Предметом конкурсного проектирования стали общественные зоны бизнес-центра «Алкон», расположенного на Ленинградском проспекте в районе станции метро «Сокол», – пространство общей площадью 700 квадратных метров, которое фактически отделено от шумной трассы лишь полностью остекленным фасадом. С одной стороны, это, конечно, ультрасовременно и модно, но с другой подобная постоянная визуальная связь с городом стала для архитекторов серьезным вызовом – T+T Architects стремились не только избежать эффекта аквариума, но противопоставить загруженной трассе интерьер, который интересно воспринимается как на скорости, так и из пробки.
«У этого пространства были и очевидные плюсы, которые мы сразу решили обратить на пользу проекта, – например, его габариты, или наличие внушительных плоскостей, благодаря которым мы получили много возможностей и для масштабной пластической работы, и для создания продуманных деталей на уровне человеческого взгляда, – рассказывает руководитель T+T Architects Сергей Труханов. – А вообще именно это сочетание исходных данных – вытянутая конфигурация помещения, остекленный фасад и глухие «фоновые» стены – подтолкнули нас к идее создания светлого, наполненного воздухом пространства, в котором доминирует некий один масштабный элемент, притягивающий внимание».
Прежде чем вплотную приступить к созданию такого интерьерного «якоря», архитекторы самым тщательным образом продумали функциональную схему будущего центрального вестибюля. Исходя из того, что лобби – это пространство, в котором должно быть удобно и уютно как сотрудникам компаний, арендующих здесь офисы, так и их многочисленным посетителям, авторы проекта выделили в нем несколько различных зон. При входе посетителей встречает т.н. сервисная зона – компактно расположенные банкоматы и терминалы оплаты услуг, – а центральная роль отведена, естественно, стойке ресепшн, которой архитекторы придают нарочито вытянутую форму, ориентированную вдоль главного фасада.
Благодаря такому решению, стойка фактически делит лобби на две части – основную и транзитную. В первой расположены небольшое выставочное пространство и зона ожидания и переговоров, состоящая из отдельных уютных кластеров, сгруппированных вдоль прозрачной стены, вторая же представляет собой коридор, только без ярко выделенных границ, из которого можно попасть на подземный паркинг и в лифтовые холлы. Торцевые плоскости стойки ресепшн – это навигационные панно, которые помогают посетителям сориентироваться в здании бизнес-центра и одновременно придают этому элементу большую монументальность, позволяя ему безоговорочно доминировать в пространстве лобби.
Выполнить стойку архитекторы предлагают из натурального итальянского гранита светло-бежевого цвета, добившись с помощью высокого качества обработки и калибровки этого материала бесшовной отделки вертикальных и горизонтальных поверхностей. Стены самого вестибюля также планируется сделать светлыми, использовав для их облицовки плиты из керлита с имитацией текстуры камня. Стерильность белого цвета призваны разбавить акцентные материалы – медь и дерево, а также нержавеющая сталь, из которой выполнены фурнитура и плинтуса.
Сделав ставку на простоту и лаконичность палитры интерьера центрального вестибюля, архитекторы фактически трактовали его как фон. «Фон для параметрической структуры системы освещения, будь то кристаллическая решетка или волна, которая в этом просторном и светлом пространстве становится главным действующим лицом», – комментирует руководитель отдела концепций T+T Architects Полина Воеводина.
При этом каждый светильник предполагает возможность адресного управления, что позволит создать невероятное разнообразие световых сценариев для придуманной T+T Architects волны: она сможет менять интенсивность освещения в зависимости от времени суток и погодных условий, подсвечивать отдельные зоны при подходе к ним людей, создавать мерцающий эффект и т.д. А для того, чтобы сделать смету проекта более гуманной, архитекторы предлагают третий вариант – использовать в качестве базового элемента «волны» не лампу, а фигуру из оргстекла или пластика. Благодаря своей вогнутой форме, вместе эти фигуры образуют тот же эффектно развивающийся над вестибюлем шлейф, а необходимый эффект создается при помощи подсветки прожекторами всей структуры с разных сторон. Кстати, такое решение, помимо более низкой стоимости, имеет и дополнительные плюсы в виде интересной игры светотени и отражений. А если добавить сюда еще и проектор, то из просто эффектного светильника «волна» превратится в многофункциональный медиаобъект.