Чилихаус в Гамбурге: клинкерный корабль

mainImg
Компaния:
АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE
«Конторский дом» Чилихаус – символ Германии 1920-х и главная достопримечательность Гамбурга, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО – и самая знаменитая постройка из клинкера.
  • zooming
    1 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    5 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    6 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Северная Германия – страна кирпича: здесь уже тысячу лет это главный строительный материал. Из него возведены не только сельские домики, но и огромные готические соборы, которые не уступают красотой и величием своим каменным собратьям в других областях и странах. Поэтому и кирпич, особенно клинкерный, здесь и до наших дней делают очень долговечным и привлекательным. Он не теряет вида и прочности ни через десять лет, ни через век – что особенно важно в сыром и ветреном климате этой части Европы.
  • zooming
    1 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Кирпич – древний материал, но именно на севере Германии в 1920-е годы зодчие, прекрасно знакомые с его качествами, придумали, как его использовать для новых, экспериментальных зданий – в духе своего времени с его восхищением большими скоростями, масштабами, амбициями. Так родился кирпичный экспрессионизм – выразительный архитектурный стиль, сочетающий возможности северонемецкого клинкера и опытных местных каменщиков, образы кирпичной готики и новейшие течения в архитектуре и искусстве.
  • zooming
    1 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    5 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    6 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    7 / 7
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Главным мастером этого стиля был Фриц Хёгер, а его самым важным сооружением стал «конторский дом» Чилихаус, удивительное сооружение в Гамбурге. Он был построен в 1922–1924 как первое здание нового «Конторского района», который появился вместо почти трущобной застройки недалеко от порта, центрального вокзала и складов знаменитого Шпайхерштадта. Ведь Гамбург, богатейший город Германии, еще в конце XIX века был хаотично застроен по средневековой схеме без всякой заботы об удобстве и здоровье своих жителей. Даже после катастрофического пожара в 1842 были восстановлены прежние границы землевладений, настолько мелких, что на месте Чилихауса тогда располагалось более 60 участков. Только после унесшей почти девять тысяч жизней эпидемии холеры в 1892 муниципальные власти задумались о перепланировке с помощью массового выкупа земли у собственников.
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

Чтобы полностью исключить возвращение трущоб, было решено сменить назначение района – вместо жилья застроить его, говоря современным языком, офисными зданиями в расчете на обслуживающие огромный порт компании – судоходные, торговые, страховые. Это тоже было определенным новшеством – строительство конторских корпусов для сдачи в аренду по частям, а не конкретной фирмой для собственных нужд, началось лишь к концу XIX века. Генплан «Конторского района» подготовили с помощью конкурса в 1914–1915: улицы расширили и спрямили, а также добавили диагональные проезды. По новой схеме, каждый квартал должны были занять одно-два здания.
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

К строительству приступили уже после Первой Мировой войны, когда Германия была погружена в пучину экономического кризиса с невероятной гиперинфляцией. В ганзейском Гамбурге, с древности – важнейшем торговом городе Европы, тяжесть положения ощущалась особенно остро. Поэтому Чилихаус, первый дом в «Конторском районе», заметный из-за своего размера в масштабе всего Гамбурга, стал для жителей символом послевоенного возрождения глобальной торговли и надежд на будущее – еще и благодаря своему современному динамичному облику.
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

Его заказчиком был Генри Браренс Сломан, богатейший коммерсант Гамбурга. Англичанин по происхождению, он заработал состояние на добыче и поставке в Европу чилийской селитры – из Чили, где он провел в общей сложности 32 года. Свое конторское здание он хотел бы назвать Сломан-хаус, но такое в городе уже было, и весьма заметное – у его родственников, владельцев судоходной компании. Поэтому Сломан посвятил свою постройку стране, давшей ему богатство. Он приобрел два участка по сторонам переулка Фишертвите и заказал проект сразу нескольким архитекторам. Фриц Хёгер, к тому моменту – автор ряда крупных и эффектных клинкерных зданий в Гамбурге и вокруг него, предложил новаторский вариант, который показался и заказчику, и муниципалитету даже слишком смелым, но именно на него пал выбор.
  • zooming
    1 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Впрочем, архитектор во многом следовал за обстоятельствами: один из углов участка из-за новой диагональной улицы получился очень острым, и, чтобы не оставлять эту часть незастроенной, у здания появился его знаменитый «нос». Изящный изгиб южного «бока» постройки тоже повторяет контур землевладения, а вот во вполне прямоугольную «корму» вписано более ранее здание отделения полиции. Но в этом есть и лукавство: гамбургское строительное управление во главе с главным архитектором города Фрицем Шумахером было готово сделать очертания участка более удобными с помощью обмена площадью с соседним владением или как-то иначе, однако самого Хёгера привлекала возможность такой игры с кривыми линиями.
  • zooming
    1 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Вопросы к проекту у заказчика и властей возникли по двум основным пунктам: они опасались, что фасад с множеством окон будет выглядеть монотонно (всего их в здании, включая дворы, 2800), а ступенчатое завершение казалось им слишком новомодным. В Гамбурге с 1913 установили правило, что этажи выше 24 метров надо сдвигать назад от красной линии улицы под углом в 60 градусов, чтобы не закрывать соседям солнечный свет, но обычно это делали с помощью мансардной кровли, а не таких необычных пентхаусов. Еще одним камнем преткновения стал переулок Фишертвите, разрезающий участок пополам. Его Хёгер пропустил сквозь Чилихаус, устроив ради этого центральный двор с воротами в форме низких тюдоровских арок – как считается, форму прохода выбрал Сломан по образцу собственного дома, где она напоминала, очевидно, об английском происхождении владельца. Так в Чилихаусе появилось целых три двора вместо одного или двух, необходимых для освещения интерьеров.
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

Эти новшества заставили Фрица Хёгера 17 раз подавать проектную документацию для согласования в строительном управлении. Но все же строительство благополучно началось, а главный архитектор Шумахер даже создал небольшую площадь перед «носом» Чилихауса – чтобы его восточный угол, считающийся до сих пор самым острым в Европе, был хорошо виден.

Но, несмотря на этот угол, Чилихаус никогда бы не удостоился поэтических сравнений с форелью, крылом или пером орла, орбитой планеты или развернувшимся на ветру знаменем, а главное – и самое важное для Гамбурга – с огромным океанским лайнером – если бы не материал фасадов, клинкер, и его неразрывная связь с общим замыслом архитектора.
  • zooming
    1 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    5 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Кирпич, как говорилось, типичен для севера Германии и для Гамбурга, поэтому Шумахер задумал «Конторский район» именно кирпичным. На фасады Чилихауса ушло, как считается, 4,8 миллиона штук клинкера с заводов в Бокхорне недалеко от Вильгельмсхафена, и это был не совсем обычный материал. Нам точно не известно, как он был приобретен, но довольный результатом Фриц Хёгер утверждал, что сам специально выбирал кирпич неровный, искривленный из-за сильнейшего жара при обжиге, пластичный, у которого традиционная красная поверхность получила от высоких температур радужные, синие, коричневые «блики». Такой клинкер, кстати, до сих пор можно найти на заводах Нижней Саксонии (Wittmunder Klinker, Torfbrandklinker).
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

Хёгер ценил северонемецкий кирпич невероятно высоко как раз за его разнообразие цвета и фактуры, чувственную тактильность. Архитектор считал, что из него через три поколения удастся построить на месте Гамбурга «большой ганзейский город будущего», но пока важно это кирпич рассматривать, гладить и трогать, пока его не поймешь и не полюбишь. Именно клинкер придает, считал автор Чилихауса, этому огромному зданию одновременно и окрыленность, и силу тяжести.
  • zooming
    1 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 3
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Современники называли Хёгера мастером плетения из кирпича, что он в полной мере продемонстрировал. Главную роль на фасадах Чилихауса играл мелкий ритм вертикальных, почти готических профилей из поставленных под углом в 45 градусов друг к другу кирпичей. Благодаря такому решению в перспективном сокращении – то есть при взгляде вдоль фасада – множество окон, как будто растворяющих стену, исчезает, и вновь возникает цельное, пластичное «тело» здания. Трактовка архитектуры почти как скульптуры, а кирпича – как материала для ваяния – стали ключевыми чертами кирпичного экспрессионизма, именно в Чилихаусе воплотившегося впервые и наиболее ярко.
  • zooming
    1 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    5 / 5
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Поверхности фасадов кажутся живыми: на плоских участках использована нарядная бранденбургская кладка (два ложка – тычок), на первом этаже кирпич подчеркивает «контрфорсы», а выше из него сложены звезды, ромбовидные и кристаллические решетчатые узоры.
Чилихаус
Фотография © АРХИТАЙЛ

Этот огромный дом – первый небоскреб Гамбурга при высоте 42 метра, а при общей площади в 36 000 м2 – едва ли не крупнейшее здание Германии своего времени – выглядит от земли до конька крыши совершенно рукотворным и живым. Его фасады одновременно напоминают роскошный занавес и ювелирную филигрань. Тепло и энергию клинкера подчеркивает керамический декор работы Рихарда Куоля и его мастерской. Самые главные из их произведений – андский кондор, геральдическая птица Чили, на «носу» Чилихауса как у настоящего корабля, и небольшие ажурные павильоны по сторонам от этого угла – как будто вспененные волны, которые он рассекает (там сейчас открыт ресторан с говорящим названием The Brick, поэтому любой желающий может зайти внутрь).
  • zooming
    1 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    5 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    6 / 6
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

В керамической листве этих павильонов спрятались сова и пеликан, цапля и медведи, овца и пингвин: это и символический рассказ о природе Чили, и свободная фантазия наступающей эпохи ар деко.
  • zooming
    1 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    2 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    3 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ
  • zooming
    4 / 4
    Чилихаус
    Фотография © АРХИТАЙЛ

Чилихаус принес всемирную славу Хёгеру, который затем построил еще немало зданий в Гамбурге, включая Шпринкенхоф через улицу от своего шедевра, и Брошек-хаус – в самом сердце города, а также сооружения в Берлине, Вильгельмхафене, Ганновере. Все они, конечно, были облицованы клинкером.

Но Чилихаус прославился и сам: сенсационные фотографии «с носа» быстро разлетелись по миру, и его одновременно стройный и четкий, энергичный и живой облик вдохновил художников и поэтов. Он даже стал главным героем рекламного плаката, изданного управлением по туризму Германии – наравне со знаменитыми соборами и дворцами. Это было в 1920-е, а в наши дни Чилихаус по-прежнему вмещает множество фирм и учреждений, но также входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и в хрестоматии по архитектуре, а главное – по-прежнему поражает воображение, причем его необычный клинкер совершенно не потерял своей выразительности за прошедшие почти сто лет. Местные жители называют Чилихаус самым красивым кирпичным зданием в мире – кажется, они совершенно правы.
Чилихаус
Предоставлено АРХИТАЙЛ


Чилихаус (Chilehaus) в Гамбурге

Архитектор: Фриц Хёгер
Заказчик: Генри Браренс Сломан
Общая площадь: 36 000 м2
Дата завершения строительства: 1924





Поставщики, технологии

АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE

24 Ноября 2020

АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE: другие статьи и новости
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
Преемственность силуэта
Доходный дом «Астория» в центре Стокгольма реконструирован архитекторами 3XN, которые добавили к нему новый корпус со схожим профилем кровли.
Кирпич и свет
«Комната тишины» по проекту бюро gmp в новом аэропорту Берлин-Бранденбург тех же авторов – попытка создать пространство не только для представителей всех религий, но и для неверующих.
Красный дом
В районе Новослободской появился Maison Rouge – комплекс апартаментов по проекту ADM, который продолжает начатую БЦ «Атмосфера» волну обновления квартала в сторону улицы Палиха
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.