Кремль XXI века

Блогосфера в последние две недели вновь негодовала по поводу нового строительства на территории памятников – в частности, в охранной зоне Успенской церкви на Городке в Звенигороде, на площади им. Куйбышева в Самаре и особенно бурно – по поводу возведения храма на территории МГУ на Воробьевых горах. В нынешний обзор также вошли материалы, посвященные архитектурной практике – революционной технологии 3D-печати и новому руководителю «Стрелки» Юрию Григоряну.

mainImg
«Величайший памятник истории и культуры России в опасности!» – с таким заголовком в сообществе «Архитектурное наследие» недавно появилось сообщение о намерениях мэра Звенигорода Леонида Ставицкого «возродить» на территории древнего городища, которое называют Городком, кремль, устроив в нем «музей под открытым небом» для туристов: «Ни в одном другом подмосковном городе (а в Москве тем более) провести подобные работы просто нереально – все уже давно застроено. У нас же в самом сердце древнего городища – в прямом смысле слова непаханное поле», – подчеркивается в предвыборной агитке мэра. Рядом с Успенским собором XIV века по планам главы города вырастет «тщательно воссозданный в деталях комплекс древних построек – жилища наших предков XI-XIV веков, мастерские гончаров, медников, оружейников и кольчужников», по аналогии с московским «Городом мастеров» на Филях. Предполагается также очистить от наслоений оборонительные валы. «Тут же можно будет перекусить прямо в исторических интерьерах, выпить сбитня или медовухи, посмотреть на выступления фольклорных коллективов», – делится своей увлекательной программой мэр.

Автор поста zvenigorod называет инициативу «очередным безвкусным новоделом, муляжом для привлечения туристов, желающих развлечься под развесистой клюквой». «Археологическую же «начинку» предполагается раскопать на скорую руку, – убежден zvenigorod. – Мы, звенигородцы, уже знаем, что это значит на бюрократическом жаргоне. Например, «рекреационные легкие постройки в стиле «шале» на языке главного архитектора Семочкина – это коттеджи для новых русских на бесценных дунинских курганах под Звенигородом».

Если порыться в прессе, выясняется, что планы по возрождению звенигородского кремля родились еще в 2004 году. С тех пор рядом с собором уже появились некоторые новые постройки, но поляна внутри валов по-прежнему пуста. Правда, это только на первый взгляд: на самом деле здесь существует ценнейший археологический слой, и вот что по этому поводу пишут в комментариях к посту: «Считаю, что подобные реконструкции имеют право на существование. НО!!! Вне территории памятников археологии. Там, где нет ни сантиметра культурного слоя! … Можно хоть Нью-Китеж отгрохать, но настоящий памятник археологии должен остаться неприкосновенным. Помните – даже самые правильные раскопки есть уничтожение памятника».

Впрочем, у проекта нашлись и сторонники: «Как здравомыслящий человек, не могу разделить столь эмоционально-категоричную позицию», – пишет в комментариях некто И. Вадеев. – Городок в Звенигороде воссоздать можно с большой долей точности на основании научных, археологических исследований. Таким же образом возможно возродить и утраченные кремли: Рузы, Торжка, Кашина, Довмонтов город, Зарядье в Москве, Ландскрону в Питере и.т.д. Вопрос лишь в контроле специалистов и общественности за всеми работами». Этот проект, по мнению автора записи, позволит исследовать Городок и «создать великолепный музей, найти ответы на многие вопросы». Главное, по его мнению, чтобы все было выполнено «по старинной технологии, точно на выявленных фундаментах зданий и исключительно из дерева».

На сайте sobory.ru, где было размещено это письмо, его сочли очень конъюнктурным. Художник Сергей Заграевский интересуется: «Интересно, г-н Вадеев – лицо реальное или вымышленное проектантами? Надеюсь, что второе...» Кстати, по версии самого Заграевского, «в Звенигороде власти пошли по «питерскому пути» – под прикрытием чудовищного и маловероятного абсурда с застройкой Городка отвлекают внимание общественности от каких-нибудь более мелких и многочисленных нарушений исторической среды (застроенные курганы, например)…». У блоггера под ником Zvenigorodez настроение еще более пессимистичное: «В Звенигороде среди народа бытует 3 мнения: «этого не будет, так как мы все под бульдозеры ляжем», «это просто отмывка денег», «в нашем городе ВСЁ может быть (как показывает история с курганами, Первомайской улицей и другими утраченными памятниками)».

К новому строительству в охранных зонах, тем временем, подбираются и в Пскове. Местное экспертное сообщество обеспокоено предлагаемыми изменениями ПЗЗ, влекущими за собой резкое сокращение границ исторического поселения. Протестное письмо главе города в связи с этим написали сотрудники псковского музея-заповедника – его публикует недавно появившийся блог защитников исторического Пскова, который ведет зампредседателя Псковского ВООПИиКа Лев Шлосберг. В нем же отслеживается судьба и еще одного опасного для центра проекта – высотного квартала напротив Снетогорского монастыря, который по Генплану 2010 года предназначался для создания парка и спорткомплекса. 

А в Самаре очередное строительство в центре затеяла РПЦ: недавно власти под ее давлением вернулись к рассмотрению проекта восстановления разрушенного в начале 1930-х кафедрального собора на площади Куйбышева. Самарский блоггер golema выдвигает пять аргументов против реализации этого проекта, самые веские из них – градостроительные. Во-первых, линия горизонта города с момента постройки собора в 1864 году значительно изменилась: «восстановленный собор не сможет служить доминантой на фоне двух «свечек» в «европейском квартале», – считает автор. Во-вторых, «строительства храма не на первоначальном месте нарушает задумку и с точки зрения крестовой планировки площади. Т.е. главная цель дореволюционных строителей собора на сегодняшний день не актуальна для этой части города». В-третьих, многим жаль терять сложившийся в советское время ансамбль вокруг ДК им. Куйбышева (Театр оперы и балета) в стиле «сталинского ампира». Кроме того строительство на площади лишит жителей общественного пространства и уничтожит расположенный под ней т.н. бункер Калинина («Пункт управления городского округа Самара, куда эвакуируется администрация в случае чрезвычайной ситуации»).

Другие блоггеры с golema согласны, но не во всем. Например karl_snov пишет: «Да. Мало нам этого уродского т.н. «Европейского квартала», так еще и это. Хотя справедливости ради театр на площади тоже не очень красивое здание. Просто мы к нему привыкли». А 3ojlotou замечает: «Не так давно смотрел карту Самары, повергло в шок количество храмов, церквушек и т.д. Куда еще это, да еще в центре города? Зачем?» А ania_ba напоминает, что похожая история случилась не так давно в Екатеринбурге: «На площадь Труда, где фонтан Каменный цветок, собирались обратно тиснуть собор. Народ очень сильно возмущался, вроде затихло щас это дело». Кстати сам golema в целом не против строительства новых храмов: «К тому, что церкви строятся в других районах Самары, я отношусь спокойнее, некоторые мне даже нравятся, такие, как на пересечении Ставропольской и Ново-вокзальной. Достойно выглядит храм на поляне Фрунзе.  А вот в центре больше не надо. Самое большее - церковь в районе Кутякова-Водников можно было бы воссоздать». А насчет площади Куйбышева, лучшим вариантом, по его мнению, было бы просто ее благоустроить: «Мне понравилась идея Вагана Гайковича, предложенная еще в советские годы, об устройстве на площади фонтанов».

Еще одна инициатива РПЦ коснулась Москвы: священнослужители предлагают возвести новый храм на территории университетского комплекса на Воробьевых горах. Эта новость произвела настоящий раскол в студенческом сообществе. Перевес голосов оказался на стороне противников проекта, и они обратились с открытым письмом к ректору Виктору Садовничему,  в котором подчеркивается многонациональный и многоконфессиональный состав учащихся. Письмо прокомментировали сотни студентов: беспокоит их, главным образом, не столько храм как архитектурный объект, сколько факт вмешательства РПЦ в дела университета: «Так ведь и так есть Храм Св. Татьяны, церковь рядом со смотровой площадкой, да и гостиница «Университетская», что на площади Индиры Ганди, занята и управляется Паломническим центром Московской Патриархата. Куда и зачем еще? Лучше бы в МГУ восстановили абсолютно разрушенную за последнее десятилетие систему культурного досуга». В потоке возмущенных записей встречаются и редкие комментарии в защиту проекта: «А почему бы и не построить? Единственное что когда говорят «храм», сразу представляется стандартная «замыленная» постройка, здание, построенное по «архитектурным канонам» храма... Сегодня технологии шагнули вперед, а храмы одни и те же... считаю, что если так дальше пойдет и не будет «модернизации» храмов, молодые люди совсем перестанут туда ходить...»

Поскольку речь зашла о «модернизации», самое время перейти к обзору постов, посвященных современной архитектурной практике. В колонке Эдуарда Хаймана на портале Theory&Practice появилась статья, посвященная технологии 3D-печати, которая, как пишет автор, приведет в скором будущем к культурной революции. «Архитекторы упорно создают образ новой жизни города, в котором напечатать можно будет все: от женских украшений до целых кварталов», – пишет Хайман и уточняет, что качественно новый метод будет отличаться тем, что трехмерная печать «позволяет создавать механизмы сразу… В напечатанных механизмах все детали находятся уже на месте и готовы к работе, как только будет удалено лишнее сырье». Помимо дизайнеров, которые активнее других освоили этот метод, к «печатанию» зданий подбираются и архитекторы. Например, Доктор Бехрох Хошневис из Университета Южной Калифорнии, как пишет Хайман, занимается развитием технологии Contour Crafting, т.е. послойным изготовлением зданий из керамического материала. А механизм под названием D-Shape, разработанный Энрико Дини, «делает возможным создание полноразмерного здания из песчаника без человеческого вмешательства».

Тем временем, самая передовая архитектурная практика Москвы – институт «Стрелка» сообщил о том, что в новом учебном году его директором станет известный архитектор Юрий Григорян. Сейчас Григориян вместе с Михаэлем Шиндхельмом ведет исследовательскую тему «Общественное пространство», но работа его так увлекла, что руководитель бюро «Меганом» с энтузиазмом воспринял и новое предложение: «Весь рабочий процесс, который к этому вел – это было едва ли не самое интересное время в моей жизни, с точки зрения количества информации, новых контактов, размышлений, совместной работы», – делится Григорян. – Есть такая традиция, что архитекторы в какой-то момент идут преподавать... Это даже не цеховая солидарность, не профессиональная этика, а просто ты должен и все. И я тоже так пошел шесть лет назад в МАрхИ. Нельзя просто съесть это все самому».

А Музей архитектуры в своем блоге рассказывает о новом крупном международном проекте, в котором принимает участие. Речь о выставке «Architecture in Uniform» с подзаголовком «Дизайн и строительство во время Второй мировой войны», открывшейся на днях в Канадском центре архитектуры (Монреаль). Ее куратором выступил знаменитый историк архитектуры Жан-Луи Коэн – смысл его манифеста сводится к тому, что «война послужила ускорителем технологических инноваций и производства, и это привело к превосходству модернизма в архитектуре». Материалы к выставке предоставили музеи десяти стран-участниц военных действий. Блог МУАРа частично публикует советскую часть, в которую вошли Павильон трофеев в московском Парке Горького Алексея Щусева, проект послевоенного восстановления Смоленска Георгия Гольца, военные памятники Андрея Бурова, Григория Захарова, Ильи Голосова, Якова Белопольского.
zooming
Кафедральный собор в Самаре. Фото: http://golema.livejournal.com/
zooming
А.В.Щусев. Павильон боевых трофеев. ЦПКиО им. М.Горького. Москва. Перспектива. 1941 г. Из коллекций музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № Р1а 5961.
zooming
Танковый арсенал «Крайслер». Warren Township, Мичиган. Арх. Альберт Кан и коропорация «Крайслер», 1941. Автор фото Hedrich-Blessing. © Музей истории Чикаго, HB-06539-C

22 Апреля 2011

Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».