при поддержке
компании
Технология Kalzip на уникальной большепролетной арке Лахта-центра
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба в мире
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
Реклама
Лахта Центр – проект хорошо известный, если не сказать нашумевший. Его строительство было формально завершено в конце 2018 года, но работы по благоустройству территории и отделке интерьеров все еще продолжаются параллельно тому, как город реализует новые транспортные развязки, мосты и набережные вокруг комплекса. Можно сказать, что проектирование и реализация небоскреба высотой 462 м на его итоговой площадке, на северном берегу Невской губы Финского залива, заняли около 7 лет. Но на самом деле история началась раньше, и в общей сложности проект самой высокой и самой северной башни Европы развивали и осуществляли вдвое дольше – более 15 лет.
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Проект-прообраз, победивший в конкурсе 2006 года для участка на Охтинском мысу, на месте археологических раскопок крепости Ниеншанц, был разработан международным архитектурным бюро RMJM. Филипп Никандров, директор российского подразделения компании и соавтор концепции, как главный архитектор проекта руководил международной командой проектировщиков Охта Центра до приостановки проекта в конце 2010 года. В 2011 году проект был перенесен на новый участок на Лахте, для которого RMJM разработали новый мастерплан, сохраняющий идеи высотной доминанты. После победы компании «Горпроект» в тендере на проектирование Лахта Центра Филипп Никандров возглавил уже полностью российский авторский коллектив генпроектировщиков комплекса.

В целом небоскреб сохранил образность, предложенную в самом начале, – веретенообразный силуэт пламени, отсылающего к специализации, символике и логотипу компании, чьей штаб-квартирой служит комплекс. Но в процессе разработки композиции ансамбля многие элементы и детали проекта были кардинально переработаны в ответ на многочисленные корректировки функционала, а также – технические и природные вызовы, которые, в свою очередь, породили уникальные и инновационные технические решения. Все это складывается в весьма увлекательную историю. 

Мы попросили Филиппа Никандрова рассказать о технических нюансах проектирования, о преодоленных вызовах, так же как и об инновациях, внедренных авторами в процессе реализации. Их оказалось немало. Цитируем: 
 
​Небоскреб Лахта Центра очень сложен в техническом отношении. Он считается сложным даже по сравнению с другими меганебоскребами планеты. 
 
cic =

Филипп Никандров, «Горпроект»

Как известно, вначале небоскреб планировался на Охте. В 2006 году состоялся конкурс с участием шести иностранных команд. Победил проект RMJM London Limited. На тот момент я был директором российского офиса европейской студии RMJM и впоследствии продолжил работу как главный архитектор Охта Центра. С этим проектом мы дошли до стадии «П», согласовали ее в 2010 году в Главгосэкспертизе, получили разрешение на строительство, но затем было принято сугубо политическое решение отменить стройку на Охте под давлением ЮНЕСКО и из-за юридических проблем городского законодательства (решением Верховного Суда в 2010 году был фактически отменен Высотный регламент ПЗЗ Санкт-Петербурга, что «подвесило» более сотни высотных проектов в буферной зоне вокруг исторического ядра).

Для небоскреба нашли новое место, расположенное дальше от исторического центра. Однако новая башня, увеличив свою высоту на 66 м, сохранила тему формообразования, вдохновленную планом пятиугольной охтинской крепости Ниеншанц. Но в целом Лахта Центр это, конечно, абсолютно другой проект. 

В 2011 году генпроектировщиком Лахта Центра стал «Горпроект», где я продолжил работу по двум значимым объектам, концепции которых разрабатывал еще с командой RMJM: это Лахта Центр и спиралеобразная башня Эволюция в Москва-Сити. Так получилось, что оба проекта реализовывал один и тот же генподрядчик (Renaissance Construction) и фасадный подрядчик (Gartner), но Эволюция строилась на несколько лет раньше, и инновационные фасадные решения для двояковыпуклых оболочек мы впервые опробовали на объекте в Москва-Сити, прежде чем применить их на Лахта Центре.

Небоскреб Лахта Центра очень сложен в техническом отношении. Он считается сложным даже по сравнению с другими меганебоскребами планеты. И архитектурные, и технологические решения нашего здания во многом инновационны не только для России, но и для всего мира. Лахта Центр стоит на берегу Финского залива – отсюда высокие ветровые нагрузки, суровая зима, резкие перепады температур. Более того, он расположен не просто на берегу, а на намывной территории, грунты достаточно слабые, грунтовые воды стоят высоко. Сложная геометрия, большая высота, значительные пролеты перекрытий и смелые выносы консолей также сформировали ряд вызовов, для которых было необходимо найти решения в процессе проектирования.
 
Я рад, что нам удалось реализовать столь амбициозный замысел.

  
Рекорды Лахта Центра

Заливка фундамента Лахта Центра попала в книгу Гиннесса как мировой рекорд непрерывного бетонирования. Для здания разработали не только особую марку бетона, но и новые нормативы сталежелезобетонных конструкций: их использовали в несущих колоннах и в аутригерах – выносных опорах башни. Все узлы и конструкции просчитали с использованием BIM, параметрического моделирования и визуального программирования. Модели и мокапы испытывали в аэродинамической трубе, проверяя их устойчивость к ветровым нагрузкам.

Мы выбрали для более детального рассказа несколько самых впечатляющих технических решений – тех, которые определяют внешний вид, пластику, а следовательно, архитектуру здания. С долей условности их можно объединить под названием «оболочки и их конструкции».
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Холодногнутый витраж

Еще один рекорд: фасад башни Лахта-Центра – самый большой по площади холодногнутый витраж в мире. 

Грани фасада синхронно поворачиваются, изгибаясь плавной спиралью по всей высоте и образуя скульптурный фрактал, цветок-факел. Архитекторы поставили перед собой задачу добиться максимально гладкой, цельной поверхности каждой грани, – поэтому предложенный в первоначальном проекте прием поверхности-сетки из треугольников, позволяющий создать гибкую форму, но чреватый визуальным дроблением поверхности, отвергли. А остановились на холодногнутом остеклении. 

«До этого самым большим холодногнутым витражом был фасад нашей же башни Эволюция, – поясняет Филипп Никандров, – теперь мировой рекорд перешел Лахта-Центру». У башни Эволюция несколько иные параметры: высота меньше – 246 м, общий поворот спирали круче –
156° от основания до макушки, и 3° для каждого этажа: это башня-твистер с осью поворота в центре формы. Лахта Центр почти вдвое выше (напоминаем, 462 м), высота остекленных поверхностей более 35о м. И хотя этот небоскреб иногда относят к башням-твистерам, его форма в целом не является спиралеобразной, однако каждая грань от земли до шпиля делает лаконичный спиральный поворот на 90°. Поворот этажа каждого из пяти крыльев относительно оси более сдержан, чем в башне Эволюция – 0,82°. Площадь каждого отдельного стеклопакета Лахта Центра – 11 м2.
Лахта-центр в процессе монтажа фасадов
Фотография: Архи.ру

Как и в башне Эволюция, гнутые стеклянные поверхности внешнего контура состоят из параллелограммов, но, в отличие от московского небоскреба, в Лахта Центре контуры стекол не параллельны ребрам объема, а наклонены под углом: их боковые контуры складываются в стройную сетку диагональных линий, которая визуально подчеркивает и даже усиливает направление поворота граней. Конструктивно-декоративный прием – в данном случае конструкция фасадной оболочки наделена существенным орнаментальным эффектом – работает в то же время на цельность формы: в шпиле линии и формы продолжаются, но уже без стекла, а виде решетки из полированной нержавеющей стали. 
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Технология холодногнутого остекления была опробована гораздо позднее «горячего» моллирования. «Исходник», закаленное плоское стекло в составе стеклопакета, изгибают под нагрузкой без нагрева.  

  
Уникальная система антиобледенения

Лахта-центр – самый северный меганебоскреб в мире. Никто не строил подобных зданий на такой широте и в таком влажном климате. Над обитаемой частью возвышается 100-метровый шпиль – большую часть года он окружен облаками.

Для того, чтобы избежать образования наледи в холодное время года, на фасадах Лахта Центра использованы пьезо-датчики, которые применяются в авиастроении. При образовании льда на внешней поверхности стальных облицовок фасада автоматически включается их обогрев. 

  
Рельсовая система обслуживания фасада (СОФ)

Устройства антиобледенения, так же как и динамическая архитектурная подсветка, интегрированы в систему облицовки рельсов СОФ, установленной  снаружи параллельно фасаду на его гранях, повторяя их спиральную форму. Рельсовая система также позволяет мыть, заменять стеклопакеты и элементы облицовки.

 
Двухниточные фасады и платиновый LEED

Двухниточные /по-английски «фасад с двойной кожей», double-skin/ фасадные оболочки Лахта Центра, в комплексе с другими энергоэффективными архитектурными и инженерными решениями, позволили петербургскому небоскребу получить экологический сертификат LEED Platinum – высшую оценку международного зеленого стандарта в строительстве. Лахта-центр – единственное в России и Европе высотное здание выше 200 м, получившее платину.

Суть в том, что фасад состоит из двух слоев – «ниток». Внутренний слой может иметь проемы, открываемые фрамуги. Внешний слой, в свою очередь, обеспечивает зданию визуальную цельность и элегантность при взгляде снаружи, скрывая хаос открытых окон, а также снижая силу ветра и нивелируя сквозняки.

Между оболочками двух «ниток» – около метра «буферного» пространства, в котором можно свободно передвигаться, обслуживать и мыть стекла. В нижней части оно открыто, что обеспечивает пассивное проветривание и помогает избежать «эффекта парника» и перегрева. Благодаря воздушной прослойке и системе солнцезащиты «двойная нитка» фасада ощутимо сокращает теплопотери. В Лахта Центре подобный пассивный двухниточный фасад смонтирован на стилобатных зданиях с атриумом.
 

  
«Висячие сады»

В башне применена активная система интеллектуального двухниточного фасада с двусветными буферными зонами, которые служат рекреационными пространствами при офисах. В них расположены зимние сады, места для отдыха; здесь можно проводить рабочие совещания. Клапаны автоматически управляемых фрамуг по углам буферных зон открываются при перегреве для проветривания. Здесь прохладнее, что, в частности, комфортно для растений: температура представляет собой нечто среднее между «внутри» и «снаружи», но при необходимости, к примеру для встреч или конференций, воздух можно подогревать. 

   
Стеклянные импосты
высотой до 17 м 

Стекло в качестве опоры кажется чудом. В стилобатной части Лахта Центра использованы уникальные цельностеклянные конструкции. Витражи Арки главного входа в башню держатся на стеклянных «ребрах»-импостах, склеенных из цельных полос стекла до 16 м высотой. А в интерьере стилобатной части, в атриуме около планетария, высота «ребер», которые держат витраж со стороны общественных пространств, достигает 17 м.

Cтойки-импосты произведены на заказ в Германии: они набраны из восьми слоев просветленного стекла и укреплены изысканными стальными крепежами, подвешенными к консолям. Кажется, что ажурный витраж буквально парит в пространстве.

«Основная конструкция стилобатной части зданий не стоит на колоннах, а парит как гигантская балка между двух мега-опор, нависая консолью на торцах», – рассказывает Филипп Никандров, –
 
​«В зданиях нет традиционных колонн. В них есть консоли и пролеты с выносом до трех десятков метров и более. Это торжество парящей архитектуры. По многим моментам стилобатная часть оказалась гораздо сложнее в проектировании и реализации, чем высотная».

  
Здание-Арка 

Подробнее о том, как устроена Арка главного входа с точки зрения конструкций и геометрии – со слов главного архитектора проекта.
cic =

Филипп Никандров, «Горпроект»

Арка – отдельное здание-вход в высотную доминанту комплекса. С учетом огромного числа работников и посетителей башни логистика функций, связанных с прибытием в комплекс – ресепшен-стойки, зоны ожидания, турникеты, пункты контроля, бюро пропусков, кафе и прочее, – не умещается в пятне застройки собственно башни и требует значительного по площади многосветного и многоуровневого пространства вестибюля, связанного с прилегающей площадью и зоной подъездов-входов, защищенной от осадков навесом. Роль такого приглашающего входного элемента и выполняет арка. Исторически и семиотически именно арочная форма сигнализирует о функции главного входа. Наша арка напоминает склонившуюся птицу, развернувшую крылья, как бы приглашая войти внутрь комплекса. 

В интерьере центральное место занимает белоснежная рампа, она поднимается спиралью на консольно парящий антресольный уровень, где расположено кафе и выход на общественную площадь перед башней. В нашем случае арка очень пологая и имеет сложную несимметричную геометрию двоякой положительной кривизны (конус вместо цилиндра в центральной части), повышаясь в сторону башни. Проекция кровли на горизонтальной плоскости имеет дугообразную форму длиной
около 125 м (158 м, включая смежные зоны порталов-проездов), но сам пролет зоны вестибюля составляет
98 м. Максимальная высота вершины арки с восточной стороны – 18 м, с западной – 24 м. 

Сложность стальной конструкции определена сочетанием арочных ферм, перекрещенных в пространстве. Основные несущие конструкции – это четыре арки, которые имеют разную стрелу подъема и соединены между собой фермами с шагом 6.6 метра. Все арочные фермы собраны из стальных холодногнутых труб. С горизонтальной составляющей распора, раздвигающей опорные части арки, справились по технологии строительства вантовых мостов: в плиту перекрытия заложены 14 гильз каналообразователей, в каждом из которых размещены по 10 высокопрочных стальных канатов
диаметром 12.5 мм. С помощью специальных устройств эти канаты натягиваются, компенсируя раздвигающую силу распора. Затем в каналообразователи закачивается специальный раствор, трансформирующий пучки канатов в монолитный трос. Все четыре арки с каждой стороны приходят на одну нитку опоры, опорные элементы арок закреплены не жестко, а неподвижно-шарнирным способом, подобно суставу в анатомии.
 
  • zooming
    1 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    2 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    3 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    1 / 9
    МФК «Лахта-центр». Восточный фасад Арки
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    2 / 9
    МФК «Лахта-центр». План на отметке +8,400
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    3 / 9
    МФК «Лахта-центр». Северный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    4 / 9
    МФК «Лахта-центр». Южный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    5 / 9
    МФК «Лахта-центр». Западный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    6 / 9
    МФК «Лахта-центр». Разрез 1-1
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    7 / 9
    МФК «Лахта-центр». План кровли на отметке +23,400
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    8 / 9
    МФК «Лахта-центр». Фрагмент кровли
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    9 / 9
    МФК «Лахта-центр». План кровли
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Кровля Kalzip из нержавеющей стали

Арка сложной сводчатой формы с высотой 24 метра и шириной пролета в 98 метров имеет площадь кровли около 7000 м2, а длина ее изогнутой поверхности – 140 метров. Кровля покрыта панелями Kalzip на скользящих кляммерах. Это первый проект компании Kalzip в России из нержавеющей стали для такого рода кровли.

Сложная геометрия крыши, большой размер применяемых панелей, так называемых «картин», и необходимость адаптации проекта к климату Санкт-Петербурга стали вызовом для мастеров компании-подрядчика ЭКС ПП «Экологические технологии» из Москвы. Для подъема панелей на кровлю было разработано специальное подъемное оборудование. Также специалистами компании был предложен дизайн водосточной системы, оптимально учитывающий климатические особенности берега Финского залива.

В архитектурном решении кровли для Филиппа Никандрова было очень важно соблюсти дизайн-код по материалам. «Как на нью-йоркском небоскребе Крайслер есть два главных материала: сталь и камень, так и на Лахта Центре это нержавеющая сталь и стекло», – говорит архитектор.

Сложная геометрия входной арки требовала устройства фальцевой кровли. Как правило ее выполняют из алюминия. Архитектор предложил выполнить ее из нержавеющей стали по технологии Kalzip. Это был один из первых опытов в мире на таком знаковом объекте. И все получилось. «В итоге стальная кровля Арки Главного входа сверкает на солнце в унисон со всеми остальными стальными фасадными элементами комплекса», – резюмирует автор.
  • zooming
    1 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    2 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    3 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip


 


Монтаж фальцевой кровли Kalzip, осуществленый компанией OOO «ЭКС ПП Экологические технологии»
cic =

Строительная компания Экотех, Москва

Монтаж кровли такого знакового объекта, как стилобатная часть Лахта-центра, был непростым и иногда превращался в шоу, которое собиралась смотреть вся стройплощадка. Работу затруднял тяжелый климат Петербурга с частыми дождями и порывистым ветром. Общая площадь покрытия Арки Главного входа составила 7000 м2. Кровля была выполнена по запатентованной немецкой системе высокопрофильного промышленного фальца Kalzip из нержавеющей стали 316 L, UGISAND 0,6 мм по скользящим клип-опорам.

Профильные листы кровли закрепляются в одной точке каждая, остальное ездит по скользящим клипам. Таким образом, линейное расширение гасится. Такое исполнение предназначено для устройства покрытия самых сложных конфигураций и гарантирует долговечность, не требуя обслуживания. Максимальная длина составной картины составила более 140 м. Сложная геометрия кровли потребовала применения картин свободных форм. Выбирая способ соединения панелей между собой, остановились на заклепочных стыках (в качестве альтернативного метода рассматривалась сварка).

В некоторых случаях монтаж требовал нестандартных решений. Длина одной из частей картины превысила 45 метров, поэтому для подачи таких картин к месту монтажа была изготовлена специальная траверса. Этот процесс и стал своеобразным шоу, которое сбежались смотреть работники соседних участков. Из других изобретений – оригинальная система ходовых дорожек и беспрецедентный случай монтажа полутораметровых консолей профлиста с усилением оцинкованными балками: проблема возникла по причине строительных нестыковок и была успешно решена.

  • zooming
    1 / 9
    Оборудование Kalzip
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    2 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    3 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    4 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    5 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    6 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    7 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    8 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    9 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip

  
***

Как известно, у мега-башен современного мира есть несколько измерений. С одной стороны, их главная задача – поражать воображение высотой, масштабом, силуэтом. Их видно издали, их ищут глазами: кто-то не без скепсиса – кто-то, напротив, в восторгом от победы человеческих усилий над реальностью, начиная от земного тяготения и заканчивая северным обледенением. Так или иначе, а небоскреб становится символом своего города.

С другой стороны, у каждого небоскреба есть и другое измерение – человеческое. Все же он не египетская пирамида и рассчитан на пребывание множества людей внутри. И тут важен уже не силуэт и высота, даже не числовые рекорды – важен комфорт людей, приходящих на работу и на встречи. Входы, атриумы, общественные пространства: небоскреб – это вертикальный город, и при всех хайтек-особенностях и экстра-характеристиках, он должен быть и комфортным, и эффектным для личного восприятия. Согласимся с Филиппом Никандровым – проектирование и реализация нижних ярусов небоскреба оказываются более ответственными, важными и сложными задачами, чем даже работа с собственно башней. Они должны соответствовать общему размаху, но в их случае качество считывается не на расстоянии, а вблизи. Получается, что если саму башню строят в расчете на «город и мир», то ее вход – в расчете на людей. И для людей. В чем заключается и ценность, и сложность. 

С наградами проекта Лахта Центр можно познакомиться здесь, на его странице в нашем каталоге. 

Поставщики, технологии

25 Марта 2022

Kalzip, RGC - Российская стекольная компания | X-ONE: другие статьи и новости
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Заметки о Ломоносове
Исследовали, благодаря открытой экскурсии Москомархитектуры, два самых звучных образовательных кластера. Здание Ломоносов уже построено и действует. Изучили достоинства, вложили персты в раны недостатков. Главное достижение – архитектура здания современная, – засчитано.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.