31 марта в гостинице «Ренессанс-Москва» состоялась презентация ежегодного каталога лучших реализованных проектов «Качественная архитектура-2010». Подобный рейтинг вот уже в седьмой раз составляется силами самого профессионального сообщества, а бюро, признанные лучшими, награждаются «золотыми мастерками» – в знак того, что в борьбе за качество архитекторы не прочь взять в руки и строительные инструменты.
Авторитетность премии «Качественная архитектура» основана в первую очередь на том, что ее присуждают сами архитекторы. Работы, которые попадают на страницы каталога, отбираются специальной комиссией – в этом году в нее вошли Александр Асадов, Андрей Боков, Владимир Плоткин, Александр Скокан, Сергей Киселев, Сергей Скуратов и Виктор Логвинов. Однако у того, что профессионалы отдают предпочтение только самым лучшим и интересным проектам, есть и обратная сторона. Так, на страницах каталога практически не найти новые объекты – его составили постройки, уже не раз публиковавшиеся в профессиональной прессе и удостаивавшиеся различных наград. Так, «Качественной архитектурой» за 2010 год были признаны, например, добрая половина номинантов конкурсов «Дом года-2009» и «Самый красивый дом с кирпичным фасадом», а также победители фестивалей «Под крышей дома», «Золотое сечение», «Зодчество».
Каталог премии, по традиции, состоит из четырех разделов – «жилые и общественные здания», «интерьеры», «загородные дома», «градостроительство». И если первые три номинации существуют с момента создания премии, то лучшие градостроительные проекты награждаются впервые – данная номинация пришла на смену «Экспериментальной архитектуре», исчерпавшей себя по самой банальной, то есть экономической причине.
Представлял новую номинацию руководитель «Моспроекта-4» и президент Союза архитекторов России Андрей Боков, отметивший, что важнейшим критерием оценки градостроительного проекта является не столько качество строительных материалов и технологий, сколько качество самого решения и «уровень архитектурного мышления». «Передовая западная архитектура давно уже пытается измерять этот самый уровень, – рассказал Андрей Боков, – даже слово для этого специальное придумала – sustainable. Его можно перевести как «устойчивый», но на самом деле оно означает совокупность самых разных аспектов взаимодействия здания или комплекса зданий с окружающей средой, например, уровень снижения энергозатрат, использование возобновляемых ресурсов, комфорт различных групп населения и т.д.». Лучше всего эти принципы, по мнению жюри, реализованы в восьми градостроительных проектах, выполненных российскими архитекторами. Среди них Общественно-деловой центр в Уфе ПТАМ Виссарионова, проект застройки Берегового проезда в Москве и жилой квартал R1 в поселке Рублево-Архангельское мастерской «Сергей Киселев и Партнеры», концепция застройки жилых микрорайонов № 32-33 Липецка и Особая экономическая зона в Томске бюро ABD Architects, микрорайон «Авангард» в Омске бюро «Остоженка» и два подмосковных проекта молодого архитектора Полины Ноздрачевой – реновация микрорайона №1 в Поварово и реконструкция квартала в Красноармейске.
Еще одним новшеством этого года можно считать присутствие в рейтинге сразу нескольких региональных архитектурных школ. И если проекты из Нижнего Новгорода в каталоге более чем ожидаемы (в «Качественную архитектуру-2010» вошел уже не раз отмеченный критиками Центр международной торговли НПО «Архстрой»), то Пермь стала очень интересным открытием года. В последнее время этот город все чаще упоминается в архитектурных новостях – в нем проводятся громкие международные конкурсы, а генеральный план развития разрабатывается голландским бюро KCAP. Однако в каталоге «Качественной архитектуры» опубликованы не они, а лаконичный высотный жилой комплекс «Ворота Прикамья» (Euro Towers), разработанный бюро «Сатурн-Р» под руководством Игоря Лугового. Этот проект был отмечен жюри за уникальное планировочное решение высоток, которые попарно соединены между собой не только галерейными переходами, но и единым ядром вертикальных коммуникаций.
На удивление обширным и представительным в этом году оказался раздел «Жилые и общественные здания». Казалось бы, именно этот жанр в период кризиса должен был понести наибольшие потери как в смысле количества реализаций, так и в смысле их качества, однако на деле все обстоит куда оптимистичнее. Наряду с уже широко известным московским торгово-развлекательным комплексом «Метрополис» (ABD Architects) в каталоге присутствуют и несколько ТЦ, построенных в других городах России, например, общественно-торговый центр «Экватор» в г. Реутов или административное здание по ул. Думская в Омске.
На церемонии вручения «золотых мастерков» много говорилось о качестве современного строительства и о том, насколько далеки порой реализованные здания от первоначальных утвержденных проектов. Так, Борис Стучебрюков, получая награду для ABD Architects за упомянутый комплекс «Метрополис», не удержался от критики в адрес подрядчика – компании «Энка», которая, по его словам, сделала все, чтобы этот объект не вошел в каталог. В том, что он туда все-таки попал, есть немалая заслуга архитекторов, правда, уже не как проектировщиков, но как грамотных менеджеров и управляющих. Иными словами, качественной архитектура не рождается, а становится именно в процессе реализации проекта, при условии, что его авторы не отдают свое детище на откуп строителям, а лично контролируют все этапы работ. Пожалуй, наиболее непримиримую позицию в этом смысле занимает Сергей Скуратов, который не только постоянно бывает на стройке и лично контролирует ее ход, но и регулярно заставляет строителей исправлять допущенные ошибки. О том, насколько эффективна такая позиция, красноречиво свидетельствует «Качественная архитектура-2010»: в каталоге премии опубликовано целых три объекта бюро «Сергей Скуратов Architects» – «Даниловский форт», «Баркли плаза» и жилой дом на Мосфильмовской.
Завершился же вечер «Качественной архитектуры» весьма неожиданно. Когда все «золотые мастерки» были вручены, на сцену вышла рок-группа «Гранатный переулок» в составе Бориса Уборевича-Боровского (бас-гитара), Дмитрия Александрова (гитара, клавиши), Дмитрия Величкина (гитара), Левона Айрапетова (ударные), Александра Акимкина (гитара) и Александра Покровского (клавиши, губная гармошка). Осенью прошлого года музыканты обрели в Доме архитектора постоянную площадку для репетиций и записи, так что теперь выступления рокеров от архитектуры обещают стать регулярными. Этот импровизированный концерт очень разнообразил привычный ход церемонии и в очередной раз показал, насколько многогранны настоящие архитекторы – создаваемая ими качественная музыка, как выяснилось, отнюдь не всегда является застывшей.