Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.11.2020

Спит кирпич, и ему снится

Мастерская:
АРХИТАЙЛ/ ARCHITILE

Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.

В Петербурге подвели итоги первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, организованного компанией «АРХИТАЙЛ» совместно с журналом «Проект Балтия». Конкурс проводился в «бумажном» формате, участникам предложили создать свои варианты кирпичного стиля для городского или загородного дома или общественного здания. В рамках конкурса состоялась образовательная программа, здесь можно послушать лекцию Валентины Лелиной об истории кирпичной архитектуры Санкт-Петербурга.

На конкурс принимались заявки от архитекторов не старше 30 лет, всего было подано 67 проектов от участников из 20 российских городов. Лучшие проекты представлены на выставке в центре дизайна и архитектуры Design District DAA, а мы публикуем работы победителей.


Гран-при

ЖК «Стена»
Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
ЖК «Стена»
ЖК «Стена»
© Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин

Кирпич как элемент архаичного строительства отсылает к базовым архитектурным формам. С тех пор, как человек укрылся в созданной природой пещере, он искал способ закрыться, обезопасить свое жилище. Сначала валуном, после – грудой камней. Так появилась основная рукотворная постройка – стена. Со временем на смену камням пришли удобные кирпичи, а стена уже служила не только преградой: замыкаясь, она образовывала форму, здание.

Москва как объект притяжения с одной стороны впускает в себя потоки масс, а с другой стороны сохраняет слободские устои: «внутри Садового», «пять минут от центра», «за МКАДом». Наш проект не рисует образ Москвы как города передового урбанизма. Напротив, мы отвечаем на запрос изоляции, развивая средневековый принцип развития города. Не важно, Москва ли отделяется от России, или страна отторгает от себя столицу. Важно, что условные границы из кольцевых дорог обретают форму монументальной постройки, раз и навсегда отвечая на вопрос, где заканчивается Москва.
Вид с Каширской развязки. ЖК «Стена» © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
Вид с Каширской развязки. ЖК «Стена»
© Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
ЖК «Стена» © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
ЖК «Стена»
© Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
Генеральный план. ЖК «Стена» © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
Генеральный план. ЖК «Стена»
© Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
Вид на стену с Москвы-реки. ЖК «Стена» © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
Вид на стену с Москвы-реки. ЖК «Стена»
© Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
Открытый этаж. ЖК «Стена» © Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин
Открытый этаж. ЖК «Стена»
© Анна Ягубская, Ольга Штыркова, Геннадий Дружинин


Кирпичный городской дом

Клуб звонарей на Валдае
Семен Селютин

Клуб звонарей на центральной площади Валдая может превратиться в главную точку притяжения местных жителей и туристов. Концепт эксплуатирует и развивает бренд «валдайские колокольчики». Популяризация колокольного звона и возрождение традиции русской кирпичной архитектуры усиливает идентичность города. В клубе колокольный звон существует сам по себе, без связи с религиозным контекстом, поэтому способен увлечь любые группы людей. Внешний облик навеян образом классической звонницы палатного типа: в объеме из оштукатуренного кирпича появляются оконные проемы, позаимствованные у окрестных монастырей.
Вид с площади. Клуб звонарей на Валдае © Семен Селютин
Вид с площади. Клуб звонарей на Валдае
© Семен Селютин
Главный фасад. Клуб звонарей на Валдае © Семен Селютин
Главный фасад. Клуб звонарей на Валдае
© Семен Селютин
Клуб звонарей на Валдае © Семен Селютин
Клуб звонарей на Валдае
© Семен Селютин
Боковой фасад. Клуб звонарей на Валдае © Семен Селютин
Боковой фасад. Клуб звонарей на Валдае
© Семен Селютин
Ситуационный план. Клуб звонарей на Валдае © Семен Селютин
Ситуационный план. Клуб звонарей на Валдае
© Семен Селютин
Клуб звонарей на Валдае © Семен Селютин
Клуб звонарей на Валдае
© Семен Селютин


Кирпичный загородный дом

Жилой дом на озере
Инна Клименко

Дом для одной семьи располагается в живописном месте на берегу озера. Родители с двумя детьми много времени проводят друг с другом, поэтому в доме помимо спален, кухни-столовой, санузлов, гардеробных и хозяйственных помещений есть просторная гостиная с библиотекой, а также домашний кинозал, спортивный зал, летний павильон, терраса с бассейном и лодочный гараж.
Жилой дом на озере © Инна Клименко
Жилой дом на озере
© Инна Клименко
Жилой дом на озере © Инна Клименко
Жилой дом на озере
© Инна Клименко
Жилой дом на озере © Инна Клименко
Жилой дом на озере
© Инна Клименко
Жилой дом на озере © Инна Клименко
Жилой дом на озере
© Инна Клименко
План 1-го этажа. Жилой дом на озере © Инна Клименко
План 1-го этажа. Жилой дом на озере
© Инна Клименко
План 2-го этажа. Жилой дом на озере © Инна Клименко
План 2-го этажа. Жилой дом на озере
© Инна Клименко

Кирпич позволяет выполнять не только сплошные конструкции, но и криволинейные перфорированные объемы. При укладке применяется несколько кладочных схем, которые за счет своего рисунка позволяют сделать каждый объем отличным от другого. Так, к примеру, в облицовке ортогональных плоскостей применена штабельная и ложковая кладки, а для криволинейной стены – ажурная, на основе ложковой кладки.
Жилой дом на озере
Жилой дом на озере
© Инна Клименко

Композиция здания выстраивается вокруг двух тем: кубические объемы символизируют камень, а криволинейная ажурная плоскость, проходящая через один из объемов, – воду. В подобной технике выполнены также стены, ограждающие внутренний двор с бассейном и лодочный ангар. Это решение позволяет обеспечить приватность и одновременно связь находящегося внутри человека с окружающим природным ландшафтом.


Кирпичное общественное пространство

Сон кирпича
Даниил Наринский

Современный кирпич уже не стремится быть стеной. Ему уже не нужно нести на себе перекрытия и крыши. Теперь он – фактура, ощущение, дух. Кирпич в своем изначальном замысле уснул. Мы продолжаем использовать его как воспоминание, как образ мира до модернизма, бетона и газоблока, когда фасад стены и ее плоть были единым целым. Мы поддерживаем кирпич, истончаем его, чтобы он влез в новые пироги стен, придумываем подсистемы, поддерживающие его.

Мой проект – это поэтизация и проблематизация тех процессов, что происходят с современным кирпичом. Никто не строит из него дома – ни городские, ни загородные. Его просто клеят на фасад дома, тонким слоем прикрывая теплоизоляцию и бетон.

Смотровая башня из кирпича где-то в полях России. Всю нагрузку берет на себя металлокаркас, показывая роль материала в современном мире. Здесь нет теплого контура. Кирпич больше не служит физическому теплу. Тут есть дух, лицо, форма, именно этому и служит современный кирпич – создает образ. Создает дивный сон.
Сон кирпича © Даниил Наринский
Сон кирпича
© Даниил Наринский
Сон кирпича © Даниил Наринский
Сон кирпича
© Даниил Наринский
Сон кирпича © Даниил Наринский
Сон кирпича
© Даниил Наринский
Сон кирпича © Даниил Наринский
Сон кирпича
© Даниил Наринский
Сон кирпича © Даниил Наринский
Сон кирпича
© Даниил Наринский
Сон кирпича © Даниил Наринский
Сон кирпича
© Даниил Наринский


Спецприз от журнала «Проект Балтия»

Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
Карина Орлова

Цель авторов проекта – создать запоминающийся образ, который передает характер казачества и гармонично вписывается в историческую застройку. Участок проектирования окружают кирпичные здания, многие из которых являются памятниками регионального значения. Этим обосновано использование кирпича в проекте. Рифма здания с окружающей исторической застройкой возникает благодаря живости кирпича ручной формовки.

В основных формах здания прослеживается сюжетная линия, раскрывающая историю, традиции и миропонимание Казачьего сообщества. Стилобат воплощает в себе собирательный образ живописных кубанских просторов. Его плавные изгибы символизируют реку Кубань, а ступени, повторяющие рисунок рельефа, вызывают ассоциации с необъятными полями житницы России. Фасадная часть театра сформирована массивными полуцилиндрическими объемами, создающими метафорическое изображение казаков, стоящих плечом к плечу на берегу Кубани. Фоном развернувшемуся сюжету служит плоскость стены с остеклением, имитирующим традиционную вышивку.
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор» © Карина Орлова
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
© Карина Орлова
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор» © Карина Орлова
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
© Карина Орлова
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор» © Карина Орлова
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
© Карина Орлова
Интерьер фойе театра. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор» © Карина Орлова
Интерьер фойе театра. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
© Карина Орлова
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор» © Карина Орлова
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
© Карина Орлова
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор» © Карина Орлова
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
© Карина Орлова
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор» © Карина Орлова
Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
© Карина Орлова
План 1-го этажа. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор» © Карина Орлова
План 1-го этажа. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
© Карина Орлова
Планы 2-го и 3-го этажей. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор» © Карина Орлова
Планы 2-го и 3-го этажей. Театрально-концертный комплекс «Кубанский казачий хор»
© Карина Орлова