Eccelenti

Архитектура «как эзотерическая секта»: в Нижнем прошёл Вазари-фест, посвящённый текстам об архитектуре и семидесятилетию Евгения Асса. Участники пришли к выводу, что архитектура – сама себе текст, так что выступлений критиков почти не было.

mainImg
Третий ежегодный фестиваль «Вазари» стартовал в пятницу, 16 сентября. Главной площадкой его проведения стал центр современного искусства «Арсенал», расположенный на территории нижегородского Кремля. Погода в городе не задалась, так что все основные события были в буквальном смысле утрамбованы внутрь современного музея. Снаружи осталось только поваленное «Дерево» – арт-объект дизайнера Лизы Абросимовой, предназначенный для развлечения детей. На первом этаже развернулась масштабная книжная ярмарка, работавшая все три фестивальных дня. Прямо в фойе левого крыла здания проводили детские мастер-классы. В «Медиатеке» практически непрерывно транслировали фильмы об архитектуре, устраивали презентации новых книг, читали лекции. На втором этаже, в «Пространстве под сводами» гости фестиваля участвовали в интерактивных играх для взрослых. А самые серьёзные и обстоятельные дискуссии и круглые столы прошли в киноконцерном зале Арсенала.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Фотография © Сергей Коротков
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Здание ГЦСИ «Арсенал» и арт-объект «Дерево». Фотография © Алла Павликова
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Детские мастер-классы. Фотография © Сергей Коротков

Разнообразные события организаторы попытались вписать в рамки выбранной темы – «Архитектура и текст». Тема созвучна названию фестиваля: итальянский живописец Джоржо Вазари был ещё и первым автором текстов о творчестве художников, основоположником современного искусствознания. Кураторы фестиваля Евгений Асс и Анна Гор, директор нижегородского ГЦСИ, условно разделили все тексты на три группы: тексты «внутри архитектуры», то есть написанные самими архитекторами, тексты «об архитектуре», к которым можно отнести критические статьи, книги по истории архитектуры, путеводители и т.п., и, наконец, тексты «вокруг архитектуры» – мнения и высказывания потребителей, простых горожан. Каждой группе соответствовал отдельный день фестиваля: «День архитектора», «День критика» и «День горожанина».
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Экскурсия по Арсеналу. На фото: Анна Гор и Евгений Асс. Фотография © Алла Павликова

Говорить в рамках дискуссий и лекций планировалось именно о текстах. Однако уже первое обсуждение, посвященное архитектуре и коммуникации, свелось к фигуре архитектора, язык которого обществу не понятен, а образ приближен к образу творца, говорить с ним можно только в одностороннем порядке, не рассчитывая на ответ.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Фотография © Сергей Коротков

Евгений Асс,
архитектор, ректор архитектурной школы МАРШ:
«Принято считать, что архитектура сама является текстом, в ней есть некий сюжет и смысл. В какой мере современное архитектурное пространство исполняет роль коммуникатора? Архитекторы – достаточно изолированное сообщество. Насколько возможны коммуникации между ними и обществом?»

Юрий Григорян,
архитектор, руководитель бюро «Проект Меганом»:
«Любой проект – это история создания формы, которая каким-то образом должна быть рассказана, поскольку должна быть построена. Такой рассказ содержит в себе место, людей, обстоятельства, метод, ценности. И вся эта информация хранится после строительства здания. Таким образом, архитектура, появившись, сама себя коммуницирует. Но архитектура – это больше, чем история. Сама по себе она хотела бы остаться вне коммуникации, хотела бы хранить молчание, находясь внутри своего мира».

Вернер Хубер,
архитектор, редактор журнала «Hochparterre»:
«Архитектуру можно сравнить с эзотерической сектой. Точнее – с религией. Или даже с несколькими религиями. В них существуют разные представления о том, какой должна быть архитектура. Представители разных «религий» выстраивают свой собственный мир, теряя при этом контакт с внешним миром. Человеку постороннему это иногда кажется снобизмом».
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Открытие выставки «Излучения». На фото: Кирилл Асс. Фотография © Иван Волков, Geometria.ru

Центральным событием первого дня стало открытие выставки «Излучения». Выставочный проект впервые оказался включен в программу фестиваля. Куратором выступил Кирилл Асс, посвятивший событие недавнему юбилею своего отца Евгения Асса. Над дизайном вместе с Кириллом работала Надежда Корбут. В экспозиционном пространстве Арсенала удалось собрать 24 работы. Куратор объяснил, что излучения – это пульсация мира: «стук в висках, шелест листьев, ритм стихотворения, колебание струны, вибрация цвета. Есть излучения, преодолевающие время и пространство. Их улавливают люди, которые оказываются близки друг другу». Такие вибрации объединили в целостную экспозицию столь разные творческие высказывания таких художников, фотографов и архитекторов, как Александр Бродский, Дмитрий Гутов, Евгений Добровинский, Олег Дроздов, Ирина Затуловская, Юрий Пальмин, Александр Раппапорт, Лев Рубинштейн и многих других.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Открытие выставки «Излучения». Фотография © Иван Волков, Geometria.ru
zooming
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Открытие выставки «Излучения». Фотография © Иван Волков, Geometria.ru

Евгений Асс, с увлечением осмотревший выставку, и сам подготовил публике подарок – «Простой концерт для скрипки с архитектором». В программе фестиваля значилось – Елена Ревич (скрипка), Марк Булошников (фортепиано) и Евгений Асс (голос). Подумалось, что в этот вечер куратор будет петь. Но нет, под музыку Баха, Шуберта, Сильвестрова и Пярта Евгений Асс читал эссе о простоте в искусстве, в то время как на большом экране мелькали его графические рисунки.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Простой концерт для скрипки с архитектором". Фотография © Иван Волков, Geometria.ru

Несколько прозаичнее прошел «День критика», начавшийся с лекции историка архитектуры Анны Броновицкой, которая представила книги-манифесты. Среди них – «К архитектуре» Ле Корбюзье, «Стиль и эпоха» Моисея Гинзбурга, «Новый брутализм» Рейнера Бэнема, «Сложности и противоречия в архитектуре» Роберта Вентури, «Язык архитектуры постмодернизма» Чарльза Дженкса и «S, M, L, XL» Рема Колхаса. Свой выбор Броновицкая объяснила желанием выделить наиболее важные для нашей страны книги. В прошлом столетии зарубежные профессиональные книги в стране печатались крайне редко. Того же Роберта Вентури, книгу которого Анна Броновицкая назвала «самой важной книгой после «К архитектуре» Ле Корбюзье», печатали в журналах отдельными фрагментами, но и они сразу становились бешено обсуждаемыми.

Вслед за Броновицкой в киноконцертном зале свои лекции прочли Александр Раппапорт и Сергей Ситар. Оба выступления были посвящены проблеме архитектурного языка. Эта тема, по мнению Раппапорта, требует нового взгляда, поскольку попытки создания теории архитектурного языка за многие столетия так ни к чему и не привели. Архитектура не создала своего языка, но пользуется языками геометрии и психологии.

Александр Раппапорт,
теоретик архитектуры:
«В эпоху вырождения, вымирания исчезнут индивидуальный автор и индивидуальный проект. Будут проектироваться средовые фрагменты, локусы. На 80% – это наша ближайшая перспектива. На 20% – архитектура станет игровым взаимодействием трансцендентного и божественного… Вступает в силу новая норма понимания умирания и вечного существования. Архитектуре угрожает не только отсутствие ориентации на вечность, но и девальвация самой вечности. Рождается новая этика присутствия в конечном космосе, что способствует формированию новой этики, которая в свою очередь должна привести к разговору, свободному от болтовни».

В куда более легком формате прошло традиционное для фестиваля «Шоу критиков» с участием поэта Льва Рубинштейна, литературного критика Анны Наринской, лингвиста Ирины Левонтиной и архитектора-критика Кирилла Асса. Ведущим шоу выступил Анатолий Голубовский. Анна Гор, предваряя начало мероприятия, объяснила, что в этом году были намеренно приглашены не архитектурные критики, за исключением Кирилла Асса. Сделано это было в стремлении понять, как архитектура проникает в другие сферы культуры и жизни.

Анна Наринская:
«Литература и архитектура – это совершенно одно и то же. Архитектор, проектируя здание, придумывает за вас вашу жизнь. Точно так же вашей жизнью рулит писатель, пока вы читаете книгу».

Лев Рубинштейн:
«Архитектура – это не то, на что я смотрю в упор, а то, что проносится мимо. Я могу спрятаться от литературы, музыки, живописи. Но архитектура окружает меня всюду, как природа, как часть ландшафта».

Кирилл Асс:
«Архитекторы в большинстве своём – дрессированные хомячки, которые знают, как строить домики, гонят квадратные метры и так любят ездить на дачу, где есть зелёная трава, свежий воздух и нет никакой архитектуры».

Ирина Левонтина:
«Если от архитектуры можно укрыться хотя бы на даче, то от языка не спрятаться нигде. У нас есть простой, обыденный язык, который таит в себе очень многое. Поэтому не стоит искать отдельный архитектурный язык и требовать его понимания от простых людей. Было бы хорошо, если бы архитекторы научились говорить с людьми на том языке, который уже существует. Уметь рассказать на доступном языке – это искусство».
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Шоу критиков. У микрофона Анна Наринская. Фотография © Сергей Коротков
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Шоу критиков. На фото: Ирина Левонитина, Лев Рубинштейн и Кирилл Асс. Фотография © Сергей Коротков

Заключительный день фестиваля был целиком посвящен горожанину. В центре всех обсуждений оказался Нижний Новгород и люди, его населяющие. Из цитат из книг об архитектуре и градостроительстве нижегородцы выстраивали ассоциативную карту города, привязывая высказывания к конкретным адресам. Центральным событием дня стал круглый стол, посвященный нижегородской архитектурной школе, возникшей в 1990-е. Неофициальным лидером этого движения стал архитектор Александр Харитонов. А результатом десятилетней деятельности – здания, которые, по определению Александра Ложкина, «были удивительно точно вписаны не только в нижегородский, но и в глобальный мировой контекст».
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Дискуссия, посвященная нижегородской архитектурной школе. Фотография © Сергей Коротков
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Бард Голдхоорн и Александр Ложкин. Фотография © Алла Павликова

Отдельно стоит сказать о книжной ярмарке, в которой приняли участие более 40 российских издательств, а также книжные магазины и периодические издания по архитектуре и искусству. В рамках фестиваля состоялась дискуссия, приуроченная к выходу нового номера журнала «Татлин», полностью посвященного зданию музея «Арсенал». Сергей Кавтарадзе представил публике свою книгу «Анатомия архитектуры». Для детей и их родителей состоялось обсуждение книг Анны Чудецкой «Как смотреть графику» и «Что придумал Ле Корбюзье». Ещё одна книга из этой серии – «Что придумал Шухов». В ней рассказывается о детских годах Владимира Шухова, его увлечениях и самых необычных изобретениях – от первой форсунки до нефтяных танкеров и платформы артиллерийского орудия. Сразу после презентации нового издания мальчишки – вероятно, будущие изобретатели и инженеры – выстроились в очередь, чтобы первыми приобрести книгу.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Книжная ярмарка. Фотография © Алла Павликова
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. Презентация книги «Анатомия архитектуры» Сергея Кавтарадзе. Фотография © Алла Павликова

Финальным аккордом фестиваля «Вазари» стал концерт московского ансамбля современной музыки. В то время как на первом этаже участники мероприятий упаковывали книги, сворачивали стенды, запирали на замки гостеприимные залы, музыканты продолжали играть. И в этот момент кирпичные стены Арсенала, погруженные во тьму, казалось, за всех ответили на поставленные вопросы – и об архитектурном языке, и о силе архитектурного высказывания.
Фестиваль «Вазари» в Нижнем Новгороде. ГЦСИ «Арсенал». Фотография © Алла Павликова

«…Ученые занимаются исследованием действительности, архитекторы – творчеством (созданием) действительности». (из лекции Александра Раппапорта)

22 Сентября 2016

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.