19.11.2008

Вперед или назад?

В Музее архитектуры открылась выставка под интригующим названием «Вперед, в тридцатые». Ее куратор Мария Седова совершила смелую попытку собрать вместе и показать работы молодых архитекторов, ищущих свой стиль. А вот дизайнеры экспозиции и по совместительству главные экспоненты, архитекторы группы «Дети Иофана», поступили еще смелее – выставили себя, а работы остальных участников разложили на полу и завалили осенними листьями.

информация:

Куратор выставки Мария Седова и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовой
Куратор выставки Мария Седова и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовойоткрыть большое изображение

Выставка «Вперед в тридцатые» собрала под крышей Флигеля-Руины в Музее архитектуры работы архитекторов, может быть, самых молодых за всю историю музея. Это первый проект столь же молодого куратора – искусствоведа Марии Седовой, задумавшей показать нарождающееся поколение московских архитекторов, прежде всего тех, кто испытывает острый интерес к проявлению собственного стиля. А откуда и куда идут корни этого стиля – каждый из участников решает по-своему.
 
Лихое и в каком-то смысле даже провокационное название выставки поначалу многих ввело в заблуждение. Видимо, сами цифры уже стали символическими, неизбежно вызывая в памяти аллюзии на эпоху Сталина, хотя выставка-то совсем о другом. Думается, кураторы намеренно поиграли с этой символикой, не уточняя, о каких именно 30-х идет речь, и многие попались на эту провокацию, начав дискутировать о воскрешении сталинизма задолго до открытия (см. обсуждение на форуме Архи.ру).

Надо сказать, что интерес к выставке оказался очень высок – флигель-Руина едва вместил всех пришедших на открытие. Растерялся даже директор музея Давид Саркисян, которого редко можно увидеть растерянным. Не сразу нашлись, что сказать и зашедшие на выставку архитекторы Михаил Хазанов и Михаил Филиппов. А все из-за столпотворения, а еще, видимо, из-за желтых листьев, ворохом покрывавших пол. Продвигаясь по узким мосткам флигеля, толпа громко шуршала этими листьями, вдыхая их запах и разглядывала затейливую бравурно-красную инсталляцию архитектурной группы «Дети Иофана», авторов дизайна выставки.

Эта конструкция, сбитая из нетесаных досок и обтянутая красной материей, обладающая даже подобием ордерных членений, призвана обрамлять три макета группы «Дети Иофана». Один из них – макет  проекта для недавнего конкурса на «цепеллин-станцию» в Берлине. Он вовсе даже не иофановский, скорее он вызывает ассоциации с символическим романтизмом Людвига или проектом Дворца советов Ле Корбюзье – так что говорит о прямом копировании пока рано.

В том, что Борис Кондаков и Степан Липгарт все-таки не спроста называют себя «детьми» одного из столпов неоклассики, убеждает их центральный проект, развернутый на нескольких планшетах – реконструкция набережной Тараса Шевченко, выполненный в традициях 30-х с цитатами из Владимира Щуко, например, проекта Библиотеки им. Ленина, или Бориса Иофана, вспоминая его знаменитый павильон СССР на парижской выставке 1937 г. Все это копирование не лишено иронии – утверждает куратор выставки Мария Седова: «Иофаны» создают собственный новый стиль, живой и динамичный. Это вовсе не попытка в очередной раз воскресить неоклассику. И они уж никак не хотят быть неосталинистами…».

То, что показали «Дети Иофана», между тем, всего лишь половина экспозиции. Другая поначалу была незаметна и показала себя пришедшим не сразу, а постепенно – она оказалась спрятанной под ворохом листьев. Сначала мало кто обратил внимание на пол, в буквальном смысле устланный архитектурными проектами, но вскоре все уже активно разгребали ногами листву, пытаясь прочитать, что же спрятали от них куратор и дизайнеры. А это оказались проекты остальных девяти участников – выпускников МАРХИ.

Надо признать, что такой ход дизайнеров выставки впечатляющ, но, мягко говоря, своеобразен. Это же надо было додуматься, будучи одновременно дизайнерами и экспонентами – показать себя обычным заметным образом, наверху и макетами, а остальных положить на пол под ноги и под старые листья. Поступок авторитарный – тут не только скромностью не пахнет, тут иерархия почище чем во дворце советов. Получилась, вообще говоря, почти что персональная выставка, приправленная работами других участников. 

Хотя это, конечно же, всего лишь вопрос личных взаимоотношений, профессиональной этики и просто вежливости по отношению к коллегам. Может быть, все были согласны – вчерашние студенты все-таки. Посетителей же интересует прежде всего то, что получилось и как оно воспринимается. Экспозиция оказалась более чем неожиданной, полной сюрпризов и даже тонко срежиссированной, а благодаря работам тех, кто на полу – разносторонней.

Если работы «Иофанов» разрабатывают тему 1930-х, то стилевые предпочтения остальных разнообразны. Варвару Михельсон и Никиту Голышева можно, по словам Марии Седовой, назвать классицистами, другие тяготеют к минимализму, кто-то к модернизму. Однако для всех, по мнению куратора, характерно единое стремление к созданию собственного стиля, который не цитирует усвоенное наследие классики и модернизма, а вступает с ним в полемику, играет, экспериментирует. Он сквозит через архетипы классических форм, как нечто новое и свежее, как проступают проекты этих молодых архитекторов сквозь листву прошедших и уходящих стилей.

Поэтому, когда подчиняясь магической символике 30-х, я назвала эту выставку ретроспективной, куратор указала на прямо противоположную трактовку: «Возможно, это про «Иофанов», но не про выставку в целом, она никак не связана ни с политикой, ни со Сталиным, ни с режимом…. Вот «Иофаны» хотят в 1930-е, а все остальные в будущее – в 2030-е, может быть, классицист Варя Михельсон хочет в 1530-й, а кто-то замахнулся на 3030-е…». Вот такая неожиданная разновременность оказалась заложенной в концепцию экспозиции. И что всем мерещится Сталин?

Фото Марии Седовой
Фото Марии Седовойоткрыть большое изображение
Участники выставки и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовой
Участники выставки и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовой открыть большое изображение
открыть большое изображение
Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковскойоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Дмитрий Ликин
  • Анатолий Столярчук
  • Никита Бирюков
  • Екатерина Грень
  • Сергей  Орешкин
  • Антон Надточий
  • Наталия Шилова
  • Валерия Преображенская
  • Антон Ладыгин
  • Дмитрий Васильев
  • Олег Карлсон
  • Станислав Белых
  • Антон Бондаренко
  • Владимир Биндеман
  • Арсений Леонович
  • Сергей Сенкевич
  • Константин Ходнев
  • Николай Переслегин
  • Илья Уткин
  • Илья Машков
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Яр-Скрябин
  • Михаил Канунников
  • Полина Воеводина
  • Владимир Плоткин
  • Александр Бровкин
  • Карен Сапричян
  • Зураб Басария
  • Олег Мединский
  • Алексей Гинзбург
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Селивохин
  • Никита Явейн
  • Андрей Романов
  • Левон Айрапетов
  • Александр Попов
  • Вера Бутко
  • Лукаш Качмарчик
  • Павел Андреев
  • Магда Чихонь
  • Сергей Чобан
  • Никита Токарев
  • Антон Барклянский
  • Шимон Матковски
  • Магда Кмита
  • Петр Фонфара
  • Олег Шапиро
  • Юлия Тряскина
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Скуратов
  • Даниил Лоренц
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Гнездилов
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Николай Миловидов
  • Андрей Асадов
  • Георгий Трофимов
  • Владимир Ковалёв
  • Иван Кожин
  • Александр Асадов
  • Сергей Труханов
  • Тотан Кузембаев
  • Антон Лукомский
  • Всеволод Медведев
  • Александра Кузьмина
  • Игорь Шварцман
  • Алексей Курков
  • Александр Скокан
  • Сергей Переслегин
  • Юлий Борисов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters
  • Концепция развития туристического бренда Дрезны
  • ЖК Wood City
  • Контур-Парк
  • Поселок «Рафинад»

Технологии:

18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
16.05.2018

Крепче паутины

Учёные из стокгольмского Королевского технологического института создали очень крепкий биополимер из целлюлозы.
16.05.2018

Минималистичные камни, мрамор и оникс: новые гаммы керамогранита Italon

Компания Italon представила на BATIMAT RUSSIA 2018 две новые коллекции керамогранита. Charme Extra и Genesis имитируют натуральный камень и позволяют создавать небанальные сочетания цветов и фактур.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
25.04.2018

Технический портал Extranet от ALUCOBOND® предлагает множество новых удобных функций для проектировщиков

BIM-модели, шейдеры, расчет ветровых нагрузок, альбомы типовых технических решений и многое другое – на обновленном техническом портале Extranet от производителя оригинальных панелей ALUCOBOND®.
ALUCOBOND®
10.04.2018

Cенсорные дисплеи Novotouch: технологии для хай-тек интерьеров

Решения для командной работы архитекторов и дизайнеров, также как и для интерьеров общественных пространств, офисов, ресторанов.
ООО "НОВОТАЧ"
другие статьи