Вокруг башни

Публикуем фрагменты из новейшего путеводителя по архитектуре Шаболовки 1920-30 годов, издание которого призвано защитить башню и уникальный конструктивистский район если не от уничтожения, то от забвения.

mainImg
На днях появилась информация о том, что проект постановления правительства РФ о перемещении Шаболовской радиобашни «был доработан» и перешел из стадии общественного обсуждения в стадию «антикоррупционной экспертизы». По-видимому, это надо понимать так, что общественное обсуждение он уже прошел, хотя его результаты не были объявлены. Эксперты, как известно, категорически против переноса башни, специалисты уверены, что это «перемещение» приведет к утрате подлинного памятника (см. подборку статей и открытых писем); существует несколько проектов сохранения башни на старом месте. И между тем формально общественное обсуждение завершилось, хотя надежда на победу здравого смысла еще остается. В четверг 29 мая в 19:00 ​на площади Краснопресненская Застава у памятника Героям революции (возле метро «Улица 1905 года») пройдет согласованный митинг в защиту башни, куда приглашаются все неравнодушные к судьбе уникального памятника русского авангарда.

В течение уже больше двух месяцев защитники башни обсуждают ее судьбу и проект культурного кластера в районе Шаболовки, водят экскурсии, пишут письма в инстанции. Недавно инициативная группа «Шаболовка» и выставочный зал «Замоскворечье» выпустили в свет путеводитель, написанный коллективом историков авангарда: с картой, фотографиями и рассказом о двадцати четырех памятниках архитектуры и инженерного искусства 1920-х – 1930-х годов, расположенных вокруг башни. С этой замечательной книжкой в руках можно гулять вокруг башни, разглядывая под наслоениями позднейшего XX и XXI века остатки великого жизнестроительного проекта. Занятие полезное и увлекательное. Путеводитель можно приобрести за 150 рублей в галерее «Замоскворечье» (Серпуховской вал, 24, к.2). Мы же в преддверии решения судьбы конструктивистского квартала публикуем, с согласия авторов и издателя, часть помещенных в нем рассказов о памятниках авангарда на Шаболовке. О районе, который необходимо сохранить. 
Юлия Тарабарина
zooming
Шуховская башня на Шаболовке. Фотография: предоставлена Б.Е. Пастернаком, главным архитектором Центра историко-градостроительных исследований
zooming

Путеводитель с тремя приложениями:
маршрутами прогулок по Шаболовке.
Фотография Александры Селивановой
***
 
Радиобашня
Ул. Шаболовка, ул. Шухова
Владимир Шухов
1919-1922
zooming
Шуховская башня на Шаболовке. Фотография: предоставлена Б.Е. Пастернаком, главным архитектором Центра историко-градостроительных исследований
Шуховская башня на Шаболовке – всемирно известное творение гениального русского инженера Владимира Шухова. Конструкция так называемой гиперболоидной башни была создана им еще в 1896 году, а Шаболовская радиобашня стала самым высоким его сооружением такого рода.

Кроме эстетической новизны, гиперболоидная башня дает колоссальную экономию материала. По первоначальному проекту высота башни должна была составить 350 м – выше Эйфелевой башни на 35 м, а весила бы она при этом в 4 раза меньше своей знаменитой французской сестры.

Военная разруха заставила уменьшить высоту башни до 150 м, но все же она надолго стала самым высоким сооружением Москвы и одной из ее визитных карточек. Еще одно важное достоинство башен Шухова – простота сборки. Несмотря на изящные криволинейные очертания, каждая секция собирается из прямых стержней, которые пересекаются друг с другом. А в высоту башня росла, как подзорная труба – каждая секция собиралась на земле внутри предыдущих и лебедками поднималась на нужную высоту.

После подъема четвертой секции случилась катастрофа – секция обрушилась, повредила третью, два строителя погибло. Несмотря на выводы экспертизы о том, что виновата в этом не ошибка в расчете, а некачественный металл, Шухову выносят беспрецедентный приговор – условный расстрел. К чести Владимира Григорьевича, строительство даже в условиях послевоенной разрухи было завершено на высочайшем уровне.

В 1922 году башня передала первый радиосигнал, а 17 лет спустя стала первой в Союзе телевизионной башней. В умах миллионов россиян башня навсегда останется символом отечественного телевидения.

Последние 10 лет башня принадлежит «Российской телевизионной и радиовещательной сети», которая своей халатностью довела объект культурного наследия до предаварийного состояния. Задача всего мирового сообщества – сохранить этот уникальный памятник архитектуры и истории, образец выдающихся достижений российской инженерной науки для будущего.
Айрат Багаутдинов
Историк инженерии, автор проекта «Москва глазами инженера»
***
 
Радиобаза ГОРЗ на Дровяной площади
Ул. Хавская, д. 5
1918-1920-е
zooming
Радиобаза ГОРЗ на Дровяной площади. Анкерный башмак технологической растяжки радиоантенны. Фотография: Илья Малков
zooming
Радиобаза ГОРЗ на Дровяной площади. Анкерный башмак технологической растяжки радиоантенны. Фотография: Илья Малков

В 1919 году по декрету Владимира Ленина радиолаборатории и станция беспроводной связи, работавшие на участках бывшего Варваринского приюта и соседней Дровяной площади, стали основой новой сверхмощной радиостанции для нужд правительственной связи. Так появилась радиобаза ГОРЗ (Государственные Объединённые Радио Заводы). Между Шаболовкой и Мытной, вдоль всего Сиротского переулка (теперь – улица Шухова) выстроились высокие радиомачты (одна стояла в центре поля сегодняшней школы №600, другая – ближе к Мытной).

В 1922 году к ним присоединилась уникальная радиобашня Владимира Шухова. Вместе с мачтами они работали в единой системе, соединённые между собой траверсой-антенной. По мере развития технологий связи мачты-антенны убрали, и к середине 1930-х годов здесь осталась лишь башня. Но артефакты эпохи радиобазы ГОРЗ можно увидеть и сегодня – это хорошо сохранившийся анкерный башмак технологической растяжки радиоантенны (1918-1919), а также останки других таких анкерных блоков – на территории поля 600-й школы на углу улиц Хавская, Шухова и Татищева. Каждый такой блок хорошо заглублен в грунт, отлит из высокопрочного спецбетона с металлическим кронштейном с проушинами для крепления растяжек радиомачт.
Илья Малков
Краевед, дизайнер, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение»
Ул. Лестева 18
Георгий Вольфензон, Самуил Айзикович
1926-1929
zooming
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение». Фотография: предоставлена Б.Е. Пастернаком, главным архитектором Центра историко-градостроительных исследований

Его принято называть первым домом-коммуной в СССР, но по факту это постройка переходного типа с жилыми ячейками и квартирами, распределенными по нескольким блокам. Проект разработан двумя архитекторами Георгием Вольфензоном и Самуилом Айзиковичем. Оба выучились профессии еще до революции, один в Одессе, другой в Вильно. Первый их подход к теме дома-коммуны случился в рамках участия во втором конкурсе Моссовета на новые типы жилья. Уже в нем они выработали использованную на ул. Лестева систему с осевой симметрией глубокого двора (курдонера) и размещением культурно-бытовой инфраструктуры в центральной перемычке здания. Однако именно в 1929-м на Шаболовке это решение приобрело всю свою планировочную полноту.
zooming
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение». Фотография: Наталия Меликова
zooming
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение». Фотография: Наталия Меликова

Ось двора здесь держит вертикаль Шуховской башни, от которой корпуса теперь расходятся, словно лучи ее радиоволн. Во время строительства «Вечерняя Москва» писала: «С фасада даже недостроенный, этот дом-гигант особенно величественен и красив. За ним высится сетчатая башня радио-станции им. Коминтерна, пронзившая небо. И кажется, что это одно целое: дом, башня, синее небо. Можно так стоять и смотреть, как в музее или на картинной выставке». В то же время здесь очевидна функциональная логика: нежилой блок получил размещение на северной стороне участка, ведь в клубном помещении со сценой и в столовой солнце не так важно, а ясли, наоборот могли быть ориентированы на юг, также как и сам двор со спортивной площадкой, фонтаном и беговой дорожкой. Кстати, на крыше корпуса был организован солярий с душевыми кабинами, а на последнем этаже спортивный зал – все для формирования здорового образа жизни. Жилая часть, рассчитанная на 600-700 человек, включала коридорные корпуса с 230 жилых ячеек (без кухонь и персональных санузлов/душей) и флигели с 40 квартирами, ориентированными на две стороны для качественного проветривания и освещения (потолки 2,9 м, 3-4 комнаты). Строительство стало возможно благодаря кооперации будущих жильцов. Из воспоминаний известно, что одна из жительниц за свою ячейку внесла 100 рублей. Позже власти возвращали эти затраты, превращая дом в государственную собственность.
Мария Фадеева
Архитектурный журналист, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
Школа №50 ЛОНО (Школа №600)
Ул. Хавская, 5
Анатолий Антонов, Игорь Антипов
1934-1935
zooming
Школа №50 ЛОНО (Школа №600). Фотография: Наталия Меликова
zooming
Школа №50 ЛОНО (Школа №600). Фотография: Илья Малков

Один из немногих реализованных проектов школ-гигантов конца 1920-х годов. Задуманный конструктивистом Антоновым, с асимметричным планом, башней для астрономических наблюдений и большими перетекающими пространствами рекреации и лестниц, проект был тактично «доведен» в 1935 году Антиповым уже в духе постконструктивизма. Появившиеся тогда портик на фасаде, колонны упрощенного ордера и кессоны в интерьерах нисколько не испортили здание. Сейчас это одна из лучших по архитектуре и сохранности первоначальных интерьеров школ Москвы эпохи авангарда. На протяжении десятилетий школа была экспериментальной базой Института художественного образования РАО, благодаря чему артистические пространства наполнялись вполне артистическим содержанием: архитектурные, художественные, музыкальные классы, хоровые аудитории, гримерные...
Александра Селиванова
Историк архитектуры, директор Центра авангарда в Еврейском музее, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
 Дом с магазином «Три поросенка»
Ул. Мытная, 52
Н.Порфирьев, А.Кучеров
1932-1936
zooming
Дом с магазином «Три поросенка». Фотография: Наталия Меликова

Экспериментальный дом из крупных блоков, предшественник «блочек» эпохи застоя, должен был стать образцом скоростного строительства, но возводился долгих четыре года. За это время он успел «обрасти» стильным геометрическим декором: в основном объеме здания подчеркнули четкие линии прямоугольных блоков, а одноэтажный продуктовый магазин «завернули» лихим изгибом в духе американского стримлайна. Его витрину украсили фигурами трех поросят из популярного и в СССР диснеевского мультфильма; старожилы пользуются этим названием до сих пор.
Алексей Петухов
Искусствовед, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина
***
 
  Универмаг Мосторга (Торговый дом Даниловский)
Ул. Люсиновская, 70, с.1
Александр Болдырев, Георгий Олтаржевский
1929-1931; 1934-1936
zooming
Универмаг Мосторга (Торговый дом Даниловский). Фотография: Наталия Меликова
zooming
Универмаг Мосторга (Торговый дом Даниловский). Фотография: Наталия Меликова

У Даниловского универмага, как и у многих зданий переходного периода, два автора. В 1929 году гражданский инженер Болдырев спроектировал два симметричных торговых корпуса, замыкающих жилой комплекс завода Гознак со стороны заново формируемой Даниловской площади. Строительство правого корпуса, будущего универмага, началось в 1930-м, но в 1931-м, когда все ресурсы страны были брошены на индустриализацию, его законсервировали. В 1934-м универмаг решили достроить, но первоначальный конструктивистский проект уже не отвечал требованиям времени. Переработать его доверили Георгию Олтаржевскому, автору ряда дореволюционных доходных домов в неклассическом стиле. Однако универмагу он придал черты не неоклассики, а международного ар деко: подобные торговые здания со скругленным углом, утопленным главным входом, крытыми галереями вдоль витрин и рельефной надписью на аттике можно встретить во многих городах мира.

В интерьере ключевую роль играет полукруглая лестница, освещенная большим вертикальным витражом. Свободная планировка этажей с минимальным числом опор – наследство первоначального конструктивистского проекта.
Наталия Броновицкая,
Историк архитектуры
***
 
 Школа (Строительный колледж №30, «Баухауз – 30»)
Ул. Академика Петровского, 10
Даниил Фридман
1935-1936
zooming
Школа (Строительный колледж №30, «Баухауз – 30»). Фотография: Наталия Меликова

Колледж занимает здание бывшей школы, построенной по одному из самых удачных проектов середины 1930-х годов. В столице сохранился почти десяток подобных школ, но проект, хоть и считался типовым, каждый раз реализовывался по-разному.

Это представительное по своему замыслу здание с симметричной фасадной композицией, нарушенной в позднейшее время пристройками.
zooming
Школа (Строительный колледж №30, «Баухауз – 30»). Фотография: Наталия Меликова

В отличие от многих других реализаций фридмановского проекта, здание на Шаболовке не оштукатурено, но мелкий, характерный для этой эпохи декор выложен в кирпиче и вполне читается. Входной ризалит обрамлен геометризованными квадратными пилястрами, а на центральной части фасада чередуются характерные для ар деко большие квадратные окна с сгруппированными по три узкими прямоугольными проемами. Посередине фасада побеленным кирпичом выложена дата постройки здания.
Николай Васильев
Искусствовед, председатель российского отделения Docomomo
***
 
1-й московский крематорий и колумбарий (храм Серафима Саровского и Анны Кашинской)
Донская пл., 1, с. 29, 31
1910-е-1927
zooming
1-й московский крематорий и колумбарий (храм Серафима Саровского и Анны Кашинской). Фотография: Александра Селиванова

Хотя Новое Донское кладбище действовало уже в начале ХХ века, в 1920-е годы оно стало ареной совершенно нового эксперимента. Здесь, в недостроенной церкви, решили устроить первый в столице крематорий: в подвале установили специально заказанную в Германии печь, само здание заново оформили в сдержанных конструктивистских формах по проекту архитектора Николая Осипова, кстати, покоящегося здесь же. По бокам от крематория задумали возвести два корпуса колумбария (до войны успели построить только один).
zooming
1-й московский крематорий и колумбарий (храм Серафима Саровского и Анны Кашинской). Фотография: Александра Селиванова

Газеты славили «огненное погребение», а для торопливых горожан кремация быстро стала частью быта с изрядной дозой черного юмора. Маленькие ячейки колумбария – своего рода аналог коммунального жилья для преждевременно почивших строителей нового мира – сегодня стали уникальными капсулами времени и позволяют почувствовать себя буквально в толпе жителей довоенной Москвы. Многие образцы оформления урн здесь – настоящие миниатюрные шедевры прикладного искусства, и все без исключения – уникальные исторические документы. С 1970-х крематорий работать перестал, а в 1990-е центральный корпус отдали церкви, и история так и не освященного до революции здания продолжилась в первоначальном русле.
Александра Селиванова
Историк архитектуры, директор Центра авангарда в Еврейском музее, член инициативной группы «Шаболовка»
***
 
Общежитие студентов Текстильного института («Коммуна»)
2-й Донской проезд, 9
Иван Николаев
1929-1930
zooming
Общежитие студентов Текстильного института («Коммуна»)

Это не просто общежитие, а студенческий дом-коммуна, радикальный пример социальной инженерии средствами архитектуры. Дом-коммуна предназначался для «парттысячников» – мобилизованной в ВУЗ трудовой, преимущественно крестьянской, молодежи. К концу трехлетнего срока обучения студент должен был стать не только специалистом, но и современным горожанином, отучившись от прежних бытовых привычек.
zooming
Общежитие студентов Текстильного института («Коммуна»). Фотография: Наталия Меликова

Выстроенное по канонам «современного движения» здание состоит из трех соединенных между собой корпусов. В широком трехэтажном корпусе находились комнаты для общения, большая библиотека, где студенты делали домашние задания, (зубчатая кровля – это т.н. шедовые фонари, через которые в зал проникал верхний свет), к которому примыкали два яруса маленьких кабинетов для индивидуальных занятий (кабинеты освещались через ленточные окна), а также столовая и кухня, расположенная в дальнем от ул. Орджоникидзе конце. Поперечный корпус – гигиенический, там находились души и туалеты. Войдя в него, студент поднимался по лестнице или по пандусу, выдающемуся башней в пространство двора, на свой этаж (юноши и девушки жили на разных этажах), снимал одежду и направлялся в спальный корпус, совершая по пути гигиенические процедуры. Надев пижаму, он затем шел в спальную кабину, которую делил с товарищем. Площадь кабины – всего шесть метров, недостаток пространства компенсировала искусственная вентиляция. В спальных кабинах можно было находиться только днем, и там полагалось держать только самый минимум личных вещей: книги и все, нужное для учебы, студенты хранили в шкафчиках в библиотеке. Часть нижнего этажа узкого и длинного спального корпуса занимал тир, а другая половина поднята на столбы по заветам Ле Корбюзье.

Широкие балконы гигиенического корпуса и плоская кровля использовались для утренней зарядки, а перед фасадом спального корпуса были устроены спортплощадки.

Дом-коммуна находится в процессе реконструкции, при которой подлинная постройка фактически заменяется копией.
Анна Броновицкая
Историк архитектуры, доцент МАрхИ
***
 
Общежитие Текстильного института («Белое»)
Ул. Стасовой, 10. к.2
Первая половина 1930-х
zooming
Общежитие Текстильного института («Белое»). Фотография: Наталия Меликова

Здание было построено на рубеже 1930-х в форме каре, композиционно оно сходно с домом-коммуны на улице Лестева – два крыла образуют двор сужающейся формы, однако ориентирован он не на юг, а на север.
Фланкирующие корпуса пятиэтажные, пронизанные сквозным коридором, сдвижка секций позволила осветить коридоры через торцевые проемы, ведущие на общественные балконы.  Центральная часть с южной стороны обрамлена балконами с глухими бетонными парапетами, с северной, дворовой – ризалитами лестниц, окна в которых прорезаны в скругленных, обращенных друг к другу, углах.
zooming
Общежитие Текстильного института («Белое»). Фотография: Наталия Меликова

Первоначально центральная, входная часть общежития была двухэтажной, над вестибюлем располагался остекленный зал. Такой разрыв позволял освещать открытый на север двор. Однако сейчас центральная часть надстроена до пяти этажей.
Николай Васильев
Искусствовед, председатель российского отделения Docomomo
***
 
Общежитие Текстильного института («Красное»)
2-й Донской пр., 7/1
zooming
Общежитие Текстильного института («Красное»). Фотография: Илья Малков
zooming
Общежитие Текстильного института («Красное»). Фотография: Илья Малков

Среди местных жителей весь район между Шаболовкой и Ленинским проспектом именуется «Текстильным»: могущественный институт возвел здесь в межвоенные годы десятки зданий – настоящий город в городе. Краснокирпичный корпус общежития исполнен с изобретательностью и большим чувством стиля: выдвинутые квадраты «панелей» – элегантное эхо европейского модернизма и отражение мечты о типовом жилье, а монументальный вход с громадным полукруглым окном наделен почти дворцовой статью. Здание, по обыкновению тех лет, было оставлено неоштукатуренным и сохранило первоначальный облик до сего дня.
Алексей Петухов
Искусствовед, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина
***
 
Путеводитель подготовлен Инициативной группой «Шаболовка» и Выставочным залом «Замоскворечье». Его можно приобрести в галерее «Замоскворечье» (Серпуховской вал, 24, к.2), стоимость – 150 руб.

Справка: 
Инициативная группа «Шаболовка» – это общественное объединение, куда входят историки архитектуры, менеджеры культуры, журналисты, дизайнеры, жители района, обеспокоенные судьбой Шуховской башни и окружающей ее застройки 1920-1930-х годов. Группа инициирует проекты, нацеленные на продвижение района, как уникального культурного центра Москвы, связанного с наследием авангарда ХХ века, и рассказывающие о значении башни на Шаболовке как важнейшего российского памятника архитектуры и истории. Группа видит своей целью реализацию постоянно действующей модели шаболовского кластера, объединяющего творческие, образовательные, коммерческие институции района в единую сеть.

Выставочный зал (галерея) «Замоскворечье» был образован более 20 лет назад на базе творческого объединения «Москворечье» в центре Хавско-Шаболовского жилмассива, спроектированного в конце 1920-х архитекторами Травиным и Блохиным.     Изначально район (ныне – Даниловский) был задуман как гимн новой пост-революционной Москвы. Здесь сохранилось множество  памятников конструктивистской архитектуры; рядом – всемирно известный шедевр архитектуры ХХ века – Радиобашня архитектора В. Шухова.  C 1991 года галереей было организовано и проведено более 600 художественных выставок в Москве и в других городах России и зарубежья.  Галерея собирается    развивать историко-краеведческие проекты,  посвященные  конструктивизму  и связанные с осмыслением культурного наследия Даниловского района и его популяризации.
 

28 Мая 2014

Шаболовский культурный кластер
Шуховская башня – главная достопримечательность целого района Москвы, считают авторы проекта развития территории Шабловки: АБ Асадова, Madetogether, НЛО проектное бюро и инициативная группа «Шаболовка».
Башня в кубе
Концепция восстановления Шуховской башни от архитектурного бюро «Четвертое измерение»: не то чтобы новая, но и не очень известная.
Пресса: Москва может спасти Шуховскую телебашню на Шаболовке
Компания РТРС более трёх лет после указания В.В.Путина не может защитить Шуховскую телебашню от коррозии. После выделения денег Правительством России прошло уже три летних сезона, удобных для проведения работ по защите башни от коррозии. Может быть, кто-то специально хочет разрушить башню Шухова на Шаболовке коррозией, чтобы потом с выгодой реализовать участок земли в центре Москвы под её основанием?
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.