Проект офисного здания на Можайском шоссе вновь утвержден в новой версии Алексея Бавыкина.
Вид с Можайского шоссе со стороны центра. © Мастерская архитектора Бавыкина
На днях заседание рабочей группы при главном архитекторе Москвы утвердило проект делового комплекса на Можайском шоссе в версии Алексея Бавыкина 2013 года. В июле проект здания, сделанный для того же участка и заказчика другой мастерской (ООО НПП «Градостроительство»), обсуждался на архсовете и тогда члены совета единодушно высказались в том смысле, что предыдущая версия Бавыкина была более убедительной. Заказчик вновь обратился к мастерской Бавыкина, и получил новые фасады и немного исправленные планы (планы уже были утверждены, менять их радикально было нельзя). Теперь этот вариант утвержден рабочей группой и, вероятно, его планируется реализовать.
Мы наблюдаем за проектом с 2006 года. История его обсуждения и согласования крайне затейлива и любопытна; в ней даже – до какой-то степени, разумеется, – отразились изменения московских взглядов на архитектуру за последние 7 лет. На его примере всерьез обсуждали идею, пластику и уместность, а не метры и не схемы, что само по себе для Москвы редкость. Далее: проект оказался своего рода испытанием, потому что в связи с ним многие деятели (тогдашней) московской архитектурной сцены вдруг начинали изменять себе: мэр Юрий Лужков, казалось бы приверженный идее стилизации, отрицал проект за «руинированность»; а архитектор и критик Кирилл Асс, ранее вроде бы не замеченный в созвучии с мэром, вторил ему в отрицании, хотя и мотивировал свою позицию не так, как мэр. И только историкам архитектуры проект нравился – еще бы, смелость архитектора, который позволил себе нарисовать на проспекте гигантскую тень то ли арки Бове, то ли римского акведука, впечатляла.
Офисное здание на Можайском шоссе. Вариант 2008 года (второй вариант) © Мастерская архитектора Бавыкина
Схема проектов комплекса на Можайском шоссе. Коллаж Ю.Тарабариной. Проекты © Мастерская архитектора Бавыкина, © ООО НПП «Градостроительство».
Но против социума не пойдешь (а социум редко берет во внимание мнение историков) и теперь Алексей Бавыкин сам признает свою идею превращения обычного офисного центра в гигантский визуальный аттракцион не вполне правильной. Всему свое место и время. В 2010 году арка превратилась в квадратный пилон в духе классицирующего модернизма 1980-х и тогда была утверждена общественным советом при мэре, еще Лужкове. Затем заказчики передали проект компании НПП «Градостроительство», которая разработала три еще более спокойных варианта меньшей этажности, показанные на упомянутом выше июльском архсовете. И наконец, за несколько прошедших месяцев бюро Бавыкина предложило новый вариант проекта. Авторы этого, третьего варианта – Алексей Бавыкин, Михаил Марек и Наталья Бавыкина.
Архитектура новой версии очень сдержанная, фасады, облицованные мелким кирпичом, почти белые. Тонкие окна объединяют по три этажа внизу, по два этажа вверху; их ритм немного сбит – напоминает то ли инструмент, на котором играют, перебирая клавиши, то ли одномерный штрих-код. Вверху стена становится плотнее, частота и высота оконных штрихов постепенно уменьшается; такое же уплотнение массы вполне в духе классической парадигмы (и в противовес авангардной) происходит на углах.
Вид здания ночью. © Мастерская архитектора Бавыкина
Южный фасад (выходящий на Можайское шоссе). © Мастерская архитектора Бавыкина
Восточный торцевой фасад. © Мастерская архитектора Бавыкина
Северный фасад. © Мастерская архитектора Бавыкина
Западный торцевой фасад. © Мастерская архитектора Бавыкина
Фрагмент фасада в осях А-Д. © Мастерская архитектора Бавыкина
Ситуационный план. © Мастерская архитектора Бавыкина
Если первый проект 2006 года был тенью арки Бове, то теперь от арки осталась лишь тень. Точнее тень осталась от пилона, предложенного в 2010, и от полуарки-руины, которая была в самом начале. «Тень пилона» – высокие стеклянные лоджии, которые прорезают фасады в местах, где был пилон. Стеклянную плоскость на фасаде, обращенном к центру города, которую когда-то прорезал энергичный «нос», теперь закрывает крупная орнаментальная решетка, изображающая деревья (стволы деревьев мы тоже помним в первой версии проекта, так что и эта тема продолжилась).
Вид с Можайского шоссе из области.© Мастерская архитектора Бавыкина
Вид с Можайского шоссе со стороны центра. © Мастерская архитектора Бавыкина
«Тень руины» – это небольшая скошенная консоль, выдвинутая из объема верхнего этажа в сторону проспекта (так выдвигают дизайнерские полки, закрепленные внутри шкафа на одном шарнире). По длинной стороне консоли крупными буквами написано название делового центра, а на торце, обращенном в сторону центра, расположилась самая интересная деталь новой версии проекта: «балкон одинокого курильщика», замеченный как характерная мелочь в почерке Алексея Бавыкина, кажется, еще Григорием Ревзиным (или Николаем Малининым?) еще в 1990-е годы.
Я бы поняла эту деталь как несколько горделивую подпись: «вот они мы, в огне не горим» – и не удивлюсь, если, когда здание будет построено и семилетняя история (а к тому времени уже восьми- или девятилетняя) наконец закончится, архитектор Алексей Бавыкин найдет время подняться на этот балкон и покурить, глядя на арку Бове, на Кутузовский проспект, на Москву.
|