Архитекторы здесь больше не нужны?

Пожалуй, самые громкие архитектурные события последних двух недель развернулись на страницах средств массовой информации. Градостроительную политику Сергея Собянина проанализировали архитектор Кирилл Асс и критик Григорий Ревзин, и обе эти публикации вызвали в профессиональном сообществе широкий резонанс. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
С тех пор, как у руля московской администрации встал Сергей Собянин, события в градостроительной сфере свелись к отменам, запретам и приостановкам строительных проектов. Постепенно замерла на этом фоне и архитектурная жизнь, и, как считает Григорий Ревзин, для проектировщиков в Москве еще долго не будет никакой работы. «Как выяснилось, Юрий Михайлович уже назаключил с девелоперами контрактов на строительство 40 млн кв. м, и если только эти, уже заключенные контракты выполнить, то город вырастет еще на четверть, а у него уже самая высокая плотность в Европе. Так что основная задача Сергея Семеновича — разорвать эти контракты, а уж новых он точно заключать не будет. Это значит, что архитекторам больше нечего будет делать в Москве. Их услуги больше не нужны», – пишет Ревзин. И выносит профессии более чем суровый вердикт: в том, что сегодня чиновники предпочитают сотрудничать с иностранными, а не российскими архитекторами, виноваты именно последние – замарали себя конформистским сотрудничеством с властью. «Были вроде достойные талантливые люди, а осталось от них что-то такое, что всем неприятно, и им в первую очередь».

Статья архитектурного критика, опубликованная в журнале Citizen K, вызвала бурную реакцию профессионального сообщества. Наиболее остро отреагировал Союз архитекторов России, разместивший на своем сайте ответ Григорию Ревзину. Правда, решившись на эмоциональное высказывание под названием «Панихида по живым», САР так и не решился его подписать – и на сайте Союза, и на его странице в Facebook реплика опубликована анонимно.

Более лояльно по отношению к коллегам настроен архитектор Кирилл Асс. Для него поводом для выступления в прессе стало заявление главы Москомнаследия Александра Кибовского о том, что «в части хай-тека центр Москвы наелся полностью, хай-тек стал раздражающим фактором». Кибовский посетовал, что воспроизводить исторические стили у архитекторов получается плохо, но, тем не менее, если уж строить, то лучше их придерживаться. Асс считает, что таким образом московское правительство, как и при Юрие Лужкове, «опять желает повелевать архитектурными стилями». Критик отмечает, что, во-первых, хай-тека в Москве никогда не было, а были в основном невысокого качества подражания. А во-вторых, возведение зданий в «исторических стилях» чуть ли не большее зло, которое, по словам Асса, «нисколько не сохраняет городскую среду, но лишь заражает ее невыразимым дурновкусием». Асс предлагает строить в центре только хорошую современную архитектуру для «фона», поскольку появления новых влиятельных архитекторов, способных строить «в стилях», по его мнению, в ближайшее время не предвидится.

В газете «Московские новости», тем временем, появился еще один отчет, посвященный градостроительной политике нового мэра. Его автор Ольга Вендина считает действия Собянина весьма решительными, но не продуманными. Москва не соответствует требованиям времени, пишет автор, но по вопросу ее дальнейшего развития по-прежнему существуют две взаимоисключающие позиции: «мегаполис задыхается, поэтому из города необходимо вынести избыточные функции, прежде всего связанные с властью и крупным бизнесом», и другая – «только в Москве и возможно жить, здесь есть все необходимое для современной жизни и самореализации». По мнению Вендиной, мэру пока так и не удалось преодолеть противоречие между ними, поэтому его главные предприятия – борьба с пробками и ларьками – не принесли результатов.

Не менее активно в прессе обсуждается инициатива нового мэра по созданию крупных, современных общественных пространств, которые могли бы стать городскими достопримечательностями. В частности, речь о знаковых и неприлично запущенных площадках – ЦПКиО им. Горького и ВВЦ, реконструировать которые Москва намерена в ближайшие годы. О том, каким должен стать Парк Горького, Газете.ру рассказал его новый директор Сергей Капков. По мнению Григория Ревзина, сейчас уже невозможно вернуть парку пафос сталинского времени, когда люди отдыхали здесь от своих коммуналок; поэтому ЦПКиО стоит превратить в подобие центральных парков больших европейских столиц, где они являют собой «общественную роскошь». Другой известный эксперт Вячеслав Глазычев считает, что наиболее правильным вариантом было бы превращение ЦПКиО в продолжение Парка искусств: «Концепция парка должна смещаться в сторону площадки, на которой возможна самопроизвольная художественная деятельность».

Кстати, сам Сергей Капков в интервью «Московской Перспективе» пообещал, что в Диснейленд парк не будет превращен точно – в том числе и потому, что слишком большой транспортной нагрузки он выдержать не в состоянии.  «Отреставрируем входную группу… Восстановим историческую планировку – партерную часть, Пионерскую аллею, газоны, дорожки, фонтаны, почистим пруды», – обозначил Капков ближайшие планы. А пока концепция находится в стадии разработки, в парке уже начали демонтаж аттракционов: как сообщает «Коммерсант», многие из них существовали на территории парка нелегально.

На ВВЦ, тем временем, с концепцией реконструкции все решено – недавно ее опубликовали на официальном сайте выставочного комплекса. Как напоминает «Московская Перспектива», к этой территории городские власти подбирались не раз: предыдущий план развития был разработан в 2008 году, причем с докризисным размахом – он предполагал строительство более 1 млн кв. м. коммерческой недвижимости и 2,5 млрд долларов инвестиций. Потом сменился директор, потом мэр. Сегодняшняя концепция, над которой два года трудились НИиПИ Генплана и голландская компания TCN, в этом плане сдержаннее, правда, скромной ее тоже не назовешь:  4 направления развития территории (о которых мы писали подробно) предполагают в целом строительство 700-750 тысяч кв. м. новых площадей. Особенная активность будет наблюдаться, как пишут «Известия», слева от центральной аллеи, где будут построены офисы, гостиницы и прочая инфраструктура под общим названием «Центр качества жизни». Строительство запланировано, кстати, и в исторической части: в качестве доминанты тут обещают возвести павильон Российской Федерации. Глобальная перестройка завершится в 2034 году и обойдется примерно в 120 млрд рублей.

Активно привлекать инвестиции московские власти намерены и на более локальном уровне – для спасения погибающих памятников, как недавно заявил Александр Кибовский. В качестве примера «грамотного, корректного восстановления объекта на внебюджетные средства» глава комитета недавно отметил усадьбу (дом № 18а) на Малой Дмитровке, известную тем, что в ней жил один из организаторов Северного общества декабристов Михаил Митьков. Как пишет «Российская газета», частному инвестору пришлось вложить в реставрацию более $10 тысяч за 1 кв. метр.

К этому можно добавить и еще один пример – недавно оконченную реставрацию усадьбы Муравьевых-Апостолов (дом №23) по Старой Басманной улице в Москве, которую профинансировал потомок известного рода – Кристофер Муравьев-Апостол. Как рассказывает сайт MAPS, здесь были восстановлены не только объем, но и интерьеры. В доме будут совмещены музейная и жилая функции, поэтому кое-какие технологические новшества реставраторы допустили. Например, кафельные печи не будут использоваться по назначению, а превращены в воздуховоды для естественной вентиляции помещений.

И, наконец, еще одна реставрация недавно вернула жизнь памятнику – на этот раз в Нижегородской области, где спасена от разрушения единственная в мире гиперболоидная многосекционная опора линии электропередачи, созданная Владимиром Шуховым, сообщают «Известия». Эта башня на семь лет моложе Шаболовской, но признается даже более совершенной конструкцией. Из шести башен, через которые ЛЭП была протянута над Окой, сохранилась только одна, в 128 метров высотой, остальные распилили на металлолом. Средства на ее восстановление – 140 млрд рублей – выделили областные энергетики. Теперь башню от варваров охраняет сторож, а со временем ее планируется включить в туристический маршрут.

Впрочем, все эти успехи на ниве реставрации памятники не уберегли Москву от новых скандалов, связанных с объектами наследия. 9 апреля в столице начался снос замечательной инженерной постройки 1890-х годов – Веерного паровозного депо на Ленинградском вокзале. Депо, правда, памятником не является, оно лишь заявлено на охрану, поэтому Москомнаследия, поднятое по тревоге «Архнадзора», прекратить работы не смогло. Чтобы остановить снос, активисты выставили у стройплощадки дежурство. К счастью для объекта, у РЖД, как сообщает «Газета», не оказалось  разрешающих снос документов, а любое здание в границах Камер-Коллежских валов обязано пройти сносную комиссию. «Архнадзор»  уже выступил с протестным заявление и письмом на имя директора РЖД с просьбой остановить уничтожение депо. Впрочем, уже 13 апреля РЖД возобновило работы, ссылаясь на то, что объект находится на федеральной земле и вопрос о сносе решается балансодержателем.

Этот конфликт, в частности, выявил, что Москомнаследия в экстренных случаях попросту не способен остановить разрушение памятников, поскольку, как заметил советник руководителя Николай Переслегин, 294ФЗ запрещает внеплановые проверки каких-либо строек, вследствие чего действовать комитет может только через прокуратуру. Комитет намерен инициировать поправки в закон для более оперативной работы. А она может вскоре возникнуть снова: на Октябрьской (бывшей Николаевской) железной дороге под угрозой находятся еще несколько построек – «Архнадзор» называет вокзалы на станциях Спирово, Клин, круглые паровозные здания на станциях Окуловка, Малая Вишера и др.

Еще один крупный скандал, связанный с уничтожением памятника, развернулся в Подмосковье – жители Щелковского района требуют от администрации остановить застройку охранной зоны знаменитой усадьбы Гребнево, памятника федерального значения. О махинациях местной администрации с продажей участков под строительство дач в непосредственной близости от ансамбля подробно рассказывает «Газета».

В завершение обзора упомянем еще об одном громком событии, связанным с архитектурным наследием, – о передаче дома архитектора Мельникова на баланс государства. Знаменитый памятник, точнее, половину памятника владевший ею сенатор Сергей Гордеев передал в дар Музею архитектуры. Поскольку мы подробно освещали этот сюжет, то сейчас отметим лишь статью Григория Ревзина в «Коммерсанте». По мнению критика, тому, что Гордеев оставил попытки создать музей Мельникова, следует скорее огорчаться: человек имел значительный финансовый ресурс и был настоящим «фанатиком Мельникова», а вот сможет ли это сделать «физически разваливающийся Музей архитектуры» и «Министерство культуры, на котором сотни таких разваливающихся музеев», Ревзин сильно сомневается. «Все действующие государственные музеи сегодня пытаются создать попечительский совет и привлечь в него какого-нибудь олигарха, чтобы он помог музею развиваться. Здесь же для того, чтобы создать музей, потребовалось от олигарха избавиться», – разводит руками критик.
zooming
ЦПКиО Горького. 1970-е. фото: https://lh4.googleusercontent.com/
zooming
ЦПКиО Горького. Парашютная вышка. 1960-е. фото: http://i302.photobucket.com/
zooming
Концепция развития ВВЦ. Источник: http://www.kommersant.ru
zooming
Усадьба на Малой Дмитровке. фото: http://ru.wikipedia.org
zooming
Башни Шухова на берегу Оки в Нижегородской области. фото: http://i053.radikal.ru/

15 Апреля 2011

Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.