19.11.2008

Вперед или назад?

В Музее архитектуры открылась выставка под интригующим названием «Вперед, в тридцатые». Ее куратор Мария Седова совершила смелую попытку собрать вместе и показать работы молодых архитекторов, ищущих свой стиль. А вот дизайнеры экспозиции и по совместительству главные экспоненты, архитекторы группы «Дети Иофана», поступили еще смелее – выставили себя, а работы остальных участников разложили на полу и завалили осенними листьями.

информация:

Куратор выставки Мария Седова и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовой
Куратор выставки Мария Седова и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовой

Выставка «Вперед в тридцатые» собрала под крышей Флигеля-Руины в Музее архитектуры работы архитекторов, может быть, самых молодых за всю историю музея. Это первый проект столь же молодого куратора – искусствоведа Марии Седовой, задумавшей показать нарождающееся поколение московских архитекторов, прежде всего тех, кто испытывает острый интерес к проявлению собственного стиля. А откуда и куда идут корни этого стиля – каждый из участников решает по-своему.
 
Лихое и в каком-то смысле даже провокационное название выставки поначалу многих ввело в заблуждение. Видимо, сами цифры уже стали символическими, неизбежно вызывая в памяти аллюзии на эпоху Сталина, хотя выставка-то совсем о другом. Думается, кураторы намеренно поиграли с этой символикой, не уточняя, о каких именно 30-х идет речь, и многие попались на эту провокацию, начав дискутировать о воскрешении сталинизма задолго до открытия (см. обсуждение на форуме Архи.ру).

Надо сказать, что интерес к выставке оказался очень высок – флигель-Руина едва вместил всех пришедших на открытие. Растерялся даже директор музея Давид Саркисян, которого редко можно увидеть растерянным. Не сразу нашлись, что сказать и зашедшие на выставку архитекторы Михаил Хазанов и Михаил Филиппов. А все из-за столпотворения, а еще, видимо, из-за желтых листьев, ворохом покрывавших пол. Продвигаясь по узким мосткам флигеля, толпа громко шуршала этими листьями, вдыхая их запах и разглядывала затейливую бравурно-красную инсталляцию архитектурной группы «Дети Иофана», авторов дизайна выставки.

Эта конструкция, сбитая из нетесаных досок и обтянутая красной материей, обладающая даже подобием ордерных членений, призвана обрамлять три макета группы «Дети Иофана». Один из них – макет  проекта для недавнего конкурса на «цепеллин-станцию» в Берлине. Он вовсе даже не иофановский, скорее он вызывает ассоциации с символическим романтизмом Людвига или проектом Дворца советов Ле Корбюзье – так что говорит о прямом копировании пока рано.

В том, что Борис Кондаков и Степан Липгарт все-таки не спроста называют себя «детьми» одного из столпов неоклассики, убеждает их центральный проект, развернутый на нескольких планшетах – реконструкция набережной Тараса Шевченко, выполненный в традициях 30-х с цитатами из Владимира Щуко, например, проекта Библиотеки им. Ленина, или Бориса Иофана, вспоминая его знаменитый павильон СССР на парижской выставке 1937 г. Все это копирование не лишено иронии – утверждает куратор выставки Мария Седова: «Иофаны» создают собственный новый стиль, живой и динамичный. Это вовсе не попытка в очередной раз воскресить неоклассику. И они уж никак не хотят быть неосталинистами…».

То, что показали «Дети Иофана», между тем, всего лишь половина экспозиции. Другая поначалу была незаметна и показала себя пришедшим не сразу, а постепенно – она оказалась спрятанной под ворохом листьев. Сначала мало кто обратил внимание на пол, в буквальном смысле устланный архитектурными проектами, но вскоре все уже активно разгребали ногами листву, пытаясь прочитать, что же спрятали от них куратор и дизайнеры. А это оказались проекты остальных девяти участников – выпускников МАРХИ.

Надо признать, что такой ход дизайнеров выставки впечатляющ, но, мягко говоря, своеобразен. Это же надо было додуматься, будучи одновременно дизайнерами и экспонентами – показать себя обычным заметным образом, наверху и макетами, а остальных положить на пол под ноги и под старые листья. Поступок авторитарный – тут не только скромностью не пахнет, тут иерархия почище чем во дворце советов. Получилась, вообще говоря, почти что персональная выставка, приправленная работами других участников. 

Хотя это, конечно же, всего лишь вопрос личных взаимоотношений, профессиональной этики и просто вежливости по отношению к коллегам. Может быть, все были согласны – вчерашние студенты все-таки. Посетителей же интересует прежде всего то, что получилось и как оно воспринимается. Экспозиция оказалась более чем неожиданной, полной сюрпризов и даже тонко срежиссированной, а благодаря работам тех, кто на полу – разносторонней.

Если работы «Иофанов» разрабатывают тему 1930-х, то стилевые предпочтения остальных разнообразны. Варвару Михельсон и Никиту Голышева можно, по словам Марии Седовой, назвать классицистами, другие тяготеют к минимализму, кто-то к модернизму. Однако для всех, по мнению куратора, характерно единое стремление к созданию собственного стиля, который не цитирует усвоенное наследие классики и модернизма, а вступает с ним в полемику, играет, экспериментирует. Он сквозит через архетипы классических форм, как нечто новое и свежее, как проступают проекты этих молодых архитекторов сквозь листву прошедших и уходящих стилей.

Поэтому, когда подчиняясь магической символике 30-х, я назвала эту выставку ретроспективной, куратор указала на прямо противоположную трактовку: «Возможно, это про «Иофанов», но не про выставку в целом, она никак не связана ни с политикой, ни со Сталиным, ни с режимом…. Вот «Иофаны» хотят в 1930-е, а все остальные в будущее – в 2030-е, может быть, классицист Варя Михельсон хочет в 1530-й, а кто-то замахнулся на 3030-е…». Вот такая неожиданная разновременность оказалась заложенной в концепцию экспозиции. И что всем мерещится Сталин?

Фото Марии Седовой
Фото Марии Седовой
Участники выставки и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовой
Участники выставки и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовой
открыть большое изображение
Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковскойоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Василий Крапивин
  • Владимир Плоткин
  • Юлий Борисов
  • Никита Бирюков
  • Андрей Романов
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Чобан
  • Вера Бутко
  • Сергей  Орешкин
  • Андрей Асадов
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Кузнецова
  • Илья Машков
  • Роман Леонидов
  • Константин Ходнев
  • Евгений Герасимов
  • Александр Попов
  • Андрей Гнездилов
  • Павел Андреев
  • Антон Надточий
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Сенкевич
  • Никита Токарев
  • Владимир Биндеман
  • Антон Барклянский
  • Антон Лукомский
  • Олег Мединский
  • Юлия Тряскина
  • Карен Сапричян
  • Антон Яр-Скрябин
  • Станислав Белых
  • Александр Бровкин
  • Тотан Кузембаев
  • Дмитрий Селивохин
  • Александра Кузьмина
  • Иван Кожин
  • Даниил Лоренц
  • Полина Воеводина
  • Антон Бондаренко
  • Валерий Лукомский
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Скокан
  • Владимир Ковалёв
  • Игорь Шварцман
  • Левон Айрапетов
  • Антон Ладыгин
  • Олег Шапиро
  • Сергей Скуратов
  • Никита Явейн
  • Александр Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Анатолий Столярчук
  • Наталия Шилова
  • Алексей Курков
  • Арсений Леонович
  • Екатерина Грень
  • Михаил Канунников
  • Зураб Басария
  • Илья Уткин
  • Николай Миловидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Карлсон
  • Валерия Преображенская
  • Всеволод Медведев

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК Bauman House
  • Жилой комплекс Urban Ranch
  • Жилой комплекс «ТЫ И Я»
  • ЗИЛАРТ. 3-ая очередь. Квартал 26. «Мастер-ключ»
  • Архитектурная композиция Recycle Chapel
  • Комплекс апартаментов в микрорайоне Тушино
  • Павильон «Фермерия»
  • Проект реновации территории «Проспект Вернадского»
  • Проект застройки малоэтажными жилыми домами в респ. Карелия

Технологии:

11.09.2018

Благородный серый

Многоквартирные дома в поселке «Западная долина» облицованы фиброцементными плитами EQUITONE, которые выгодно подчеркивают лаконичные фасады и позволяют зданиям вписаться в окружающий ландшафт.
EQUITONE
24.08.2018

Затеряться в горах

Фасадные панели из фиброцемента EQUITONE помогли апарт-отелю SkyPark в Красной Поляне слиться с природным окружением.
EQUITONE
22.08.2018

Брусчатка Bockhorn: оценка из прошлого

Иван Григорьевич Малюга – профессор Николаевской инженерной академии в Петербурге, химик-технолог в своей книге начала 20 века рассказывает о брусчатке Bockhorn.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
22.08.2018

Как предотвратить потерю концентрации сотрудников в open space?

Рабочее пространство должно предоставлять четко разделенные зоны для коллективной, индивидуальной и сфокусированной работы. Эти зоны должны не конкурировать, а дополнять друг друга. Комментирует Денис Черничкин, Директор Haworth Business Interiors
HAWORTH
другие статьи