Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.08.2021

Формула Шухова

Марина Игнатушко

Выставка «Шухов. Формула архитектуры» до ноября проходит в нижегородском «Арсенале». Экспозиция – производная от одноименной выставки, показанной в Музее архитектуры имени А. В. Щусева два года назад. Куратор Марк Акопян назвал ее продолжением исследовательского проекта. И, действительно, самым разным зрителям есть над чем подумать и что исследовать в залах «Арсенала».

Экспозиция разнообразна: чертежи, документы, макеты, инсталляция, карты, видео, фотографии, в том числе, посвященные строительству павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года, проходившей  в Нижнем Новгороде. Море информации!  Будто сразу множество окон Википедии распахнулось – остается только с воодушевлением скользить по ссылкам. Безупречная графика чертежей – уже не в книжном, а в их реальном рабочем формате – подтверждение ясности мышления, высокой инженерной культуры. Известно, что нередко на одном листе размещался  весь проект – проектное бюро В.Г. Шухова выпускало компактные чертежи. Одни из самых красивых экспонатов – макеты конструкций, сделанные студентами архитектурной школы МАРШ. Логарифмическая линейка на столе в воссозданном рабочем кабинете, аккуратный почерк с катящимися по строчкам буквами, даты биографии на отдельном стенде, фильм из фотографий Владимира Григорьевича, – весь этот  мир стал ближе и теплее.

 
Ранее, весной 2021 года, макеты и стенды с историей вопроса были показаны в галерее на Шабловке на выставке «Анатомия конструкций», материалы РАН также был показаны на выставке из серии «Люди науки». 
В зале Арсенала. Модель овального павильона Выставки 1896 года, работа студентов  архитектурной школы МАРШ
В зале Арсенала. Модель овального павильона Выставки 1896 года, работа студентов архитектурной школы МАРШ
Фотография © Марина Игнатушко
Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
Фотография предоставлена «Арсеналом»

Выставка про Шухова не в специализированном музее, а уже в Центре современного искусства – важный шаг в популяризации имени великого инженера. Нижегородцам это имя стало почти родным после драматической истории спасения последней (из шести построенных в 30-е годы прошлого века) шуховской башни на Оке. Башни-опоры строились во исполнение плана ГОЭЛРО:  провода с высокого берега перекидывали через реку на низкий берег. Но со временем изменилось направление линии электропередач, и бесхозные опоры уже в 1990-е стали разбирать на металлолом. Только вмешательство международной научной и культурной общественности в 2005 году остановило ликвидацию последней башни. Сейчас эта конструкция признана вершиной инженерного творчества Шухова, хотя прежде  вершиной называли московскую башню на Шаболовке.
Опора линии электропередач  на берегу Оки
Годы строительства 1927-1929 Фотография © Марина Игнатушко
Опора линии электропередач на берегу Оки Годы строительства 1927-1929
Фотография © Марина Игнатушко
Опора линии электропередач  на берегу Оки
Годы строительства 1927-1929 Фотография © Марина Игнатушко
Опора линии электропередач на берегу Оки Годы строительства 1927-1929
Фотография © Марина Игнатушко

Всего же в Нижегородской области сохранилось 4 башни, одна из них – водонапорная – на территории Выксунского металлургического завода, там же – первый в мире стальной сетчатый свод двоякой кривизны, спроектированный Шуховым над листопрокатным цехом завода. Сейчас завод принадлежит Объединенной металлургической компании (АО «ОМК», Москва), с благотворительным фондом «ОМК-Участие» – они и поддержали «Формулу архитектуры». ОМК строит в Выксе индустриальный парк, куда и перенесут  шуховские объекты Выксы.
Концепция индустриального парка в Выксе. Бюро Wowhaus. См.  проект на сайте бюро
Концепция индустриального парка в Выксе. Бюро Wowhaus. См. проект на сайте бюро
© Wowhaus
 
Нижегородские партнеры проекта «Шухов. Формула архитектуры» говорят о прибытии кабинетного архива Шухова в «Арсенал» как про дань уважения городу: Нижний Новгород в августе отмечает 800-летие. Действительно, два важнейших изобретения Шухова – гиперболоидная башня и сетчатые конструкции – впервые были продемонстрированы в Нижнем, в 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке. «Шухов+Выставка» (ее даже местные постоянно путают с ярмаркой, хотя это и по месту – разные события) – формула брендирования территории. Дзержинск (30 км от Нижнего Новгорода), рядом с которым и стоит башня на Оке, выстроил на привокзальной площади знак в виде «шуховской» башни с часами. Возможно, туристам будет интересно посмотреть на область, где представляют и внедряют инженерные достижения. И не только в прошлом.

Выставка про Шухова нужна нижегородцам уже для того, чтобы научиться отличать шуховские конструкции от других, узнавать и запоминать имена и названия. Так, например, новую визитную карточку Нижнего, активно используемую в подготовке к 800-летию города, свежий ОКН – ажурные металлические конструкции на Стрелке – многие упорно именуют «шуховскими», хотя историки давно установили: это работа Санкт-Петербургского металлического завода.

Одна из неизбежных издержек популяризации и связана с тем, что все вокруг начинают повсюду видеть «Шухова» – как французы «Эйфеля». Тут можно вспомнить увлекательное исследование историка архитектуры Ильи Печенкина (Архитектурное наследство, №69): желая проверить некоторые  мифы и предания, кочующие по публикациям, он нашел документальное подтверждение, опровергающее авторство Шухова на некоторых «энциклопедических» объектах. Дело не в разоблачениях, а в научно обоснованной истине, и, главное, сам великий Шухов сделал столько всего значительного, что в никаких добавлениях не нуждается. Печенкин уверен, называть Шухова архитектором – неправильно. Это – разные занятия, разные задачи, хотя Шухов и уделял внимание пространственной эстетике тех же башен. Действительно, Владимир Григорьевич был настолько разносторонним изобретателем – достаточно вспомнить его форсунку на обложке книги Менделеева, чтобы причислить к химикам, за первый в мире нефтепровод – к нефтяникам, за мачты для судов – судостроителем, за мины – военным, за точные формулы – математиком… 
Основы фабрично-заводской промышленности / Д. Менделеев. – Санкт-Петербург : Издание Д. Менделеева, 1897
Основы фабрично-заводской промышленности / Д. Менделеев. – Санкт-Петербург : Издание Д. Менделеева, 1897

В книге из серии «Творцы авангарда» C.О. Хан-Магомедова о Шухове говорится, что именно отечественные архитекторы не смогли оценить его изобретений, даже висячие конструкции, показанные на Выставке в Нижнем Новгороде: «Эти инженерные конструкции… лежали вне привычной образно-конструктивной тектоники, основанной на стоечно-балочной и арочно-купольной системах. С их помощью не так-то просто было представить конструктивную целесообразность сооружения». «Технари» оценили и выразили признание, в том числе в британском журнале, публикация в котором, похоже, стала связующей нитью  для исследователей уже во второй половине ХХ века. Только Иван Леонидов использовал паpаболоиды вращения в конкурсном проекте Наркомтяжпрома в Москве.

На выставке же представлена единственная работа нашего соотечественника – нарисованный Владимиром Сомовым проект цирка в Мурманске (утвержден в 1975 году, но не реализован).
Проект цирка в Мурманске. Аксонометрия.
В.А. Сомов, 1975. Бумага, карандаш, пастель. Из коллекции MMоMA
Проект цирка в Мурманске. Аксонометрия. В.А. Сомов, 1975. Бумага, карандаш, пастель. Из коллекции MMоMA
Фотография экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Предоставлена «Арсеналом»

Можно строить догадки, но все-таки лучше не убирать на дальнюю полку «Творцов авангарда», чтобы понять  фразу из аннотации к выставке – о том, что западные архитекторы «заново переоткрыли изобретения Шухова». Почему пришлось переоткрывать? Оптимальные по всем параметрам шуховские опоры заменили какими-то другими, но книги об инженере все-таки выходили, хотя и в жанре патриотической беллетристики.  Стоит найти книгу Райнера Грефе и Оттмара Перчи о Шухове – именно эти немецкие ученые первыми проанализировали материалы, связанные с формотворческими и стилеобразующими идеями Шухова. В экспозиции «Формулы архитектуры» – несколько макетов, выполненных в Институте легких конструкций Штутгартского Технического университета, с которым связаны первые исследования Райнера Грефе.
Модель восточной трибуны Олимпийского стадиона (не реализована). 1972. Макет из архива. Институт легких конструкций
Модель восточной трибуны Олимпийского стадиона (не реализована). 1972. Макет из архива. Институт легких конструкций
Фотография предоставлена «Арсеналом»

Примечательно, книга немецких профессоров и выставка, сопровождавшая ее выход в 1990 году «вызвали в ФРГ и Западной Европе резонанс, необычный для произведений, посвященных инженерному искусству». Хотелось бы понять, чем был вызван этот интерес, и на чем основан сегодняшний интерес нашей публики к Шухову? Ведь те же шуховские башни – сугубо утилитарные объекты, не играющие роль художественной формы, которую играет, но уже не просто башня, а башня-монумент Владимира Татлина. Возможно, изменилось восприятие, представление о художественной форме, или зарубежные архитекторы сумели довести функциональную шуховскую  форму до уровня художественной? В какой момент формула становится архитектурой?

Переход от формул к архитектуре мог бы быть отдельной темой какой-нибудь другой выставки. Не надо было бы говорить обо всем сразу, а придумать такой визуальный ход, чтобы даже самый неподготовленный зритель испытал бы удивление: как из изобретений Владимира Шухова вдруг вырастает Отто Фрай и Норман Фостер – большие и значительные… Хотя, быть может, достаточно маленькой репродукции Фостера, и все эти иностранные башни – скопом, на одном стенде? И наш цирк в Мурманске, хоть не реализованный, но свой, потому ему – целая стена.
Штаб–квартира компании Swiss Re. Норман Фостер, 1997. Фасад. Эскиз. Репродукция.
Около 2004
Штаб–квартира компании Swiss Re. Норман Фостер, 1997.
Фасад. Эскиз. Репродукция. Около 2004
Фотография экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры»

Шухов спроектировал около 200 гиперболоидных башен, сохранилось 38, в экспозиции – все они на большой карте. Ни одна башня никогда не остается незамеченной: эти вертикали – ориентиры. Разного назначения: от опор до маяков. Прародители сетчатых небоскребов. Может быть, доисследовать отдельно башни? Поместить их в убедительный контекст и показать, какие перспективы открываются с вершины самой большой из них?
Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021 Фотография предоставлена «Арсеналом»
Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
Фотография предоставлена «Арсеналом»
Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021 Фотография предоставлена «Арсеналом»
Фрагмент экспозиции выставки «Шухов. Формула архитектуры». Нижний Новгород, 2021
Фотография предоставлена «Арсеналом»

 
Неожиданное дополнение

Пока писался этот текст, в facebook появилась информация об объекте, построенном по проекту В.Г. Шухова, никак не связанном с выставкой. Однако он красив и интересен. Позволим себе процитировать Андрея Чекмарева, который впервые за долгое время привез автобус с московскими исследователями с деревянной башне Шухова: «речь идет о деревянной градирне ТЭЦ Североуральского бокситового рудника (СУБР) в городе Североуральске, построенной по шуховскому проекту гиперболоидных сетчатых конструкций. Самого Шухова тогда уже не было в живых, но дело его жить продолжало. Считается, что непосредственным образцом для этой стала башня, построенная незадолго до того в Харькове. Сегодня на всем постсоветском пространстве (а может и в мире!) только Североуральск, который находится в 450 км к северу от Екатеринбурга, обладает таким уникальным инженерно-архитектурным сооружением, остальные не сохранились. 46 м высоты, 32,5 м диаметр нижнего кольца, 10 м высота бетонных опор. Сохранность в целом неплохая, но бетон выглядит гораздо хуже шуховской конструкции. Градирня не используется с 1964 года, когда построили котельную, а ТЭЦ закрыли. Достояла таки до признания и туристического интереса, дожила бы теперь и до нормальной реставрации». Действительно, дожить бы до реставрации. А пока градирня – вот она: 
Деревянная градирня в Североуральске. Построена по проекту В.Г. Шухова после его смерти Фотография © Андрей Чекмарев
Деревянная градирня в Североуральске. Построена по проекту В.Г. Шухова после его смерти
Фотография © Андрей Чекмарев
Деревянная градирня в Североуральске. Построена по проекту В.Г. Шухова после его смерти Фотография © Андрей Чекмарев
Деревянная градирня в Североуральске. Построена по проекту В.Г. Шухова после его смерти
Фотография © Андрей Чекмарев