Eccelenti

Архитектура «как эзотерическая секта»: в Нижнем прошёл Вазари-фест, посвящённый текстам об архитектуре и семидесятилетию Евгения Асса. Участники пришли к выводу, что архитектура – сама себе текст, так что выступлений критиков почти не было.

Автор текста:
Алла Павликова

22 Сентября 2016
mainImg
Третий ежегодный фестиваль «Вазари» стартовал в пятницу, 16 сентября. Главной площадкой его проведения стал центр современного искусства «Арсенал», расположенный на территории нижегородского Кремля. Погода в городе не задалась, так что все основные события были в буквальном смысле утрамбованы внутрь современного музея. Снаружи осталось только поваленное «Дерево» – арт-объект дизайнера Лизы Абросимовой, предназначенный для развлечения детей. На первом этаже развернулась масштабная книжная ярмарка, работавшая все три фестивальных дня. Прямо в фойе левого крыла здания проводили детские мастер-классы. В «Медиатеке» практически непрерывно транслировали фильмы об архитектуре, устраивали презентации новых книг, читали лекции. На втором этаже, в «Пространстве под сводами» гости фестиваля участвовали в интерактивных играх для взрослых. А самые серьёзные и обстоятельные дискуссии и круглые столы прошли в киноконцерном зале Арсенала.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Фотография © Сергей Коротков
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Здание ГЦСИ «Арсенал» и арт-объект «Дерево». Фотография © Алла Павликова
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Детские мастер-классы. Фотография © Сергей Коротков

Разнообразные события организаторы попытались вписать в рамки выбранной темы – «Архитектура и текст». Тема созвучна названию фестиваля: итальянский живописец Джоржо Вазари был ещё и первым автором текстов о творчестве художников, основоположником современного искусствознания. Кураторы фестиваля Евгений Асс и Анна Гор, директор нижегородского ГЦСИ, условно разделили все тексты на три группы: тексты «внутри архитектуры», то есть написанные самими архитекторами, тексты «об архитектуре», к которым можно отнести критические статьи, книги по истории архитектуры, путеводители и т.п., и, наконец, тексты «вокруг архитектуры» – мнения и высказывания потребителей, простых горожан. Каждой группе соответствовал отдельный день фестиваля: «День архитектора», «День критика» и «День горожанина».
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Экскурсия по Арсеналу. На фото: Анна Гор и Евгений Асс. Фотография © Алла Павликова

Говорить в рамках дискуссий и лекций планировалось именно о текстах. Однако уже первое обсуждение, посвященное архитектуре и коммуникации, свелось к фигуре архитектора, язык которого обществу не понятен, а образ приближен к образу творца, говорить с ним можно только в одностороннем порядке, не рассчитывая на ответ.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Фотография © Сергей Коротков

Евгений Асс,
архитектор, ректор архитектурной школы МАРШ:
«Принято считать, что архитектура сама является текстом, в ней есть некий сюжет и смысл. В какой мере современное архитектурное пространство исполняет роль коммуникатора? Архитекторы – достаточно изолированное сообщество. Насколько возможны коммуникации между ними и обществом?»

Юрий Григорян,
архитектор, руководитель бюро «Проект Меганом»:
«Любой проект – это история создания формы, которая каким-то образом должна быть рассказана, поскольку должна быть построена. Такой рассказ содержит в себе место, людей, обстоятельства, метод, ценности. И вся эта информация хранится после строительства здания. Таким образом, архитектура, появившись, сама себя коммуницирует. Но архитектура – это больше, чем история. Сама по себе она хотела бы остаться вне коммуникации, хотела бы хранить молчание, находясь внутри своего мира».

Вернер Хубер,
архитектор, редактор журнала «Hochparterre»:
«Архитектуру можно сравнить с эзотерической сектой. Точнее – с религией. Или даже с несколькими религиями. В них существуют разные представления о том, какой должна быть архитектура. Представители разных «религий» выстраивают свой собственный мир, теряя при этом контакт с внешним миром. Человеку постороннему это иногда кажется снобизмом».
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Открытие выставки «Излучения». На фото: Кирилл Асс. Фотография © Иван Волков, Geometria.ru

Центральным событием первого дня стало открытие выставки «Излучения». Выставочный проект впервые оказался включен в программу фестиваля. Куратором выступил Кирилл Асс, посвятивший событие недавнему юбилею своего отца Евгения Асса. Над дизайном вместе с Кириллом работала Надежда Корбут. В экспозиционном пространстве Арсенала удалось собрать 24 работы. Куратор объяснил, что излучения – это пульсация мира: «стук в висках, шелест листьев, ритм стихотворения, колебание струны, вибрация цвета. Есть излучения, преодолевающие время и пространство. Их улавливают люди, которые оказываются близки друг другу». Такие вибрации объединили в целостную экспозицию столь разные творческие высказывания таких художников, фотографов и архитекторов, как Александр Бродский, Дмитрий Гутов, Евгений Добровинский, Олег Дроздов, Ирина Затуловская, Юрий Пальмин, Александр Раппапорт, Лев Рубинштейн и многих других.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Открытие выставки «Излучения». Фотография © Иван Волков, Geometria.ru
zooming
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Открытие выставки «Излучения». Фотография © Иван Волков, Geometria.ru

Евгений Асс, с увлечением осмотревший выставку, и сам подготовил публике подарок – «Простой концерт для скрипки с архитектором». В программе фестиваля значилось – Елена Ревич (скрипка), Марк Булошников (фортепиано) и Евгений Асс (голос). Подумалось, что в этот вечер куратор будет петь. Но нет, под музыку Баха, Шуберта, Сильвестрова и Пярта Евгений Асс читал эссе о простоте в искусстве, в то время как на большом экране мелькали его графические рисунки.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Простой концерт для скрипки с архитектором". Фотография © Иван Волков, Geometria.ru

Несколько прозаичнее прошел «День критика», начавшийся с лекции историка архитектуры Анны Броновицкой, которая представила книги-манифесты. Среди них – «К архитектуре» Ле Корбюзье, «Стиль и эпоха» Моисея Гинзбурга, «Новый брутализм» Рейнера Бэнема, «Сложности и противоречия в архитектуре» Роберта Вентури, «Язык архитектуры постмодернизма» Чарльза Дженкса и «S, M, L, XL» Рема Колхаса. Свой выбор Броновицкая объяснила желанием выделить наиболее важные для нашей страны книги. В прошлом столетии зарубежные профессиональные книги в стране печатались крайне редко. Того же Роберта Вентури, книгу которого Анна Броновицкая назвала «самой важной книгой после «К архитектуре» Ле Корбюзье», печатали в журналах отдельными фрагментами, но и они сразу становились бешено обсуждаемыми.

Вслед за Броновицкой в киноконцертном зале свои лекции прочли Александр Раппапорт и Сергей Ситар. Оба выступления были посвящены проблеме архитектурного языка. Эта тема, по мнению Раппапорта, требует нового взгляда, поскольку попытки создания теории архитектурного языка за многие столетия так ни к чему и не привели. Архитектура не создала своего языка, но пользуется языками геометрии и психологии.

Александр Раппапорт,
теоретик архитектуры:
«В эпоху вырождения, вымирания исчезнут индивидуальный автор и индивидуальный проект. Будут проектироваться средовые фрагменты, локусы. На 80% – это наша ближайшая перспектива. На 20% – архитектура станет игровым взаимодействием трансцендентного и божественного… Вступает в силу новая норма понимания умирания и вечного существования. Архитектуре угрожает не только отсутствие ориентации на вечность, но и девальвация самой вечности. Рождается новая этика присутствия в конечном космосе, что способствует формированию новой этики, которая в свою очередь должна привести к разговору, свободному от болтовни».

В куда более легком формате прошло традиционное для фестиваля «Шоу критиков» с участием поэта Льва Рубинштейна, литературного критика Анны Наринской, лингвиста Ирины Левонтиной и архитектора-критика Кирилла Асса. Ведущим шоу выступил Анатолий Голубовский. Анна Гор, предваряя начало мероприятия, объяснила, что в этом году были намеренно приглашены не архитектурные критики, за исключением Кирилла Асса. Сделано это было в стремлении понять, как архитектура проникает в другие сферы культуры и жизни.

Анна Наринская:
«Литература и архитектура – это совершенно одно и то же. Архитектор, проектируя здание, придумывает за вас вашу жизнь. Точно так же вашей жизнью рулит писатель, пока вы читаете книгу».

Лев Рубинштейн:
«Архитектура – это не то, на что я смотрю в упор, а то, что проносится мимо. Я могу спрятаться от литературы, музыки, живописи. Но архитектура окружает меня всюду, как природа, как часть ландшафта».

Кирилл Асс:
«Архитекторы в большинстве своём – дрессированные хомячки, которые знают, как строить домики, гонят квадратные метры и так любят ездить на дачу, где есть зелёная трава, свежий воздух и нет никакой архитектуры».

Ирина Левонтина:
«Если от архитектуры можно укрыться хотя бы на даче, то от языка не спрятаться нигде. У нас есть простой, обыденный язык, который таит в себе очень многое. Поэтому не стоит искать отдельный архитектурный язык и требовать его понимания от простых людей. Было бы хорошо, если бы архитекторы научились говорить с людьми на том языке, который уже существует. Уметь рассказать на доступном языке – это искусство».
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Шоу критиков. У микрофона Анна Наринская. Фотография © Сергей Коротков
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Шоу критиков. На фото: Ирина Левонитина, Лев Рубинштейн и Кирилл Асс. Фотография © Сергей Коротков

Заключительный день фестиваля был целиком посвящен горожанину. В центре всех обсуждений оказался Нижний Новгород и люди, его населяющие. Из цитат из книг об архитектуре и градостроительстве нижегородцы выстраивали ассоциативную карту города, привязывая высказывания к конкретным адресам. Центральным событием дня стал круглый стол, посвященный нижегородской архитектурной школе, возникшей в 1990-е. Неофициальным лидером этого движения стал архитектор Александр Харитонов. А результатом десятилетней деятельности – здания, которые, по определению Александра Ложкина, «были удивительно точно вписаны не только в нижегородский, но и в глобальный мировой контекст».
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Дискуссия, посвященная нижегородской архитектурной школе. Фотография © Сергей Коротков
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Бард Голдхоорн и Александр Ложкин. Фотография © Алла Павликова

Отдельно стоит сказать о книжной ярмарке, в которой приняли участие более 40 российских издательств, а также книжные магазины и периодические издания по архитектуре и искусству. В рамках фестиваля состоялась дискуссия, приуроченная к выходу нового номера журнала «Татлин», полностью посвященного зданию музея «Арсенал». Сергей Кавтарадзе представил публике свою книгу «Анатомия архитектуры». Для детей и их родителей состоялось обсуждение книг Анны Чудецкой «Как смотреть графику» и «Что придумал Ле Корбюзье». Ещё одна книга из этой серии – «Что придумал Шухов». В ней рассказывается о детских годах Владимира Шухова, его увлечениях и самых необычных изобретениях – от первой форсунки до нефтяных танкеров и платформы артиллерийского орудия. Сразу после презентации нового издания мальчишки – вероятно, будущие изобретатели и инженеры – выстроились в очередь, чтобы первыми приобрести книгу.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Книжная ярмарка. Фотография © Алла Павликова
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Презентация книги «Анатомия архитектуры» Сергея Кавтарадзе. Фотография © Алла Павликова

Финальным аккордом фестиваля «Вазари» стал концерт московского ансамбля современной музыки. В то время как на первом этаже участники мероприятий упаковывали книги, сворачивали стенды, запирали на замки гостеприимные залы, музыканты продолжали играть. И в этот момент кирпичные стены Арсенала, погруженные во тьму, казалось, за всех ответили на поставленные вопросы – и об архитектурном языке, и о силе архитектурного высказывания.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. ГЦСИ «Арсенал». Фотография © Алла Павликова

«…Ученые занимаются исследованием действительности, архитекторы – творчеством (созданием) действительности». (из лекции Александра Раппапорта)

0

22 Сентября 2016

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Город у большой воды
Концепция масштабной застойки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного простраства, и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.