English version

В ритме города, в балансе с природой

Бизнес-центр, придуманный Андреем Романовым и Екатериной Кузнецовой, продолжает «зеленую» линию проектов бюро ADM, воплощающих идеи взаимодействия и взаимоуважения природы и архитектуры.

Автор текста:
Алла Павликова

11 Марта 2013
mainImg
Мастерская:
ADM
Проект:
Бизнес-центр в Подмосковье
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Андрей Романов, Екатерина Кузнецова

2012
Участок проектирования расположен в западной части Московской области, недалеко от Шереметьево-2, на залесенной территории, которая пока находится в стороне от какой-либо застройки и инфраструктуры, но благодаря своей близости к автомагистрали в ближайшее время будет развиваться. В прошлом году на концепцию ее застройки был проведен закрытый международный конкурс. В числе участников этого состязания рядом с иностранными коллегами оказалось архитектурное бюро ADM, которое в результате и стало победителем.

Заказчик поставил перед архитекторами непростую и одновременно интересную урбанистическую задачу – создать буквально на пустом месте масштабный и насыщенный бизнес-центр с современными офисами европейского уровня, предназначенными предположительно для международных компаний, гостиницей и вместительным паркингом. Все это следовало расположить на площадке довольно сложной конфигурации, очертания которой напоминают то ли жирафа, то ли динозавра с длинной шеей, устремленной на северо-восток. Длинная и узкая «шея» в виду своих нестандартных параметров была наиболее проблемной частью территории, поскольку любое здание, построенное здесь, оказывалось бы обособленным, отрезанным от остальной застройки.
Бизнес-центр в Подмосковье. Фрагмент озелененного навеса. Вид из окон офисов. Проект, 2012 © ADM

Поэтому архитекторы ADM предложили поделить территорию на две зоны. В одной – сконцентрировать все значимые объекты комплекса, в другой, узкой – разместить многоуровневый паркинг. Учитывая необходимость максимально сохранить растущие на участке деревья, паркинг решено было сделать надземным. В результате шестиуровневый гараж благополучно занял «проблемную» часть территории, обеспечив необходимое для такого крупного бизнес-центра количество машиномест.

Что же касается основной юго-западной части, то здесь Андрей Романов и Екатерина Кузнецова предложили вместо стандартного делового центра – концепцию пусть небольшого, но уютного и самодостаточного города, органично и бережно встроенного в зеленый лесной массив. Полное отсутствие цивилизации вокруг обязывало создать ее внутри осваиваемого пространства. Так появилась идея широкого пешеходного бульвара. Он начинается от остановки общественного транспорта, сразу за которой расположен ресепшн – прозрачное, полностью остекленное овальное здание (этот прием – входного блока с прозрачными стенами, проницаемого и поэтом удружелюбного, архитекторы отработали несколько лет назад, проектируя бизнес-центр в Наставническом переулке). Пройдя сквозь ресепшн, человек оказывается под высоким, живописно извивающимся навесом, накрывающим все пространство бульвара от начала и до конца.
Бизнес-центр в Подмосковье. Остекленный ресепшн. Вид на комплекс с дороги. Проект, 2012 © ADM

Мощеная дорога, словно река, совершая плавный ход между стройных сосен, причудливыми волнами одну за другой захватывает площадки офисных башен, выплескивается рукавом в сторону паркинга, краешком гребня задевает четырехугольный участок гостиницы и так же изящно и неторопливо возвращается в исходную точку, замыкаясь в кольцо. Внутри кольца оставлен нетронутым островок соснового бора.
Бизнес-центр в Подмосковье. Генплан. Проект, 2012 © ADM

Кровля навеса над променадом покрыта травой, по которой кое-где разбросаны камни, наследство японского сада. Так что сверху из офисов будет видна широкая зеленая лента, пронизанная стволами сосен – прямо-таки мечта фантаста, зеленый, многоуровненый город. Между тем под «зеленым покрывалом» бурно кипит жизнь. То тут, то там бульвар оживляется уличными кафе, небольшими магазинами, местами для отдыха – одним словом, это настоящая городская улица, место встречи и общения людей. Променад решает не только прагматическую коммуникационную задачу, но, озелененный и благоустроенный, насыщенный общественными пространствами, городской мебелью и уличными фонарями, он формирует человеческий масштаб восприятия комплекса. Улица объединяет и связывает все здания, заставляя их жить и работать в едином ритме – ритме города. И, тем не менее, несмотря на насыщенность жизни бульвара и даже несмотря на то, что (очень изредка) по нему будут проезжать автомобили V.I.P.-персон, пространство «офисного променада» больше напоминает парковое – живописное, природное, лесное, с множеством деревьев. Архитекторы сохраняют деревья, растущие посреди мостовой, аккуратно проводя их стволы сквозь круглые отверстия в зеленом навесе. А поддерживающие крышу наклоненные под разными углами опоры вторят сосновым стволам, как будто бы настаивая на своей причастности к окружающему лесу.
Бизнес-центр в Подмосковье. Улица под волнообразным навесом. Проект, 2012 © ADM

Собственно, главная составляющая комплекса – семь стеклянных башен с прямоугольным планом (позволяющим добиться наименьших потерь полезной площади). Их верхушки эффектно срезаны по косой, а самая высокая башня достигает 75 метров. На фасадах стекло в асимметричном порядке чередуется с прямоугольниками деревянных панелей: это делает башни чуть разнообразнее и теплее. Шесть высоток офисные, они поставлены парами друг напротив друга по кольцу главной улицы. Седьмая, поставленная чуть поодаль, в северо-восточном выступе участка, и обращенная лицом к магистрали, предназначена для гостиницы международного уровня.

Панорамное остекление фасадов позволит будущим сотрудникам офисов любоваться окружающими видами. Однако этого авторам проекта показалось мало. По словам Андрея Романова, они хотели буквально интегрировать стеклянные высотки в лес, несмотря на то, что те поднимаются несравнимо выше самых высоких сосен. Пытаясь усилить эффект присутствия, архитекторы добавили к строгим объемам башен консольные выносы, зависающие над лесом со стороны променада. В консолях помещены просторные переговорные комнаты со стеклянными от потолка до пола стенами. У человека, находящегося внутри такого пространства, несомненно, захватит дух от ощущения полета: переговорная буквально парит в пространстве над лесом. Ее интерьер, с одной стороны, будет открыт природному окружению, погружен в небо; с другой стороны, здесь безусловно звучит и тема преодоления природы, прежде всего тяготения, интонация любования и ландшафтом и техническими возможностями человека, вознесшегося над ним в своей пространственной «капсуле».
Бизнес-центр в Подмосковье. Переговорные комнаты внутри стеклянных консолей. Проект, 2012 © ADM

zooming
Бизнес-центр в Подмосковье. Консольные выносы. Зависание над лесом. Проект, 2012 © ADM

Итак, архитекторы ADM выращивают среди сосен лес небоскребов. Впечатляет сочетание откровенного офисного техницизма стеклянных башен с зависшими в пространстве прозрачными консолями – и внимания к деталям, к траве и деревьям, к качеству общественного пространства: открытого людям и природы, развитого и одновременно спокойного, лесного. Эти темы архитекторы ADM разрабатывают в течение нескольких последних лет: сейчас бюро заканчивает строительство нескольких офисных комплексов, каждый из которых сочетает в себе легкую современную архитектуру, бережное отношение к каждому уже растущему на территории дереву и кусту, а также – совершенно непривычный для Москвы уровень проектирования так называемого благоустройства (городской мебели, вымостки, освещения и травы разных видов), иными словами серьезный подход к организации среды создаваемых ими бизнес-парков. Оказавшись в питательной среде необремененного ограничениями масштабного подмосковного проекта все эти качества разрослись и оформились. Неудивительно, что проект выиграл международный конкурс.


Мастерская:
ADM
Проект:
Бизнес-центр в Подмосковье
Россия, Москва

Авторский коллектив:
Андрей Романов, Екатерина Кузнецова

2012

11 Марта 2013

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
Сейчас на главной
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.