Строительный материал от Адама

Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.

Реклама
mainImg
Компaния:
Porotherm
Премия Brick Award проводится с 2004 года раз в два года. Ее присуждают за постройки, архитектурный замысел которых основан на применении керамических материалов: кирпича, черепицы, тротуарной брусчатки, крупноформатных блоков и т.д. Для победителей Brick Award характерен высокий архитектурный уровень.
В 2017 году состоялся российский этап Brick Award, на котором в номинации «Жить вместе» выиграл дом Сергея Скуратова на ул. Бурденко, а в номинации «Работать вместе» – бизнес-квартал завода «Арма» Владимира Лабутина («Сергей Киселев и Партнеры»), за частный дом в Шатуре приз получил Сергей Колчин.

В этом году на международную премию Brick Award было подано рекордное число проектов – 644 из 55 стран. Экспертный совет из архитектурных критиков выбрал из них в шорт лист 50 построек, которые в свою очередь оценило профессиональное жюри, назвав шесть победителей. Победители в пяти номинациях получили по 5000 евро, а Гран- При составил 7000 евро. Церемония награждения впервые прошла в онлайн-формате из-за эпидемии.

Гран-При. Номинация «Жить в обществе». Факультет радио и телевидения Силезского университета в Катовице, Польша
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger
Факультет радио и телевидения Силезского университета Архитекторы: BAAS Arquitectura (Испания), Grupa 5 architekci (Польша), Maleccy biuro projektowe (Польша)
Фотография © Jakub Certowicz, Adrià Goulà / предоставлено Wienerberger


Номинация «Жить в обществе» охватывает объекты культурного и общественного назначения. Оценивая факультет Силезского университета, жюри отметило, что авторы продемонстрировали исключительное разнообразие и тонкость в применении кирпича, причем в гармонии со старым городом. Университетское здание построено в историческом центре польского шахтерского городка Катовице, хотя сегодня градообразующим фактором здесь является, скорее, культура, чем добыча угля. Старый многоквартирный кирпичный дом с характерным ордерным декором собирались снести, но архитекторы предпочли интегрировать его в новое учебное здание, которому они придали в плане форму каре. Факультет встроен в плотный городской квартал. Старинный фасад с традиционной кирпичной кладкой сопоставлен с прозрачной современной«решеткой», выполненной точно из того же кирпича. Кирпичная решетка продолжается вверх и в стороны от старого здания (оно составляет примерно одну шестую часть новой постройки), причем наверху решетка образует мансардный скат, повторяющий наклон мансарды соседнего дома, а дальше переходит в плоскую крышу. Решетчатый фасад выполнен в строгой модернистской стилистике: в отличии от старинного корпуса, стоящего на земле, новая часть факультета опирается на колонны, и через пространство первого этажа с улицы призывно открывается университетский двор – центр общественной жизни. К внутреннему двору здание обращено прозрачным стеклянным фасадом с большой аудиторией. В решении фасадов других корпусов опять-таки применен прием кирпичной решетки в комбинации с деревом. В интерьере кирпич ручной формовки с разнообразными нюансами спекания и цветовыми градациями покрывает стены, пол, а местами даже потолок. Для потолка архитекторами также придумана перфорированная структура – нечто вроде кессонов. Кирпич с исключительно красивой, качественной поверхностью не требует дополнительной обработки и становится основой как внешнего образа здания, так и внутреннего пространства.
Номинация «Жить вместе». Сельский жилой дом в Руанде
  • zooming
    1 / 3
    Экспериментальный проект деревенского дома в Руанде. Архитекторы: Рафи Сегал и рабочая группа Массачусетского технологического института в Руанде
    Фотография © Rafi Segal, Monica Hutton, Andrew Brose / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 3
    Экспериментальный проект деревенского дома в Руанде. Архитекторы: Рафи Сегал и рабочая группа Массачусетского технологического института в Руанде
    Фотография © Rafi Segal, Monica Hutton, Andrew Brose / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 3
    Экспериментальный проект деревенского дома в Руанде. Архитекторы: Рафи Сегал и рабочая группа Массачусетского технологического института в Руанде
    Фотография © Rafi Segal, Monica Hutton, Andrew Brose / предоставлено Wienerberger


В этой номинации соревнуются многоквартирные жилые дома, инновационные жилые решения с учетом тенденций и проблем урбанизации. По замыслу архитектора Рафи Сегала и группы Массачусетского технологического университета в Руанде, цель этой «жилой единицы» на несколько семей – осовременить деревню с помощью яркого дизайна. Но не менее важна цель социальная. Дом строится из местного кирпича, силами местных рабочих и просто жителей деревни (например, мыть кирпичи может каждый, люди получают работу и жилье одновременно). Фактически процесс строительства дома становится процессом строительства комьюнити. Этот прототип доступного жилья учитывает традиции африканского строительства, например, имеет продуваемую ветром стену с отверстиями, что важно в жарком климате. Дома легко блокируются друг с другом, образуя разнообразные варианты продуманной деревенской среды.

Номинация «Чувствовать себя как дома». Мастерская фотохудожницы в Мехико, Мексика
  • zooming
    Проект Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде Архитекторы: TALLER | Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo
    Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    Проект Мастерская фотографа Грасиэлы Итурбиде Архитекторы: TALLER | Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo
    Фотография © Rafael Gamo / предоставлено Wienerberger

 
В номинации для частных домов победило изящное решение. Архитектор Маурицио Роха спроектировал эту студию для своей мамы, фотохудожницы Грасиэлы Итурбиде, известной своими черно-белыми портретами мексиканских крестьян. Единственным условием заказчицы был материал будущей студии – кирпич. В густо населенном городском районе, на узком участке 7 х 14 м была поставлена трехэтажная башня, возвышающаяся над окружением. Ажурные стены из кирпича местного производства – одновременно и связь и граница между домом и окружением. Кирпичный узор прост, но выразителен: ряды из двух тонких горизонтальных кирпичей чередуются с вертикальными кирпичами в два раза большей толщины, расположенными с воздушными паузами между ними. Просвечиваемый солнцем этот узор образует в интерьере причудливый рисунок, сплетенный из света и тени. В нижней части дома для большей закрытости от окружения применяется кирпичная решетка, так сказать, более плотной вязки (сходство кирпичных решеток и узоров кладки с вязанием очевидно – это вообще тенденция последних лет). Внутреннее пространство организовано так: в трех уровнях спроектированы комнаты по 28 кв.м, комнаты открываются раздвижными стеклянными стенами в патио на севере и на юге, создавая цепь более интимных и более открытых, хорошо освещенных пространств.
Спецприз. Номинация «Чувствовать себя как дома». Частный дом в Пальме, Испания
  • zooming
    Проект Вилла Can Jaime i n´Isabelle Архитекторы: TEd´A arquitectes
    © TedA Arquitectes / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    Проект Вилла Can Jaime i n´Isabelle Архитекторы: TEd´A arquitectes
    © TedA Arquitectes / предоставлено Wienerberger

 
Этот дом в средиземноморском городе Пальма, в уединенной местности на склоне холма был удостоен специальным призом за современную интерпретацию традиционного дома с внутренним атриумом. Дом окружен почти крепостными стенами из бетона (лишь бассейн вынесен на отдельную террасу и в одной стене устроено панорамное остекление с видом). Внутри же дома по контрасту с внешней замкнутостью использованы стены из кирпича и глины, выкрашенные в белый цвет, и образована целая система из четырех патио, в которые выходят большие окна. Некоторые патио перекрыты перголами, в кирпичной кладке стен есть живописные вкрапления других материалов, от чего возникает впечатление обжитой руины. В каждом из дворов растут местные растения. Зеленые сады есть и на крышах. Таким образом дом становится зеленым оазисом в этой гористой местности.
Номинация «Работаем вместе». Городской архив в Делфте, Нидерланды
  • zooming
    1 / 3
    Городской архив Делфта Архитекторы: Winhov (Нидерланды) и Gottlieb Paludan Architects (Дания)
    Фотография © Stefan Müller / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    2 / 3
    Городской архив Делфта Архитекторы: Winhov (Нидерланды) и Gottlieb Paludan Architects (Дания)
    Фотография © Stefan Müller / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    3 / 3
    Городской архив Делфта Архитекторы: Winhov (Нидерланды) и Gottlieb Paludan Architects (Дания)
    Фотография © Stefan Müller / предоставлено Wienerberger


В здании городского архива Делфта, построенного по заказу городских властей, авторам удалось, по их словам, добиться единства формы и содержания. Концепцию архива архитекторы воспринимают поэтично. Архив для них – и хранилище сокровищ информации, и машина времени, дающая доступ к прошлому. В здании, построенном внутри городского парка, на границе с историческим центром Делфта, зримо представлено разделение на «белую» общественную зону с кафе, офисами и аудиториями – открытую и прозрачную, расположенную в нижнем ярусе, и собственно закрытый архив, размещенный в кирпичных верхних этажах. Пластическое решение фасада напоминает книжные полки: облицованные кирпичом бетонные выступы чередуются неравномерно, с легкими сбивками в ритме. Архитекторы в этом решении также вдохновлялись рельефами делфтского художника Яна Шунховена. Вообще же такое решение следует признать универсальным для кирпичного фасада: хотя в данном фасаде окон нет, они могут быть легко интегрированы в эту структуру. Поскольку исторический Делфт выстроен в основном из кирпича, выбор материала – это еще и дань уважения к городу.
Номинация «Строить нестандартно». Библиотека для английской средней школы в Копаргаоне, Индия
  • zooming
    Библиотека Maya Somaiya Архитекторы: Sameep Padora & Associates (Индия)
    Фотография © Edmund Sumner / предоставлено Wienerberger
  • zooming
    Библиотека Maya Somaiya Архитекторы: Sameep Padora & Associates (Индия)
    Фотография © Edmund Sumner / предоставлено Wienerberger



Библиотека была построена между школой, сельскохозяйственными угодьями и электрической подстанцией в непрезентабельном месте, с которым долго не знали, что делать. Ее крыша представляет собой свод, выложенный так называемой каталонской кладкой из трех слоев кирпичной плитки толщиной 32 мм. Свод плавно поднимается от земли и столь же плавно уходит обратно в землю. Он настолько пологий, что служит еще и ландшафтом, по которому дети и взрослые могут безопасно прогуливаться. Подобные кирпичные своды с горизонтальной кладкой известны с XVI века. В данном случае они эффектно соединяются с современной параметрической формой, смоделированной на компьютере, но при этом сложенной ремесленниками вручную, что и было отмечено жюри как нестандартное решение.

Премия Brick Award 20, наряду с высоким художественным уровнем проектов и оригинальностью применения керамической продукции, демонстрирует тенденции в области современной архитектуры. Жюри конкурса неизменно ценит экологичность проектов. Хотя кирпич достаточно энергоемкий в производстве, а глина не является возобновляемым ресурсом, долговечность и красота керамических материалов искупает затраты. Одним из факторов при оценке построек является предпочтение местных керамических материалов, которые не требуют расточительных трат энергии на транспорт. Также важны социальные моменты: архитектура должна объединять людей, давать работу местному сообществу, создавать для него школы и другие постройки общественного назначения. Что касается эстетики кирпича, явно есть тенденция к затейливым кирпичным решеткам с разнообразными узорами «вязки». Не узоры кладки, а именно перфорированные кирпичные стены и потолки стали фаворитом нынешнего конкурса.

Кирпич является древнейшим строительным материалом, который, что называется, не тускнеет от повторения. Это материал эстетически и символически неуязвим, и его встречают с распростертыми объятиями в любой местности. Теплый и человечный, кирпич обладает особой аурой, ведь, согласно Библии, первый человек Адам был создан из глины. Может быть, поэтому кирпич неизменно вдохновляет архитекторов на творчество даже в кибер-современности. 

Поставщики, технологии

Porotherm

14 Октября 2020

Porotherm: другие статьи и новости
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Дома из Porotherm
на Open Village 2022
Компания Wienerberger приглашает посетить выставку
Open Village с 16 по 31 июля
в коттеджном поселке «Тихие Зори» в Подмосковье. Этим летом вы сможете увидеть 22 дома, построенных по различным технологиям.
Wienerberger поздравляет с наступившим Новом Годом и подводит...
керамика Porotherm в 2021г – спрос превысил предложение!
новая керамическая плитка Terca Slips,
новый онлайн-курс «Школа проектировщиков»,
керамика Wienerberger – для Open Village,
канал Porotherm на Youtube,
работаем дальше для вас и – к новым победам на рынке!
Тектоника, фактура, надежность: за что мы любим кирпичные...
У многих вещей есть свой канонический образ, так кирпич обычно ассоциируется с однотонной кладкой терракотового цвета. Однако новый, третий по счету, выпуск каталога облицовочного кирпича Terca полностью разрушает стереотипы. Представленные в нем образцы настолько многочисленно-разнообразны, что для путешествия по страницам каталога читателю потребуется свой Вергилий. Отчасти выполняя его функцию, расскажем о трёх, по нашему мнению, самых интересных и привлекательных видах кирпича из этого каталога.
Клинкерная брусчатка Penter: универсальное решение для...
Природная естественность – вот главная характеристика эстетических качеств клинкерной брусчатки Penter. Действительно, она изготавливается из глины без добавления искусственных красителей, а потому всегда органично смотрится в любом ландшафте. В сочетании с лаконичной традиционной формой это позволяют применять ее для самого широкого спектра средовых разработок – от классицизирующих до новаторских.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
Блеск глубокий и хрустальный
Новый клубный дом про проекту ADM architects спроектирован для района Патриарших, недалеко от Новопушкинского сквера. Он заменит три здания, построенных в начале 1990-х. Авторы нового проекта, Андрей Романов и Екатерина Кузнецова, сделали ставку на разнообразие трех частей объема, современность решений и внимание к деталям: в одном из корпусов планируются плавно изогнутые балконы с керамическим блеском нижней поверхности, в другом стеклянные колонны-скульптуры.