Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.04.2011

Архитекторы здесь больше не нужны?

Наталья Коряковская

Пожалуй, самые громкие архитектурные события последних двух недель развернулись на страницах средств массовой информации. Градостроительную политику Сергея Собянина проанализировали архитектор Кирилл Асс и критик Григорий Ревзин, и обе эти публикации вызвали в профессиональном сообществе широкий резонанс. Об этих и других новостях читайте в нашем новом обзоре прессы.

ЦПКиО Горького. 1970-е. фото: https://lh4.googleusercontent.com/
ЦПКиО Горького. 1970-е. фото: https://lh4.googleusercontent.com/
С тех пор, как у руля московской администрации встал Сергей Собянин, события в градостроительной сфере свелись к отменам, запретам и приостановкам строительных проектов. Постепенно замерла на этом фоне и архитектурная жизнь, и, как считает Григорий Ревзин, для проектировщиков в Москве еще долго не будет никакой работы. «Как выяснилось, Юрий Михайлович уже назаключил с девелоперами контрактов на строительство 40 млн кв. м, и если только эти, уже заключенные контракты выполнить, то город вырастет еще на четверть, а у него уже самая высокая плотность в Европе. Так что основная задача Сергея Семеновича — разорвать эти контракты, а уж новых он точно заключать не будет. Это значит, что архитекторам больше нечего будет делать в Москве. Их услуги больше не нужны», – пишет Ревзин. И выносит профессии более чем суровый вердикт: в том, что сегодня чиновники предпочитают сотрудничать с иностранными, а не российскими архитекторами, виноваты именно последние – замарали себя конформистским сотрудничеством с властью. «Были вроде достойные талантливые люди, а осталось от них что-то такое, что всем неприятно, и им в первую очередь».

Статья архитектурного критика, опубликованная в журнале Citizen K, вызвала бурную реакцию профессионального сообщества. Наиболее остро отреагировал Союз архитекторов России, разместивший на своем сайте ответ Григорию Ревзину. Правда, решившись на эмоциональное высказывание под названием «Панихида по живым», САР так и не решился его подписать – и на сайте Союза, и на его странице в Facebook реплика опубликована анонимно.

Более лояльно по отношению к коллегам настроен архитектор Кирилл Асс. Для него поводом для выступления в прессе стало заявление главы Москомнаследия Александра Кибовского о том, что «в части хай-тека центр Москвы наелся полностью, хай-тек стал раздражающим фактором». Кибовский посетовал, что воспроизводить исторические стили у архитекторов получается плохо, но, тем не менее, если уж строить, то лучше их придерживаться. Асс считает, что таким образом московское правительство, как и при Юрие Лужкове, «опять желает повелевать архитектурными стилями». Критик отмечает, что, во-первых, хай-тека в Москве никогда не было, а были в основном невысокого качества подражания. А во-вторых, возведение зданий в «исторических стилях» чуть ли не большее зло, которое, по словам Асса, «нисколько не сохраняет городскую среду, но лишь заражает ее невыразимым дурновкусием». Асс предлагает строить в центре только хорошую современную архитектуру для «фона», поскольку появления новых влиятельных архитекторов, способных строить «в стилях», по его мнению, в ближайшее время не предвидится.

В газете «Московские новости», тем временем, появился еще один отчет, посвященный градостроительной политике нового мэра. Его автор Ольга Вендина считает действия Собянина весьма решительными, но не продуманными. Москва не соответствует требованиям времени, пишет автор, но по вопросу ее дальнейшего развития по-прежнему существуют две взаимоисключающие позиции: «мегаполис задыхается, поэтому из города необходимо вынести избыточные функции, прежде всего связанные с властью и крупным бизнесом», и другая – «только в Москве и возможно жить, здесь есть все необходимое для современной жизни и самореализации». По мнению Вендиной, мэру пока так и не удалось преодолеть противоречие между ними, поэтому его главные предприятия – борьба с пробками и ларьками – не принесли результатов.

Не менее активно в прессе обсуждается инициатива нового мэра по созданию крупных, современных общественных пространств, которые могли бы стать городскими достопримечательностями. В частности, речь о знаковых и неприлично запущенных площадках – ЦПКиО им. Горького и ВВЦ, реконструировать которые Москва намерена в ближайшие годы. О том, каким должен стать Парк Горького, Газете.ру рассказал его новый директор Сергей Капков. По мнению Григория Ревзина, сейчас уже невозможно вернуть парку пафос сталинского времени, когда люди отдыхали здесь от своих коммуналок; поэтому ЦПКиО стоит превратить в подобие центральных парков больших европейских столиц, где они являют собой «общественную роскошь». Другой известный эксперт Вячеслав Глазычев считает, что наиболее правильным вариантом было бы превращение ЦПКиО в продолжение Парка искусств: «Концепция парка должна смещаться в сторону площадки, на которой возможна самопроизвольная художественная деятельность».

Кстати, сам Сергей Капков в интервью «Московской Перспективе» пообещал, что в Диснейленд парк не будет превращен точно – в том числе и потому, что слишком большой транспортной нагрузки он выдержать не в состоянии.  «Отреставрируем входную группу… Восстановим историческую планировку – партерную часть, Пионерскую аллею, газоны, дорожки, фонтаны, почистим пруды», – обозначил Капков ближайшие планы. А пока концепция находится в стадии разработки, в парке уже начали демонтаж аттракционов: как сообщает «Коммерсант», многие из них существовали на территории парка нелегально.

На ВВЦ, тем временем, с концепцией реконструкции все решено – недавно ее опубликовали на официальном сайте выставочного комплекса. Как напоминает «Московская Перспектива», к этой территории городские власти подбирались не раз: предыдущий план развития был разработан в 2008 году, причем с докризисным размахом – он предполагал строительство более 1 млн кв. м. коммерческой недвижимости и 2,5 млрд долларов инвестиций. Потом сменился директор, потом мэр. Сегодняшняя концепция, над которой два года трудились НИиПИ Генплана и голландская компания TCN, в этом плане сдержаннее, правда, скромной ее тоже не назовешь:  4 направления развития территории (о которых мы писали подробно) предполагают в целом строительство 700-750 тысяч кв. м. новых площадей. Особенная активность будет наблюдаться, как пишут «Известия», слева от центральной аллеи, где будут построены офисы, гостиницы и прочая инфраструктура под общим названием «Центр качества жизни». Строительство запланировано, кстати, и в исторической части: в качестве доминанты тут обещают возвести павильон Российской Федерации. Глобальная перестройка завершится в 2034 году и обойдется примерно в 120 млрд рублей.

Активно привлекать инвестиции московские власти намерены и на более локальном уровне – для спасения погибающих памятников, как недавно заявил Александр Кибовский. В качестве примера «грамотного, корректного восстановления объекта на внебюджетные средства» глава комитета недавно отметил усадьбу (дом № 18а) на Малой Дмитровке, известную тем, что в ней жил один из организаторов Северного общества декабристов Михаил Митьков. Как пишет «Российская газета», частному инвестору пришлось вложить в реставрацию более $10 тысяч за 1 кв. метр.

К этому можно добавить и еще один пример – недавно оконченную реставрацию усадьбы Муравьевых-Апостолов (дом №23) по Старой Басманной улице в Москве, которую профинансировал потомок известного рода – Кристофер Муравьев-Апостол. Как рассказывает сайт MAPS, здесь были восстановлены не только объем, но и интерьеры. В доме будут совмещены музейная и жилая функции, поэтому кое-какие технологические новшества реставраторы допустили. Например, кафельные печи не будут использоваться по назначению, а превращены в воздуховоды для естественной вентиляции помещений.

И, наконец, еще одна реставрация недавно вернула жизнь памятнику – на этот раз в Нижегородской области, где спасена от разрушения единственная в мире гиперболоидная многосекционная опора линии электропередачи, созданная Владимиром Шуховым, сообщают «Известия». Эта башня на семь лет моложе Шаболовской, но признается даже более совершенной конструкцией. Из шести башен, через которые ЛЭП была протянута над Окой, сохранилась только одна, в 128 метров высотой, остальные распилили на металлолом. Средства на ее восстановление – 140 млрд рублей – выделили областные энергетики. Теперь башню от варваров охраняет сторож, а со временем ее планируется включить в туристический маршрут.

Впрочем, все эти успехи на ниве реставрации памятники не уберегли Москву от новых скандалов, связанных с объектами наследия. 9 апреля в столице начался снос замечательной инженерной постройки 1890-х годов – Веерного паровозного депо на Ленинградском вокзале. Депо, правда, памятником не является, оно лишь заявлено на охрану, поэтому Москомнаследия, поднятое по тревоге «Архнадзора», прекратить работы не смогло. Чтобы остановить снос, активисты выставили у стройплощадки дежурство. К счастью для объекта, у РЖД, как сообщает «Газета», не оказалось  разрешающих снос документов, а любое здание в границах Камер-Коллежских валов обязано пройти сносную комиссию. «Архнадзор»  уже выступил с протестным заявление и письмом на имя директора РЖД с просьбой остановить уничтожение депо. Впрочем, уже 13 апреля РЖД возобновило работы, ссылаясь на то, что объект находится на федеральной земле и вопрос о сносе решается балансодержателем.

Этот конфликт, в частности, выявил, что Москомнаследия в экстренных случаях попросту не способен остановить разрушение памятников, поскольку, как заметил советник руководителя Николай Переслегин, 294ФЗ запрещает внеплановые проверки каких-либо строек, вследствие чего действовать комитет может только через прокуратуру. Комитет намерен инициировать поправки в закон для более оперативной работы. А она может вскоре возникнуть снова: на Октябрьской (бывшей Николаевской) железной дороге под угрозой находятся еще несколько построек – «Архнадзор» называет вокзалы на станциях Спирово, Клин, круглые паровозные здания на станциях Окуловка, Малая Вишера и др.

Еще один крупный скандал, связанный с уничтожением памятника, развернулся в Подмосковье – жители Щелковского района требуют от администрации остановить застройку охранной зоны знаменитой усадьбы Гребнево, памятника федерального значения. О махинациях местной администрации с продажей участков под строительство дач в непосредственной близости от ансамбля подробно рассказывает «Газета».

В завершение обзора упомянем еще об одном громком событии, связанным с архитектурным наследием, – о передаче дома архитектора Мельникова на баланс государства. Знаменитый памятник, точнее, половину памятника владевший ею сенатор Сергей Гордеев передал в дар Музею архитектуры. Поскольку мы подробно освещали этот сюжет, то сейчас отметим лишь статью Григория Ревзина в «Коммерсанте». По мнению критика, тому, что Гордеев оставил попытки создать музей Мельникова, следует скорее огорчаться: человек имел значительный финансовый ресурс и был настоящим «фанатиком Мельникова», а вот сможет ли это сделать «физически разваливающийся Музей архитектуры» и «Министерство культуры, на котором сотни таких разваливающихся музеев», Ревзин сильно сомневается. «Все действующие государственные музеи сегодня пытаются создать попечительский совет и привлечь в него какого-нибудь олигарха, чтобы он помог музею развиваться. Здесь же для того, чтобы создать музей, потребовалось от олигарха избавиться», – разводит руками критик.
ЦПКиО Горького. Парашютная вышка. 1960-е. фото: http://i302.photobucket.com/
ЦПКиО Горького. Парашютная вышка. 1960-е. фото: http://i302.photobucket.com/
Концепция развития ВВЦ. Источник: http://www.kommersant.ru
Концепция развития ВВЦ. Источник: http://www.kommersant.ru
Усадьба на Малой Дмитровке. фото: http://ru.wikipedia.org
Усадьба на Малой Дмитровке. фото: http://ru.wikipedia.org
Башни Шухова на берегу Оки в Нижегородской области. фото: http://i053.radikal.ru/
Башни Шухова на берегу Оки в Нижегородской области. фото: http://i053.radikal.ru/