BRAER: возможности и особенности баварской кладки для современного фасада

Компания BRAER предлагает разнообразные виды, оттенки и декоративные фактуры современной баварской кладки, как классические, так и уникальные. Кирпич BRAER отличается экологичностью и долговечностью.

Автор текста:
Дмитрий Леонов

16 Июля 2021
Партнерский материал
mainImg
Компaния:
Группа компаний BRAER
Баварская кладка – популярный вид фасадной облицовки. Она сочетает кирпичи разных оттенков в рамках заданной гаммы. В современных постройках данный прием становится, как правило, результатом тщательно контролируемого процесса производства и реализации объекта. Между тем баварская кладка имеет длительную историю.

Обожженный, или керамический, кирпич известен около 5500 лет как недорогой и прочный материал. Однако на протяжении практически всего периода существования кирпича как материала он был отмечен одной особенностью – неравномерностью обжига, вызванной несовершенством технологии дровяной печи. Даже в рамках одной партии соседствовали кирпичи  разных оттенков, что определялось как особенностями глиняного теста, так и температурой обжига и количеством кислорода в разных частях печи. 
Церковь Санта Мария э Донато в Мурано. Вверху историческая кладка со следами выветривания и остатками обмазки. Внизу реставрационная кладка, повторяющая разнотоновость исторической
Фотография: Архи.ру

В некоторые периоды разнотоновая кладка считалась несовершенством и ее предпочитали замаскировать: каменной облицовкой, штукатуркой, обмазкой или покраской «в кирпич». 

В то же время декоративные свойства кирпичной стены как таковой были оценены достаточно рано, уже в римский и византийский период, когда появилась декоративная орнаментальная кладка. Формат тонкого кирпича – плинфы, распространенный в Западной Европе до XI в., а в Восточной до XIV в. – делал различие оттенков менее заметным, особенно в сочетании с широкими швами. 
Орнаментальная кладка апсиды главной церкви монастыря Липса, Константинополь
Фотография: Архи.ру

Со временем стандарты качества развивались, а обеспечить совершенно ровную кладку подчас оказывалось проблематично. Особенно в Германии XVII века, опустошенной после Тридцатилетней войны. Поэтому неудивительно, что южногерманским землям приписывают честь изобретения «баварской кладки» – способа набора фасадной стен из разнотонового кирпича с регулярным перемешиванием цветов. Он позволял сэкономить, не отбраковывая кирпич, и в то же время создать предсказуемую текстуру, которая отвечала бы растущим запросам архитектуры Нового времени. Хотя нельзя отрицать, что и у мастеров II или XV века н.э. могли существовать собственные секреты деликатного «замешивания» кирпичей разного тона в составе одной фасадной стены.

Баварская кладка продолжила свое существование на протяжении трех веков, распространившись в Центральной и Северной Европе. 
Разнотоновая кладка на фасадах домов Амстердама
Фотография: Архи.ру

В последней трети XX века кирпичное производство получило контроль над цветом, сделав возможными равномерную поверхность.

Однако, как только техническая проблема, породившая смесовую баварскую кладку как прием, оказалась исчерпана, – возникла другая проблема: равномерная кирпичная поверхность стала восприниматься как монотонная. Так возник интерес к разнофактурной поверхности, заметный в поисках архитектуры брутализма 1970-х годов. Тогда же начали входить в моду разного рода меланжевые и винтажные сочетания, состаренные поверхности, была осознана ценность натуральных исторических текстур и в то же время возникла тенденция к их имитации. 

Все это привело к «триумфальному» возвращению разнотонового кирпича. Казалось бы, совсем недавно его считали недостатком. Теперь же сдержанное разноцветье было осмыслено как достоинство, но на новом технологическом уровне. Теперь все нюансы, оттенки и разночтения просчитываются и моделируются на производстве с высокой степенью автоматизации и контроля. 
Школа искусств в Москве. Облицовочный кирпич BRAER «БАВАРСКАЯ КЛАДКА» с поверхностью ТЕРРА
Фотография: предоставлена BRAER

Баварский кирпич производят при высокой температуре методом флешинга – обжига в условиях недостатка кислорода, стимулирующего его высвобождение из окиси железа, который присутствует в глине. Кирпич приобретает разнообразие оттенков, а также прочность, морозо- и влагостойкость. Он может выдержать до 100, а некоторые сорта – до 200 циклов замораживания, а также экологичен и не содержит вредных примесей. 

Вторая часть работы – собственно кладка, создание облака оттенков. Здесь уже большую роль играет наследие южногерманских умельцев XVII века. Суть метода состоит в том, что мастера получают несколько палет разных оттенков – от 2-3 до 8-9 – из которых берут кирпичи, соблюдая предустановленную очередность. Важно, чтобы одинаковые оттенки не оказывались рядом, не образовывали пятен, и рисунок повторялся не слишком часто, имитируя естественные сочетания.
Школа искусств в Москве. Облицовочный кирпич BRAER «БАВАРСКАЯ КЛАДКА» с поверхностью ТЕРРА
Фотография: предоставлена BRAER

В некоторых случаях авторы проекта полностью планируют раскладку кирпичей на фасаде в рамках проектной документации. Такой подход достаточно трудоемок, но позволяет добиться максимально предсказуемого результата, также как и реализовать сложные замыслы: градиенты-«растяжки» цвета и тона по высоте или длине здания. 

Помимо цвета, кирпичи могут иметь разную фактуру: о​т гладкой до шершавой и рельефной, имитирующей естественные неровности поверхности ручной работы или кору дуба. Такой кирпич особенно интересен в составе баварской кладки, когда разнообразие текстуры сочетается с вариативностью оттенков.
Облицовочный кирпич BRAER. Виды фактур
© BRAER

Компания BRAER работает на рынке более 10 лет. 

В состав группы BRAER входят кирпичный завод и завод по производству тротуарной плитки, находящиеся в Туле. Заводы оснащены немецким оборудованием, преимущество кирпичного завода – уникальная технология обжига в печи длиной 204 м. Компания имеет собственное месторождение глины высокого качества без содержания солей тяжелых металлов и радиоактивных элементов. BRAER также располагает собственной лабораторией, проводит научные исследования в области строительных материалов, сотрудничает с передовыми научными институтами. Долговечность стены из блоков, облицованных баварской кладкой BRAER, по исследованиям ЦНИИСК им. Кучеренко, составляет 200 лет. 

Среди предложений BRAER – коллекции кирпича баварской кладки различных оттенков. Один из примеров использования такой продукции BRAER – ЖК Смольная, 44, спроектированный архитекторами бюро СПИЧ, построенный на севере Москвы. В данном случае на фасадах использован лицевой кирпич темного оттенка Баварская кладка BRAER гладкий 1NF, в сочетании со однотонным кирпичом цвета слоновой кости. 
ЖК Смольная, 44. АБ СПИЧ, завершен в 2018 году, фасад южного корпуса
Фотография: Архи.ру

Жилой комплекс состоит из двух домов-башен, фланкирующих небольшой двор. Решение фасадов основано на контрастном сочетании светлого и темного кирпича с постепенным усилением градиентного рисунка. Разнотоновая текстура темного кирпича помогла авторам смягчить и усложнить декоративный рисунок: вкрапления светлого кирпича выглядят на фоне баварской кладки более естественно. 
ЖК Смольная, 44. АБ СПИЧ. Подъезд северного корпуса
Фотография: Архи.ру
ЖК Смольная, 44. АБ СПИЧ
Фотография: Архи.ру
ЖК Смольная, 44. Авторы проекта АБ СПИЧ. Пример баварской кладки BRAER, гладкий 1NF
Фотография: Архи.ру

***

 
Наряду с классическими цветами баварского кирпича BRAER выпускает уникальные коллекции. Это винно-красный «Бордо» и темный приглушенный «Мокко», – первый доступен как в однотонном, так и в меланжевом варианте, второй только в составе баварской кладки.
  • zooming
    Облицовочный кирпич БОРДО терра 1 NF
    Предоставлено BRAER
  • zooming
    Облицовочный кирпич БРАЕР КЛАДКА МОККО терра 1 NF
    Предоставлено BRAER

Важное достоинство баварской кладки – она отлично подходит для проектов разных стилевых направлений. «Классике» и историзму она придает элемент сконструированной достоверности, непротиворечиво сочетается с лепным декором, в каких-то случаях может работать даже на обман зрения, заставив признать здание более старым, чем оно есть на самом деле. Но она хороша и для модернистского минимализма, поскольку имеет свойство скрашивать простоту, и в то же время усиливать ощущение масштабности лаконичного высказывания.

В то же время, как мы видим на примере ЖК Смольная, 44, – баварская кладка позволяет предлагать сочетания современного и умеренно-традиционного подхода. Достоинства данного подхода в том, что он позволяет работать с широкой палитрой направлений, не настаивая на выборе между крайностями историзма и модернизма, и таким образом отвечать на разнообразные требования самых взыскательных клиентов современного рынка услуг проектирования и строительства. 

Поставщики, технологии

Группа компаний BRAER

16 Июля 2021

Автор текста:

Дмитрий Леонов
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Чувство города
Бизнес-парк «Ростех-Сити» построен на Северо-Западе Москвы. Разновысотная застройка, облицованная затейливым клинкерным кирпичом разнообразных миксов Hagemeister, придаёт архитектурному ансамблю гуманный масштаб традиционного города.
Великолепный дизайн каждой детали – Graphisoft выпускает...
Обновления версии отвечают пожеланиям пользователей и обеспечивают значительные улучшения при проектировании, визуализации, создании документации и совместной работе в Archicad, BIMx и BIMcloud, что делает Archicad 25 версией, как никогда прежде ориентированной на пользователя
Стильная сантехника для новой жизни шедевра русского...
Реставрация памятника авангарда – ответственная и трудоемкая задача. Однако не меньший вызов представляет необходимость приспособить экспериментальный жилой дом конца 1920-х годов к современному использованию, сочетая актуальные требования к качеству жизни с лаконичной эстетикой раннего модернизма. В этом авторам проекта реставрации помогла сантехника немецкого бренда Duravit.
Кирпич Terca из Эстонии – доступная европейская эстетика
Эстонский кирпич соединяет в себе местные традиции и высокотехнологичное производство мирового уровня под маркой Wienerberger. Технические преимущества облицовочного кирпича Terca особенно ценны в нашем северном климате – благодаря им фасады не потеряют своих эстетических качеств, а постройки будут долговечными.
Прочные основы декора. Методы Hilti для крепления стеклофибробетона
Методы HILTI позволяют украшать фасад сложными объемными формами, в том числе карнизами, капителями, кронштейнами и узорными панелями из стеклофибробетона, отлично имитируя массивные элементы из натурального камня и штукатурки при сравнительно меньшем весе и стоимости.
Дайте ванной право быть главной!
Mix&Match – простой и понятный инструмент для создания «журнального» дизайна ванной комнаты. Воспользуйтесь концепцией от Cersanit с десятками комбинаций плитки и керамогранита разного формата, цвета и фактуры для трендовых интерьеров в разных стилях. Идеально подобранные миксы гармонично дополнят вашу идею и помогут сократить время на создание проекта.
Современная архитектура управления освещением
В понимании большинства людей управлять освещением – это включать, выключать свет и менять яркость светильников с помощью настенных выключателей или дистанционных пультов. Но управление освещением гораздо глубже и масштабнее, чем вы могли себе представить.
Чистота по-австрийски
Самоочищающаяся штукатурка на силиконовой основе Baumit StarTop – новое поколение штукатурок, сохраняющих фасады чистыми.
Кто самый зеленый
14 небоскребов из разных частей света, которые достраиваются или планируются к реализации: уже не такие высокие, но непременно энергоэффективные и поражающие воображение.
Советы проектировщику: как выбрать плоттер в 2021 году
Совместно с компанией HP, лидером рынка широкоформатной печати, рассматриваем тенденции, новые программные и технические решения и формулируем современные рекомендации архитекторам и проектировщикам, которым требуется выбрать плоттер.
Energy Ice – стекло, прозрачное как лед
Energy Ice – новое мультифункциональное стекло, отличающееся максимальным светопропусканием. Попробуем разобраться, в чем преимущество новинки от компании AGC
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Башня превращается
Совместно с нашими партнерами, компанией «АЛЮТЕХ», начинаем серию обзоров актуальных тенденций высотного строительства. В первой подборке – 11 реализованных высоток со всего мира, демонстрирующих завидную приспособляемость к характерной для нашего времени быстрой смене жизненных стандартов и ценностей.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Сейчас на главной
Предчувствие дома
Предметы искусства, ирония, мрамор и природные аллюзии – четыре запоминающихся лобби в московских жилых комплексах.
Феликс Новиков: «Где-то я прочел про себя, что я литературоцентричен....
Вчера Феликс Новиков отпраздновал 94 день рождения. Присоединяемся к поздравлениям и публикуем подборку «Итогов» – отчасти авторское резюме своих работ, отчасти воспоминаний о сотрудничестве с издательствами. Рассказ включает список проектов построек, составлен в первой половине 2021 года, и предваряется небольшим вступительным интервью.
Крыша «фестонами»
Бюро BIG представило проект транспортного узла для шведского города Вестерос: он свяжет разделенные железнодорожными путями части города.
Арктические опыты
СПбГАСУ совместно с Университетом Хоккайдо провел Международную летнюю архитектурную школу, посвященную Арктике. Показываем проекты, придуманные участниками для Териберки, Земли Франца-Иосифа и Кировска.
Поток и линии
Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Один раз увидеть
8 короткометражных документальных фильмов на околоархитектурные темы, в том числе: лондонская башня-кооператив 1970-х, японский скульптор Саграда-Фамилия, сборное жилье наших дней и подборка ярких архитектурных фрагментов из художественных лент последних 100 лет.
Проект для неопределенного будущего
Образовательный центр для детей с «органическим» садом и огородом в Мехико задуман как экономически самодостаточный и не просто ресурсоэффективный, а почти автономный. Кроме того, его можно разобрать и использовать все материалы повторно. Авторы проекта – бюро VERTEBRAL.
Лицо производства
«Тепличное хозяйство Ботаника» доверила архитекторам ту область, где они, как правило, востребованы наименьшим образом – территорию современного производственного комплекса, где обычно царят утилитарные, нормативные и недорогие решения.
Старые-новые арки
Напечатанный на 3D-принтере бетонный мост Striatus по проекту Zaha Hadid Architects и специалистов Высшей технической школы ETH Zürich благодаря своей традиционной сводчатой конструкции очень устойчив – в прямом и экологическом смысле.
Арт-трансформер
Art Barn, архив, хранилище работ и рисовальная студия британского скульптора Питера Рэндалла-Пейджа в холмах Девона, способен менять форму в зависимости от текущих нужд, а также сам себя обеспечивает электричеством. Автор проекта – Томас Рэндалл-Пейдж.
Тиана Плотникова: «Наша миссия – разработать user-friendly...
Говорим с основательницей стартапа Uflo – программы, помогающей конвертировать числовые данные в геометрию, о том, что побудило придумать проект, о карьере в крупных зарубежных компаниях и о страхах перед цифровыми технологиями
Связь с прошлым и будущим
Нидерландские мастерские Benthem Crouwel и West 8 выиграли конкурс на проект нового вокзала в Брно: этот архитектурный конкурс стал крупнейшим в истории Чехии.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Образ прощания
Объект MAMA самарских архитекторов Дмитрия и Марии Храмовых стал единственным российским победителем конкурса фестиваля ландшафтных объектов SMACH2021, который проводится на северо-востоке Италии в Доломитовых Альпах.
Новое качество Личного
В Никола-Ленивце Калужской области в эти выходные проходит фестиваль Архстояние с темой «Личное». Главной постройкой фестиваля стал дом «Русское идеальное», спроектированный Сергеем Кузнецовым и реализованный компанией КРОСТ в короткие сроки. Рассматриваем дом и новые объекты Архстояния 2021.
«Место для всех»
Победителем международного конкурса на разработку концепции Приморской набережной в Сочи стал консорциум во главе с UNStudio.
Пресса: "Непостижимое решение". ЮНЕСКО отобрало у Ливерпуля...
ЮНЕСКО решило исключить Ливерпуль из своего Списка всемирного наследия, поскольку городские власти ведут активное строительство в районе доков и порта - архитектурного ансамбля, которое агентство ООН считало важнейшим памятником. В Ливерпуле такое решение называют "непостижимым" и надеются на его пересмотр.
Главный манифест конструктивизма
В Strelka Press выпущена основополагающая для отечественного авангарда книга Моисея Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры» (1924): это совместный издательский проект Института «Стрелка» и Музея «Гараж». Публикуем главу «Конструкция и форма в архитектуре. Конструктивизм».
На берегу очень тихой реки
Проект благоустройства территории ЖК NOW в Нагатинской пойме выходит за рамки своих задач и напоминает скорее современный парк: с видовыми точками, набережной, разнообразными по настроению пространствами и продуманными сценариями «от 0 до 80».
Труд как добродетель
Вышла книга Леонтия Бенуа «Заметки о труде и о современной производительности вообще». Основная часть книги – дневниковые записи знаменитого петербургского архитектора Серебряного века, в которых автор без оглядки на коллег и заказчиков критикует современный ему архитектурно-строительный процесс. Написано – ну прямо как если бы сегодня. Книга – первое издание серии «Библиотека Диогена», затеянной главным редактором журнала «Проект Балтия» Владимиром Фроловым.
Стилисты села
Дизайн-код как способ привести небольшое поселение в порядок к юбилею или крупному событию: борьба с визуальным мусором, поиск духа места и унификация городских элементов.
Диалоги об образовании и карьере
Империалистический заказ и равнодушие к форме, необходимость доучить бывших студентов за свои деньги и скука формального обучения – дискуссия об архитектурном образовании на недавнем Архпароходе, как и многие разговоры на эту тему, местами была отмечена грустью, но не безнадежна и по-своему интересна. Публикуем выдержки из разговора, собранные одним из участников, архитектором и преподавателем Евгенией Репиной.
Плавная консоль
У здания банка в окрестностях ливанского города Сура нет привычных ограждений, а еще Domaine Public Architects удалось добавить в проект небольшую площадь.
Туман над Янцзы
В сети обсуждают новую ленд-арт-инсталляцию Григория Орехова Crossroads, «пешеходную зебру» проложенную художником по воде Москвы-реки 7 июля недалеко от Николиной горы. Рассматриваем несколько недавних работ Орехова – от «перекрестка» 2021 года на реке до «перекрестка» 2020 года в зеркалах «Черного куба», созданного в честь Казимира Малевича в Немчиновке.