Всемирная выставка как смешение прошлого и будущего

Рассказ о миланской Экспо-2015: от невоплощенных благих намерений до лучших павильонов – экспериментов с экспозицией и зрителями.

mainImg
Всемирные выставки, по большому счету, давно превратились в анахронизм. Когда-то они были важной площадкой обмена товарами и технологиями, инструментом продвижения стилей и идеологий, сыграв свою роль в становлении глобализма. Все эти процессы давно переместились в другие пространства и пользуются иными механизмами, а смысл Экспо редуцировался до туристического аттракциона и ярмарки тщеславия государств. Миланская Экспо 2015 года задумывалась как попытка переосмысления обветшавшего формата. Тема «Накормить планету – Энергия для жизни» была многообещающей: еду онлайн не попробуешь, а проблемы борьбы с голодом в бедных регионах, здорового и разнообразного питания населения благополучных стран, бережного обращения с ресурсами действительно нужно обсуждать в глобальном масштабе. Разработавшие изначальную концепцию Экспо-2015 Стефано Боэри, Рикки Бердетт, Жак Херцог исходили из того, что абсурдно тратить на саморекламу стран и корпораций средства, которые можно направить на реальное решение насущных проблем. Они предложили разбить на окраине Милана «всемирный ботанический сад» или, точнее, «планетарный огород»: там каждая страна получила бы участок, где показывала бы, как выращиваются характерные для нее продукты питания. Крытые помещения, предназначенные в первую очередь для ресторанов национальной кухни, должны были быть максимально простыми, дешевыми и экологичными.


Представленный в 2011 году мастерплан (к Боэри, Бердетту и бюро Herzog & de Meuron присоединились специалисты по энергосберегающему строительству Уильям Макдонах и Марк Риландер) предусматривал превращение выделенного для выставки продолговатого участка в окруженный водой остров, расчерченный прямоугольной сеткой. В память о традиционной планировке римского лагеря его пересекли две прямые широкие дороги, кардо и декуманум, перекресток которых образует форум. По сторонам от продольной оси декуманума к водной преграде тянулись узкие делянки, предназначенные для экспозиций стран. Часть этих делянок предполагалось накрыть стеклянными колпаками с регулируемым климатом, часть оставить открытой, а часть защитить от солнца тентами, как и главный проход для посетителей – декуманум. Однако такая концепция не встретила понимания у стран-участниц, и организаторы, на которых, вероятно, повлиял пример прошедшей в 2010 году Всемирной выставки в Шанхае (Архи.ру рассказывал о ней тут и тут), предпочли традиционную модель с национальными павильонами.

Все авторы концепции отказались участвовать в дальнейшей разработке проекта, хотя в 2014 году Herzog & de Meuron смягчились и спроектировали на дальней оконечности участка павильон «Медленной еды», по которому можно составить представление о том, как они первоначально представляли себе архитектуру выставки. Жак Херцог дал журналу Uncube интервью, в котором выразил свое глубокое разочарование провалом первоначального замысла. Оно широко разошлось по сети и во многом окрасило восприятие Экспо в профессиональном сообществе. Возмущение архитекторов, в особенности миланских, усугубляется тем, что на общественные деньги была создана инфраструктура для территории, которая после окончания Экспо останется в частных руках. О выставке говорят как о скандальной афере и возмущаются ее банальностью.
 
Искусственный канал при входе на Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Остаток первоначальной концепции: павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron, в перспективе декуманума. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron: согласно авторскому плану, павильоны – модульные, и могут быть разделены на меньшие части, а также могут быть использованы после выставки. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Деталь: прозрачная конструкция из клееной древесины укреплена металлическими стяжками. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron: между тремя павильонами расположены несколько огородов, на которых растет экологически чистая еда. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Перед открытием Экспо город и вход на выставку был оклеен листовками протестующих. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
В день открытия Экспо в Милане прошли демонстрации протеста против выставки с разбиванием витрин, в особенности – банка Интеза, и писанием на стенах. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015

Однако, если отвлечься от этих печальных обстоятельств и на правах обычного туриста посетить миланскую Экспо, там найдется, на что посмотреть. Организаторы сохранили основу планировки, просто сделали участки шире, чтобы на них могли разместиться павильоны – национальные, тематические и чисто гастрономические. Предложенные Herzog & de Meuron тенты остались только над протянувшимся на полтора километра декуманумом. Свою роль защиты от солнца и дождя они выполняют, но одновременно перекрывают вид на фасады выстроившихся по сторонам павильонов. Плохо склеенные «старую» и «новую» концепции выдает и контраст между ландшафтными участками, оформленными, как сейчас принято, дикорастущими растениями, и расставленными по центральной оси невероятно архаичными и китчевыми гигантскими прилавками с итальянскими продуктами – сырами, плодами, мясными деликатесами. Фокус и символ выставки – замыкающее 350-метровую кардо «Древо жизни» (дизайнер Марко Балик) – было бы этически и эстетически неуместно на «планетарном огороде», но хорошо выполняет свою роль эффектного ориентира. Поставленные перпендикулярно к декумануму и равномерно распределенные по его длине павильоны, представляющие традиционную кухню областей Италии получили очень красивые торцевые фасады (по серовато-коричневым стенам непрерывно тонким слоем течет вода) и нейтральные боковые, а внутри простота иногда доходит до убожества: видимо, в интерьеры должны были вкладываться правительства областей либо сами рестораторы. В архитектуре многих павильонов заметны следы размышлений о теме планетарного огорода: нередко встречаются стены, составленные из ящиков с разнообразными растениями, а одна из стен павильона Израиля представляет собой поставленное практически вертикально, но хорошо возделанное поле.
Фрагмент конструкций декумануса над прудом у торца общественного павильона. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная ось – декуманум – Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная ось – декуманум – Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная ось – декуманум – Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная площадь, пересечение кардо и декуманума. Фотография © Юлия Тарабарина
Вид на «Древо жизни» с кровли павильона Германии. Справа – павильон китайской компании Vanke, построенный по проекту Даниэля Либескинда. Фотография © Юлия Тарабарина
«Древо жизни» расположено в торце северного крыла кардо; даже в плохую погоду вокруг него бьют фонтаны, а само «древо» играет музыку и выпускает мыльные пузыри. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Израиля. Слева – растительность на экране, справа – настоящие растения. Фотография © Анна Броновицкая
Общий вид Экспо. В перспективе вижны соперничающие «носы» павильонов России и Эстонии. Фотография © Елизавета Клепанова

Среди национальных павильонов есть весьма любопытные. Вроде бы ушедшая в прошлое эпоха архитектурных аттракционов задержалась в тех уголках Земного шара, где вкус к броским зрелищам соединяется с готовностью расходовать на них значительные средства. Неудивительно, что одним из самых эффектных на нынешней Экспо оказался павильон Арабских Эмиратов, спроектированный непревзойденным мастером «иконических» зданий Норманом Фостером. Входная часть имеет вид извилистого ущелья среди скал красного песчаника: на поверхность облицовывающего стены высокотехнологичного материала нанесены бороздки, сосканированные с камней настоящей пустыни, изгибы же их просчитаны таким образом, чтобы наилучшим образом защитить посетителей от солнца и одновременно обеспечить циркуляцию воздуха. Хитроумные способы регулирования климата встречаются во многих павильонах, но в данном случае приобретают особое значение – в дальнейшем павильон перевезут в Эмираты. Пройдя сквозь ущелье, где с помощью интерактивных голограмм демонстрируются важнейшие технологии аккумуляции и бережного расходования ресурсов, посетители попадают в облицованный золотистой плиткой барабан панорамного кинотеатра, а затем – в зал, где идет масштабное 3D-представление. Интерьерам, как и выходящей к задней стороне участка части объема, архитектор внимания не уделил – незачем.
 
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Вид на «ущелье» входа сверху, с кровли павильона Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Центральная часть – кинозал – снаружи решена в виде чуть припухлого золотого цилиндра. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Золотой объем и терракотовая стена-бархан. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина

В той же традиции середины 2000-х выдержан и соседствующий с Эмиратами павильон Азербайджана. Эта страна, впервые самостоятельно участвующая во Всемирной выставке, доверила свою архитектурную репрезентацию молодым итальянским бюро Simmetrico Network, Arassociati Architecture и ландшафтникам AG&P. Архитектурный образ задается диагонально расчерченной стеклянной сферой оранжереи, выступающей из немного волнистого, но в основе прямоугольного объема. Горизонтальные деревянные ламели отдают дань теме энергосбережения.
 
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Инсталляция-крыло, подвешена в центральной части и тихо шевелится под музыку. Фотография © Юлия Тарабарина

Панковскую трактовку темы архитектурного аттракциона являет собой павильон Белоруссии, спроектированный молодым коллективом с говорящим названием Kolya Shizza (Igor Kozioulkov, Dzmitry Beliakovich, Aliaksandr Shypilau). Покрытый зеленой травкой холм яйцеобразной формы разрезан пополам, и в проем вставлено гигантское колесо, кажущееся вращающимся благодаря переливам светодиодов на ободе. Для пущей брутальности перед входом установлены мельничный жернов и трактор «Беларус». Пройти мимо невозможно, но экспозиция, увы, разочаровывает.
Павильон Белоруссии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Белоруссии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Белоруссии. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Павильон Белоруссии: озеленение искусственного «холма». Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Павильон Белоруссии. Фотография © Анна Броновицкая

В большей степени отвечает современным тенденциям павильон Германии, спроектированный мюнхенской фирмой SCHMIDHUBER: деревянные рампы соединяют террасы, частично накрытые округлыми тентами, в ткань которых интегрированы фотоэлементы, снабжающие энергией экспозицию. Изгибы тентов собирают из атмосферы влагу, используемую для полива выставленных растений. Под всем этим скрыт двухъярусный объем, вмещающий очень информативную и остроумно поданную экспозицию, созданную штутгартской компанией Milla & Partner.
Павильон Германии ночью. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Германии. Чабрец в саду на кровле. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Германии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии ночью. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая

Соединенное Королевство продолжает ту же линию, что так успешно представил в 2010 году в Шанхае «еж» Томаса Хезервика. Для Милана художник Волфганг Баттресс придумал инсталляцию, посвященную пчелам. Посетители проходят через ряд плодовых деревьев, затем сквозь лабиринт среди медоносных «лугов» и оказываются перед «ульем» – ажурной конструкцией, воспроизводящей структуру гнезда диких пчел. «Улей» построен из металлических деталей, подсвеченных меняющими цвет светодиодами и снабжен многочисленными динамиками, издающими тихие «пчелиные» звуки. Выглядит все это совершенно завораживающее. В полной мере оценить эффект можно, поднявшись по лестнице и войдя внутрь «улья»: благодаря стеклянному полу ты видишь, как соты расходятся во все стороны. Прийти в себя можно в баре на примыкающей деревянной террасе, где подают британские напитки и непритязательную еду типа fish & chips.
 
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая, 07.2015
Павильон Великобритании. Так выглядели полевые цветы перед павильоном в мае. Фотография © Юлия Тарабарина, 05. 2015
Павильон Великобритании. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Великобритании. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Великобритании. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Великобритании. Одна из лапочек, образующих «улей». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Скамейки. Фотография © Юлия Тарабарина

Не столь эстетское, но не менее захватывающее переживание предлагает посетителям павильон Бразилии. В вытянутом в длину огромном контейнере с деревянными стенами представлены растения (не только съедобные) из разных климатических зон страны. Но фокус в том, что посетителям предлагается с ними знакомиться, проходя по тропе из натянутой в воздухе сетке. В результате, телесные ощущения сильно окрашивают поступающую информацию.
 
Павильон Бразилии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Сетка. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Сетка. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Экспозиция, вид сверху. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Экспозиция, ананас. Фотография © Юлия Тарабарина

Мой же личный фаворит – павильон Австрии. Нельзя сказать, чтобы он был совершенно революционным: в чем-то он следует традиции Hortus conclusus, воскрешенной Петером Цумтором в 2011 году в летнем павильоне лондонской галереи Серпентайн. Но все же междисциплинарная команда под предводительством профессора Клауса Ленхарта создала нечто неожиданное. За высокими деревянными стенами скрывается настоящий лес. Пригорки и низины, высокие мощные деревья и подлесок, мох и папоротник – все на месте. Все растения живые, но искусственность ландшафта не скрывается. Кое-где сквозь траву проглядывает держащая грунт сетка, между ветвями возвышаются вентиляторы и иные приборы, назначение которых не всегда понятно без объяснений, а вдоль ведущей вглубь тропинки расставлены белые буквы. От входа они складываются в слоган павильона, BREATH AUSTRIA («дышите Австрией»), а по мере продвижения тают, пока в поле зрения не остаются только три: EAT («ешь»). В этот момент вы оказываетесь перед баром, где, действительно, можно перекусить. Однако, воздух здесь – все-таки главное. Как сообщают надписи и диаграммы, как будто нанесенные мелом на дощатые стены галереи второго яруса, кислород – главное питательное вещество, необходимое нашему организму. Растения австрийского павильона вырабатывают столько кислорода, что его содержание в воздухе внутри стен в два раза выше, чем снаружи, а температура – примерно на пять градусов ниже, что немаловажно в жару.
 
Павильон Австрии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Австрии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Австрии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Австрии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова

Безусловно, на миланской Экспо есть и другие заслуживающие внимания павильоны. Архитектурные критики хвалят павильон Кореи, публика стремится в экспозиции Китая, Японии и, конечно, Италии. За пределами этой заметки они остались по простой причине: обойти выставку за один день совершенно нереально. Это обстоятельство возвращает нас к вопросу об уместности такого рода мероприятий в наше время. Все больше людей рассматривает Всемирные выставки, как и Олимпийские игры, как совершенно излишние затеи, служащие главным образом для демонстрации амбиций государств. Они требуют больших затрат, а, в итоге, ведут лишь к обогащению коррупционеров и наиболее ловких подрядчиков, нередко оборачиваясь большими убытками для принимающих их городов и стран. Жак Херцог с ехидцей отмечает, что следующие экспо под патронажем Бюро международных выставок пройдут в местах, где демократическим ценностям не придают большого значения: в Анталье, Астане и Дубае.
Павильон Кореи ночью. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Кореи. Изображение отходов; часть экспозиции внешней части цокольного этажа. Фотография © Юлия Тарабарина

05 Августа 2015

Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Деревянная ратуша
Cobe и Lundén Architecture Company выиграли конкурс на проект нового здания городской администрации Эспоо, второго по величине города Финляндии.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Технологии и материалы
Сияние праздника: как украсить загородный дом.
Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
Сейчас на главной
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.