«Золотые мастерки» для мастеров

31 марта в гостинице «Ренессанс-Москва» состоялась презентация ежегодного каталога лучших реализованных проектов «Качественная архитектура-2010». Подобный рейтинг вот уже в седьмой раз составляется силами самого профессионального сообщества, а бюро, признанные лучшими, награждаются «золотыми мастерками» – в знак того, что в борьбе за качество архитекторы не прочь взять в руки и строительные инструменты.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

01 Апреля 2010
mainImg
Авторитетность премии «Качественная архитектура» основана в первую очередь на том, что ее присуждают сами архитекторы. Работы, которые попадают на страницы каталога, отбираются специальной комиссией – в этом году в нее вошли Александр Асадов, Андрей Боков, Владимир Плоткин, Александр Скокан, Сергей Киселев, Сергей Скуратов и Виктор Логвинов. Однако у того, что профессионалы отдают предпочтение только самым лучшим и интересным проектам, есть и обратная сторона. Так, на страницах каталога практически не найти новые объекты – его составили постройки, уже не раз публиковавшиеся в профессиональной прессе и удостаивавшиеся различных наград. Так, «Качественной архитектурой» за 2010 год были признаны, например,  добрая половина номинантов конкурсов «Дом года-2009» и «Самый красивый дом с кирпичным фасадом», а также победители фестивалей «Под крышей дома», «Золотое сечение», «Зодчество».

Каталог премии, по традиции, состоит из четырех разделов – «жилые и общественные здания», «интерьеры», «загородные дома», «градостроительство». И если первые три номинации существуют с момента создания премии, то лучшие градостроительные проекты награждаются впервые – данная номинация пришла на смену «Экспериментальной архитектуре», исчерпавшей себя по самой банальной, то есть экономической причине.

Представлял новую номинацию руководитель «Моспроекта-4» и президент Союза архитекторов России Андрей Боков, отметивший, что важнейшим критерием оценки градостроительного проекта является не столько качество строительных материалов и технологий, сколько качество самого решения и «уровень архитектурного мышления». «Передовая западная архитектура давно уже пытается измерять этот самый уровень, – рассказал Андрей Боков, – даже слово для этого специальное придумала – sustainable. Его можно перевести как «устойчивый», но на самом деле оно означает совокупность самых разных аспектов взаимодействия здания или комплекса зданий с окружающей средой, например, уровень снижения энергозатрат, использование возобновляемых ресурсов, комфорт различных групп населения и т.д.». Лучше всего эти принципы, по мнению жюри, реализованы в восьми градостроительных проектах, выполненных российскими архитекторами. Среди них Общественно-деловой центр в Уфе ПТАМ Виссарионова, проект застройки Берегового проезда в Москве и жилой квартал R1 в поселке Рублево-Архангельское мастерской «Сергей Киселев и Партнеры», концепция застройки жилых микрорайонов № 32-33 Липецка и Особая экономическая зона в Томске бюро ABD Architects, микрорайон «Авангард» в Омске бюро «Остоженка» и два подмосковных проекта молодого архитектора Полины Ноздрачевой – реновация микрорайона №1 в Поварово и реконструкция квартала в Красноармейске.

Еще одним новшеством этого года можно считать присутствие в рейтинге сразу нескольких региональных архитектурных школ. И если проекты из Нижнего Новгорода в каталоге более чем ожидаемы (в «Качественную архитектуру-2010» вошел уже не раз отмеченный критиками Центр международной торговли НПО «Архстрой»), то Пермь стала очень интересным открытием года. В последнее время этот город все чаще упоминается в архитектурных новостях – в нем проводятся громкие международные конкурсы, а генеральный план развития разрабатывается голландским бюро KCAP. Однако в каталоге «Качественной архитектуры» опубликованы не они, а лаконичный высотный жилой комплекс «Ворота Прикамья» (Euro Towers), разработанный бюро «Сатурн-Р» под руководством Игоря Лугового. Этот проект был отмечен жюри за уникальное планировочное решение высоток, которые попарно соединены между собой не только галерейными переходами, но и единым ядром вертикальных коммуникаций.

На удивление обширным и представительным в этом году оказался раздел «Жилые и общественные здания». Казалось бы, именно этот жанр в период кризиса должен был понести наибольшие потери как в смысле количества реализаций, так и в смысле их качества, однако на деле все обстоит куда оптимистичнее. Наряду с уже широко известным московским торгово-развлекательным комплексом «Метрополис» (ABD Architects) в каталоге присутствуют и несколько ТЦ, построенных в других городах России, например, общественно-торговый центр «Экватор» в г. Реутов или административное здание по ул. Думская в Омске.

На церемонии вручения «золотых мастерков» много говорилось о качестве современного строительства и о том, насколько далеки порой реализованные здания  от первоначальных утвержденных проектов. Так, Борис Стучебрюков, получая награду для ABD Architects за упомянутый комплекс «Метрополис», не удержался от критики в адрес подрядчика – компании «Энка», которая, по его словам, сделала все, чтобы этот объект не вошел в каталог. В том, что он туда все-таки попал, есть немалая заслуга архитекторов, правда, уже не как проектировщиков, но как грамотных менеджеров и управляющих. Иными словами, качественной архитектура не рождается, а становится именно в процессе реализации проекта, при условии, что его авторы не отдают свое детище на откуп строителям, а лично контролируют все этапы работ. Пожалуй, наиболее непримиримую позицию в этом смысле занимает Сергей Скуратов, который не только постоянно бывает на стройке и лично контролирует ее ход, но и регулярно заставляет строителей исправлять допущенные ошибки. О том, насколько эффективна такая позиция, красноречиво свидетельствует «Качественная архитектура-2010»: в каталоге премии опубликовано целых три объекта бюро «Сергей Скуратов Architects» – «Даниловский форт», «Баркли плаза» и жилой дом на Мосфильмовской.

Завершился же вечер «Качественной архитектуры» весьма неожиданно. Когда все «золотые мастерки» были вручены, на сцену вышла рок-группа «Гранатный переулок» в составе Бориса Уборевича-Боровского (бас-гитара), Дмитрия Александрова (гитара, клавиши), Дмитрия Величкина (гитара), Левона Айрапетова (ударные), Александра Акимкина (гитара) и Александра Покровского (клавиши, губная гармошка). Осенью прошлого года музыканты обрели в Доме архитектора постоянную площадку для репетиций и записи, так что теперь выступления рокеров от архитектуры обещают стать регулярными. Этот импровизированный концерт очень разнообразил привычный ход церемонии и в очередной раз показал, насколько многогранны настоящие архитекторы – создаваемая ими качественная музыка, как выяснилось, отнюдь не всегда является застывшей.
Награду вручают президенту САР Андрею Бокову. Фото Натальи Коряковской.
Награду вручают Сергею Скуратову
Выступает группа «Гранатный переулок»
Центр международной торговли в Нижнем Новгороде. НПО «Архстрой»
МФК «Кристалл» в Казани. «Архитектурно-художественные мастерские архитекторов Величкина и Голованова».
ЖК «Ворота Прикамья» в Перми. «Сатурн-Р». Рук. авторского колектива И.В. Луговой
Административное здание по ул. Думская в Омске. «Омскгражданпроект». Руководиель проекта С.Ш. Хусаинов.
Общественно-торговый центр «Экватор» в г. Реутов. «КАР СТРОЙ» и «Проектное бюро »Балк".
Barkli Plaza. Сергей Скуратов.
Концепция застройки жилых микрорайонов в Липецке. ABD Architects
Жилой квартал R1 в пос. Рублево-Архангельское. «Сергей Киселев и партнеры».
Общественно-деловой центр в Уфе. ПТАМ Виссарионова.


01 Апреля 2010

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Тонкие и белые
Стальные ламели арены Match Point выполнены на высокотехнологичном производстве компании GRADAS.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Сейчас на главной
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.
Деревянный «флибустьер»
Дом Freebooter на две квартиры-дуплекса в Амстердаме с деревянными солнцезащитными ламелями и деревянно-стальной гибридной конструкцией. Авторы проекта – бюро GG-loop.
Ландшафт как мемориал
Бюро Snøhetta выиграло конкурс на проект президентской библиотеки Теодора Рузвельта рядом с национальным парком его имени в Северной Дакоте.
Третья гора
Выставочный центр традиционной китайской медицины по проекту Wutopia Lab на горе Лофушань недалеко от Гуанчжоу напоминает о принципах даосизма и древнем ландшафтном искусстве.
Радость познания
Проект «Зеленый сад» – первый этап на пути масштабных планировочных и архитектурных изменений, которые происходят в одном из ведущих частных учебных заведений России – Павловской гимназии под влиянием эволюции образовательной системы и благодаря активному участию сообщества педагогов и учеников гимназии.
Звезды для полковника
Сквер имени командира стрелковой дивизии Михаила Краснопивцева на микрорайонной окраине Калуги объединяет бронзовый памятник с современным благоустройством, нацеленным на развитие общественной жизни окрестностей.
Кристаллический ландшафт
На Тайване открылся концертный зал Тайбэйского центра музыки по проекту RUR Architecture: этот посвященный поп-музыке комплекс 11 лет назад был предметом крупного международного архитектурного конкурса.
На все времена
Сохранение наслоений разных периодов – одна из прогрессивных тенденций современной реставрации. Именно так, если говорить в целом, произошло обновление вокзала 1933 года в Иваново: на тридцатые, пятидесятые и восьмидесятые. Но довольно много добавилось и современного, так что реализованный проект правильнее называть реконструкцией.
Архитектура как инструмент обучения
Концепция благотворительной школы «Точка будущего» в Иркутске основана на новейших образовательных программах и предназначена, в числе прочего, для адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Одной из составляющих обучения должна стать архитектура здания: его структура и разные типы связанных друг с другом пространств.
Радужный небосвод
В церкви блаженной Марии Реституты в Брно архитекторы Atelier Štěpán создали клеристорий из многоцветных окон, напоминающий о радуге как о символе завета человека с Богом.
Новое в Никола-Ленивце
В конце прошлой недели состоялся 15-й, юбилейный фестиваль «Архстояние», и территория арт-парка Никола-Ленивец пополнилась тремя новыми объектами. Рассказываем о них.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Журавлик
В нашем детстве все знали историю про девочку из Японии, которая болела неизлечимой лейкемией из-за ядерных бомбардировок, и загадала сложить много журавликов прежде чем умереть. Проектируя реконструкцию здания для детского хосписа – первого в Москве – IND architects положили в основу именно эту историю. А называется проект – Дом с маяком.
На красных холмах
Павильон центра молодежной культуры для самого большого экстрим-парка в России с интерактивным фасадом и переосмыслением эстетики стрит-арта.
Метро как по учебнику
В столице Катара Дохе строится с нуля метрополитен: готовы 37 станций, спроектированных по «дизайн-руководству», разработанному бюро UNStudio.
Первый выпуск Ре-школы: наследие Ельца
Дипломники школы Наринэ Тютчевой подготовили мастер-план развития Ельца, а также концепцию сохранения трех объектов культурного наследия, предлагая решения для сохранения слободской застройки, расселения ветхого жилья и восстановления городских связей.
Керамика в ракурсе
Изогнутые керамические пластинки на фасадах исследовательского института при барселонской больнице Сан-Пау – «двойного назначения»: снаружи это натуральная терракота, а в ракурсе видна разноцветная глазурь.
Пресса: Как изменится Небесный град. Григорий Ревзин о городе...
Рядом с реальным городом у нас на глазах вырос город виртуальный, и можно с большой уверенностью утверждать, что эта пара теперь просуществует неопределенно долго. Даже более определенно — эта пара и есть город будущего при любом варианте его развития.
Машина для эмоций
Новый небоскреб в деловом районе Дефанс – башня компании Saint-Gobain, по замыслу архитекторов Valode & Pistre, должна вызывать эмоции – своей сложной формой, висячими садами, переменчивым обликом фасада.
Звучание фасада
Инсталляция «Классная игра» художника Марины Звягинцевой превратила фасад школы на севере Москвы в клавиатуру рояля и переосмыслила место школьного здания в городской среде. Публикуем интервью Марины о ее методе работы с архитектурой.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Наедине с морем
Плавучий сборный отель Punta de Mar у испанского побережья Средиземного моря – образец туризма будущего. При реализации проекта важную роль сыграло стекло Guardian Glass.
Галерейный подход
Рассказываем о концепции Центральной районной больницы вместимостью 240 мест «Гинзбург архитектс», которая заняла 1 место на конкурсе Союза архитекторов и Минздрава.
Конструктор здоровья
Публикуем концепцию типовой больницы бюро UNK project, занявшую 2 место в конкурсе, проведенном Союзом архитекторов России при участии Минздрава.
Пресса: Найдите 9 отличий: ревизия конкурсов на метро
В Москве объявили результаты очередного — пятого — конкурса на архитектурный облик станций метро. Мы решили разобраться, что происходит с 9-ю концепциями-победителями уже прошедших конкурсов и почему реализации могут оказаться совсем на них не похожими.
«Скальпель» в сердце Сити
Новая офисная башня по проекту KPF в центре Лондона благодаря своему острому силуэту получила прозвище «Скальпель». Она стоит рядом с «Корнишоном» и «Теркой для сыра».
Пресса: Вини Маас: Петербургу нужно два мэра — для центра...
Знаменитый архитектор, один из самых смелых визионеров от урбанистики в мире, руководящий партнёр бюро MVRDV Вини Маас рассказал dp.ru о том, почему окраины в Петербурге важнее центра, как вернуть город в мировой контекст, есть ли смысл развивать в городе сельское хозяйство, а также о своём проекте для Охтинского мыса.