Пожалуй мы не найдём другого творческого явления в истории мировой архитектуры, рождение которого связано с конкретным днём в календаре. Мы считаем, что проект Дворца труда братьев Весниных сыграл главную роль в становлении конструктивизма. Однако в конкурсе на проект этого объекта, считавшегося тогда главным зданием страны, по настоянию члена жюри Жолтовского Веснины получили третью премию и понадобилось время, чтобы должным образом оценить значимость этого проекта. Никто не оспаривает важности конкурса на проект Дворца Советов в становлении сталинской архитектуры, но он длился не один год. И только советский модернизм имеет точную дату своего основания.
Я имею в виду 4 ноября 1955 года – день, в который увидело свет партийно-правительственное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Три положения стали его основой.
- Были названы адреса зданий и имена авторов, ставших объектом критики. Лишились своих должностей главные архитекторы городов и руководители мастерских, были отняты ранее полученные сталинские премии. Стало очевидным, что такой архитектуры власть больше не потерпит.
- В тексте директивного документа сказано: «Обязать – далее перечислялись организации, которых это касается – смелее осваивать достижения отечественного и ЗАРУБЕЖНОГО строительства». Понятно, что после такого властного напутствия открылось окно в мир и мы обрели в западном опыте искомый импульс обновления. Тогда нам открылось и своё прогрессивное наследие 20-х годов. Но только наш авангард был опытом четвертьвековой давности, опирался на кустарное строительное производство, а нам нужны были новые технологии, надо было увидеть и, мало того, пощупать, как делается новая архитектура.
- В нем предлагалось объявить конкурсы на типовые проекты. И они проводились по всей номенклатуре жилых и общественных зданий со щедрыми премиями, каких прежде не бывало. И дали искомый результат – проекты, отвечающие новым требованиям для любой постройки – жилого дома, детского сада, школы, магазина, кинотеатра, больницы и так далее. И в этом бесспорно было социальное начало.
Советский модернизм оставил яркий след в каждой из советских республик. В этот период в историю советской архитектуры вошли имена замечательных мастеров, которых уже нет с нами и кто оставил памятные архитектурные образы – Абдул Ахмедов, Виктор Егерев, Яков Белопольский, Авраам Милецкий, Март Порт, Леонид Павлов, Николай Рипинский, Джим Торосян, Спартак Хачикян, Витаутас Чеканаускас, Илья Чернявский, Георгий Чахава. И список мастеров-модернистов можно продолжить.
И замечу кстати, что вовсе не случайно авангардисты неомодернизма XXI века Сергей Скуратов и Владимир Плоткин родились в том самом 1955 году, а спустя ровно десять лет, в 1965-м, явился на свет третий из них – Юрий Григорян. Так проявляет себя закон преемственности.
Можно было бы учредить день модерниста, если бы в первый понедельник октября не было всемирного дня архитектуры – слишком близко. И 4 ноября не было бы государственного праздника. Но ничто не мешает нам сделать этот день красным днем календаря для созданного недавно института модернизма.Модернизм дело вечное. Модернисты будут всегда. И потому я поздравляю новоявленный научный оплот модернисткого движения, Союз Архитекторов России и своих единомышленников с Днём модерниста.