Победа рынка, или воспоминание об Экспо

Кого наградили за архитектуру в Милане, какие сооружения останутся в Pho, и полный список награжденных тоже.

mainImg
Павильоны Экспо уже вовсю разбирают, выставка закончила свою работу 31 октября, а 30-го объявили победителей, которым раздали медали Всемирной выставки. Награды присуждает Бюро международных выставок (BIE). Миланские павильоны, которых по первоначальному замыслу Боэри–Херцога вообще могло бы не быть, в архитектурном отношении оказались вовсе не такими роскошными, как в Шанхае (см. рассказ Анны Броновицкой о планах и о том, что получилось). И все же прощальные награды – неплохой повод вспомнить то, что было сделано, взглянув на выставку на этот раз глазами её жюри.

Наград присудили довольно много, так как номинаций три: архитектура, экспозиция и раскрытие темы, к а павильоны к тому же разделили на три типа – больше 2000 м2, меньше 2000 м2 и кластеры. Кластеры – изобретение миланской всемирной выставки, это тематические группы, позволившие объединить и привлечь к участию много маленьких и бедных стран. В архитектурном соревновании кластеры не участвовали, а в двух других – да. Наград получилось шестнадцать. Напомним, что выставка, которую планировали как огород, и которая получилась по многом очень украшенным огородом, была посвящена еде, а тема звучала так: «Накормить планету. Энергия для жизни».

Архитектура: павильоны > 2000 м2 

Золото: Франция
Международной выставке «Милан ЭКСПО». Общий вид. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина

Анук Лежандр, X-TU architects;
Никола Мартиноли и Лука Варези, ALN Atelien Architecture; Adeline Rispal
Тема: «Различные пути производства и хранения продуктов питания»

Французы превратили свой павильон в подобие рынка: с потолка в ячейках гибкой, и довольно красивой конструкции деревянных ячеек плотно свисали пучки трав, бутылки, сковородки и прочие вещи, которые и впрямь могут быть подвешены к рыночному потолку. В центре павильона был организован небольшой рынок-прототип, что неудивительно, почти все павильоны Экспо торговали чем-то съестным, угощала, кажется, только Россия да ещё Швейцария. Так что и комментарий к золотой медали звучал так: «за инновационную концепцию павильона как продуктового рынка». Всё это, и идея рынка, и золотая медаль выставки, неудивительны, на свете мало продуктов лучше французских, и мало вещей на свете обаятельнее французского рынка, разве что рынок итальянский. К тому же большой продуктовый рынок – по-французски les halles (иначе marche), и это название напоминает о самом главном парижском рынке Les Halles, перестроенном в начале семидесятых по инициативе Жака Ширака в большой торговый центр с бассейном и подземным ТПУ. В то время не все были согласны с реконструкцией, да и то, что получилось, не очень красиво, а теперь павильон косвенным напоминанием об утраченном Ле Аль.

На кровле и потолках было выращено много растений. Открытая архитектура павильона с вырезанными углами, приглашающими войти со всех сторон была, однако, уничтожена его администраторами: формально в павильон можно было попасть только пройдя лабиринт из кряжистых виноградников, долженствующих напомнить не только о французском вине, но и о туристической достопримечательности, виноградниках Монмартра. Посетители норовили перелезть через ограждения, но их отгоняли, как могли.
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Франции. Авторы: Анук Лежандр (cтудия «X-TU»), Никола Мартиноли и Лука Варези (студия «ALN Atelien Architecture»), студия «Adeline Rispal». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Бахрейн
Павильона Королевства Бахрейн. Авторы: Анне Хольтроп, Анук Фогель. Фотография © Юлия Тарабарина

Анне Хольтроп, Анук Фогель
Тема: «Археология зеленого»

Белый, скромный и на первый взгляд не очень заметный павильон из заводских панелей содержал внутри ботанический сад из взрослых деревьев, которые приносили разные плоды в каждый из шести месяцев работы выставки, демонстрируя богатство природы страны, где в оазисах среди засушливых земель растет пышная и разнообразная зелень. Для разнообразия выставку дополнили археологическими экспонатами. Павильон будет перенесен в Бахрейн и будет служить там ботаническим садом.
Павильона Королевства Бахрейн. Авторы: Анне Хольтроп, Анук Фогель. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильона Королевства Бахрейн. Авторы: Анне Хольтроп, Анук Фогель. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Бронза: Китай 
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина

Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине
Тема: «Земля Надежды, Еда для Жизни»

Гнутые балки павильона, архитектура которого должна была напоминать традиционную китайскую, оказались созвучны конструкции французского павильона, отмеченного золотой медалью, здесь как будто бы даже прослеживается тенденция. Внутрь попадали тоже по лабиринту, но не из винограда, а а остро пахнущих бархоток. Стены как таковые у китайского павильона тоже были не везде, и наблюдать за светомузыкой на поле светящихся фонариков можно было, вдыхая свежий ветер – тоже почти также, как в павильоне Франции. Экспозиция, впрочем, оказалась довольно развернутой и сложной, в ней нашлось место и первобытным графитти и глиняным крестьянам, похожим на армию Цинь Ши Хуаня.
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Китая. Авторы: Университ Цинхуа, Циншаньский институт окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Архитектура: павильоны < 2000 м2 

Золото: Великобритания 
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина

Вольфганг Баттресс
Тема: «Выращенное в Британии и Северной Ирландии»

Полный метафор павильон должен был напоминать пчелиный улей, трудящийся над инновационными идеями по пропитанию планеты. Символический улей – сферу диаметром 17 м, сложили из более чем 180 000 алюминиевых элементов. Жужжал он вполне по-пчелиному, а подходы – тоже лабиринт, засадили разнотравьем на уровне глаз, чтобы разглядеть каждую ромашку.
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Автор: Вольфганг Баттресс. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Чили
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина

Кристиан Ундуррага
Тема: «Любовь к Чили»

Похожая на ферму решетка окружала павильон, придавая ему снаружи вид «чистой» инженерной конструкции и формируя «буферное» пространство для пандусов по бокам. Вся конструкция была поставлена на четыре бетонные опоры, поддержанные по периметру пучками металлических двутавров.
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чили. Автор: Кристиан Ундуррага. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Бронза: Чехия
Павильон Чехии. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина

архитектурное бюро «Chybik+Kristof»
Тема: «Лаборатория жизни»

Чешский павильон – очень спокойной архитектуры, был украшен ровными рядами белы ламелей. Скульптура в пруду перед павильоном: наполовину птица, наполовину автомобиль – символизировала сосуществование природы и техники в современном мире. Внутри камера транслировала на экран микрожизнь кусочка среднеевропейского леса с папротниками, рядом презентовали карту достопримечательностей Чехии, а у бассейна продавали разливное пиво. Все материалы здания будут вторично использованы, впрочем, сейчас это подразумевают правила выставки.
Павильон Чехии. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чехии. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Чехии. Камера. Авторы: архитектурное бюро «Chybik+Kristof». Фотография © Юлия Тарабарина
***

А кого не наградили. Нормана Фостера, чей павильон, похожий на дюну из красной глины, перевезут в город Масдар, первый в мире город с нулевым балансом.
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
***
На площадке выставки останутся Нулевой павильон, спроектированный Микелем де Лукки, который решил его в виде нескольких гигантских конусов вполне африканского вида, вдохновившись однако Евганейскими холмами из окрестностей Падуи. Куратором экспозиции был Давид Рампелло, посвятивший ее неисчерпаемой теме: истории борьбы человека с голодом. Входящих встречает многоэтажный макет каталога в духе зрелого, а может быть позднего Ренессанса, состоящего из уймы деревянных ящичков, окруженных арками, колоннами и скульптурами. Внутренний двор – наоборот, скорее африканский, с большим искусственным баобабом, предсказуемо изображающий мировое древо.
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина
Нулевой павильон (Италия). Фотография © Юлия Тарабарина


Также остаются другое мировое древо – колонна, и павильон-«палаццо» Италии.
Палаццо Италия (павильон Италии). Фотография © Юлия Тарабарина
Палаццо Италия (павильон Италии). Фотография © Юлия Тарабарина
Палаццо Италия (павильон Италии). Фотография © Юлия Тарабарина


Демонтаж выставки начался уже 2 ноября, но 54 павильона будут собраны вновь на родине и в других местах. Например, павильон Швейцарии разберут на отдельные части, каждая из которых станет городской оранжереей в различных кантонах. В родные страны вернутся в первозданном виде павильоны Бахрейна, Азербайджана и ОАЭ.
Павильон Швейцарии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Швейцарии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина

Некоторые объекты станут представительствами социальных организаций в разных странах. Так, например, в павильоне Королевства Монако будет находиться штаб Красного Креста в Буркина-Фасо. В страны Африки также отправят некоторые объекты проектов «Kinder+Sport» и «Slow Food».
По правилам выставки страны, не собирающиеся восстанавливать свои павильоны, обязаны вновь использовать их металлические и деревянные конструкции. Так Италия купила редкие породы дерева, используемые при строительства павильона, у Малайзии.
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина

Большинство стран применило решение оставить в Италии отдельные символы своих павильонов: в лесах недалеко от города Больцано теперь растут деревья австрийского павильона, а необычные колонны объекта, представляющего Вьетнам, подарены правительству Алассио. Павильоны Китая, Германии, Тайланда, Испании, Катара и Уругвая полностью демонтируют.
Павильон Малайзии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Малайзии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Вьетнама. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Вьетнама. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Вьетнама. Фрагмент колонны Фотография © Юлия Тарабарина
***

Экспозиция: павильоны > 2000 м2

Золото: Япония 
Павильон Японии. Авторы: Ацуси Китагавара, cтудия «Nendo», студия «Team Lab». Фотография © Юлия Тарабарина

Ацуси Китагавара, cтудия «Nendo», студия «Team Lab»
Тема: «Гармоничное многообразие»

Основная идея павильона – типичная японская диета, основанная на рисе, помогающая поддерживать здоровье человека. Сам павильон построен как традиционный дом Киото – широкий вход, горизонтальная ориентация. Бамбук и дерево, используемые при строительстве павильоны, сочетались с технологичными современными площадками для инсталляций.
Павильон Японии. Авторы: Ацуси Китагавара, cтудия «Nendo», студия «Team Lab». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Южная Корея
cтудия «BCHO Acrhitects»
Тема: «Ты то, что ты ешь»

Прообразом этого павильона стал традиционный корейский белоснежный сосуд, названный «Лунный кувшин». Его эволюция от простых глиняных горшков до фарфоровых изделий тонкой работы является и в архитектуре аллегорией преемственности внутри одной культуры
***

Бронза: Россия 
архитектурное бюро SPEECH, первоначальная концепция экспозиции: Юрий Аввакумов, дизайн экспозиции: Simpateka RUS и SPEECH
Тема: «Растим во имя мира. Возделываем во имя будущего»
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон России. Авторы: архитектурное бюро «SPEECH». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Экспозиция: Павильоны < 2000 м2

Золото: Австрия 
Павильон Австрии. Автор: Клаус Лоэнхарт. Фотография © Юлия Тарабарина
Клаус Лоэнхарт
Тема: «Дыши. Австрия»

Из всех европейских стран Австрия считается наиболее комфортной для жизни, в том числе по уровню качества продуктов и экологии. Австрийский павильон был заполнен деревьями, его архитектура была подчеркнуто незаметной, а чистый воздух и живая природа были лучшими на выставке. Проведя исследования, австрийцы создали в своем павильоне небольшой фрагмент леса с идеальным климатом и количеством вырабатываемого кислорода, достаточного для 1 800 человек. Теперь деревья австрийского павильона поселятся в Италии. 
***

Серебро: Иран
Павильон Ирана. Авторы: Камран Сафанеш, бюро «Rah Shahr Architectural Consulting Engineers», бюро «RPA S.r.l.». Фотография © Юлия Тарабарина

Камран Сафанеш, бюро «Rah Shahr Architectural Consulting Engineers», бюро «RPA S.r.l.»
Тема: «Глобальное Софре. Иранская культура»

Акцент в оформлении иранского павильона сделан на религиозных традициях, в частности, на мусульманском софре – фрагменте ткани, который традиционно используют для украшения стола. Павильон создан в виде натянутого тента, рисунки внутри схематично повторяют вышивку на софре.
***

Бронза: Эстония 
Павильон Эстонии. Авторы: бюро «Kadarik Tüür Arhitektid». Фотография © Юлия Тарабарина

Kadarik Tüür Arhitektid
Тема: «Галерея Эстонии»

Качели на первом этаже были не развлечением, а приспособлением для превращения кинетической энергии в электрическую Так просто и динамично можно совершать привычные действия в современном мире: например, заряжать телефон, не оставляя негативный след на окружающей среде – утверждают авторы. А забавный деревянный козырёк заметно пародировал серьезный зеркальный «нос» соседнего российского павильона.
Павильон Эстонии. Авторы: бюро «Kadarik Tüür Arhitektid». Фотография © Юлия Тарабарина
***

Экспозиция: Кластер
Золото: Монтенегро 
Марко Браховиц
Тема: «Здоровья с каждым укусом!»

Серебро: Венесуэла
Теме: «Венесуэла кормит своих людей осознано!»

Бронза: Габон 
Herzog & de Meuron
Тема: «Еда, которая помогает всей жизни»
***
 

Раскрытие темы: павильоны > 2000 м2

Золото: Германия 
Леннарт Вихель (бюро Schmidhuber), бюро Milla & Partner
Тема: «Поля идей»
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германия. Авторы: Леннарт Вихель (бюро «Schmidhuber»), бюро «Milla & Partner». Фотография © Юлия Тарабарина
***
 
Серебро: Ангола 
Федерико Акуто, Стефано Гаудимундо (бюро Masterplan studio)
Тема: «Еда и культура: образование и новшества»
***

Бронза: Казахстан 
LAND Milano srl
Тема: «Земля возможностей»
Павильон Казахстана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Казахстана. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Раскрытие темы: павильоны < 2000 м2

Золото: Ватикан 
Тема: «Не хлебом единым. За Божьим столом со всем человечеством»
Павильон Ватикана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Ватикана. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Серебро: Королевство Монако 
Энрико Полини
Тема: «Превосходство и солидарность – новый взгляд на способы накормить планету»
Павильон Королевства Монако. Автор: Энрико Полини. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Королевства Монако. Автор: Энрико Полини. Фотография © Юлия Тарабарина
***

Бронза: Ирландия 
Тема: «Зеленое Начало Ирландии: работа с природой»
***

Раскрытие темы: Кластер

Золото: Алжир 
бюро «Studio De Ferrari Architects», бюро «Buonomo Veglia»
Тема: «Земледельческое наследие и технологическое развитие для пищевого самообеспечения»

Серебро: Камбоджа
Политехническая студия дизайна Милана, Ремо Доригати 
Тема: «Урожай риса выращенный на плодородной камбоджийской земле в культурном наследии»

Бронза: Мавритания 
Тема: «Культура орошения под пальмовыми деревьями в засушливых регионах и пустынях и молочные продукты»
***

Отдельно Медали BIE получили правительство Италии, организация Società Expo, регион Ломбардия, власти Милана, павильон Италии, Исполнительный комитет Коллегии генеральных комиссаров и проект “WE-Women for Expo”.

05 Ноября 2015

Похожие статьи
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Сжатие для развития
Мастер-план Воркуты, разработанный под руководством архитектурного бюро RTDA, стал ответом на резкое сокращение населения и упадок городской среды. Проект опирается на «регулируемое сжатие» – уплотнение структуры города с акцентом на благоустройство, экологию и вовлечение местных жителей.
Ностальгия – наше все
Совсем недавно московский бомонд обрел новую точку притяжения – возрожденный Дом творчества Переделкино. И вот уже популярная культурная институция начала обрастать необходимой инфраструктурой, в том числе коворкингом, чей интерьер cпроектирован бюро Blockstudio с большим уважением к памяти места.
Константин Трофимов: «Нас отсеяли по формальному...
В финал конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2» вышло 10 проектов, 2 самостоятельно снялись с дистанции, а еще 11 не прошли конкурс портфолио, который отсекал участие молодых или иногородних бюро. Один из таких участников – «Архитектурная мастерская Трофимовых», главный архитектор которой четыре года работал над проектом Высокоскоростной железнодорожной магистрали, но не получил шанса побороться за вестибюль станции метро. О своем опыте и концепции рассказал руководитель мастерской Константин Трофимов.