библиотека Maya Somaiya Архитекторы: Sameep Padora & Associates (Индия)
    Фотография © Edmund Sumner / предоставлено Wienerberger



Библиотека была построена между школой, сельскохозяйственными угодьями и электрической подстанцией в непрезентабельном месте, с которым долго не знали, что делать. Ее крыша представляет собой свод, выложенный так называемой каталонской кладкой из трех слоев кирпичной плитки толщиной 32 мм. Свод плавно поднимается от земли и столь же плавно уходит обратно в землю. Он настолько пологий, что служит еще и ландшафтом, по которому дети и взрослые могут безопасно прогуливаться. Подобные кирпичные своды с горизонтальной кладкой известны с XVI века. В данном случае они эффектно соединяются с современной параметрической формой, смоделированной на компьютере, но при этом сложенной ремесленниками вручную, что и было отмечено жюри как нестандартное решение.

Премия Brick Award 20, наряду с высоким художественным уровнем проектов и оригинальностью применения керамической продукции, демонстрирует тенденции в области современной архитектуры. Жюри конкурса неизменно ценит экологичность проектов. Хотя кирпич достаточно энергоемкий в производстве, а глина не является возобновляемым ресурсом, долговечность и красота керамических материалов искупает затраты. Одним из факторов при оценке построек является предпочтение местных керамических материалов, которые не требуют расточительных трат энергии на транспорт. Также важны социальные моменты: архитектура должна объединять людей, давать работу местному сообществу, создавать для него школы и другие постройки общественного назначения. Что касается эстетики кирпича, явно есть тенденция к затейливым кирпичным решеткам с разнообразными узорами «вязки». Не узоры кладки, а именно перфорированные кирпичные стены и потолки стали фаворитом нынешнего конкурса.

Кирпич является древнейшим строительным материалом, который, что называется, не тускнеет от повторения. Это материал эстетически и символически неуязвим, и его встречают с распростертыми объятиями в любой местности. Теплый и человечный, кирпич обладает особой аурой, ведь, согласно Библии, первый человек Адам был создан из глины. Может быть, поэтому кирпич неизменно вдохновляет архитекторов на творчество даже в кибер-современности. 

Поставщики, технологии

Porotherm

14 Октября 2020

Porotherm: другие статьи и новости
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Тонкая настройка
Бюро SUSHKOVA DESIGN создало интерьер цветочной студии в Перми, с тактом и деликатностью подойдя к пространству, чья главная ценность заключалась в обилии света и эффектности старинной кладки. Эти достоинства были бережно сохранены и даже подчеркнуты при помощи точно найденных современных акцентов.
Яркое, народное
Десятый год Wowhaus работают над новогодним украшением ГУМа, «главного», ну или во всяком случае, самого центрального, магазина страны. В этом году темой выбрали Дымковскую игрушку: и, вникнув в историю вопроса, предложили яркое, ярчайшее решение – тема, впрочем, тому прямо способствует.
Кинотрансформация
B.L.U.E. Architecture Studio трансформировало фрагмент исторической застройки города Янчжоу под гостиницу: ее вестибюль устроили в старом кинотеатре.
Вторая ось
Бюро Земля восстановило биологическую структуру лесного загородного участка и спроектировало для него пешеходный маршрут. Подняв «мост» на высоту пяти метров, архитекторы добились нового способа восприятия леса. А в центре расположили домик-кокон.
«Чужие» в городе
Мы попросили у Александра Скокана комментарий по итогам 2025 года – а он прислал целую статью, да еще и посвященную недавно начатому у нас обсуждению «уместности высоток» – а говоря шире, контрастных вкраплений в городскую застройку. Получился текст-вопрос: почему здесь? Почему так?
Подлесок нового капрома
Сообщение по письмам читателей: столовую Дома Пионеров превратили в этакий ресторанчик. Казалось бы, какая мелочь. Обратимая, скорее всего. Но она показывает: капром жив. Не остался в девяностых, а дает новую, модную, молодую поросль.
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.