Архитекторы здесь больше не нужны?

Пожалуй, самые громкие архитектурные события последних двух недель развернулись на страницах средств массовой информации. Градостроительную политику Сергея Собянина проанализировали архитектор Кирилл Асс и критик Григорий Ревзин, и обе эти публикации вызвали в профессиональном сообществе широкий резонанс. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
С тех пор, как у руля московской администрации встал Сергей Собянин, события в градостроительной сфере свелись к отменам, запретам и приостановкам строительных проектов. Постепенно замерла на этом фоне и архитектурная жизнь, и, как считает Григорий Ревзин, для проектировщиков в Москве еще долго не будет никакой работы. «Как выяснилось, Юрий Михайлович уже назаключил с девелоперами контрактов на строительство 40 млн кв. м, и если только эти, уже заключенные контракты выполнить, то город вырастет еще на четверть, а у него уже самая высокая плотность в Европе. Так что основная задача Сергея Семеновича — разорвать эти контракты, а уж новых он точно заключать не будет. Это значит, что архитекторам больше нечего будет делать в Москве. Их услуги больше не нужны», – пишет Ревзин. И выносит профессии более чем суровый вердикт: в том, что сегодня чиновники предпочитают сотрудничать с иностранными, а не российскими архитекторами, виноваты именно последние – замарали себя конформистским сотрудничеством с властью. «Были вроде достойные талантливые люди, а осталось от них что-то такое, что всем неприятно, и им в первую очередь».

Статья архитектурного критика, опубликованная в журнале Citizen K, вызвала бурную реакцию профессионального сообщества. Наиболее остро отреагировал Союз архитекторов России, разместивший на своем сайте ответ Григорию Ревзину. Правда, решившись на эмоциональное высказывание под названием «Панихида по живым», САР так и не решился его подписать – и на сайте Союза, и на его странице в Facebook реплика опубликована анонимно.

Более лояльно по отношению к коллегам настроен архитектор Кирилл Асс. Для него поводом для выступления в прессе стало заявление главы Москомнаследия Александра Кибовского о том, что «в части хай-тека центр Москвы наелся полностью, хай-тек стал раздражающим фактором». Кибовский посетовал, что воспроизводить исторические стили у архитекторов получается плохо, но, тем не менее, если уж строить, то лучше их придерживаться. Асс считает, что таким образом московское правительство, как и при Юрие Лужкове, «опять желает повелевать архитектурными стилями». Критик отмечает, что, во-первых, хай-тека в Москве никогда не было, а были в основном невысокого качества подражания. А во-вторых, возведение зданий в «исторических стилях» чуть ли не большее зло, которое, по словам Асса, «нисколько не сохраняет городскую среду, но лишь заражает ее невыразимым дурновкусием». Асс предлагает строить в центре только хорошую современную архитектуру для «фона», поскольку появления новых влиятельных архитекторов, способных строить «в стилях», по его мнению, в ближайшее время не предвидится.

В газете «Московские новости», тем временем, появился еще один отчет, посвященный градостроительной политике нового мэра. Его автор Ольга Вендина считает действия Собянина весьма решительными, но не продуманными. Москва не соответствует требованиям времени, пишет автор, но по вопросу ее дальнейшего развития по-прежнему существуют две взаимоисключающие позиции: «мегаполис задыхается, поэтому из города необходимо вынести избыточные функции, прежде всего связанные с властью и крупным бизнесом», и другая – «только в Москве и возможно жить, здесь есть все необходимое для современной жизни и самореализации». По мнению Вендиной, мэру пока так и не удалось преодолеть противоречие между ними, поэтому его главные предприятия – борьба с пробками и ларьками – не принесли результатов.

Не менее активно в прессе обсуждается инициатива нового мэра по созданию крупных, современных общественных пространств, которые могли бы стать городскими достопримечательностями. В частности, речь о знаковых и неприлично запущенных площадках – ЦПКиО им. Горького и ВВЦ, реконструировать которые Москва намерена в ближайшие годы. О том, каким должен стать Парк Горького, Газете.ру рассказал его новый директор Сергей Капков. По мнению Григория Ревзина, сейчас уже невозможно вернуть парку пафос сталинского времени, когда люди отдыхали здесь от своих коммуналок; поэтому ЦПКиО стоит превратить в подобие центральных парков больших европейских столиц, где они являют собой «общественную роскошь». Другой известный эксперт Вячеслав Глазычев считает, что наиболее правильным вариантом было бы превращение ЦПКиО в продолжение Парка искусств: «Концепция парка должна смещаться в сторону площадки, на которой возможна самопроизвольная художественная деятельность».

Кстати, сам Сергей Капков в интервью «Московской Перспективе» пообещал, что в Диснейленд парк не будет превращен точно – в том числе и потому, что слишком большой транспортной нагрузки он выдержать не в состоянии.  «Отреставрируем входную группу… Восстановим историческую планировку – партерную часть, Пионерскую аллею, газоны, дорожки, фонтаны, почистим пруды», – обозначил Капков ближайшие планы. А пока концепция находится в стадии разработки, в парке уже начали демонтаж аттракционов: как сообщает «Коммерсант», многие из них существовали на территории парка нелегально.

На ВВЦ, тем временем, с концепцией реконструкции все решено – недавно ее опубликовали на официальном сайте выставочного комплекса. Как напоминает «Московская Перспектива», к этой территории городские власти подбирались не раз: предыдущий план развития был разработан в 2008 году, причем с докризисным размахом – он предполагал строительство более 1 млн кв. м. коммерческой недвижимости и 2,5 млрд долларов инвестиций. Потом сменился директор, потом мэр. Сегодняшняя концепция, над которой два года трудились НИиПИ Генплана и голландская компания TCN, в этом плане сдержаннее, правда, скромной ее тоже не назовешь:  4 направления развития территории (о которых мы писали подробно) предполагают в целом строительство 700-750 тысяч кв. м. новых площадей. Особенная активность будет наблюдаться, как пишут «Известия», слева от центральной аллеи, где будут построены офисы, гостиницы и прочая инфраструктура под общим названием «Центр качества жизни». Строительство запланировано, кстати, и в исторической части: в качестве доминанты тут обещают возвести павильон Российской Федерации. Глобальная перестройка завершится в 2034 году и обойдется примерно в 120 млрд рублей.

Активно привлекать инвестиции московские власти намерены и на более локальном уровне – для спасения погибающих памятников, как недавно заявил Александр Кибовский. В качестве примера «грамотного, корректного восстановления объекта на внебюджетные средства» глава комитета недавно отметил усадьбу (дом № 18а) на Малой Дмитровке, известную тем, что в ней жил один из организаторов Северного общества декабристов Михаил Митьков. Как пишет «Российская газета», частному инвестору пришлось вложить в реставрацию более $10 тысяч за 1 кв. метр.

К этому можно добавить и еще один пример – недавно оконченную реставрацию усадьбы Муравьевых-Апостолов (дом №23) по Старой Басманной улице в Москве, которую профинансировал потомок известного рода – Кристофер Муравьев-Апостол. Как рассказывает сайт MAPS, здесь были восстановлены не только объем, но и интерьеры. В доме будут совмещены музейная и жилая функции, поэтому кое-какие технологические новшества реставраторы допустили. Например, кафельные печи не будут использоваться по назначению, а превращены в воздуховоды для естественной вентиляции помещений.

И, наконец, еще одна реставрация недавно вернула жизнь памятнику – на этот раз в Нижегородской области, где спасена от разрушения единственная в мире гиперболоидная многосекционная опора линии электропередачи, созданная Владимиром Шуховым, сообщают «Известия». Эта башня на семь лет моложе Шаболовской, но признается даже более совершенной конструкцией. Из шести башен, через которые ЛЭП была протянута над Окой, сохранилась только одна, в 128 метров высотой, остальные распилили на металлолом. Средства на ее восстановление – 140 млрд рублей – выделили областные энергетики. Теперь башню от варваров охраняет сторож, а со временем ее планируется включить в туристический маршрут.

Впрочем, все эти успехи на ниве реставрации памятники не уберегли Москву от новых скандалов, связанных с объектами наследия. 9 апреля в столице начался снос замечательной инженерной постройки 1890-х годов – Веерного паровозного депо на Ленинградском вокзале. Депо, правда, памятником не является, оно лишь заявлено на охрану, поэтому Москомнаследия, поднятое по тревоге «Архнадзора», прекратить работы не смогло. Чтобы остановить снос, активисты выставили у стройплощадки дежурство. К счастью для объекта, у РЖД, как сообщает «Газета», не оказалось  разрешающих снос документов, а любое здание в границах Камер-Коллежских валов обязано пройти сносную комиссию. «Архнадзор»  уже выступил с протестным заявление и письмом на имя директора РЖД с просьбой остановить уничтожение депо. Впрочем, уже 13 апреля РЖД возобновило работы, ссылаясь на то, что объект находится на федеральной земле и вопрос о сносе решается балансодержателем.

Этот конфликт, в частности, выявил, что Москомнаследия в экстренных случаях попросту не способен остановить разрушение памятников, поскольку, как заметил советник руководителя Николай Переслегин, 294ФЗ запрещает внеплановые проверки каких-либо строек, вследствие чего действовать комитет может только через прокуратуру. Комитет намерен инициировать поправки в закон для более оперативной работы. А она может вскоре возникнуть снова: на Октябрьской (бывшей Николаевской) железной дороге под угрозой находятся еще несколько построек – «Архнадзор» называет вокзалы на станциях Спирово, Клин, круглые паровозные здания на станциях Окуловка, Малая Вишера и др.

Еще один крупный скандал, связанный с уничтожением памятника, развернулся в Подмосковье – жители Щелковского района требуют от администрации остановить застройку охранной зоны знаменитой усадьбы Гребнево, памятника федерального значения. О махинациях местной администрации с продажей участков под строительство дач в непосредственной близости от ансамбля подробно рассказывает «Газета».

В завершение обзора упомянем еще об одном громком событии, связанным с архитектурным наследием, – о передаче дома архитектора Мельникова на баланс государства. Знаменитый памятник, точнее, половину памятника владевший ею сенатор Сергей Гордеев передал в дар Музею архитектуры. Поскольку мы подробно освещали этот сюжет, то сейчас отметим лишь статью Григория Ревзина в «Коммерсанте». По мнению критика, тому, что Гордеев оставил попытки создать музей Мельникова, следует скорее огорчаться: человек имел значительный финансовый ресурс и был настоящим «фанатиком Мельникова», а вот сможет ли это сделать «физически разваливающийся Музей архитектуры» и «Министерство культуры, на котором сотни таких разваливающихся музеев», Ревзин сильно сомневается. «Все действующие государственные музеи сегодня пытаются создать попечительский совет и привлечь в него какого-нибудь олигарха, чтобы он помог музею развиваться. Здесь же для того, чтобы создать музей, потребовалось от олигарха избавиться», – разводит руками критик.
zooming
ЦПКиО Горького. 1970-е. фото: https://lh4.googleusercontent.com/
zooming
ЦПКиО Горького. Парашютная вышка. 1960-е. фото: http://i302.photobucket.com/
zooming
Концепция развития ВВЦ. Источник: http://www.kommersant.ru
zooming
Усадьба на Малой Дмитровке. фото: http://ru.wikipedia.org
zooming
Башни Шухова на берегу Оки в Нижегородской области. фото: http://i053.radikal.ru/

15 Апреля 2011

Технологии и материалы
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
Камчатский ансамбль
По проекту мастерской «Гикало Купцов Архитекторы» на живописном участке Камчатки построен загородный комплекс: он состоит из двух вилл и нескольких хозяйственных и вспомогательных построек. Вашему вниманию – рассказ об одной из вилл, а также бонус – павильон над тандыром, который архитекторы представили как небольшой храм еды: с жертвенником и генуфлекторием.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.