Пятый Международный семинар. Конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации. Фото А.Павликовой.
Пятый Международный семинар.
Рядом с новым парламентом уместно соседствует Сколково. Поблизости планируется расположить университетские кампусы, среди которых крупнейшие вузы страны: МГУ, МГТУ, МГИМО. Архитекторы подчеркнули, что важен не сам факт переезда, а снижение дистанции власти.
Освободившиеся административные здания, согласно предложенной концепции, должны обрести новые функции, чтобы служить городу. К примеру, перепрофилировать здания Кремля в музейный комплекс наподобие Эрмитажа.
Презентация проекта OMA, бюро «Проект Меганом», Института «Стрелка» и компании Siemens.
В предложенной концепции намечены две основные точки дислокации государственной власти: Коммунарка и промзоны вдоль Москвы-реки – территории ЗиЛа и «Магистральных улиц». Причем абсолютный приоритет имеют именно постиндустриальные пространства.
Что же до Коммунарки, то эта территория не кажется проектировщикам хоть сколько-нибудь оправданной. Тем не менее, оставаясь в рамках конкурсного задания, часть правительственных учреждений авторы спроектировали и в этой зоне. Развитие Федерального центра поддерживается размещением крупных и значимых объектов вдоль ЦКАДа.
Презентация концепции развития Московской агломерации ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН.
Отправной точкой выбрана территория трех вокзалов, где, рационально используя площади, можно разместить сразу несколько Министерств – например, Транспортное и Почтовое.
На территории Кремля архитекторы предлагают сохранить подворье Министерств, на периферию же стоит вынести только бэк-офис. Набережные вдоль стен Кремля должны стать прогулочной, парковой зоной. А автомобильные потоки, согласно проекту, будут направлены под землю – в тоннель.
Следующая остановка – Сити, где предполагается поместить таможню и энергетику. В район Университета предсказуемо переезжает Министерство образования. На станции «Калужская» размещены логистические центры. В районе МКАДа, в зоне Новых московских ворот, надежные позиции займут Министерство Юстиции и Прокуратура.
На присоединенных территориях архитекторы выделили 4 перспективных участка: Коммунарка, Десна, Троицк и Чириково, где свободно устроятся Министерства индустрии, Здравоохранения, Сельского хозяйства и др.
У микрофона – Борина Эндрю из «Antoine Grumbach et Associes».
Существующая застройка Коммунарки это пример среды довольно низкого качества, которая только невероятными усилиями может быть трансформирована и приспособлена для создания полноценного Правительственного центра. Имеется и серьезная транспортная проблема, ведь сюда подходит всего одна магистраль и та находится на значительном удалении. Поэтому в Коммунарке на сегодняшний день возможно разместить лишь некоторую часть Министерств.
Важной частью представленной концепции выступает затухающий ныне Сити. Именно здесь, по мысли авторов, должны быть сконцентрированы властные структуры.
Но, предлагая решения проблем новых территорий, Андрей Чернихов подчеркнул, что основной задачей должно оставаться развитие города в пределах МКАДа.
Андрей Чернихов, руководитель архитектурно-дизайнерской мастерской профессора IAA Чернихова А.А.
На основании детального анализа транспортной доступности для развития Правительственного центра выбраны несколько потенциальных участков – Переделкино, Аннино, Московский и все та же Коммунарка. Последняя, по словам докладчиков, сильно проигрывает остальным в отношении обеспеченности транспортом. Поэтому все внимание проектировщиков сосредоточилось на поселке Московский. И это несмотря на то, что там находятся крупнейшая городская свалка и кладбище.
Пространственное окружение Московского являет собой удручающую картину, и только проект государственного значения мог бы реанимировать эти деградированные территории. Предлагается реквалифицировать свалку, наладить сеть общественного транспорта. Помимо правительственных зданий здесь планируется возведение жилья и масштабное благоустройство. К примеру, общественные пространства предлагается превратить в крытые переходы с комфортным в любое время года микроклиматом.
Свою концепцию презентует Studio Associato Secchi-Vigano.
Совершив глубокий экскурс в историю, докладчики продемонстрировали публике самые знаменитые парламентские здания – от римского Капитолия до парламента Великобритании. На основании чего был сделан вывод, что и в архитектуре, и в местоположении столь значимого объекта важна, прежде всего, национальная идентификация.
Urban Design Associates с идеей управления водной системой Москвы.
Александр Скокан рассказал, что исторический каркас московских улиц имеет ярко выраженное центростремительное построение. Река, пересекающая город поперек, способна снять нагрузку на центральное ядро. Проектом выделены 15 перспективных участков вдоль русла Москвы-реки, где основные точки – это Сити и «ЗиЛ».
Краснопресненская набережная могла бы стать территорией развития Федерального центра. После выноса расположенного здесь Экспоцентра, состоящего из некачественных и в большинстве своем временных построек, освободится площадь для строительства крупного Финансового центра. Продолжая движение вдоль набережных Москвы-реки, Александр Скокан предложил освободить Шелепихинскую набережную для развития Сити.
Что касается Парламентского центра, то его «Остоженка» принципиально оставляет в старых границах Москвы, и ни где-нибудь, а на месте бывшей гостиницы «Россия». Зарядье – это колоссальная свободная территория в центре столицы, способная сообщить правительственным учреждениям значимость, центральность, открытость и демократичность.
Доклад Александра Скокана, руководителя АБ «Остоженка».
Среди первостепенных задач отмечается снятие проблем дефицита жилья и, разумеется, транспортной загруженности. Причем акцент сделан на экономичности решений за счет максимального использования существующей инфраструктуры.
Программа развития города выстраивается по трем направлениям: внутри (IN), т.е. в историческом центре, снаружи (EX) – на юго-западе, и где-то между (IN/EX) – имеется в виду проект так называемой «Параллельной Москвы». Это линейный город, запроектированный между двумя аэропортами. На проведенную между ними линию нанизывается множество хабов. В их числе оказывается и Федеральный центр, расположенный рядом с Коммунаркой.
Французские архитекторы компании L’AUC перед презентацией своего проекта.
Вынос сюда Правительственного центра станет стимулом к формированию вокруг него мультифункционального города, включающего и жилье, и офисы, и торговлю. По замыслу проектировщиков, это должен быть умный метрополис, интегрированный в природу.
В проекте Бофилла уже частично проработана архитектура будущего Федерального центра, комбинирующая исторические и современные элементы. Доминантой композиции является небоскреб – как символ высшей ступени власти.
Риккардо Бофилл сравнивает нарисованный им новый город с гигантским лобстером, который двумя мощными клешнями ухватился за старую Москву. Там, в исторических границах, предполагается формирование качественной и зеленой городской среды, пронизанной плотной сетью больших и маленьких улиц.
Риккардо Бофилл на фоне небоскреба нового Правительственного Центра.