На ВДНХ завершилась первая выставка презентация «Город: Детали»

С 3 по 5 октября в 75 павильоне ВДНХ прошла выставка-презентация «Город: Детали». Она объединила дизайнеров, архитекторов и урбанистов из 11 стран мира, включая Россию, США, Германию, Францию, Италию, Нидерланды, Финляндию, Венгрию и Казахстан. На выставке площадью 15 000 кв.м. было представлено более 250 дизайнерских решений для благоустройства дворов, детских площадок, скверов и улиц как от крупных производств, так и от молодых креативных компаний.

Более 11000 гостей, около 55000 голосов: гости выставки имели возможность протестировать и опробовать в деле любой из экспонатов от “умной” остановки до интерактивной детской площадки, а затем проголосовать за понравившиеся экземпляры. По итогам выставки будет сформирован уникальный каталог, который разошлют в технические службы города.

В топ-10 объектов городского комфорта по результатам голосования москвичей вошли:
  1. Игровой комплекс «Пиратский корабль» с несколькими палубами, горкой, лестницами и скалодромом для детей старше 5 лет, «Новый парк», пр-во Польша
  2. Универсальный гамак, Taalo, Россия
  3. Многофункциональный спортивный комплекс для воркаута, Foreman, Россия
  4. Интерактивная инсталляция Fast Sculp с подвижными элементами для создания кинетических скульптур, «Мегаполис», Россия
  5. Арт-объект «шишка», Punto Design, Россия
  6. Парковая скамейка «галька» в форме больших камней, «Восток», Россия
  7. Детский игровой комплекс с домиком, горкой, скалодромом и качелями из сибирской лиственницы высокой плотности, Taalo, Россия
  8. Качели «мама и малыш» для детской площадки, предназначенные для одновременного качания маленького ребенка и взрослого или детей разных возрастов, «Наш двор – СТ», Россия
  9. Интерактивный уличный ди-джей комплекс Fono для подростков, представляющий из себя уличную площадку, ди-джей пульт, место для общения и танцпол одновременно, «Новые горизонты», пр-во Голландия
  10. Встраиваемый батут для игровых зон в парках и на детских площадках, «Новые проекты», пр-во Франция
30 спикеров из 6 стран мира, в том числе архитекторов, урбанистов, представителей компаний производителей, дизайнеров и городские власти привлекла Деловая программа.

В первый день состоялась специальная сессия, посвященная значению малых архитектурных форм в жизни города и горожан. Деловая программа второго дня выставки состояла из трех сессий: «Арт-объекты в городской среде», «Малые архитектурные формы и формирование коммьюнити добрососедства» и «Мой любимый район. Частное и общественное», в ходе которых спикеры представили самые яркие проекты новых городских пространств и поговорили о роли малых архитектурных форм в жизни города: как они формируют новые привычки общества, как влияют на общение и как нужно и дальше развивать районы Москвы.

Первая секция деловой программы: Арт-объекты в городской среде.

Приглашенные спикеры, среди которых были архитекторы и урбанисты из России, Англии и Израиля, представители компаний-производителей и городских властей показали свои проекты и обсудили для чего нужны арт-объекты, как они меняют среду и что город от них выигрывает.

Арт-объекты в городе никогда не являются просто «искусством ради искусства», рассуждали эксперты: даже если арт-объект не несет явных утилитарных функций – не является скамейкой, площадка или навигацией – у него есть своя более сложная и неявная смысловая нагрузка. Он становится новым центром притяжения, повышает уникальность среды, что особенно важно для периферийных районов, создает новое место общения и взаимодействия и усиливает привлекательность места, в том числе и инвестиционную. При этом и функциональные предметы, тот же забор или площадка, могут получить приставку арт-, если речь идет об индивидуальных проектах, разработанных и проработанных для конкретной локации.

Кирилл Губернаторов, архитектор, бюро Megabudka: «Сегодня в городе очень большая потребность в индивидуальных решениях. Жители любят, гордятся, когда рядом с их домом есть что-то уникальное, что делает их двор и их район особенным. При нестандартном подходе даже игровой лабиринт может превратиться в полноценный арт-объект».

Питер Финк, урбанист, ландшафтный архитектор, Лондон: “Искусство в городе очень выручает, когда нужно насытить смыслами новые кварталы”.

С помощью арта целые районы можно вытащить из XIX века в XXI

Вторая секция «Малые архитектурные формы и формирование коммьюнити добрососедства».

На секции собрались представители крупнейших компаний производителей игрового оборудования из России и Франции и архитектурных бюро, работающих с детскими площадками и придомовой территорией. Все эксперты сошлись во мнении, что стандартные дворовые площадки «горка – песочница – забор» однообразны и обладают малой игровой ценностью. Проектируя детскую площадку, высказались эксперты, важно думать о всех возрастных категориях детей, родителей и старшего поколения. Грамотно спланированная площадка становится значимым центром общения разных групп людей, поэтому важно помнить об инклюзивности. Архитекторы отметили, что в проектировании общественных пространств очень важно прислушиваться к их будущим пользователям и поделились опытом сопроектирования площадок и дворовых территорий совместно с жителями.

Белла Филатова, сооснователь архбюро «Дружба»: «Наш опыт сопроектирования показал: в создании общего пространства 70% работы должно быть работой с людьми. Тогда эти пространства будут служить людям, будут жизнеспособны и любимыми. Иначе есть риск получить формальное оторванное от жизни благоустройство”.

Роман Храпов, исполнительный директор компании «Новые горизонты»: “Пожилым людям нужны не только лавочки, они готовы быть активными, больше того, им хочется быть быть активными вместе, много ведь одиноких людей. И наша задача дам им сегодня такую возможность”.

Петр Кудрявцев, урбанист, социолог, партнер CityMakers:Большую роль играет идентичность, связанность с историей места или с новыми городскими легендами. Программа “Мой район” стартовала как история благоустройства, но сейчас она начинает задевать более тонкие материи – это уже про наше восприятие “своего” места”.

Третья сессия: «Мой любимый район. Частное и общественное»

Москва стремится к полицентричности, для чего появилась отдельная городская программа “Мой район”, посвященная тому, чтобы жители переферийных районов имели не менее насыщенную городскую среду, чем жители центра. Спикеры сессии архитекторы, урбанисты и девелоперы из Москвы, Берлина и Вильнюса обсудили проблемы “спальных” районов, как собрать “свой район”, какой инфраструктурой и какими смыслами его наполнить, а так же, что что важно для идентичности и для безбарьерной среды.

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:Развитие общественных пространств влияет на жизнь горожан самым непосредственным образом. Когда появляется предложение – появляется спрос. Появляется инфраструктура для спорта – гораздо больше людей начинает им заниматься. То же надо сделать и с культурной составляющей”.

Аистэ Алиукониенэ, коммерческий директор компании Unoparks, детские площадки и аттракционы, Литва : «Городам нужен слоган «замедлите человека». Сделайте так, чтобы вечером он не спешил, а мог прогуляться, почитать книжку, выпить кофе в кафе. Это очень важно для города, экономики и для качества жизни».

Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: “Развитие общественных пространств влияет на жизнь горожан самым непосредственным образом. Когда появляется предложение – появляется спрос. Появляется инфраструктура для спорта – гораздо больше людей начинает им заниматься. И это влечет за собой потребность в тематических элементах городской среды”.

Елена Зеленцова, заведующая кафедрой территориального развития РАНХиГС при Президенте РФ: “При проектировании общественных зон, важен не столько дизайн, сколько функция и чтобы сформулировать эту функцию, нужно учитывать мнение горожан. Выставка «Город: Детали» – это серьезный шаг в сторону жителей города, попытка привлечь их к соучастию на новом уровне”.

Более 150 часов мастер-классов, 4 концерта, 4 показа фильмов – развлекательная программа не отставала в насыщенности. В программу мастер-классов вошли 25 часов строительства детского городка из картона, 38 часов работы «Школа вождения» для малышей", 9 часов игр с аниматорами, 38 часов занятий воркаутом, паркуром и фитнесом на территории спорта (воркаут, паркур, и фитнес), 27 часов настольных игр в сквере, и 27 часов экскурсий по выставке. В зоне World Class прошло Боксёрское многоборье. В амфитеатре “Точки притяжения района” прошло 4 концерта исполнителей Alina Os, Nina Karlsson, Эрика Лундмоена и Жени Любич, а так же показали 4 фильма, которые выбрали сами посетители выставки в ходе голосования на специальных экранах.

2 творческих конкурса, 140 молодежных проектов, 20 городов-участников. В рамках выставки прошел конкурс молодых дизайнеров на проект малых архитектурных форм. Конкурс проходил в следующих номинациях: “Уличная мебель”, “Детская площадка” и “Арт-объект”. Всего было подано 140 проектов. В конкурсе участвовали жители 22 городов – 20 российских и двух зарубежных.

В экспертное жюри вошли полтора десятка российских и иностранных специалистов, в том числе главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, британский ландшафтный архитектор Питер Финк, архитектор Смадар Эфрати и доцент кафедры “Ландшафтная архитектура” МАРХИ Екатерина Ожегова.

В номинации “Детская площадка” первое место заняла Екатерина Никитина из Санкт-Петербурга, Победителем в номинации “Арт-объект” стала Анна Бычкова из Москвы. В номинации “Уличная мебель” первое место занял проект Эльдара Хасанова из Алма-Аты”. Проекты-победители молодежного конкурса будут рекомендованы к производству.

В последний день состоялось награждение участников детского конкурса, организованного совместно с порталом “Отдых с детьми”: юным москвичам предлагалось сделать фотографию любимого уголка Москвы, но так чтобы на ней была малая архитектурная форма. В финал прошло 46 работ, авторы лучших работ получили подарки. Когда детей спросили, как расшифровывыется аббревиатра МАФ (малые архитктурные формы) самый остроумный ответ дала юная участница Казакова Кира: “Мифы, Автобусная остановка, Фонтаны...” за что получила еще один приз от организаторов.

Более 100 литров лимонадов, более 100 литров экзотических супов, более 400 порций роллов, бургеров и гиросов. Гастрономическая программа выставки презентации не уступала по разнообразию развлекательной.

09 Октября 2019

Похожие статьи
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Технологии и материалы
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Сейчас на главной
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.