Территория ответственная: участок располагается в центральной части города, с одной стороны жилой комплекс формирует речной фронт, с другой – не может игнорировать историческую застройку. Рядом находится частично сохранившийся Симонов монастырь и построенный на его территориях ДК ЗИЛ братьев Весниных.
Бюро GREN. организует восемь корпусов комплекса в два кластера, разделенных пешеходным бульваром, ведущим к набережной. Полукварталы разные, но состоят из схожих элементов: в каждом есть акцентная башня со стороны реки, протяженный ступенчатый корпус, условные «пластины» и «звенья» таунхаусов. Что сформировало разнообразный силуэт: перепады высот не только значительные – от двух до 29 этажей, но и частые.
Объемное построение получилось, таким образом, гибридным: в нижней части оно квартальное, дома асимметрично обступают полузамкнутые, но просторные дворы, а вверху дома превращаются в башни-пластины, повернутые, подобно ламелям, под углом 45 градусов к набережной, и вытянутые с юга на север. Что позволяет обеспечить максимум солнечного света для квартир, а также открывает путь для свежего ветра с реки и панорамных раскрытий из окон. Не менее важны виды с реки на памятники Симонова монастыря, прежде всего на главный из них – башню «Дуло», которая, если плыть по воде, будет видна в створе домов, вставая в строй жилых башен как неожиданное, но определенно уникальное дополнение.
Разнообразие, заданное объемно-пространственным решением, поддерживают и фасады. Архитекторы делают акцент на сочетании фактур, используя для облицовки несколько материалов: клинкерный кирпич и плитку, панели из фиброцемента, стемалит, металл. И работают с ними тоже свободно, не скупясь на приемы и детали: здесь есть объемные орнаменты и перфорация из кирпича, ажурные решетки, геометрические узоры, принты по стеклу, имитирующие каннелюры простенки, заметные элементы навигации, глубокие цвета и сочетание контрастных фактур. Весь этот вихрь идей и задумок упорядочен в стройную систему, которую невозможно упрекнуть в отсутствии вкуса: комплекс легок и изящен. «Для каждого заказчика мы создаем индивидуальный дизайн, соответствующий всем его требованиям и органично вписываем его в окружающую среду, – говорит Катерина Грень. – Для нас важна продуманность и обоснованность каждой детали».
Фасады верхних этажей в части корпусов, напротив, упрощены до предела – здесь уже нет обилия деталей и фактур, только строгая геометрия, лаконичные молочно-белые панели. «Облачные» верхушки еще больше разрежают пространство кварталов, «сцепляют» корпуса из темного кирпича со светлыми башнями, добавляют модернистской легкости в респектабельный не без толики современного «фактурного» консерватизма образ.
Третий уровень разнообразия – после высот и фасадов – планировки. В каждом корпусе свои отличия, есть не совсем привычные решения: ванная или гостиная с окном, лоджии с панорамным раздвижным остеклением, которые можно превращать в террасы глубиной до 2,7 м. Далеко не каждый москвич имеет возможность насладиться красотой Москвы-реки, панорамой исторического города или закатным видом, – и все это не покидая собственного жилья. Кроме того, благодаря системе безрамного остекления финского производства панорамы будут «входить» в пространство квартир и в холодное время года.
Расположение и статус позволили включить в комплекс не только таунхаусы, но и двухуровневые квартиры высотой до 7,5 метров. В некоторых из них, благодаря ступенчатому силуэту объемов, предусмотрены небольшие патио и выходы на собственные террасы на кровле примыкающей секции – отличное место для того, чтобы разнообразить вечеринку или пообщаться вечером с семьей. Всего в RiverSky 1342 квартиры, от одной до четырех комнат.
Бюро GREN. также разработало дизайн входных групп и проект благоустройства. И хотя впоследствии заказчик провел отдельные конкурсы: общественные первые этажи по их результатам будут оформлять архитекторы UNK project, благоустройством занимается Wowhaus, – варианты Катерины Грень были тесно встроены в проект комплекса как его органичное продолжение, поэтому скажем несколько слов об этих, «оставшихся на бумаге», разделах.
Уже в каннелюрах нижних этажей домов, в порталах-обрамлениях входов остро ощущается сходство с обобщенной классикой направления ар-деко. Предложенные архитекторами GREN. проекты входных зон развивают и усиливают тему: светлый камень сочетается с полированным металлом, вереницы хрустальных подвесок добавляют блеска. Ромбический орнамент на фасадах поддержан декоративным рисунком окон и решетками, каменные каннелюры получили отклик в виде ребристых медных фризов под потолком, даже ряд высоких ламелей перекликается с объемным построением башен-пластин комплекса.
Проект благоустройства, предложенный Катериной Грень, акцентировал бульвар, ведущий между домами к набережной Москвы-реки. Его ось отмечена чередованием скамеек, кадок с деревьями и «штриховкой» газонных прямоугольников. Во дворах тему поддерживали белые решетчатые перголы и изогнутые крупной волной детские лазательные сетки – по виду почти скульптуры. Кусты и деревья чередуются с пышными пучками актуальных злаковых растений, газоны расположены в уровне мощения.
Поскольку в будущем RiverSky станет частью большой рекреационной территории – со стадионом, набережной, парками – в первых этажах запланированы помещения для ритейла. «Одна из главных задач, которую ставит перед собой бюро – создание новых центров притяжения внутри городского пространства с уникальными архитектурно-