ИНИОН: новая угроза

В ответ на прошедший конкурс Союз московских архитекторов заявляет: здание ИНИОН РАН должно быть восстановлено при участии ведущих проектировщиков и экспертов.

18 Августа 2016
mainImg
Союз московских архитекторов обратился к широкой общественности, представителям федеральных и московских властей, профессиональному сообществу с призывом провести новый конкурс на проект реконструкции здания Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук – конкурс, соответствующий как уникальности этого памятника советского модернизма (подробнее о нем), так и научному значению располагающегося там учреждения. Публикуем открытое письмо президента СМА Н.И. Шумакова, а также историю вопроса – что происходило со зданием ИНИОН и вокруг него после пожара в начале 2015 года.


Интерьер. Фото 1970-х гг. © ИМО



МОО Союз московских архитекторов выражает серьезную озабоченность ситуацией, складывающейся вокруг восстановления здания ИНИОН РАН.

В феврале 2015 года Председателю Правительства российской Федерации Д.А. Медведеву было направлено письмо, подписанное ведущими российскими архитекторами, искусствоведами, учеными о необходимости восстановления здания ИНИОН РАН по проекту выдающегося российского зодчего Якова Белопольского с привлечением широкого круга специалистов и профессионального архитектурного сообщества. Письмо подписали более шестисот архитекторов, их поддержали граждане – почти 11 000 подписей собрала петиция на www.change.org.

Обращение архитекторов и петиция были переданы в Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) России, откуда был получен ответ за подписью Начальника Управления федерального имущества И.В. Романенко, в котором говорилось, что «Планами предусматривается максимальное восстановление библиотеки ИНИОН РАН».

Несмотря на обещание восстановления, которое невозможно без участия экспертного сообщества, дальнейшая работа над объектом не учитывала мнения специалистов и пожелания сотрудников ИНИОН РАН, а также проводилась без широкого освещения в информационном пространстве, что необходимо, учитывая уникальность объекта и его культурное значение для Москвы. Подобный подход к решению сложнейших городских вопросов противоречит принципами открытости и профессионализма, присущим градостроительной политике Москвы последних лет.

Критерии выбора генерального подрядчика, процедура и условия прошедшего конкурса на концепцию реконструкции здания, который не был анонсирован и поэтому остался вне поля зрения ведущих проектных организаций, не могли привести к достойному результату. Свидетельством тому – уровень и характер представленных на конкурс проектов. Реализация любого из них приведет к непоправимому искажению первоначального облика выдающегося произведения советского модернизма, не решит функциональных проблем Института и библиотеки, а также не раскроет потенциал территории ИНИОН РАН как важного ресурса для развития общественных пространств Юго-Запада столицы.

Союз московских архитекторов считает, что важность задач по восстановлению здания и развитию всего комплекса требуют проведения полноценного архитектурно-градостроительного конкурса с соблюдением общепринятых принципов: открытости, конкурентности, профессионализма. Техническое задание конкурса должно быть разработано экспертной группой, включающей архитекторов, сотрудников ИНИОН, историков архитектуры и специалистов библиотечного дела. Организатором конкурса должна выступать авторитетная профессиональная институция, имеющая должную репутацию и пользующаяся общественным доверием.

В связи с этим, МОО СМА полагает целесообразным и этически верным считать результаты проведенного ООО «ГИПРОКОН» конкурса недостаточным основанием для дальнейших проектных работ по восстановлению здания ИНИОН РАН и развитию территории комплекса.

Просим всех заинтересованных лиц поддержать инициативу Союза московских архитекторов о проведении нового архитектурно-градостроительного конкурса, соответствующего значению ИНИОН РАН как выдающегося архитектурного произведения и его статусу ведущего научного учреждения Российской Федерации.
 
Президент МОО СМА Н. И. Шумаков


Общий вид. Фото 1970-х гг. © ИМО



История вопроса:
– 30 января 2015 года в ИНИОН РАН произошел пожар, нанесший серьезные повреждения зданию. В феврале 2015 года инициативной группой было направлено письмо Председателю Правительства российской Федерации Д.А. Медведеву, подписанное ведущими российскими архитекторами, искусствоведами и учеными о необходимости восстановления здания ИНИОН РАН по проекту выдающегося российского зодчего Якова Белопольского с привлечением широкого круга специалистов и профессионального архитектурного сообщества. Письмо подписали более шестисот архитекторов, их поддержали граждане – почти 11 000 подписей собрала петиция на www.change.org

– Обращение архитекторов и петиция были переданы в Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) России, откуда был получен ответ за подписью Начальника Управления федерального имущества И.В. Романенко, где говорилось, что «Планами предусматривается максимальное восстановление библиотеки ИНИОН РАН».

– В марте 2016 года по итогам тендера, организованного «ФКУ «Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту»» через портал госзакупок (http://qoo.by/pXi) был определен разработчик будущего проекта ООО «Проектная организация «ГИПРОКОН», основанная 4 года назад и не имеющая высокой профессиональной известности (в конкурсной документации отсутствует «Подтверждение квалификации участника в заявке»).

– В тендере участвовали всего два соискателя: как указано выше, контракт на проектно-изыскательские работы стоимостью 140 млн рублей получило ООО «Проектная организация ГИПРОКОН», проигравшим на портале госзакупок указана компания «Ардент-М». 50% уставного капитала «Ардент-М» принадлежит Александру Геннадьевичу Малыха. Единоличным учредителем «Гипрокона» является Галина Геннадьевна Малыха. Подробнее об этих обстоятельствах смотри репортаж телекомпании РЕН ТВ от 16.08.2016.

– В июле (05.07.2016) стартовал архитектурный конкурс на концепцию восстановления здания ФГБУ ИНИОН РАН.

– На сайте конкурса не размещены важнейшие конкурсные данные – дата и место размещения объявления о начале конкурса, организаторы конкурса, тип конкурса, эксперты, жюри конкурса.

– Анонсирования конкурса на профессиональных ресурсах и в общедоступных СМИ не проводилось.

– На подготовку конкурсных проектов было отведено меньше месяца.

– На конкурс поступило всего 14 проектов.

– Итоги конкурса были подведены 16 августа 2016 на круглом столе. Первое место заняли два проекта, авторами которых являются Кирилл Теслер и Александр Кожевников. Второе место не присуждено. Третье место занял проект Азамата Тахтарова.

Обращает на себя внимание вопиющая аффилированность победителей конкурса и членов жюри:

Победители конкурса:
Теслер Кирилл Игоревич, доцент кафедры проектирования и градостроительства МГСУ, кандидат наук
Кожевников Александр Михайлович, Канд. архитектуры, доцент кафедры «Архитектура сельских населенных мест» МАРХИ, главный архитектор проектов ООО «Гипрокон»

Члены жюри:
Волков Андрей Анатольевич, ректор МГСУ
Балакина Алевтина Евгеньевна, зав. кафедрой проектирования зданий и градостроительства МГСУ ;
Швидковский Дмитрий Олегович, ректор МАРХИ;
Есаулов Георгий Васильевич, проректор МАРХИ;
Малыха Галина Геннадиевна, профессор, представитель организации Генерального проектировщика ООО «Гипрокон»
zooming
Проект группы институтов у метро «Профсоюзная». Фото с макета // «Строительство и архитектура Москвы», 1965, №8, с. 18.

18 Августа 2016

comments powered by HyperComments
Пресса: Клуб «Каучук», гараж «Госплана» и другие шедевры Константина...
Со дня рождения самого известного архитектора русского авангарда исполнилось 130 лет 3 августа. Юбилейную дату в Музее архитектуры имени Щусева решили отметить пресс-туром по четырем постройкам Константина Мельникова.
Пресса: Сохранить пермскую старину: имеем желание, но не имеем...
Дом Третьяковой в Перми все еще прочный памятник старины до сих пор ждет капитального ремонта. В разное время здесь проживала семья известного российского и советского ученого А. Г. Генкеля. А во время Великой Отечественной войны в эвакуации здесь жил фотограф и художник-авангардист Александр Михайлович Родченко, один из родоначальников рекламы в Советском Союзе.
Пресса: Бадаевский «обвесили»
В начале июня 2019 года было подано заявление о включении здания бондарной весовой в реестр ОКН в составе ансамбля Трехгорного пивоваренного завода. В начале июля заявка была возвращена без рассмотрения. Формальной причиной отказа в рассмотрении заявки стал тот факт, что она была подана после публикации для общественного обсуждения историко-культурной экспертизы корректировки зон охраны, в которой эксперты решили считать бондарную-весовую “объектом историко-градостроительной среды”.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Пресса: Момент внезапного обрушения старинного здания в Одессе...
В четверг, 9 апреля, в Одессе произошло частичное обрушение здания, расположенного на углу Канатной улицы и переулка Нахимова. Момент ЧП попал в объектив камеры наблюдения, а последствия сняли на видео с дрона.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Технологии и материалы
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Сейчас на главной
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Пресса: «Потенциал городов не раскрыт даже на треть». Архитектор...
Программа реновации, предполагающая снос хрущевок, стартовала в Москве в 2017 году. Хотя этот механизм и отличается от закона о комплексном развитии территорий, который распространили на остальную страну, столичные архитекторы накопили приличный опыт, как обновлять застроенные кварталы. Об этом мы поговорили с руководителем бюро T+T Architects Сергеем Трухановым.
Избушка в горах
Клубный павильон PokoPoko по проекту Klein Dytham architecture при отеле на острове Хонсю напоминает сказочный домик.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Себастиан Треезе стал лауреатом премии Дрихауса 2021...
Молодому немецкому бюро Sebastian Treese Architekten присуждена премия Ричарда Дрихауса в области традиционной архитектуры. Денежный номинал премии – 200 000 долларов USA, и она позиционируется как альтернатива премии Прицкера: если первую вручают в основном модернистам, то эту – архитекторам-классикам.
Семь часовен
Семь деревянных часовен в долине Дуная на юго-западе Германии по проекту семи архитекторов, включая Джона Поусона, Фолькера Штааба и Кристофа Мэклера.
Крупицы золота
В Доме архитектора в Гранатном переулке открылся фестиваль «Золотое сечение». Рассматриваем планшеты. Награждать обещают 22 апреля.
Разлинованный ландшафт
Кладбище словацкого города Прешов по проекту STOA architekti играет роль не только некрополя, но и рекреационной зоны для двух жилых районов.
Гипер-крыша и гипер-земля
Dominique Perrault Architecture и Zhubo Design Co выиграли конкурс на проект Института дизайна и инноваций в Шэньчжэне: его главное здание напоминает мост длиной более 700 метров.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Пресса: Вальтер Гропиус и Bauhaus: трансформация жизни в фабрику
Это школа искусства (с Василием Кандинским в роли профессора), скульптуры, дизайна (где он, собственно, и был изобретен как самостоятельная деятельность), театра — Баухауc не сводится к архитектуре. Но в архитектуре Баухауса можно выделить три этапа развития утопии
Территория детства
Проект образовательного комплекса в составе второй очереди застройки «Испанских кварталов» разработан архитектурным бюро ASADOV. В основе проекта – идея создания дружелюбной и открытой среды, которая сама по себе воспитывает и формирует личность ребенка.
Новая идентичность
Среди призеров конкурса на концепцию застройки бывшей промышленной территории в чешском городе Наход – российское бюро Leto architects. Представляем все три проекта-победителя.
Человек в большом городе
В проекте масштабного жилого комплекса архитекторы GAFA сделали акцент на двух видах общественного пространства: шумных улицах с кафе и магазинами – и максимально природном, визуально изолированном от города дворе. То и другое, работая на контрасте, должно сделать жизнь обитателей ЖК EVER насыщенной и разнообразной.
Энди Сноу: «Моя цель – соединить в архитектуре рациональное...
Английский архитектор Энди Сноу стал главным архитектором проектной компании GENPRO. Постройки Энди Сноу в Великобритании, выполненные в составе известных бюро, отмечены международными наградами. В России архитектор принимал участие в проектировании БЦ «Фабрика Станиславского», ЖК iLove и БЦ AFI2B на 2-й Брестской. Энди Сноу сравнил строительную ситуацию в России и Великобритании и поделился своим видением архитектурных перспектив России.
Живой рост
Масштабный жилой комплекс AFI PARK Воронцовский на юго-западе Москвы состоит из четырех башен, дома-пластины и здания детского сада. Причем пластика жилых домов – активна, они, как кажется, растут на глазах, реагируя на природное окружение, прежде всего открывая виды на соседний парк. А детский сад мил и лиричен, как сахарный домик.
Бюро Никола-Ленивец: «Мы не решаем проблемы, а раскрываем...
Иван Полисский и Юлия Бычкова, управляющие партнеры Бюро Никола-Ленивец – о том, какие проблемы решает социокультурное проектирование, как развивать территории с помощью искусства и почему нельзя в каждом регионе создать свой Никола-Ленивец.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
86 арок
В жилом комплексе Westbeat по проекту бюро Studioninedots на западе Амстердама обширный подиум вмещает многофункциональное общественное и коммерческое пространство для нужд жителей района.
Сергей Скуратов: «Небоскреб это баланс технологий,...
В марте две башни Capital towers достроили до 300-метровой отметки. Говорим с автором самых эффектных небоскребов Москвы: о высотах и пропорциях, технологиях и экономике, лаконизме и красоте супертонких домов, и о самом смелом предложении недавних лет – башне в честь Ле Корбюзье над Центросоюзом.
Модульный «Круг»
Комплекс The Circle по проекту бюро Riken Yamamoto & Field Shop в аэропорту Цюриха соединяет в себе, как в маленьком городе, офисы, магазины, клинику, отель и конференц-центр.
Стеклянный шар, золотой цилиндр
В Лос-Анджелесе завершено строительство музея Киноакадемии по проекту Ренцо Пьяно и его бюро RPBW: основой проекта стал универмаг в стиле ар деко. Открытие запланировано на эту осень.