19.11.2008

Вперед или назад?

В Музее архитектуры открылась выставка под интригующим названием «Вперед, в тридцатые». Ее куратор Мария Седова совершила смелую попытку собрать вместе и показать работы молодых архитекторов, ищущих свой стиль. А вот дизайнеры экспозиции и по совместительству главные экспоненты, архитекторы группы «Дети Иофана», поступили еще смелее – выставили себя, а работы остальных участников разложили на полу и завалили осенними листьями.

информация:

Куратор выставки Мария Седова и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовой
Куратор выставки Мария Седова и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовой

Выставка «Вперед в тридцатые» собрала под крышей Флигеля-Руины в Музее архитектуры работы архитекторов, может быть, самых молодых за всю историю музея. Это первый проект столь же молодого куратора – искусствоведа Марии Седовой, задумавшей показать нарождающееся поколение московских архитекторов, прежде всего тех, кто испытывает острый интерес к проявлению собственного стиля. А откуда и куда идут корни этого стиля – каждый из участников решает по-своему.
 
Лихое и в каком-то смысле даже провокационное название выставки поначалу многих ввело в заблуждение. Видимо, сами цифры уже стали символическими, неизбежно вызывая в памяти аллюзии на эпоху Сталина, хотя выставка-то совсем о другом. Думается, кураторы намеренно поиграли с этой символикой, не уточняя, о каких именно 30-х идет речь, и многие попались на эту провокацию, начав дискутировать о воскрешении сталинизма задолго до открытия (см. обсуждение на форуме Архи.ру).

Надо сказать, что интерес к выставке оказался очень высок – флигель-Руина едва вместил всех пришедших на открытие. Растерялся даже директор музея Давид Саркисян, которого редко можно увидеть растерянным. Не сразу нашлись, что сказать и зашедшие на выставку архитекторы Михаил Хазанов и Михаил Филиппов. А все из-за столпотворения, а еще, видимо, из-за желтых листьев, ворохом покрывавших пол. Продвигаясь по узким мосткам флигеля, толпа громко шуршала этими листьями, вдыхая их запах и разглядывала затейливую бравурно-красную инсталляцию архитектурной группы «Дети Иофана», авторов дизайна выставки.

Эта конструкция, сбитая из нетесаных досок и обтянутая красной материей, обладающая даже подобием ордерных членений, призвана обрамлять три макета группы «Дети Иофана». Один из них – макет  проекта для недавнего конкурса на «цепеллин-станцию» в Берлине. Он вовсе даже не иофановский, скорее он вызывает ассоциации с символическим романтизмом Людвига или проектом Дворца советов Ле Корбюзье – так что говорит о прямом копировании пока рано.

В том, что Борис Кондаков и Степан Липгарт все-таки не спроста называют себя «детьми» одного из столпов неоклассики, убеждает их центральный проект, развернутый на нескольких планшетах – реконструкция набережной Тараса Шевченко, выполненный в традициях 30-х с цитатами из Владимира Щуко, например, проекта Библиотеки им. Ленина, или Бориса Иофана, вспоминая его знаменитый павильон СССР на парижской выставке 1937 г. Все это копирование не лишено иронии – утверждает куратор выставки Мария Седова: «Иофаны» создают собственный новый стиль, живой и динамичный. Это вовсе не попытка в очередной раз воскресить неоклассику. И они уж никак не хотят быть неосталинистами…».

То, что показали «Дети Иофана», между тем, всего лишь половина экспозиции. Другая поначалу была незаметна и показала себя пришедшим не сразу, а постепенно – она оказалась спрятанной под ворохом листьев. Сначала мало кто обратил внимание на пол, в буквальном смысле устланный архитектурными проектами, но вскоре все уже активно разгребали ногами листву, пытаясь прочитать, что же спрятали от них куратор и дизайнеры. А это оказались проекты остальных девяти участников – выпускников МАРХИ.

Надо признать, что такой ход дизайнеров выставки впечатляющ, но, мягко говоря, своеобразен. Это же надо было додуматься, будучи одновременно дизайнерами и экспонентами – показать себя обычным заметным образом, наверху и макетами, а остальных положить на пол под ноги и под старые листья. Поступок авторитарный – тут не только скромностью не пахнет, тут иерархия почище чем во дворце советов. Получилась, вообще говоря, почти что персональная выставка, приправленная работами других участников. 

Хотя это, конечно же, всего лишь вопрос личных взаимоотношений, профессиональной этики и просто вежливости по отношению к коллегам. Может быть, все были согласны – вчерашние студенты все-таки. Посетителей же интересует прежде всего то, что получилось и как оно воспринимается. Экспозиция оказалась более чем неожиданной, полной сюрпризов и даже тонко срежиссированной, а благодаря работам тех, кто на полу – разносторонней.

Если работы «Иофанов» разрабатывают тему 1930-х, то стилевые предпочтения остальных разнообразны. Варвару Михельсон и Никиту Голышева можно, по словам Марии Седовой, назвать классицистами, другие тяготеют к минимализму, кто-то к модернизму. Однако для всех, по мнению куратора, характерно единое стремление к созданию собственного стиля, который не цитирует усвоенное наследие классики и модернизма, а вступает с ним в полемику, играет, экспериментирует. Он сквозит через архетипы классических форм, как нечто новое и свежее, как проступают проекты этих молодых архитекторов сквозь листву прошедших и уходящих стилей.

Поэтому, когда подчиняясь магической символике 30-х, я назвала эту выставку ретроспективной, куратор указала на прямо противоположную трактовку: «Возможно, это про «Иофанов», но не про выставку в целом, она никак не связана ни с политикой, ни со Сталиным, ни с режимом…. Вот «Иофаны» хотят в 1930-е, а все остальные в будущее – в 2030-е, может быть, классицист Варя Михельсон хочет в 1530-й, а кто-то замахнулся на 3030-е…». Вот такая неожиданная разновременность оказалась заложенной в концепцию экспозиции. И что всем мерещится Сталин?

Фото Марии Седовой
Фото Марии Седовой
Участники выставки и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовой
Участники выставки и директор Музея архитектуры Давид Саркисян. Фото Марии Седовой
открыть большое изображение
Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковскойоткрыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Дмитрий Ликин
  • Карен Сапричян
  • Юрий Сафронов
  • Михаил Канунников
  • Сергей Сенкевич
  • Полина Воеводина
  • Владимир Плоткин
  • Александр Скокан
  • Наталия Шилова
  • Тотан Кузембаев
  • Александр Асадов
  • Роман Леонидов
  • Иван Кожин
  • Антон Бондаренко
  • Вера Бутко
  • Антон Лукомский
  • Рустам Керимов
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Асадов
  • Наталья Сидорова
  • Василий Крапивин
  • Левон Айрапетов
  • Илья Уткин
  • Александр Бровкин
  • Александра Кузьмина
  • Николай Миловидов
  • Владимир Биндеман
  • Владимир Ковалёв
  • Никита Бирюков
  • Дмитрий Васильев
  • Евгений Герасимов
  • Илья Машков
  • Андрей Гнездилов
  • Игорь Шварцман
  • Никита Явейн
  • Андрей Романов
  • Олег Шапиро
  • Павел Андреев
  • Антон Яр-Скрябин
  • Екатерина Кузнецова
  • Константин Ходнев
  • Валерий Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Попов
  • Сергей Скуратов
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Грень
  • Сергей Чобан
  • Сергей Труханов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Зураб Басария
  • Олег Мединский
  • Никита Токарев
  • Юлия Тряскина
  • Антон Надточий
  • Сергей Орешкин
  • Станислав Белых
  • Марк Сафронов
  • Наталия Зайченко
  • Валерия Преображенская
  • Иван Рубежанский
  • Сергей Кузнецов
  • Всеволод Медведев
  • Олег Карлсон
  • Арсений Леонович

Постройки и проекты (новые записи):

  • Школа №28 в Люберцах
  • Жилой комплекс Futurist
  • Концепция благоустройства ОАНО «Новая школа»
  • Отель Камчатка
  • Мастер-план международного медицинского кластера в Сколково
  • Павильон чачечных церемоний
  • Школа «Летово»
  • CO_Loft
  • Кампус МГУ

Технологии:

09.01.2019

Мыслить радикально

В апреле фонд LafargeHolcim проведёт VI форум в Каире. Его тема – «Ре-материализация строительства», с 4 по 6 апреля 2019 года мировые эксперты обсудят радикальный подход к строительным материалам, основанный на сокращении их потребления. Регистрация открыта до 31 января.
LafargeHolcim, LafargeHolcim Foundation
29.12.2018

Городской дом в природном окружении

Жилой комплекс в Риэне близ Базеля получил благодаря фасадам из клинкера Hagemeister элегантный «городской» облик.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
18.12.2018

Негорючие фасадные системы от ТЕХНОНИКОЛЬ: собираем надежный и безопасный пазл для частного домостроения

Эксперт направления «Минеральная изоляция» Компании ТЕХНОНИКОЛЬ Константин Козетов рассказывает, как обеспечить комфортный микроклимат внутри помещения круглый год и при этом сделать безопасный, долговечный, энергоэффективный и эстетически привлекательный фасад для частного дома.
другие статьи