Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.11.2022

Откопать счастье

Юлия Тарабарина
Мастерская:
KATARSIS Architects

Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.

Здесь лежит мое королевство, 
Я сама его зарывала...
Вероника Долина

Мы попросили архитекторов KATARSIS ab прислать развернутое описание проекта их комнанды, занявшего 1 место в конкурсе Открытого города. И они прислали: такую развернутую документацию – ни дать ни взять, настоящие археологи. Так что мы публикуем все же только часть фотографий, но, в то же время, достаточно много, чтобы не утратить документальности.

Тем более что проект красивый, смотреть бы и смотреть. 
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 © KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
© KATARSIS ab
Открытки выставки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 © KATARSIS ab
Открытки выставки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
© KATARSIS ab

Как всегда у KATARSIS ab, он сопровожден рисованой проектной графикой, напоминающей о мосте, который сожгли в Никола-Ленивце, но в то же время отчасти и графику Пиранези, поскольку совершенно очевидно, что фантастический город, который раскапывали во «Флаконе» на протяжении 10 дней, это, конечно, Рим. И в то же время это фантастический Рим, может быть, Римо-Лондон, поскольку в Риме небоскребов пока не рассеяно в таком количестве. Но феномен города-сети, города-наслоения уловлен, конечно, верно, и чему как не Риму быть его прообразом, первому мегаполису, отцу всех прочих. 
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 © KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
© KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 © KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
© KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 © KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
© KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 © KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
© KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 © KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
© KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 © KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
© KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 © KATARSIS ab
Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
© KATARSIS ab

Цифры, конечно, поражают. Восемь тонн песка, 2000 домиков. Слепили из глины, красной и черной, отлили из гипса. Примечательно, что отливки использовали для зданий современной морфологии: тонких башен и мега-кварталов. Черный цвет – для деревенских домов, со скатными крышами, красную глину, в цвет черепицы и терракоты европейских городов – для плотной «римской» застройки, улочек и узнаваемых памятников.
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова

Соединение «деревни», «Рима» и современных башен напоминает городские мутации из акварелей Сергея Чобана; техника, с другой стороны, напоминает об Александре Бродском. Позволю себе предположить даже, что авторы сделали там этакую анти-кому, если кто помнит проект «Кома» (2000), где глиняный город заливало мазутом. Тут все несколько иначе, в большей степени на позитиве и аттракционе, а между тем, в диалог все же вступает. 
Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Александра Семочкина
Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Александра Семочкина
Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Александра Семочкина
Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Александра Семочкина
Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Александра Семочкина
Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Александра Семочкина
Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Александра Семочкина
Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Александра Семочкина
Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Александра Семочкина
Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Александра Семочкина
Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Александра Семочкина
Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Александра Семочкина
Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Александра Семочкина
Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Александра Семочкина
Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Александра Семочкина
Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Александра Семочкина
Дома. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Дома. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов

Некоторые постройки узнаются, к примеру Пантеон, ну куда без него, или базилики, или городская стена, да и дом-«яйцо», похожее на яйцо из московских дворов, тоже как-то сюда затесалось, хотя пристыковано к чему-то с планом в виде греческого креста.

Все это спроектировали, отлили и слепили, расставили по схеме – макет если не города, то внушительного района с разными временными слоями – и засыпали песком. 
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов

Ну затем, конечно, откопали силами зрителей-участников, причем, по словам архитекторов, которые наблюдали за процессом: «...копают быстро, скоро ничего не останется...». Откопанное выставили на отдельный стол, как, и правда, археологические находки в «камералке». Словом, проделана внушительная работа, так и хочется пригласить команду поработать над новым макетом Москвы на Брестской. Ау! Не хотите, ведомства? Красиво же получается. Да и заявленный подход, микширующий архитектуру, историю, историческую архитектуру с современной, – и пробуждающий в зрителе хтонические навыки откапывания – полезен любому архитектору для развития контекстуальной эмпатии по отношению к городу.

Да и еще – чтобы не спрашивали, как можно совмещать древность и современность... А то некоторые не могут понять, как.
Смотрите, вот же – можно, можно. 
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Максим Черепанов
Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Максим Черепанов

Далее – авторское описание проекта: 
KATARSIS ab. Архитектура – археология
 
Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
«Мы, оглядываясь, видим лишь руины».
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Иосиф Бродский. Письма римскому другу
 
Тема АРХИТЕКТУРА – АРХЕОЛОГИЯ показалась нам удивительно глубокой, актуальной и вместе с тем непостижимо загадочной. В первую очередь, это история про время.

Архитектура и Археология, два явления, которые вместе исчерпывающе описывают жизнь, но с разных сторон, как два конца одной цепи – можно дотронуться до одного и почувствовать, как дрогнет другой.
 
Наблюдая действительность в текущем моменте, мы находимся в определённой точке времени и пространства, где будущее существует лишь в теории, а прошлое отмечено порой артефактами, тем более загадочными, чем более древними. Так прошлое растворяется во времени, постепенно стираясь.
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова

Цель проекта – исследование феномена времени и его влияния на восприятие архитектуры. Соединение созидательного и исследовательского подходов, которые на практике всегда существуют отдельно. Обществом, цивилизацией, культурой, социумом формируются смыслы и цели. Архитектор создает, время разрушает, исследователь расшифровывает. Сам предмет изучения изначально скрыт и осознается постепенно, по мере «извлечения», наполняясь смыслом.
Выражением этих размышлений стала закопанная экспозиция.

Посетитель, попадая на выставку, обнаруживает лишь поле песка и не видит никаких экспонатов. Вместе с тем ему предоставляется необходимый инструментарий в виде кисти и совка. Так начинается процесс раскопок.
В процессе обнаруживается, что экспозиция являет собой фрагмент ландшафта, покрытого песком, в толще которого скрывается грандиозная история.
В процессе работы над проектом, мы с участниками воркшопа придумали серию воображаемых цивилизаций, существовавших в разные периоды времени в одном ландшафте. Эти цивилизации были очень разными – и по уровню своего технического и общественного развития, и по господствующим нравам и ценностям, и по сроку своего существования. Эта разность отразилась в архитектуре, как отдельных зданий, так и градостроительства в целом.
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022 Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова

Мы придумали несколько структур различного масштаба, плотности и принципов пространственной организации, целиком занимающих всю область ландшафта. Это небольшие деревни, разбросанные в ландшафте, образовавшиеся вокруг загадочных реликвий; воображаемый город с плотной сеткой улиц, сложной системой площадей, сформированных мегаобъектами; сетка тонких башен, как часть колоссального размера города, инфраструктура которого остается загадкой.
Со временем одна цивилизация исчезала, превращаясь в культурный слой, сквозь который прорастала следующая. Так, сама стихия песка стала метафорой времени. А время, в свою очередь, сформировало пространство.

Посетитель выставки, как исследователь, постигает эту многослойную историю в обратном порядке (что придает ей трагизма), обнаруживая массу закономерностей и делая неожиданные открытия. В процессе экспонаты бережно извлекаются и маркируются. Они заполняют выставочные стенды и, как следствие, образуют экспозицию.

Так и проходит полный цикл – превращение жизни в архитектуру, превращение архитектуры в загадочный предмет изучения, и превращение предмета изучения в музейный экспонат.

В рамках воркшопа, мы с участниками придумали и изготовили около 2000 зданий из глины и гипса, сформировавших воображаемые города. Мы использовали 8 тонн песка и спроектировали полноценную выставку, на протяжении 10 дней открытую для посетителей.

Кроме того, мы обнаружили, что кисть, совок и неизвестность легко превращают взрослого человека в ребенка, что все-таки вселяет надежду.
 
Кураторы:
Петр Советников
Вера Степанская
Борис Гусев
Даниил Наринский
Лиза Ковальчук
 
Участники воркшопа:
Арина Заметельская
Екатерина Волкова
Анна Шмакова
Максим Черепанов
Анна Захарова
Роман Рябинин
Мария Баранова
Екатерина Жук
Валерия Миронова
 
Графическое оформление выставки:
Олеся Воронина
 
Отдельная благодарность
Studio 911