Трансформация возможностей производства и ГОСТов в элегантные фасады зданий

Центр хоккея на траве в Казани, Большая ледовая арена СОЧИ 2014, бизнес центры и многоэтажки в городах России - "рождение" фасадов по системе ТАТПРОФ.

Реклама
Компaния:
АО «ТАТПРОФ»
Контакты:

 
Время диктует свои условия, предъявляя новые требования, как к эстетическому, так и к техническому решению фасадов зданий. Основные направления развития ограждающих конструкций – это ориентация на применение энергосберегающих, долговечных материалов и технологий, позволяющих быстро и удобно, в короткие сроки вести необходимые работы. К конструкциям, сочетающим эти требования, можно отнести системы вентилируемых фасадов.

Сегодня вентилируемые фасады являются одной из самых востребованных фасадных конструкций. Компания «ТАТПРОФ»  предлагает конструкции вентилируемых  фасадов с собственными технологическими решениями, полностью ориентированными на современный Российский рынок,  поэтому объекты с такими фасадами  можно увидеть во многих городах  России и ближнего зарубежья.



 К такому успеху системы ТАТПРОФ привели грамотное проектирование  систем профилей для разных типов фасадных материалов и форм поверхностей, соблюдение ГОСТов и  жесткие технические требования производства, а также совместная работа производителя профиля, самой фасадной конструкции (переработчики), производителей строительно-монтажных работ  и проектно- архитектурных бюро в работе по реализации уникальных проектов, которые ранее в России не строились (яркий пример - "Олимпийский стадион СОЧИ 2014 "Большая ледовая арена"  где вся поверхность ограждающих конструкций  фасада- крыши  собрана из профиля)

Давайте разберемся, из чего складывается  алгоритм успеха применения (и выбора Заказчиком) фасадных систем  ТАТПРОФ на объектах по всей России.

Основные понятия.


В настоящее время на территории РФ рекомендовано к применению более 20 видов навесных фасадных систем. Современные навесные фасадные системы с воздушным зазором представляют собой слой теплоизоляции, металлическую подконструкцию (каркас), декоративный экран (облицовка), установленный на относе от слоя теплоизоляции.

 Материал и толщину утеплителя подбирают по теплотехническому расчету. В то же время, слой теплоизоляции не является обязательным элементом НФС в том случае, если теплозащитные свойства наружного ограждения обеспечены массивом основной стены и навесной фасад применяется в архитектурно-декоративных целях.

Металлическая подконструкция включает в себя кронштейны и направляющие, воспринимает и перераспределяет нагрузки от декоративного экрана и передаёт их на основные конструкции каркаса здания или сооружения.

Декоративный экран (облицовка) выполняет архитектурные функции и защищает слой теплоизоляции и несущие конструкции здания от атмосферных воздействий. Для устройства защитно-декоративного экрана (облицовки) применяют плиты, панели, кассеты или листовые материалы с видимым или скрытым креплением:
- керамические;
- из керамогранита;
- из натурального камня;
- фиброцементные (в т.ч. асбестоцементные);
- из металлических, композитных или алюминиевых материалов.

 Общие принципы проектирования.

Как и для любой строительной конструкции, перед монтажом навесного вентилируемого фасада требуется выполнить этап проектирования. Проектная документация на каждое конкретное здание с вентфасадом разрабатывается на основе задания на проектирование, которое утверждается заказчиком.

Задание на проектирование должно включать следующие исходные данные:
- архитектурные чертежи фасадов здания, включающие данные о фактуре и цвете облицовочных материалов, чертежи архитектурных деталей (карнизов, обрамления проемов и т.п.);
- рабочие чертежи наружных стен, включая узлы;
- данные от разработчиков фундаментов о величине допустимой дополнительной нагрузки на стены здания;
- план участка, где расположено здание.

Задание на проектирование должно комплектоваться Техническим свидетельством с приложениями: «Техническая оценка пригодности продукции в строительстве» и «Альбом технических решений».

Проектирование вентфасада начинается с расстановки на фасаде здания направляющих и кронштейнов относительно имеющихся проемов. Минимально допустимое расстояние от оси анкерного болта (или дюбеля) до грани каменной конструкции (наружный угол, оконный откос и т.д.) должно составлять не менее 100 мм. Минимальная глубина анкеровки в бетон - 50 мм; в кирпич - 80 мм; в лёгкий бетон - 100 мм. В строительной системе «ТАТПРОФ» предусмотрены 3 варианта закрепления кронштейнов вентфасадов к несущему основанию: только к стенам; к стенам и перекрытиям; только к междуэтажным перекрытиям (в случае, если материал стены обладает малой плотностью и недостаточной несущей способностью. Минимальный вылет кронштейнов и габариты направляющих определяются по результатам статического расчета, толщины утеплителя и возможных отклонений наружных стен от вертикали. Для безопасной компенсации температурных деформаций системы длину отдельных направляющих из алюминиевых профилей не рекомендуется выполнять более 3,6 м. Величина зазора между двумя соседними направляющими по вертикали определяется расчетом, исходя из коэффициента линейного температурного расширения материала направляющей. Воздушный зазор между слоем теплоизоляции и облицовкой, а также зазоры между отдельными элементами облицовки обеспечивают процессы влагообмена в наружных ограждающих конструкциях здания. Проектная величина зазора между теплоизоляционным слоем и облицовкой не должна быть менее 40..60 мм и не более 200 мм.  В проекте на вентилируемый фасад указывается способ крепления теплоизоляции, тип тарельчатых дюбелей и схема их установки. Допускается устанавливать со стороны наружной поверхности утеплителя однослойную влаговетрозащитную мембрану. При этом в большинстве случаев, в целях противопожарных мероприятий необходимо предусматривать противопожарные отсечки, перекрывающие воздушный зазор с определенным шагом по высоте. Применение ветрогидрозащитных мембран в сочетании с минераловатными плитами, имеющими «кэшированную» внешнюю поверхность, запрещается.

Не допускается крепление к конструкциям каркаса и облицовки НФС вывесок, рекламных установок, осветительных приборов и т.п. В случае применения навесной фасадной системы на зданиях высотой более 75 м необходимо разрабатывать технические условия на каждое конкретное здание, в которых должны учитываться требования технических свидетельств НФС для зданий меньшей высоты.
 
Требования к материалам.

Вентилируемый фасад  является ответственной инженерной конструкцией, формирующей наружную защитную оболочку здания. Долговечность и нормальное функционирование НФС обеспечивается применением материалов и комплектующих изделий, соответствующих перечню материалов технического свидетельства на систему и имеющих документы, подтверждающие качество материалов и указывающие их изготовителей.

Материалом для элементов подконструкции вентфасадов «ТАТПРОФ» является алюминиевый профиль из сплава 6060 Т66 (Т6), изготовленные по требованиям ГОСТ 22233-2001. Исходя из состояния поставки, согласно СНиП 2.03.06-85 «Алюминиевые конструкции» определяются расчетные сопротивления материала растяжению, сжатию, изгибу для последующего выполнения прочностных расчетов.

Несущие элементы вентфасада (кронштейны, направляющие, анкеры, крепёжные элементы) и теплоизоляционный слой должны иметь нормативный срок эксплуатации не менее 30 лет для зданий II уровня ответственности и не менее 50 лет для зданий I уровня ответственности. Для алюминиевых профилей строительной системы ТАТПРОФ, входящих в состав номенклатуры вентфасадов, были проведены испытания и получено заключение о том, что срок их службы без дополнительной защиты составляет в неагрессивной и слабоагрессивной атмосфере 50 условных лет; в среднеагрессивной атмосфере – 40 условных лет; в приморской атмосфере – 30 условных лет. Применение дополнительной защиты в виде электрохимического анодирования и окрашивания полимерно-порошковыми красками способствует увеличению срока службы.

Облицовочные материалы  должны иметь физико-механические характеристики, обеспечивающие возможность их применения в НФС, в том числе достаточную прочность на изгиб и морозостойкость (150 циклов).

При устройстве теплоизоляции в один слой должны применяться негорючие минераловатные плиты с плотностью не менее 80 кг/м3. При устройстве двухслойной теплоизоляции внутренний слой может быть выполнен из минераловатных плит марки Г1 (слабогорючий), а наружный из минераловатных плит марки НГ (негорючий). Внутренний слой плит в этом случае может иметь плотность 30 - 80 кг/м3. Нормативный срок эксплуатации теплоизоляции в данном случае определяется сроком эксплуатации внутреннего слоя. Нормативный срок эксплуатации тарельчатых дюбелей должен быть не меньше нормативного срока эксплуатации теплоизоляционного слоя. Характеристики применяемой ветрогидрозащитной мембраны должны соответствовать требованиям ТС на эту продукцию. 

 Выполнение расчетов по несущей способности и теплотехнике.
  
 При расчете подконструкции вентфасада на несущую способность в зависимости от типа закрепления и расстановки кронштейнов выбирают одну из трех схем:

Тип I – одно-, многопролетная неразрезная балка с консолями, жестко закрепленная на верхней опоре;
Тип II – многопролетная неразрезная балка, закрепленная в универсальном кронштейне (жесткое и подвижное закрепление в одном узле);
Тип III – многопролетная неразрезная балка, жестко закрепленная на второй опоре.

     При расчете несущих элементов каркаса следует выбирать наиболее невыгодное нагружение из 2-х вариантов:
1 вариант – сумма полной ветровой нагрузки, собственного веса подконструкции и облицовки;
2 вариант: сумма 25%-ой расчетной ветровой нагрузки, собственного веса подконструкции и облицовки, а также гололедной составляющей.
     При этом расчетная ветровая нагрузка состоит из двух составляющих - основной и пульсационной – и определяется по формуле нахождения пиковой ветровой нагрузки согласно СП 20.13330.2011 «Нагрузки и воздействия». Снеговую нагрузку следует учитывать при расчете выступающих или западающих участков экрана облицовки.

     Исходя из полученных по результатам расчетов минимально необходимых инерционных характеристик подбирается профиль направляющей. В вентфасадах «ТАТПРОФ» имеется широкая номенклатура направляющих высотой от 60 до 180 мм и моментом инерции от 6,65 до 335,38 см4, позволяющая расстанавливать кронштейны на фасаде здания с максимально возможным шагом по высоте.

     Теплотехнический расчет стены с навесной фасадной системой выполняют как для однородной многослойной конструкции по формулам СП 23-101-2004 «Проектирование тепловой защиты зданий». При этом учитываются коэффициенты теплоотдачи наружной и внутренней поверхностей ограждающей конструкции и суммарное термическое сопротивление непосредственно стены и слоя теплоизоляции вентфасада.

     Максимально возможная толщина утеплителя в вентилируемых фасадах «ТАТПРОФ» составляет 320мм. В зависимости от толщины утеплителя и принимая во внимание минимальный воздушный зазор навесной фасадной системы, выбирается кронштейн необходимого вылета. В строительной системе «ТАТПРОФ» имеются кронштейны вылетом от 60 до 220мм, а также удлинители. При этом есть и возможность выполнения вентфасадов без утеплителя, если по результатам теплотехнического расчета достаточно сопротивления теплопередачи несущей стены. 

Требования к несущему основанию для монтажа вентфасада.

Приемка наружных стен, предназначенных под монтаж НФС, производится в соответствии с требованиями СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» и оформляется соответствующим «Актом». Допускаемые значения отклонений от вертикали и горизонтали между монолитными участками, от проектных длин элементов, величины местных неровностей не должны превышать указанных в табл. 1.
 

Вертикальность граней, углов кладки из кирпича и блоков, а также мест примыканий кладки к бетонному каркасу, горизонтальность ее рядов необходимо проверять в процессе выполнения кладки через каждые 0,5 - 0,6 м с немедленным устранением отклонений в пределах яруса. Допускаемые отклонения размеров и положения каменных конструкций и стенового заполнения не должны превышать значения, приведенные в табл. 2.

Общие положения по монтажу.



Принципиальная схема монтажа вентилируемого фасада состоит в следующем:
- на поверхность стены с помощью анкерных болтов или дюбелей крепят опорные элементы (кронштейны);
- устанавливают теплоизоляционные плиты, которые фиксируют тарельчатыми дюбелями;
- теплоизоляционные плиты закрывают паропроницаемой ветрогидрозащитной мембраной;
- на кронштейны монтируют направляющие;
- на направляющие с помощью крепежных элементов навешивают элементы облицовки.

Монтаж НФС выполняют в соответствии с проектом после его привязки к ограждающим конструкциям здания на основании исполнительной схемы (по результатам геодезических съемок) и геометрических измерений.

Монтаж теплоизоляционных плит начинают с нижнего ряда, который устанавливается на стартовый перфорированный профиль или цоколь и производят снизу вверх.
Если плиты устанавливаются в 2 слоя, следует обеспечить перекрытие швов 1-го слоя плитами 2-го. Плиты должны устанавливаться вплотную друг к другу с заполнением (при необходимости) зазоров между ними этим же материалом. Допустимая величина незаполненного шва - 2 мм. При установке теплоизоляционных плит их необходимо подрезать специальным инструментом. Ломать плиты утеплителя запрещается.

Теплоизоляционные плиты монтируют в соответствии со схемой, указанной в технологической карте. В проекте должно быть указано минимально допустимое количество крепёжных элементов. При двухслойной теплоизоляции необходимо обеспечить плотное прижатие внутреннего слоя к поверхности стены. Количество тарельчатых дюбелей, устанавливаемых в первом слое на плиту размером 1000´600 мм, должно быть не менее 4 шт. Доборные теплоизоляционные элементы должны быть надёжно закреплены на поверхности стены не менее чем двумя дюбелями.

Полотнища ветрогидрозащитной мембраны устанавливают с перехлестом 100 мм.
Ветрогидрозащитная мембрана крепится вплотную к плитам тарельчатыми дюбелями из расчёта 4 шт. на 1 м2.

В соответствии с проектом к кронштейнам крепятся вертикальные или горизонтальные направляющие. Положение каждого профиля в вертикальной плоскости проверяется теодолитом или отвесом. Для удобства монтажа Т-, L- и У-образных направляющих в вентилируемых фасадах «ТАТПРОФ» предусмотрены L-образные кронштейны с «прищепками» - элементы для фиксации направляющей до момента окончательного закрепления к кронштейнам. При применении П-образных кронштейнов для удобства монтажа направляющих коробчатого сечения имеются салазки, позволяющие выполнять как подвижное, так и жесткое соединение.

Монтаж элементов облицовки начинают с нижнего ряда и ведут снизу вверх. Если проект предусматривает нестандартные элементы облицовки, или особые архитектурные условия  - начинается совместная  работа производителя профиля, изготовителя  фасадной конструкции и ГИПов проектов  для проектирования  необходимых узлов и крепежных карт. Так на основе крышной серии ТПСК-60500, компанией ТАТПРОФ было разработано специальное конструктивное решение по прижиму и резине  для реализации структурного исполнения крыши Большой ледовой арены СОЧИ-2014. Серия спроектирована без прижимных планок, так чтобы стыки находились в одной плоскости со стеклом, что позволило добиться максимально гладкой и однородной поверхности купола при соблюдении всех нормативно-технических параметров.

 Соблюдение всех этих условий и позволяет компании ТАТПРОФ быть лидером систем фасадных профилей на территории России.  По словам Председатель Совета директоров ЗАО «ТАТПРОФ» Рачкова Сергея : "Неуклонное следование точно намеченной стратегии, принципам ведения бизнеса, миссии компании - все это приносит плоды при любых колебаниях рынка.  Доверие наших клиентов и партнеров в сочетании с ясным пониманием законов и тенденций развития рынка позволяет нам уверенно смотреть в будущее. Высокоэффективное производство, современный менеджмент, безусловное выполнение договорных обязательств - вот составляющие успеха нашего бизнеса!"

 Добро пожаловать к сотрудничеству!



 

Поставщики, технологии

АО «ТАТПРОФ»

10 Сентября 2012

АО «ТАТПРОФ»: другие статьи и новости
ТАТПРОФ вступает в борьбу с коронавирусом
По информации из разных источников вирус живет: на тканях одежды – 6-12 часов, на стали и пластике – до 3 дней, в составе воды они могут существовать до девяти суток, а при охлаждении и заморозке – до нескольких лет, на дереве, бумаге и резине – не более 4-5 дней, а вот на медных и алюминиевых поверхностях коронавирус может жить от 2 до 8 часов.
Конференция ТАТПРОФ 11- 14 ноября 2014 г. Приглашаем!
Компания «АС ТАТПРОФ» как разработчик и поставщик системных архитектурных решений посвящает эту конференцию техническим вопросам в области светопрозрачных конструкций и навесных вентилируемых фасадов.
Технологии и материалы
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Сейчас на главной
Мерцающий дизайн
Как добиться максимального впечатления, используя минимум выразительных средств? Над этой задачей трудятся многие поколения архитекторов и дизайнеров-минималистов. Но студия SERDYUK пошла своим путем, создав компактную кофейню, облик которой собирается из самого простого набора элементов, но воспринимается как волшебная шкатулка.
Чикагские лауреаты 2025
Премия International Architecture Award подвела итоги: в этом году отмечено рекордное количество проектов от российских архитекторов. Коротко рассказываем о победителях номинаций и работах, удостоенных почетного упоминания.
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.