Чилихаус в Гамбурге: клинкерный корабль

mainImg
Компaния:
АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE
«Конторский дом» Чилихаус – символ Германии 1920-х и главная достопримечательность Гамбурга, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО – и самая знаменитая постройка из клинкера.
  • zooming
    1 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    5 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    6 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Северная Германия – страна кирпича: здесь уже тысячу лет это главный строительный материал. Из него возведены не только сельские домики, но и огромные готические соборы, которые не уступают красотой и величием своим каменным собратьям в других областях и странах. Поэтому и кирпич, особенно клинкерный, здесь и до наших дней делают очень долговечным и привлекательным. Он не теряет вида и прочности ни через десять лет, ни через век – что особенно важно в сыром и ветреном климате этой части Европы.
  • zooming
    1 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Кирпич – древний материал, но именно на севере Германии в 1920-е годы зодчие, прекрасно знакомые с его качествами, придумали, как его использовать для новых, экспериментальных зданий – в духе своего времени с его восхищением большими скоростями, масштабами, амбициями. Так родился кирпичный экспрессионизм – выразительный архитектурный стиль, сочетающий возможности северонемецкого клинкера и опытных местных каменщиков, образы кирпичной готики и новейшие течения в архитектуре и искусстве.
  • zooming
    1 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    5 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    6 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    7 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Главным мастером этого стиля был Фриц Хёгер, а его самым важным сооружением стал «конторский дом» Чилихаус, удивительное сооружение в Гамбурге. Он был построен в 1922–1924 как первое здание нового «Конторского района», который появился вместо почти трущобной застройки недалеко от порта, центрального вокзала и складов знаменитого Шпайхерштадта. Ведь Гамбург, богатейший город Германии, еще в конце XIX века был хаотично застроен по средневековой схеме без всякой заботы об удобстве и здоровье своих жителей. Даже после катастрофического пожара в 1842 были восстановлены прежние границы землевладений, настолько мелких, что на месте Чилихауса тогда располагалось более 60 участков. Только после унесшей почти девять тысяч жизней эпидемии холеры в 1892 муниципальные власти задумались о перепланировке с помощью массового выкупа земли у собственников.
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

Чтобы полностью исключить возвращение трущоб, было решено сменить назначение района – вместо жилья застроить его, говоря современным языком, офисными зданиями в расчете на обслуживающие огромный порт компании – судоходные, торговые, страховые. Это тоже было определенным новшеством – строительство конторских корпусов для сдачи в аренду по частям, а не конкретной фирмой для собственных нужд, началось лишь к концу XIX века. Генплан «Конторского района» подготовили с помощью конкурса в 1914–1915: улицы расширили и спрямили, а также добавили диагональные проезды. По новой схеме, каждый квартал должны были занять одно-два здания.
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

К строительству приступили уже после Первой Мировой войны, когда Германия была погружена в пучину экономического кризиса с невероятной гиперинфляцией. В ганзейском Гамбурге, с древности – важнейшем торговом городе Европы, тяжесть положения ощущалась особенно остро. Поэтому Чилихаус, первый дом в «Конторском районе», заметный из-за своего размера в масштабе всего Гамбурга, стал для жителей символом послевоенного возрождения глобальной торговли и надежд на будущее – еще и благодаря своему современному динамичному облику.
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

Его заказчиком был Генри Браренс Сломан, богатейший коммерсант Гамбурга. Англичанин по происхождению, он заработал состояние на добыче и поставке в Европу чилийской селитры – из Чили, где он провел в общей сложности 32 года. Свое конторское здание он хотел бы назвать Сломан-хаус, но такое в городе уже было, и весьма заметное – у его родственников, владельцев судоходной компании. Поэтому Сломан посвятил свою постройку стране, давшей ему богатство. Он приобрел два участка по сторонам переулка Фишертвите и заказал проект сразу нескольким архитекторам. Фриц Хёгер, к тому моменту – автор ряда крупных и эффектных клинкерных зданий в Гамбурге и вокруг него, предложил новаторский вариант, который показался и заказчику, и муниципалитету даже слишком смелым, но именно на него пал выбор.
  • zooming
    1 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Впрочем, архитектор во многом следовал за обстоятельствами: один из углов участка из-за новой диагональной улицы получился очень острым, и, чтобы не оставлять эту часть незастроенной, у здания появился его знаменитый «нос». Изящный изгиб южного «бока» постройки тоже повторяет контур землевладения, а вот во вполне прямоугольную «корму» вписано более ранее здание отделения полиции. Но в этом есть и лукавство: гамбургское строительное управление во главе с главным архитектором города Фрицем Шумахером было готово сделать очертания участка более удобными с помощью обмена площадью с соседним владением или как-то иначе, однако самого Хёгера привлекала возможность такой игры с кривыми линиями.
  • zooming
    1 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Вопросы к проекту у заказчика и властей возникли по двум основным пунктам: они опасались, что фасад с множеством окон будет выглядеть монотонно (всего их в здании, включая дворы, 2800), а ступенчатое завершение казалось им слишком новомодным. В Гамбурге с 1913 установили правило, что этажи выше 24 метров надо сдвигать назад от красной линии улицы под углом в 60 градусов, чтобы не закрывать соседям солнечный свет, но обычно это делали с помощью мансардной кровли, а не таких необычных пентхаусов. Еще одним камнем преткновения стал переулок Фишертвите, разрезающий участок пополам. Его Хёгер пропустил сквозь Чилихаус, устроив ради этого центральный двор с воротами в форме низких тюдоровских арок – как считается, форму прохода выбрал Сломан по образцу собственного дома, где она напоминала, очевидно, об английском происхождении владельца. Так в Чилихаусе появилось целых три двора вместо одного или двух, необходимых для освещения интерьеров.
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

Эти новшества заставили Фрица Хёгера 17 раз подавать проектную документацию для согласования в строительном управлении. Но все же строительство благополучно началось, а главный архитектор Шумахер даже создал небольшую площадь перед «носом» Чилихауса – чтобы его восточный угол, считающийся до сих пор самым острым в Европе, был хорошо виден.

Но, несмотря на этот угол, Чилихаус никогда бы не удостоился поэтических сравнений с форелью, крылом или пером орла, орбитой планеты или развернувшимся на ветру знаменем, а главное – и самое важное для Гамбурга – с огромным океанским лайнером – если бы не материал фасадов, клинкер, и его неразрывная связь с общим замыслом архитектора.
  • zooming
    1 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    5 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Кирпич, как говорилось, типичен для севера Германии и для Гамбурга, поэтому Шумахер задумал «Конторский район» именно кирпичным. На фасады Чилихауса ушло, как считается, 4,8 миллиона штук клинкера с заводов в Бокхорне недалеко от Вильгельмсхафена, и это был не совсем обычный материал. Нам точно не известно, как он был приобретен, но довольный результатом Фриц Хёгер утверждал, что сам специально выбирал кирпич неровный, искривленный из-за сильнейшего жара при обжиге, пластичный, у которого традиционная красная поверхность получила от высоких температур радужные, синие, коричневые «блики». Такой клинкер, кстати, до сих пор можно найти на заводах Нижней Саксонии (Wittmunder Klinker, Torfbrandklinker).
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

Хёгер ценил северонемецкий кирпич невероятно высоко как раз за его разнообразие цвета и фактуры, чувственную тактильность. Архитектор считал, что из него через три поколения удастся построить на месте Гамбурга «большой ганзейский город будущего», но пока важно это кирпич рассматривать, гладить и трогать, пока его не поймешь и не полюбишь. Именно клинкер придает, считал автор Чилихауса, этому огромному зданию одновременно и окрыленность, и силу тяжести.
  • zooming
    1 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Современники называли Хёгера мастером плетения из кирпича, что он в полной мере продемонстрировал. Главную роль на фасадах Чилихауса играл мелкий ритм вертикальных, почти готических профилей из поставленных под углом в 45 градусов друг к другу кирпичей. Благодаря такому решению в перспективном сокращении – то есть при взгляде вдоль фасада – множество окон, как будто растворяющих стену, исчезает, и вновь возникает цельное, пластичное «тело» здания. Трактовка архитектуры почти как скульптуры, а кирпича – как материала для ваяния – стали ключевыми чертами кирпичного экспрессионизма, именно в Чилихаусе воплотившегося впервые и наиболее ярко.
  • zooming
    1 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    5 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Поверхности фасадов кажутся живыми: на плоских участках использована нарядная бранденбургская кладка (два ложка – тычок), на первом этаже кирпич подчеркивает «контрфорсы», а выше из него сложены звезды, ромбовидные и кристаллические решетчатые узоры.
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

Этот огромный дом – первый небоскреб Гамбурга при высоте 42 метра, а при общей площади в 36 000 м2 – едва ли не крупнейшее здание Германии своего времени – выглядит от земли до конька крыши совершенно рукотворным и живым. Его фасады одновременно напоминают роскошный занавес и ювелирную филигрань. Тепло и энергию клинкера подчеркивает керамический декор работы Рихарда Куоля и его мастерской. Самые главные из их произведений – андский кондор, геральдическая птица Чили, на «носу» Чилихауса как у настоящего корабля, и небольшие ажурные павильоны по сторонам от этого угла – как будто вспененные волны, которые он рассекает (там сейчас открыт ресторан с говорящим названием The Brick, поэтому любой желающий может зайти внутрь).
  • zooming
    1 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    5 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    6 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

В керамической листве этих павильонов спрятались сова и пеликан, цапля и медведи, овца и пингвин: это и символический рассказ о природе Чили, и свободная фантазия наступающей эпохи ар деко.
  • zooming
    1 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Чилихаус принес всемирную славу Хёгеру, который затем построил еще немало зданий в Гамбурге, включая Шпринкенхоф через улицу от своего шедевра, и Брошек-хаус – в самом сердце города, а также сооружения в Берлине, Вильгельмхафене, Ганновере. Все они, конечно, были облицованы клинкером.

Но Чилихаус прославился и сам: сенсационные фотографии «с носа» быстро разлетелись по миру, и его одновременно стройный и четкий, энергичный и живой облик вдохновил художников и поэтов. Он даже стал главным героем рекламного плаката, изданного управлением по туризму Германии – наравне со знаменитыми соборами и дворцами. Это было в 1920-е, а в наши дни Чилихаус по-прежнему вмещает множество фирм и учреждений, но также входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и в хрестоматии по архитектуре, а главное – по-прежнему поражает воображение, причем его необычный клинкер совершенно не потерял своей выразительности за прошедшие почти сто лет. Местные жители называют Чилихаус самым красивым кирпичным зданием в мире – кажется, они совершенно правы.
Чилихаус
Предоставлено АРХИТАЙЛ


Чилихаус (Chilehaus) в Гамбурге

Архитектор: Фриц Хёгер
Заказчик: Генри Браренс Сломан
Общая площадь: 36 000 м2
Дата завершения строительства: 1924





Поставщики, технологии

АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE

24 Ноября 2020

АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE: другие статьи и новости
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Преемственность силуэта
Доходный дом «Астория» в центре Стокгольма реконструирован архитекторами 3XN, которые добавили к нему новый корпус со схожим профилем кровли.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.