Архитекторы здесь больше не нужны?

Пожалуй, самые громкие архитектурные события последних двух недель развернулись на страницах средств массовой информации. Градостроительную политику Сергея Собянина проанализировали архитектор Кирилл Асс и критик Григорий Ревзин, и обе эти публикации вызвали в профессиональном сообществе широкий резонанс. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.

mainImg
С тех пор, как у руля московской администрации встал Сергей Собянин, события в градостроительной сфере свелись к отменам, запретам и приостановкам строительных проектов. Постепенно замерла на этом фоне и архитектурная жизнь, и, как считает Григорий Ревзин, для проектировщиков в Москве еще долго не будет никакой работы. «Как выяснилось, Юрий Михайлович уже назаключил с девелоперами контрактов на строительство 40 млн кв. м, и если только эти, уже заключенные контракты выполнить, то город вырастет еще на четверть, а у него уже самая высокая плотность в Европе. Так что основная задача Сергея Семеновича — разорвать эти контракты, а уж новых он точно заключать не будет. Это значит, что архитекторам больше нечего будет делать в Москве. Их услуги больше не нужны», – пишет Ревзин. И выносит профессии более чем суровый вердикт: в том, что сегодня чиновники предпочитают сотрудничать с иностранными, а не российскими архитекторами, виноваты именно последние – замарали себя конформистским сотрудничеством с властью. «Были вроде достойные талантливые люди, а осталось от них что-то такое, что всем неприятно, и им в первую очередь».

Статья архитектурного критика, опубликованная в журнале Citizen K, вызвала бурную реакцию профессионального сообщества. Наиболее остро отреагировал Союз архитекторов России, разместивший на своем сайте ответ Григорию Ревзину. Правда, решившись на эмоциональное высказывание под названием «Панихида по живым», САР так и не решился его подписать – и на сайте Союза, и на его странице в Facebook реплика опубликована анонимно.

Более лояльно по отношению к коллегам настроен архитектор Кирилл Асс. Для него поводом для выступления в прессе стало заявление главы Москомнаследия Александра Кибовского о том, что «в части хай-тека центр Москвы наелся полностью, хай-тек стал раздражающим фактором». Кибовский посетовал, что воспроизводить исторические стили у архитекторов получается плохо, но, тем не менее, если уж строить, то лучше их придерживаться. Асс считает, что таким образом московское правительство, как и при Юрие Лужкове, «опять желает повелевать архитектурными стилями». Критик отмечает, что, во-первых, хай-тека в Москве никогда не было, а были в основном невысокого качества подражания. А во-вторых, возведение зданий в «исторических стилях» чуть ли не большее зло, которое, по словам Асса, «нисколько не сохраняет городскую среду, но лишь заражает ее невыразимым дурновкусием». Асс предлагает строить в центре только хорошую современную архитектуру для «фона», поскольку появления новых влиятельных архитекторов, способных строить «в стилях», по его мнению, в ближайшее время не предвидится.

В газете «Московские новости», тем временем, появился еще один отчет, посвященный градостроительной политике нового мэра. Его автор Ольга Вендина считает действия Собянина весьма решительными, но не продуманными. Москва не соответствует требованиям времени, пишет автор, но по вопросу ее дальнейшего развития по-прежнему существуют две взаимоисключающие позиции: «мегаполис задыхается, поэтому из города необходимо вынести избыточные функции, прежде всего связанные с властью и крупным бизнесом», и другая – «только в Москве и возможно жить, здесь есть все необходимое для современной жизни и самореализации». По мнению Вендиной, мэру пока так и не удалось преодолеть противоречие между ними, поэтому его главные предприятия – борьба с пробками и ларьками – не принесли результатов.

Не менее активно в прессе обсуждается инициатива нового мэра по созданию крупных, современных общественных пространств, которые могли бы стать городскими достопримечательностями. В частности, речь о знаковых и неприлично запущенных площадках – ЦПКиО им. Горького и ВВЦ, реконструировать которые Москва намерена в ближайшие годы. О том, каким должен стать Парк Горького, Газете.ру рассказал его новый директор Сергей Капков. По мнению Григория Ревзина, сейчас уже невозможно вернуть парку пафос сталинского времени, когда люди отдыхали здесь от своих коммуналок; поэтому ЦПКиО стоит превратить в подобие центральных парков больших европейских столиц, где они являют собой «общественную роскошь». Другой известный эксперт Вячеслав Глазычев считает, что наиболее правильным вариантом было бы превращение ЦПКиО в продолжение Парка искусств: «Концепция парка должна смещаться в сторону площадки, на которой возможна самопроизвольная художественная деятельность».

Кстати, сам Сергей Капков в интервью «Московской Перспективе» пообещал, что в Диснейленд парк не будет превращен точно – в том числе и потому, что слишком большой транспортной нагрузки он выдержать не в состоянии.  «Отреставрируем входную группу… Восстановим историческую планировку – партерную часть, Пионерскую аллею, газоны, дорожки, фонтаны, почистим пруды», – обозначил Капков ближайшие планы. А пока концепция находится в стадии разработки, в парке уже начали демонтаж аттракционов: как сообщает «Коммерсант», многие из них существовали на территории парка нелегально.

На ВВЦ, тем временем, с концепцией реконструкции все решено – недавно ее опубликовали на официальном сайте выставочного комплекса. Как напоминает «Московская Перспектива», к этой территории городские власти подбирались не раз: предыдущий план развития был разработан в 2008 году, причем с докризисным размахом – он предполагал строительство более 1 млн кв. м. коммерческой недвижимости и 2,5 млрд долларов инвестиций. Потом сменился директор, потом мэр. Сегодняшняя концепция, над которой два года трудились НИиПИ Генплана и голландская компания TCN, в этом плане сдержаннее, правда, скромной ее тоже не назовешь:  4 направления развития территории (о которых мы писали подробно) предполагают в целом строительство 700-750 тысяч кв. м. новых площадей. Особенная активность будет наблюдаться, как пишут «Известия», слева от центральной аллеи, где будут построены офисы, гостиницы и прочая инфраструктура под общим названием «Центр качества жизни». Строительство запланировано, кстати, и в исторической части: в качестве доминанты тут обещают возвести павильон Российской Федерации. Глобальная перестройка завершится в 2034 году и обойдется примерно в 120 млрд рублей.

Активно привлекать инвестиции московские власти намерены и на более локальном уровне – для спасения погибающих памятников, как недавно заявил Александр Кибовский. В качестве примера «грамотного, корректного восстановления объекта на внебюджетные средства» глава комитета недавно отметил усадьбу (дом № 18а) на Малой Дмитровке, известную тем, что в ней жил один из организаторов Северного общества декабристов Михаил Митьков. Как пишет «Российская газета», частному инвестору пришлось вложить в реставрацию более $10 тысяч за 1 кв. метр.

К этому можно добавить и еще один пример – недавно оконченную реставрацию усадьбы Муравьевых-Апостолов (дом №23) по Старой Басманной улице в Москве, которую профинансировал потомок известного рода – Кристофер Муравьев-Апостол. Как рассказывает сайт MAPS, здесь были восстановлены не только объем, но и интерьеры. В доме будут совмещены музейная и жилая функции, поэтому кое-какие технологические новшества реставраторы допустили. Например, кафельные печи не будут использоваться по назначению, а превращены в воздуховоды для естественной вентиляции помещений.

И, наконец, еще одна реставрация недавно вернула жизнь памятнику – на этот раз в Нижегородской области, где спасена от разрушения единственная в мире гиперболоидная многосекционная опора линии электропередачи, созданная Владимиром Шуховым, сообщают «Известия». Эта башня на семь лет моложе Шаболовской, но признается даже более совершенной конструкцией. Из шести башен, через которые ЛЭП была протянута над Окой, сохранилась только одна, в 128 метров высотой, остальные распилили на металлолом. Средства на ее восстановление – 140 млрд рублей – выделили областные энергетики. Теперь башню от варваров охраняет сторож, а со временем ее планируется включить в туристический маршрут.

Впрочем, все эти успехи на ниве реставрации памятники не уберегли Москву от новых скандалов, связанных с объектами наследия. 9 апреля в столице начался снос замечательной инженерной постройки 1890-х годов – Веерного паровозного депо на Ленинградском вокзале. Депо, правда, памятником не является, оно лишь заявлено на охрану, поэтому Москомнаследия, поднятое по тревоге «Архнадзора», прекратить работы не смогло. Чтобы остановить снос, активисты выставили у стройплощадки дежурство. К счастью для объекта, у РЖД, как сообщает «Газета», не оказалось  разрешающих снос документов, а любое здание в границах Камер-Коллежских валов обязано пройти сносную комиссию. «Архнадзор»  уже выступил с протестным заявление и письмом на имя директора РЖД с просьбой остановить уничтожение депо. Впрочем, уже 13 апреля РЖД возобновило работы, ссылаясь на то, что объект находится на федеральной земле и вопрос о сносе решается балансодержателем.

Этот конфликт, в частности, выявил, что Москомнаследия в экстренных случаях попросту не способен остановить разрушение памятников, поскольку, как заметил советник руководителя Николай Переслегин, 294ФЗ запрещает внеплановые проверки каких-либо строек, вследствие чего действовать комитет может только через прокуратуру. Комитет намерен инициировать поправки в закон для более оперативной работы. А она может вскоре возникнуть снова: на Октябрьской (бывшей Николаевской) железной дороге под угрозой находятся еще несколько построек – «Архнадзор» называет вокзалы на станциях Спирово, Клин, круглые паровозные здания на станциях Окуловка, Малая Вишера и др.

Еще один крупный скандал, связанный с уничтожением памятника, развернулся в Подмосковье – жители Щелковского района требуют от администрации остановить застройку охранной зоны знаменитой усадьбы Гребнево, памятника федерального значения. О махинациях местной администрации с продажей участков под строительство дач в непосредственной близости от ансамбля подробно рассказывает «Газета».

В завершение обзора упомянем еще об одном громком событии, связанным с архитектурным наследием, – о передаче дома архитектора Мельникова на баланс государства. Знаменитый памятник, точнее, половину памятника владевший ею сенатор Сергей Гордеев передал в дар Музею архитектуры. Поскольку мы подробно освещали этот сюжет, то сейчас отметим лишь статью Григория Ревзина в «Коммерсанте». По мнению критика, тому, что Гордеев оставил попытки создать музей Мельникова, следует скорее огорчаться: человек имел значительный финансовый ресурс и был настоящим «фанатиком Мельникова», а вот сможет ли это сделать «физически разваливающийся Музей архитектуры» и «Министерство культуры, на котором сотни таких разваливающихся музеев», Ревзин сильно сомневается. «Все действующие государственные музеи сегодня пытаются создать попечительский совет и привлечь в него какого-нибудь олигарха, чтобы он помог музею развиваться. Здесь же для того, чтобы создать музей, потребовалось от олигарха избавиться», – разводит руками критик.
zooming
ЦПКиО Горького. 1970-е. фото: https://lh4.googleusercontent.com/
zooming
ЦПКиО Горького. Парашютная вышка. 1960-е. фото: http://i302.photobucket.com/
zooming
Концепция развития ВВЦ. Источник: http://www.kommersant.ru
zooming
Усадьба на Малой Дмитровке. фото: http://ru.wikipedia.org
zooming
Башни Шухова на берегу Оки в Нижегородской области. фото: http://i053.radikal.ru/

15 Апреля 2011

Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.