при поддержке
компании
Технология Kalzip на уникальной большепролетной арке Лахта-центра
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба в мире
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
Реклама
Лахта Центр – проект хорошо известный, если не сказать нашумевший. Его строительство было формально завершено в конце 2018 года, но работы по благоустройству территории и отделке интерьеров все еще продолжаются параллельно тому, как город реализует новые транспортные развязки, мосты и набережные вокруг комплекса. Можно сказать, что проектирование и реализация небоскреба высотой 462 м на его итоговой площадке, на северном берегу Невской губы Финского залива, заняли около 7 лет. Но на самом деле история началась раньше, и в общей сложности проект самой высокой и самой северной башни Европы развивали и осуществляли вдвое дольше – более 15 лет.
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Проект-прообраз, победивший в конкурсе 2006 года для участка на Охтинском мысу, на месте археологических раскопок крепости Ниеншанц, был разработан международным архитектурным бюро RMJM. Филипп Никандров, директор российского подразделения компании и соавтор концепции, как главный архитектор проекта руководил международной командой проектировщиков Охта Центра до приостановки проекта в конце 2010 года. В 2011 году проект был перенесен на новый участок на Лахте, для которого RMJM разработали новый мастерплан, сохраняющий идеи высотной доминанты. После победы компании «Горпроект» в тендере на проектирование Лахта Центра Филипп Никандров возглавил уже полностью российский авторский коллектив генпроектировщиков комплекса.

В целом небоскреб сохранил образность, предложенную в самом начале, – веретенообразный силуэт пламени, отсылающего к специализации, символике и логотипу компании, чьей штаб-квартирой служит комплекс. Но в процессе разработки композиции ансамбля многие элементы и детали проекта были кардинально переработаны в ответ на многочисленные корректировки функционала, а также – технические и природные вызовы, которые, в свою очередь, породили уникальные и инновационные технические решения. Все это складывается в весьма увлекательную историю. 

Мы попросили Филиппа Никандрова рассказать о технических нюансах проектирования, о преодоленных вызовах, так же как и об инновациях, внедренных авторами в процессе реализации. Их оказалось немало. Цитируем: 
 
​Небоскреб Лахта Центра очень сложен в техническом отношении. Он считается сложным даже по сравнению с другими меганебоскребами планеты. 
 
cic =

Филипп Никандров, «Горпроект»

Как известно, вначале небоскреб планировался на Охте. В 2006 году состоялся конкурс с участием шести иностранных команд. Победил проект RMJM London Limited. На тот момент я был директором российского офиса европейской студии RMJM и впоследствии продолжил работу как главный архитектор Охта Центра. С этим проектом мы дошли до стадии «П», согласовали ее в 2010 году в Главгосэкспертизе, получили разрешение на строительство, но затем было принято сугубо политическое решение отменить стройку на Охте под давлением ЮНЕСКО и из-за юридических проблем городского законодательства (решением Верховного Суда в 2010 году был фактически отменен Высотный регламент ПЗЗ Санкт-Петербурга, что «подвесило» более сотни высотных проектов в буферной зоне вокруг исторического ядра).

Для небоскреба нашли новое место, расположенное дальше от исторического центра. Однако новая башня, увеличив свою высоту на 66 м, сохранила тему формообразования, вдохновленную планом пятиугольной охтинской крепости Ниеншанц. Но в целом Лахта Центр это, конечно, абсолютно другой проект. 

В 2011 году генпроектировщиком Лахта Центра стал «Горпроект», где я продолжил работу по двум значимым объектам, концепции которых разрабатывал еще с командой RMJM: это Лахта Центр и спиралеобразная башня Эволюция в Москва-Сити. Так получилось, что оба проекта реализовывал один и тот же генподрядчик (Renaissance Construction) и фасадный подрядчик (Gartner), но Эволюция строилась на несколько лет раньше, и инновационные фасадные решения для двояковыпуклых оболочек мы впервые опробовали на объекте в Москва-Сити, прежде чем применить их на Лахта Центре.

Небоскреб Лахта Центра очень сложен в техническом отношении. Он считается сложным даже по сравнению с другими меганебоскребами планеты. И архитектурные, и технологические решения нашего здания во многом инновационны не только для России, но и для всего мира. Лахта Центр стоит на берегу Финского залива – отсюда высокие ветровые нагрузки, суровая зима, резкие перепады температур. Более того, он расположен не просто на берегу, а на намывной территории, грунты достаточно слабые, грунтовые воды стоят высоко. Сложная геометрия, большая высота, значительные пролеты перекрытий и смелые выносы консолей также сформировали ряд вызовов, для которых было необходимо найти решения в процессе проектирования.
 
Я рад, что нам удалось реализовать столь амбициозный замысел.

  
Рекорды Лахта Центра

Заливка фундамента Лахта Центра попала в книгу Гиннесса как мировой рекорд непрерывного бетонирования. Для здания разработали не только особую марку бетона, но и новые нормативы сталежелезобетонных конструкций: их использовали в несущих колоннах и в аутригерах – выносных опорах башни. Все узлы и конструкции просчитали с использованием BIM, параметрического моделирования и визуального программирования. Модели и мокапы испытывали в аэродинамической трубе, проверяя их устойчивость к ветровым нагрузкам.

Мы выбрали для более детального рассказа несколько самых впечатляющих технических решений – тех, которые определяют внешний вид, пластику, а следовательно, архитектуру здания. С долей условности их можно объединить под названием «оболочки и их конструкции».
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Холодногнутый витраж

Еще один рекорд: фасад башни Лахта-Центра – самый большой по площади холодногнутый витраж в мире. 

Грани фасада синхронно поворачиваются, изгибаясь плавной спиралью по всей высоте и образуя скульптурный фрактал, цветок-факел. Архитекторы поставили перед собой задачу добиться максимально гладкой, цельной поверхности каждой грани, – поэтому предложенный в первоначальном проекте прием поверхности-сетки из треугольников, позволяющий создать гибкую форму, но чреватый визуальным дроблением поверхности, отвергли. А остановились на холодногнутом остеклении. 

«До этого самым большим холодногнутым витражом был фасад нашей же башни Эволюция, – поясняет Филипп Никандров, – теперь мировой рекорд перешел Лахта-Центру». У башни Эволюция несколько иные параметры: высота меньше – 246 м, общий поворот спирали круче –
156° от основания до макушки, и 3° для каждого этажа: это башня-твистер с осью поворота в центре формы. Лахта Центр почти вдвое выше (напоминаем, 462 м), высота остекленных поверхностей более 35о м. И хотя этот небоскреб иногда относят к башням-твистерам, его форма в целом не является спиралеобразной, однако каждая грань от земли до шпиля делает лаконичный спиральный поворот на 90°. Поворот этажа каждого из пяти крыльев относительно оси более сдержан, чем в башне Эволюция – 0,82°. Площадь каждого отдельного стеклопакета Лахта Центра – 11 м2.
Лахта-центр в процессе монтажа фасадов
Фотография: Архи.ру

Как и в башне Эволюция, гнутые стеклянные поверхности внешнего контура состоят из параллелограммов, но, в отличие от московского небоскреба, в Лахта Центре контуры стекол не параллельны ребрам объема, а наклонены под углом: их боковые контуры складываются в стройную сетку диагональных линий, которая визуально подчеркивает и даже усиливает направление поворота граней. Конструктивно-декоративный прием – в данном случае конструкция фасадной оболочки наделена существенным орнаментальным эффектом – работает в то же время на цельность формы: в шпиле линии и формы продолжаются, но уже без стекла, а виде решетки из полированной нержавеющей стали. 
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Технология холодногнутого остекления была опробована гораздо позднее «горячего» моллирования. «Исходник», закаленное плоское стекло в составе стеклопакета, изгибают под нагрузкой без нагрева.  

  
Уникальная система антиобледенения

Лахта-центр – самый северный меганебоскреб в мире. Никто не строил подобных зданий на такой широте и в таком влажном климате. Над обитаемой частью возвышается 100-метровый шпиль – большую часть года он окружен облаками.

Для того, чтобы избежать образования наледи в холодное время года, на фасадах Лахта Центра использованы пьезо-датчики, которые применяются в авиастроении. При образовании льда на внешней поверхности стальных облицовок фасада автоматически включается их обогрев. 

  
Рельсовая система обслуживания фасада (СОФ)

Устройства антиобледенения, так же как и динамическая архитектурная подсветка, интегрированы в систему облицовки рельсов СОФ, установленной  снаружи параллельно фасаду на его гранях, повторяя их спиральную форму. Рельсовая система также позволяет мыть, заменять стеклопакеты и элементы облицовки.

 
Двухниточные фасады и платиновый LEED

Двухниточные /по-английски «фасад с двойной кожей», double-skin/ фасадные оболочки Лахта Центра, в комплексе с другими энергоэффективными архитектурными и инженерными решениями, позволили петербургскому небоскребу получить экологический сертификат LEED Platinum – высшую оценку международного зеленого стандарта в строительстве. Лахта-центр – единственное в России и Европе высотное здание выше 200 м, получившее платину.

Суть в том, что фасад состоит из двух слоев – «ниток». Внутренний слой может иметь проемы, открываемые фрамуги. Внешний слой, в свою очередь, обеспечивает зданию визуальную цельность и элегантность при взгляде снаружи, скрывая хаос открытых окон, а также снижая силу ветра и нивелируя сквозняки.

Между оболочками двух «ниток» – около метра «буферного» пространства, в котором можно свободно передвигаться, обслуживать и мыть стекла. В нижней части оно открыто, что обеспечивает пассивное проветривание и помогает избежать «эффекта парника» и перегрева. Благодаря воздушной прослойке и системе солнцезащиты «двойная нитка» фасада ощутимо сокращает теплопотери. В Лахта Центре подобный пассивный двухниточный фасад смонтирован на стилобатных зданиях с атриумом.
 

  
«Висячие сады»

В башне применена активная система интеллектуального двухниточного фасада с двусветными буферными зонами, которые служат рекреационными пространствами при офисах. В них расположены зимние сады, места для отдыха; здесь можно проводить рабочие совещания. Клапаны автоматически управляемых фрамуг по углам буферных зон открываются при перегреве для проветривания. Здесь прохладнее, что, в частности, комфортно для растений: температура представляет собой нечто среднее между «внутри» и «снаружи», но при необходимости, к примеру для встреч или конференций, воздух можно подогревать. 

   
Стеклянные импосты
высотой до 17 м 

Стекло в качестве опоры кажется чудом. В стилобатной части Лахта Центра использованы уникальные цельностеклянные конструкции. Витражи Арки главного входа в башню держатся на стеклянных «ребрах»-импостах, склеенных из цельных полос стекла до 16 м высотой. А в интерьере стилобатной части, в атриуме около планетария, высота «ребер», которые держат витраж со стороны общественных пространств, достигает 17 м.

Cтойки-импосты произведены на заказ в Германии: они набраны из восьми слоев просветленного стекла и укреплены изысканными стальными крепежами, подвешенными к консолям. Кажется, что ажурный витраж буквально парит в пространстве.

«Основная конструкция стилобатной части зданий не стоит на колоннах, а парит как гигантская балка между двух мега-опор, нависая консолью на торцах», – рассказывает Филипп Никандров, –
 
​«В зданиях нет традиционных колонн. В них есть консоли и пролеты с выносом до трех десятков метров и более. Это торжество парящей архитектуры. По многим моментам стилобатная часть оказалась гораздо сложнее в проектировании и реализации, чем высотная».

  
Здание-Арка 

Подробнее о том, как устроена Арка главного входа с точки зрения конструкций и геометрии – со слов главного архитектора проекта.
cic =

Филипп Никандров, «Горпроект»

Арка – отдельное здание-вход в высотную доминанту комплекса. С учетом огромного числа работников и посетителей башни логистика функций, связанных с прибытием в комплекс – ресепшен-стойки, зоны ожидания, турникеты, пункты контроля, бюро пропусков, кафе и прочее, – не умещается в пятне застройки собственно башни и требует значительного по площади многосветного и многоуровневого пространства вестибюля, связанного с прилегающей площадью и зоной подъездов-входов, защищенной от осадков навесом. Роль такого приглашающего входного элемента и выполняет арка. Исторически и семиотически именно арочная форма сигнализирует о функции главного входа. Наша арка напоминает склонившуюся птицу, развернувшую крылья, как бы приглашая войти внутрь комплекса. 

В интерьере центральное место занимает белоснежная рампа, она поднимается спиралью на консольно парящий антресольный уровень, где расположено кафе и выход на общественную площадь перед башней. В нашем случае арка очень пологая и имеет сложную несимметричную геометрию двоякой положительной кривизны (конус вместо цилиндра в центральной части), повышаясь в сторону башни. Проекция кровли на горизонтальной плоскости имеет дугообразную форму длиной
около 125 м (158 м, включая смежные зоны порталов-проездов), но сам пролет зоны вестибюля составляет
98 м. Максимальная высота вершины арки с восточной стороны – 18 м, с западной – 24 м. 

Сложность стальной конструкции определена сочетанием арочных ферм, перекрещенных в пространстве. Основные несущие конструкции – это четыре арки, которые имеют разную стрелу подъема и соединены между собой фермами с шагом 6.6 метра. Все арочные фермы собраны из стальных холодногнутых труб. С горизонтальной составляющей распора, раздвигающей опорные части арки, справились по технологии строительства вантовых мостов: в плиту перекрытия заложены 14 гильз каналообразователей, в каждом из которых размещены по 10 высокопрочных стальных канатов
диаметром 12.5 мм. С помощью специальных устройств эти канаты натягиваются, компенсируя раздвигающую силу распора. Затем в каналообразователи закачивается специальный раствор, трансформирующий пучки канатов в монолитный трос. Все четыре арки с каждой стороны приходят на одну нитку опоры, опорные элементы арок закреплены не жестко, а неподвижно-шарнирным способом, подобно суставу в анатомии.
 
  • zooming
    1 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    2 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    3 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    1 / 9
    МФК «Лахта-центр». Восточный фасад Арки
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    2 / 9
    МФК «Лахта-центр». План на отметке +8,400
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    3 / 9
    МФК «Лахта-центр». Северный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    4 / 9
    МФК «Лахта-центр». Южный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    5 / 9
    МФК «Лахта-центр». Западный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    6 / 9
    МФК «Лахта-центр». Разрез 1-1
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    7 / 9
    МФК «Лахта-центр». План кровли на отметке +23,400
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    8 / 9
    МФК «Лахта-центр». Фрагмент кровли
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    9 / 9
    МФК «Лахта-центр». План кровли
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Кровля Kalzip из нержавеющей стали

Арка сложной сводчатой формы с высотой 24 метра и шириной пролета в 98 метров имеет площадь кровли около 7000 м2, а длина ее изогнутой поверхности – 140 метров. Кровля покрыта панелями Kalzip на скользящих кляммерах. Это первый проект компании Kalzip в России из нержавеющей стали для такого рода кровли.

Сложная геометрия крыши, большой размер применяемых панелей, так называемых «картин», и необходимость адаптации проекта к климату Санкт-Петербурга стали вызовом для мастеров компании-подрядчика ЭКС ПП «Экологические технологии» из Москвы. Для подъема панелей на кровлю было разработано специальное подъемное оборудование. Также специалистами компании был предложен дизайн водосточной системы, оптимально учитывающий климатические особенности берега Финского залива.

В архитектурном решении кровли для Филиппа Никандрова было очень важно соблюсти дизайн-код по материалам. «Как на нью-йоркском небоскребе Крайслер есть два главных материала: сталь и камень, так и на Лахта Центре это нержавеющая сталь и стекло», – говорит архитектор.

Сложная геометрия входной арки требовала устройства фальцевой кровли. Как правило ее выполняют из алюминия. Архитектор предложил выполнить ее из нержавеющей стали по технологии Kalzip. Это был один из первых опытов в мире на таком знаковом объекте. И все получилось. «В итоге стальная кровля Арки Главного входа сверкает на солнце в унисон со всеми остальными стальными фасадными элементами комплекса», – резюмирует автор.
  • zooming
    1 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    2 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    3 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip


 


Монтаж фальцевой кровли Kalzip, осуществленый компанией OOO «ЭКС ПП Экологические технологии»
cic =

Строительная компания Экотех, Москва

Монтаж кровли такого знакового объекта, как стилобатная часть Лахта-центра, был непростым и иногда превращался в шоу, которое собиралась смотреть вся стройплощадка. Работу затруднял тяжелый климат Петербурга с частыми дождями и порывистым ветром. Общая площадь покрытия Арки Главного входа составила 7000 м2. Кровля была выполнена по запатентованной немецкой системе высокопрофильного промышленного фальца Kalzip из нержавеющей стали 316 L, UGISAND 0,6 мм по скользящим клип-опорам.

Профильные листы кровли закрепляются в одной точке каждая, остальное ездит по скользящим клипам. Таким образом, линейное расширение гасится. Такое исполнение предназначено для устройства покрытия самых сложных конфигураций и гарантирует долговечность, не требуя обслуживания. Максимальная длина составной картины составила более 140 м. Сложная геометрия кровли потребовала применения картин свободных форм. Выбирая способ соединения панелей между собой, остановились на заклепочных стыках (в качестве альтернативного метода рассматривалась сварка).

В некоторых случаях монтаж требовал нестандартных решений. Длина одной из частей картины превысила 45 метров, поэтому для подачи таких картин к месту монтажа была изготовлена специальная траверса. Этот процесс и стал своеобразным шоу, которое сбежались смотреть работники соседних участков. Из других изобретений – оригинальная система ходовых дорожек и беспрецедентный случай монтажа полутораметровых консолей профлиста с усилением оцинкованными балками: проблема возникла по причине строительных нестыковок и была успешно решена.

  • zooming
    1 / 9
    Оборудование Kalzip
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    2 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    3 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    4 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    5 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    6 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    7 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    8 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    9 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip

  
***

Как известно, у мега-башен современного мира есть несколько измерений. С одной стороны, их главная задача – поражать воображение высотой, масштабом, силуэтом. Их видно издали, их ищут глазами: кто-то не без скепсиса – кто-то, напротив, в восторгом от победы человеческих усилий над реальностью, начиная от земного тяготения и заканчивая северным обледенением. Так или иначе, а небоскреб становится символом своего города.

С другой стороны, у каждого небоскреба есть и другое измерение – человеческое. Все же он не египетская пирамида и рассчитан на пребывание множества людей внутри. И тут важен уже не силуэт и высота, даже не числовые рекорды – важен комфорт людей, приходящих на работу и на встречи. Входы, атриумы, общественные пространства: небоскреб – это вертикальный город, и при всех хайтек-особенностях и экстра-характеристиках, он должен быть и комфортным, и эффектным для личного восприятия. Согласимся с Филиппом Никандровым – проектирование и реализация нижних ярусов небоскреба оказываются более ответственными, важными и сложными задачами, чем даже работа с собственно башней. Они должны соответствовать общему размаху, но в их случае качество считывается не на расстоянии, а вблизи. Получается, что если саму башню строят в расчете на «город и мир», то ее вход – в расчете на людей. И для людей. В чем заключается и ценность, и сложность. 

С наградами проекта Лахта Центр можно познакомиться здесь, на его странице в нашем каталоге. 

Поставщики, технологии

25 Марта 2022

Kalzip, RGC - Российская стекольная компания | X-ONE: другие статьи и новости
Заметки о Ломоносове
Исследовали, благодаря открытой экскурсии Москомархитектуры, два самых звучных образовательных кластера. Здание Ломоносов уже построено и действует. Изучили достоинства, вложили персты в раны недостатков. Главное достижение – архитектура здания современная, – засчитано.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.