Фантастические города, трансформирующаяся архитектура и реальные экологические проблемы: закончился первый этап V фестиваля «Открытый город»

13 Октября 2020
Закончился первый этап фестиваля архитектурного образования «Открытый город», организованного Москомархитектурой. В прошедших в рамках фестиваля воркшопах и лекциях приняли участие студенты ведущих архитектурных и строительных ВУЗов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и Уфы.

В этом году фестиваль проходит в пятый раз, за прошедшие годы он успел вырасти крупный образовательный проект, включающий лекции, воркшопы, экскурсии, офлайн- и онлайн-дискуссии и конкурсы для студентов архитектурных ВУЗов. Тема этого года – «Устойчивая архитектура и градостроительство в условиях нестабильного мира, природных катастроф и растущих мегаполисов», которую участники фестиваля трактовали максимально широко: от новой «безотходной» архитектуры в рамках циркулярной экономики до многофункциональных зданий, которые способны подстраиваться под нестабильную ситуацию, и фантастических идеальных городов.

Три недели фестиваля оказались насыщены событиями: состоялись 2 экскурсии – на реконструированный Северный речной вокзал и на территорию строящегося в районе Сколково Центра интеграции зеленых технологий «ТриНити Вилладж»; семинар о больших данных и городском планировании от компании Habidatum, дискуссия о цифровой реальности и будущем архитектуры в рамках выставки «Архмосква», а также 6 воркшопов от ведущих архитектурных и ландшафтных бюро, а также Института Генплана Москвы.
Фотография предоставлена пресс-службой фестиваля «Открытый город»

Архитектурное бюро Wowhaus выбрало темой воркшопа актуальную во всем мире проблему Recycle Arch. Вместе со студентами кураторы Гульнара Сафарова и Анастасия Измакова обсудили «трех китов» циркулярной экономики – reuse, reduce и recycle – и на примере самых актуальных проектов рассмотрели, как они «работают» в области архитектуры и строительства. Итогом воркшопа стала идея, как привлечь больше внимания профессиональной общественности к этой проблеме, которая будет реализована в виде экспозиции на итоговой выставке фестиваля. «В ходе работы мы поняли, что все участники выбрали наш воркшоп не столько из-за бюро, а потому что их по-настоящему волнует тема мусора и отходов, в том числе в архитектуре. Это действительно здорово, что новое поколение архитекторов растет таким неравнодушным к экологии», - говорит один из кураторов Гульнара Сафарова.

Бюро ASADOV провело воркшоп LIVE-WORK-PLAY City под кураторством Андрея Асадова. «Тема воркшопа – самодостаточный уютный микрогород – стала интересовать наше бюро и конкретно меня уже несколько лет назад. Я размышлял, каким бы могло быть это идеальное целостное пространство – компактное, автономное, человеческого и человечного формата, где всё – в пешей доступности. События этого года только подстегнули размышления, я стал изучать проблему вместе с участниками воркшопа – так у нас получился захватывающий и ценный взаимный обмен идеями», – рассказывает Андрей Асадов. «Из наших обсуждений, какими качествами должно обладать городское пространство, у всех участников родились совершенно разные образы. Так у нас появилась коллекция из 10 микрогородов со своим именем, характером и логикой, которые мы теперь и будем дорабатывать до самой выставки проекта “Открытый город”».

Над темой города, только фантазийного и «идеального», работали и участники воркшопа Kleinewelt Architekten под кураторством Николая и Сергея Переслегиных и Георгия Трофимова. «Мы исходили из того, что все в нашем мире постоянно меняется. То, что сегодня кажется константой, в будущем, возможно, не будет существовать. Поэтому мы решили «отменить» некоторые физические свойства нашего мира и «отпустить фантазию». В конце концов, не так редко архитектурная фантастика прошлого сбывалась, оказываясь провидческой», – говорит Сергей Переслегин. Для начала каждый участник придумал свой «идеальный» именно для него фрагмент города, а затем из 10 «идеальных мест» на воркшопе сложили 3 совершенно разных города, которые находятся как бы друг над другом и благодаря «складкам» – гипотетическим пространственно-временным тоннелям – могут связываться через разные измерения. «Это чем-то напоминает фильм Кристофера Нолана “Начало”» – уточняет Сергей Переслегин, обещая, что все станет понятно на финальной выставке проекта «Открытый город».

Бюро ABD Architects в рамках воркшопа «Многофункциональная единица» под кураторством Софии Ткач и Ильи Левянта предложило поразмышлять над более камерной задачей, чем проектирование нового города. Участникам воркшопа предложили разработать вариант архитектурной единицы, которая способна трансформироваться в зависимости от внешних воздействий. «Идея гибкости и быстрой трансформации оказалась очень близка нашим участникам», – говорит София Ткач, – «Они даже смеялись, что сами от постоянных переходов из онлайна в офлайн и наоборот, от переключений между воркшопом, работой и институтом в условиях крайней внешней нестабильности, превратились в «многофункциональные единицы». Каждый из участников воркшопа разработал свой модуль, со своей историей, атмосферой, конструктивными и интерьерными решениями, который может меняться в зависимости от внешней ситуации в мире и который можно будет продемонстрировать в онлайн или в офлайн – потому что гибкость нужна не только в теории.

Темой воркшопа ландшафтной компании ARTEZA стала «Территория здоровья», его посвятили ландшафтному оформлению социальных объектов: школ, всевозможных учебных заведений, поликлиник и пр. «За последний год мы накопили в этой теме большой опыт, которым захотели поделиться» – говорит куратор воркшопа ландшафтный архитектор Екатерина Гагарина. Ребятам рассказали про разные кейсы и предложили самим вычленить общие подходы к проектированию территорий разных объектов. Затем участников разделили на три команды и предложили им поработать над тремя разными проектами: школой, оздоровительным центром и студенческим кампусом, с тем чтобы «наложить» выведенные общие принципы уже на конкретный объект. «Главным открытием и удовольствием от воркшопа для меня стали сами участники. У них замечателен сам вектор мышления – не «туннельный», а очень открытый, они уже сейчас умеют смотреть на проблему комплексно. Многие из участников пришли на наш воркшоп не потому, что планируют стать ландшафтными архитекторами в будущем, скорее нет, а потому что хотят понимать, как строится и живет город в целом», – рассказывает Екатерина Гагарина.

В воркшопе «Долина Яузы: на пути к суперпарку» Института Генплана Москвы решили идти не по стандартному пути, придумав еще один участок парка, а выбрать проблемные узлы и над ними подумать. «Мы выбрали самые проблемные фрагменты, те, что сейчас пока «обходят», составляя парк, и стараемся подобрать какие-то ключи к тому, как их вовлечь общий маршрут. Здесь, конечно, очень много фантазии, но мне кажется, это особенно интересно», – говорит куратор воркшопа архитектор-градостроитель Виталий Лутц. В частности, участники размышляли над тем, как открыть для сквозного движения территорию Ростокинской фабрики и задействовать намытые рекой островки дикой природы внутри гранитного устья в районе набережной Говорухина.

Результаты всех шести воркшопов будут представлены на итоговой выставке «Открытого города» 19-20 ноября 2020 года в Музее архитектуры им. Щусева.

13 Октября 2020

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО