Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.05.2012

Обладатели Гран-при «Перспективы-2012»: крупным планом

В апреле Михаил Бейлин и Даниил Никишин стали обладателями Гран-при смотра-конкурса «Перспектива». Публикуем обзор работ, представленных в портфолио творческой группы «Горожане/Citizenstudio», получивших столь высокую оценку жюри.

Обладатели Гран-при Даниил Никишин и Михаил Бейлин
Обладатели Гран-при Даниил Никишин и Михаил Бейлин
Михаил Бейлин и Даниил Никишин – представители нового архитектурного поколения, успевшие громко заявить о себе. Спустя два года по окончании МАрхИ молодые архитекторы организовали собственную творческую группу «Горожане/Citizenstudio». Сегодня на их счету множество престижных наград, участие в выставках и конкурсах, в том числе международных (победители конкурса «20 лучших молодых архитекторов России NEXT-2011», KIEV ISLANDS-2012 (2-место), участники выставки «АрхМосква-2011», CANNACTIONS-2012 и др.).

На суд жюри смотра «Перспектива» они представили четыре работы. Две из них это результаты участия в международных конкурсах. Третья – первый самостоятельно реализованный проект, реконструкция цеха завода «Рот Фронт» под фотогалерею «Глаз». И, наконец, четвертая – инсталляция «Москва… В ожидании расширения», реакция на изменение границ российской столицы.

«Портфолио участников, получивших Гран-при, было на голову выше всех остальных, – прокомментировал итоги конкурса член жюри Николай Лызлов, – Чего стоят одни только конкурсные проекты – основательные, с хорошей проработкой. Так что решение жюри было единогласным».

Александр Купцов – в 2006 году получивший гран-при самого первого конкурса «Перспективы», а ныне представитель судейской коллегии, признался:
«В этот раз, принимая участие в работе жюри, я очень ждал проектов, достойных Гран-при. Портфолио Михаила Бейлина и Даниила Никишина – единственное, в котором были представлены и конкурсные проекты, и реализация, и арт-объект. А, кроме того, приятно удивила широкая география проектов – Украина, Италия, Москва…».

Михаил Бейлин и Даниил Никишин рассказали обозревателю Архи.ру, что арт-объекта «Москва… В ожидании расширения» был создан достаточно давно – тогда, когда еще не было достоверно известно, как именно и в какую сторону будет расширяться столица. Архитекторы как будто предчувствовали, к чему идет дело: уже тогда они придумали образ руки, простертой над южной частью Подмосковья. Позже родился саркастический манифест, провозглашающий Москву пределом устремлений россиян, а финальное воплощение наглядно продемонстрировало личное отношение авторов к проблеме.
«Москва… В ожидании расширения». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.
«Москва… В ожидании расширения». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.
Инсталляция «Москва… В ожидании расширения». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.
Инсталляция «Москва… В ожидании расширения». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.

Иронический скепсис присущ многим творческим зарисовкам этих архитекторов. К примеру, одна из последних работ, не успевшая войти в портфолио – «Дом_с_городом» – стилизация избушки гипертрофированных масштабов, в которой интерьерообразующими деталями служат всемирно известные небоскребы – Empire State Building, Turning Torso, Torre Agbar, Willis Tower.
«Дом_с_городом». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.
«Дом_с_городом». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.

Однако крупным планом в архитектурной деятельности Михаила Бейлина и Даниила Никишина выступает отнюдь не легкий стеб, а вдумчивые и высокопрофессиональные работы. К таким работам можно смело отнести конкурсный проект благоустройства общественного пространства в Киеве «Kiev Edge», который сами авторы назвали «CENTRAL PARK». Он стал единственным российским проектом, вошедшим в число финалистов киевского конкурса, проведенного в 2011 году. По условиям конкурса необходимо было благоустроить территорию зеленого массива, которая хоть и расположена в самом центре города, но при этом лишена какой-либо инфраструктуры и программных пешеходных связей. Подступы к реке отрезаны автомагистралью, набережные изолированы от города и пребывают в запустении.

Михаил Бейлин и Даниил Никишин предложили создать единое парково-рекреационное пространство, пронизав его сеткой продольных и поперечных маршрутов. Высокие деревянные башни различной конфигурации, которые планировалось рассредоточить по всей парковой зоне, служили бы и смотровыми площадками, и арт-объектами, и хорошим ориентиром для отдыхающих – чтобы не сбиться с пути. Вдоль реки предполагалось устроить набережную-эспланаду в несколько уровней, а магистраль отгородить зелеными стенами с арочными остекленными просветами. Подход к реке обеспечивался бы посредством многочисленных переходов над автодорогой, которые сами по себе являются арт-объектами.
Но ценность проекта авторы видят даже не в преобразовании «дикого леса» в центральное место отдыха. Главная идея кроется в создании так называемого городского виртуального пространства – словами Даниила Никишина: «идеальной социальной сети». Практически это воплощается посредством установки информационных панелей, вовлекающих всех посетителей парка в русло социальной активности. Порталы создают условия для обмена информацией, открывают горожанам доступ к самым свежим новостям и событиям, к ресурсам города, позволяют выражать отношение к тем или иным преобразованиям либо вносить собственные рациональные предложения. Таким образом, выстраивается путь к демократизации и социализации внутригородских процессов.
Конкурсный проект благоустройства общественного пространства в Киеве «Central Park». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.
Конкурсный проект благоустройства общественного пространства в Киеве «Central Park». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.

Бейлину и Никишину также удалось стать финалистами международного концептуального конкурса «Parcosolare sud» на создание экопарка в Калабрии, регионе Италии. Здесь требовалось придумать идею перепрофилирования прибрежного шоссе в состав которого входили виадуки середины XX века авторства Пьера Луиджи Нерви.

Архитеторы предложили сузить автомобильное движение до двух полос (рядом построен дублер), освободив таким образом место для создания экопарка вдоль виадука. Для этого вторым ярусом выстраивается прогулочная деревянная палуба – подобие искусственного рельефа с многочисленными спусками и подъемами. Под ней прокладывается линия электропоезда, предназначенного для передвижения отдыхающих – сверху открывается завораживающая картина на зеленые склоны Калабрии.

Третьим ярусом и одновременно самой острой эстетической линией становится так называемый парк солнечной энергии, а проще говоря, многофункциональный навес. В нем три функции: защита от солнца и дождя, сбор дождевой воды и преобразование солнечной энергии. Подвижные модули солнечных панелей должны были следовать за солнцем, постоянно двигаясь как постоянно изменяющаяся кинетическая скульптура. Таким образом парк может полностью перейти на самообеспечение и даже более того – вырабатывать энергию для окружающих городов. Архитекторы подсчитали, что выработанного электричества хватит на обслуживание 8000 человек, а количество собранной за один год дождевой воды составит более 60 тысяч тонн.
Конкурсный проект экопарка в Калабрии, Италия. М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.
Конкурсный проект экопарка в Калабрии, Италия. М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO.

Аскетичное экспозиционное пространство фотогалереи «Глаз» в помещении бывшего заводского цеха было создано архитекторами фактически вручную. Металлические лестницы, белые скульптурные перегородки, обнаженные фрагменты старой кирпичной кладки, восстановленные проемы из стеклоблоков – все это чистой воды хэнд-мейд, который вкупе с непритязательностью стиля лофт довел стоимость строительства до неправдоподобно низкой цифры.
Еще одной привлекательной особенностью проекта стало увеличение исходной площади более чем на треть. Небольшой приямок глубиной чуть менее 1 м, служивший некогда для хранения орехов, был преобразован в хранилище экспонатов. Вход в галерею расположен значительно выше уровня пола, что и помогло создать полноценное складское помещение. Внушительная высота потолков (7 м) позволила разбить пространство еще на два уровня, которые были отданы собственно под экспозиции. Офисное помещение разместилось на антресольном этаже. Центральное пространство представляет собой атриум, окружающие его галерея и антресоль формируют подобие амфитеатра, что делает помещение удобным для проведения не только выставок, но и других разнообразных мероприятий, включая концерты. Таким образом, малыми средствами удалось добиться поразительного результата: переживший пожар и надолго заброшенный зал с растрескавшейся грязно-голубой плиткой на стенах и обгоревшим потолком усилиями архитекторов превратился в современную четырехуровневую галерею.
Проект реконструкции бывшего цеха завода «Рот Фронт» под фотогалерею «Глаз». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO. Фото А.Народицкого.
Проект реконструкции бывшего цеха завода «Рот Фронт» под фотогалерею «Глаз». М.Бейлин и Д.Никишин, Группа Горожане/ CITIZENSTUDIO. Фото А.Народицкого.

Вручая главную награду конкурса «Перспектива» Михаилу Бейлину и Даниилу Никишину, жюри особо отметило профессионализм представленных проектов и разнообразие решённых задач, а также выразило надежду на их дальнейшие победы уже в «Золотом сечении».