BRAER: возможности и особенности баварской кладки для современного фасада

Компания BRAER предлагает разнообразные виды, оттенки и декоративные фактуры современной баварской кладки, как классические, так и уникальные. Кирпич BRAER отличается экологичностью и долговечностью.

Автор текста:
Дмитрий Леонов

16 Июля 2021
Реклама
mainImg
Компaния:
Группа компаний BRAER
0 Баварская кладка – популярный вид фасадной облицовки. Она сочетает кирпичи разных оттенков в рамках заданной гаммы. В современных постройках данный прием становится, как правило, результатом тщательно контролируемого процесса производства и реализации объекта. Между тем баварская кладка имеет длительную историю.

Обожженный, или керамический, кирпич известен около 5500 лет как недорогой и прочный материал. Однако на протяжении практически всего периода существования кирпича как материала он был отмечен одной особенностью – неравномерностью обжига, вызванной несовершенством технологии дровяной печи. Даже в рамках одной партии соседствовали кирпичи  разных оттенков, что определялось как особенностями глиняного теста, так и температурой обжига и количеством кислорода в разных частях печи. 
Церковь Санта Мария э Донато в Мурано. Вверху историческая кладка со следами выветривания и остатками обмазки. Внизу реставрационная кладка, повторяющая разнотоновость исторической
Фотография: Архи.ру

В некоторые периоды разнотоновая кладка считалась несовершенством и ее предпочитали замаскировать: каменной облицовкой, штукатуркой, обмазкой или покраской «в кирпич». 

В то же время декоративные свойства кирпичной стены как таковой были оценены достаточно рано, уже в римский и византийский период, когда появилась декоративная орнаментальная кладка. Формат тонкого кирпича – плинфы, распространенный в Западной Европе до XI в., а в Восточной до XIV в. – делал различие оттенков менее заметным, особенно в сочетании с широкими швами. 
Орнаментальная кладка апсиды главной церкви монастыря Липса, Константинополь
Фотография: Архи.ру

Со временем стандарты качества развивались, а обеспечить совершенно ровную кладку подчас оказывалось проблематично. Особенно в Германии XVII века, опустошенной после Тридцатилетней войны. Поэтому неудивительно, что южногерманским землям приписывают честь изобретения «баварской кладки» – способа набора фасадной стен из разнотонового кирпича с регулярным перемешиванием цветов. Он позволял сэкономить, не отбраковывая кирпич, и в то же время создать предсказуемую текстуру, которая отвечала бы растущим запросам архитектуры Нового времени. Хотя нельзя отрицать, что и у мастеров II или XV века н.э. могли существовать собственные секреты деликатного «замешивания» кирпичей разного тона в составе одной фасадной стены.

Баварская кладка продолжила свое существование на протяжении трех веков, распространившись в Центральной и Северной Европе. 
Разнотоновая кладка на фасадах домов Амстердама
Фотография: Архи.ру

В последней трети XX века кирпичное производство получило контроль над цветом, сделав возможными равномерную поверхность.

Однако, как только техническая проблема, породившая смесовую баварскую кладку как прием, оказалась исчерпана, – возникла другая проблема: равномерная кирпичная поверхность стала восприниматься как монотонная. Так возник интерес к разнофактурной поверхности, заметный в поисках архитектуры брутализма 1970-х годов. Тогда же начали входить в моду разного рода меланжевые и винтажные сочетания, состаренные поверхности, была осознана ценность натуральных исторических текстур и в то же время возникла тенденция к их имитации. 

Все это привело к «триумфальному» возвращению разнотонового кирпича. Казалось бы, совсем недавно его считали недостатком. Теперь же сдержанное разноцветье было осмыслено как достоинство, но на новом технологическом уровне. Теперь все нюансы, оттенки и разночтения просчитываются и моделируются на производстве с высокой степенью автоматизации и контроля. 
Школа искусств в Москве. Облицовочный кирпич BRAER «БАВАРСКАЯ КЛАДКА» с поверхностью ТЕРРА
Фотография: предоставлена BRAER

Баварский кирпич производят при высокой температуре методом флешинга – обжига в условиях недостатка кислорода, стимулирующего его высвобождение из окиси железа, который присутствует в глине. Кирпич приобретает разнообразие оттенков, а также прочность, морозо- и влагостойкость. Он может выдержать до 100, а некоторые сорта – до 200 циклов замораживания, а также экологичен и не содержит вредных примесей. 

Вторая часть работы – собственно кладка, создание облака оттенков. Здесь уже большую роль играет наследие южногерманских умельцев XVII века. Суть метода состоит в том, что мастера получают несколько палет разных оттенков – от 2-3 до 8-9 – из которых берут кирпичи, соблюдая предустановленную очередность. Важно, чтобы одинаковые оттенки не оказывались рядом, не образовывали пятен, и рисунок повторялся не слишком часто, имитируя естественные сочетания.
Школа искусств в Москве. Облицовочный кирпич BRAER «БАВАРСКАЯ КЛАДКА» с поверхностью ТЕРРА
Фотография: предоставлена BRAER

В некоторых случаях авторы проекта полностью планируют раскладку кирпичей на фасаде в рамках проектной документации. Такой подход достаточно трудоемок, но позволяет добиться максимально предсказуемого результата, также как и реализовать сложные замыслы: градиенты-«растяжки» цвета и тона по высоте или длине здания. 

Помимо цвета, кирпичи могут иметь разную фактуру: о​т гладкой до шершавой и рельефной, имитирующей естественные неровности поверхности ручной работы или кору дуба. Такой кирпич особенно интересен в составе баварской кладки, когда разнообразие текстуры сочетается с вариативностью оттенков.
Облицовочный кирпич BRAER. Виды фактур
© BRAER

Компания BRAER работает на рынке более 10 лет. 

В состав группы BRAER входят кирпичный завод и завод по производству тротуарной плитки, находящиеся в Туле. Заводы оснащены немецким оборудованием, преимущество кирпичного завода – уникальная технология обжига в печи длиной 204 м. Компания имеет собственное месторождение глины высокого качества без содержания солей тяжелых металлов и радиоактивных элементов. BRAER также располагает собственной лабораторией, проводит научные исследования в области строительных материалов, сотрудничает с передовыми научными институтами. Долговечность стены из блоков, облицованных баварской кладкой BRAER, по исследованиям ЦНИИСК им. Кучеренко, составляет 200 лет. 

Среди предложений BRAER – коллекции кирпича баварской кладки различных оттенков. Один из примеров использования такой продукции BRAER – ЖК Смольная, 44, спроектированный архитекторами бюро СПИЧ, построенный на севере Москвы. В данном случае на фасадах использован лицевой кирпич темного оттенка Баварская кладка BRAER гладкий 1NF, в сочетании со однотонным кирпичом цвета слоновой кости. 
ЖК Смольная, 44. АБ СПИЧ, завершен в 2018 году, фасад южного корпуса
Фотография: Архи.ру

Жилой комплекс состоит из двух домов-башен, фланкирующих небольшой двор. Решение фасадов основано на контрастном сочетании светлого и темного кирпича с постепенным усилением градиентного рисунка. Разнотоновая текстура темного кирпича помогла авторам смягчить и усложнить декоративный рисунок: вкрапления светлого кирпича выглядят на фоне баварской кладки более естественно. 
ЖК Смольная, 44. АБ СПИЧ. Подъезд северного корпуса
Фотография: Архи.ру
ЖК Смольная, 44. АБ СПИЧ
Фотография: Архи.ру
ЖК Смольная, 44. Авторы проекта АБ СПИЧ. Пример баварской кладки BRAER, гладкий 1NF
Фотография: Архи.ру

***

 
Наряду с классическими цветами баварского кирпича BRAER выпускает уникальные коллекции. Это винно-красный «Бордо» и темный приглушенный «Мокко», – первый доступен как в однотонном, так и в меланжевом варианте, второй только в составе баварской кладки.
  • zooming
    Облицовочный кирпич БОРДО терра 1 NF
    Предоставлено BRAER
  • zooming
    Облицовочный кирпич БРАЕР КЛАДКА МОККО терра 1 NF
    Предоставлено BRAER

Важное достоинство баварской кладки – она отлично подходит для проектов разных стилевых направлений. «Классике» и историзму она придает элемент сконструированной достоверности, непротиворечиво сочетается с лепным декором, в каких-то случаях может работать даже на обман зрения, заставив признать здание более старым, чем оно есть на самом деле. Но она хороша и для модернистского минимализма, поскольку имеет свойство скрашивать простоту, и в то же время усиливать ощущение масштабности лаконичного высказывания.

В то же время, как мы видим на примере ЖК Смольная, 44, – баварская кладка позволяет предлагать сочетания современного и умеренно-традиционного подхода. Достоинства данного подхода в том, что он позволяет работать с широкой палитрой направлений, не настаивая на выборе между крайностями историзма и модернизма, и таким образом отвечать на разнообразные требования самых взыскательных клиентов современного рынка услуг проектирования и строительства. 

Поставщики, технологии

Группа компаний BRAER

16 Июля 2021

Автор текста:

Дмитрий Леонов
Группа компаний BRAER: другие статьи и новости
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Красный кирпич от брутализма до постмодернизма
Вместе с компанией BRAER вспоминаем яркие примеры применения кирпича в архитектуре брутализма – направления, которому оказалось под силу освежить восприятие и оживить эмоции. Его недавний опыт доказывает, что самый простой красный кирпич актуален.
Может быть даже – более чем.
Тульский кирпич
Завод BRAER под Тулой производит 140 миллионов условного кирпича в год, каждый из которых прослужит не меньше 200 лет. Рассказываем, как устроено передовое российское предприятие.
Технологии и материалы
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Сейчас на главной
Музей для города
OMA выиграли конкурс на проект реконструкции Египетского музея в Турине – самого старого в мире из посвященных культуре Страны пирамид.
I да офис!
Нидерландское бюро KAAN Arсhitecten завершило свой второй проект в Германии. Три корпуса офисного комплекса iCampus в Мюнхене получили жесткую сетку бетонных фасадов и впечатляющие 25-метровые атриумы.
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Ларец самоцветов
За лаконичными фасадами загородного дома семьи архитекторов из Уфы прячется личный «музей»: насыщенное по цвету и фактурам пространство, в котором каждый предмет и дизайнерское решение несет отпечаток индивидуальности хозяев.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Стихия воды
Ванная на 84 этаже, купание под звездами, заплыв к Финскому заливу и спуск к горному источнику – в нашей подборке спа-комплексов.
Искусство в аэропорту
Бюро OMA разработало выставочный дизайн для 1-й Биеннале исламских искусств: экспозиция размещена в знаменитом Терминале хаджа в аэропорту Джидды.
Кожа вокзала
Продолжая собирать подписи за сохранение подлинной архитектуры вокзала города Владимира (1969–1975), рассматриваем его более внимательно: разбираемся, что в нем ценного и почему его надо сохранить и отреставрировать с обновлением, а не одевать в вентфасады. Обнаружилось достаточно много тонкостей и нюансов – если здание бережно очистить, оно само сможет стать туристической достопримечательностью и позитивным примером сохранения наследия авторской архитектуры модернизма.
«Новая Эллада»
Публикуем рецензию на вышедшую в этом январе книгу Андрея Карагодина «Новая Эллада. Два века архитектурной утопии на южном берегу Крыма».
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Фанера над Парижем
Небольшой корпус социального жилья, построенный бюро Mobile Architectural Office в 10-м округе Парижа, выполнен из панелей клеёной древесины. Проект получился недорогим, экологичным и был реализован в кратчайшие сроки.
Зал торжеств
Недостроенный кинотеатр при санатории «Русь» в Геленджике архитекторы Fox Group Interiors превратили в конгресс-холл, где можно проводить мероприятия разной степени торжественности: от свадеб до бизнес-завраков и детских праздников.
Кристалл квартала
Типология и пластика крупных жилых комплексов не стоит на месте, и в створе общеизвестных решений можно найти свои нюансы. Комплекс Sky Garden объединяет две известные темы, «набирая» гигантский квартал из тонких и высоких башен, выстроенных по периметру крупного двора, в котором «растворен» перекресток двух пешеходных бульваров.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Парк железнодорожников
После реконструкции районный парк Уфы получил больше площадок и сценариев отдыха, в их числе – терапевтический сад для людей с ограниченными возможностями и смотровая площадка. Дизайн малых архитектурных форм отсылает к железнодорожной станции Дёма.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Ландшафтная мимикрия
Массимо Альвизи и Дзюнко Киримото реконструировали виллу на севере Италии. Их минималистичный средовой проект одновременно традиционен и современен, став при этом неотъемлемой частью пейзажа.
Искусство чтения
«Хора» продолжает «библиотечную» серию: по проекту бюро пространство антресольного этажа Западного крыла Новой Третьяковки преобразовалось в книжную гостиную. Сюда можно прийти почитать или поработать без билета или абонемента.
«Звездное облако»
В Чэнду строится музей научной фантастики по проекту Zaha Hadid Architects: проектирование началось в 2022, а уже летом 2023-го он примет церемонию вручения международной премии Hugo – самой важной в области фантастики и фэнтези.
Солнце, воздух и вода
По проекту ПИ «АРЕНА» завершилось строительство «Солнечного» – нового и самого большого лагеря в составе «Артека». Он был задуман еще в советские годы, но не был реализован. Современный вариант удивляет сложными инженерными решениями, которые сочетаются с ясной структурой: вместе они порождают пространства сродни эшеровским.
Ар-деко на границе с Космосом
Конкурсный проект Степана Липгарта – клубный дом сдержанно-классицистической стилистики для участка в близком соседстве со зданием Музея космонавтики в Калуге – откликается и на контекст, и на поставленную заказчиком задачу. Он в меру респектабален, в меру подвижен и прозрачен, и даже немного вкапывается в землю, чтобы соблюсти строгие высотные ограничения, не теряя пропорций и масштаба.