Сантьяго Калатраву оштрафовали на €78000 за скользкий, дорогостоящий и «неинклюзивный» мост

Суд признал Сантьяго Калатраву виновным в «колоссальной халатности», допущенной при проектировании моста в Венеции. В своей работе он допустил ряд ошибок, которые сделали конструкцию из стекла небезопасной и привели к ее удорожанию. Теперь всемирно известный архитектор должен выплатить штраф в размере 78 000 евро. На 11 000 евро также был оштрафован инженер проекта Сальваторе Венто (Salvatore Vento).
Мост Конституции
Фото: Filippo Leonardi via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 3.0

Мост Конституции, соединяющий железнодорожный и автобусный вокзалы, а также общественный паркинг, открыли в 2008. Его длина составляет 94 метра, а ширина варьируется от 5,58 до 9,38 метров. Строительство нового сооружения в Венеции – редкая привилегия. Так, до проекта Калатравы 70 лет там не строилось ни одного нового моста.
Мост Конституции
Yair Haklai via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-4.0

Проблемы у сооружения возникли еще до его открытия. Публике сразу не понравился современный облик моста, который диссонировал с исторической архитектурой Венеции, его сравнивали с лобстером. В итоге проект собрал столько критических отзывов, что власти отказались от торжественной церемонии открытия. После запуска негативное отношение общественности только возросло. В проекте не были предусмотрены поручни, а на ступеньках, покрытых закаленным стеклом, люди поскальзывались и получали увечья – и о них можно было очень легко споткнуться: поэтому на них вскоре наклеили предупреждающую об опасности яркую ленту. Особенно травмоопасным мост становился в дождь или туман, типичные для венецианской зимы. Сооружение недолюбливали за недоступность для маломобильных граждан. Позже, правда, к мосту пристроили яйцеобразный лифт, но и тут не обошлось без промаха – кабина слишком сильно нагревалась.
Мост Конституции
Фото: Maxx1972 via Wikimedia Commons. Фото передано в общественное достояние

Мост Конституции требовал постоянного обслуживания. Архитектор обещал, что ступеньки прослужат не менее 20 лет. Однако в течение четырех лет после открытия городу пришлось заменить восемь из них, что обошлось казне в 36 000 евро. Преждевременный износ специалисты связывают с большой проходимостью этого места и неудачно выбранным материалом. Туристы, прибывающие или на оба вокзала или покидающие город, а также оставившие свой автомобиль в гараже, переходят через мост Конституции вместе с чемоданами на колесиках, которые портят стеклянные панели. В постановлении от 6 августа суд отметил, что проблема с туристами в Венеции хорошо известна даже за пределами профессионального сообщества, и непредусмотрительность Калатравы в этом контексте выглядит особенно странно.
Мост Конституции
Фото: gnuckx via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 2.0

Первый иск в адрес архитектора город подал в 2014. За превышение первоначальной сметы власти надеялись получить компенсацию почти в 4 млн евро: стоимость проекта возросла с 7 млн евро до 11,6 млн. Но суд низшей инстанции посчитал, что мост «неправильно использовали», а разрушают его пресловутые чемоданы на колесиках, и оправдал архитектора.
Мост Конституции
Фотография Нины Фроловой

Мэрия обратилась с иском повторно, уже в римский суд верховной инстанции. Тот отменил решение коллег, однако не подтвердил выплату миллионной компенсации и приговорил архитектора к штрафу. Сантьяго Калатраву признали виновным в том, что он не смог «понять того, что понимают все». Мол, раз мост находится недалеко от транспортных объектов, появление чемоданов следовало считать априори «неминуемым». The New York Times пишет, что в 2008 власти Венеции запретили туристам волочить багаж на колесиках, чтобы те не портили мощение, и официально сняли запрет только в этом году. Суд подчеркнул, что несмотря на действующее законодательство, не стоило сбрасывать со счетов «мигрирующее население», которое все равно будет возить тяжелые сумки по историческим улицам Венеции. Справедливости ради отметим, запрет все эти годы действительно не работал.
Мост Конституции
Фотография Нины Фроловой

Звездный статус в деле 68-летнего архитектора стал «отягчающим обстоятельством». Ошибки суд назвал «еще более серьезными», поскольку проект был поручен «авторитетному, всемирно известному профессионалу, с очень высоким уровнем компетентности и большим и проверенным опытом».

Архитектор, в свою очередь, утверждал, что проект был технически обоснован, и отрицал любые существенные недостатки. Сантьяго Калатрава объяснял, что «мост был проверен сложными методами, которые определили, что он имеет прочную конструкцию, и [даже] ведет себя лучше, чем ожидалось». Он также подчеркивал, что дополнительные расходы были связаны с благоустройством береговой зоны Гранд-канала, связанной с мостом.

Журналисты The New York Times обратились к адвокату звездного архитектора, чтобы узнать, планирует ли он подавать апелляцию, но комментария не получили.
Мост Конституции
WJournalist via WIkimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0

Некоторые венецианцы считают, что Мост Конституции стал жертвой атмосферы шовинизма, установившейся в Италии. Так, живущий в Венеции писатель Роберто Ферруччи упомянул, что Калатраву «чтят в остальном мире, но здесь заставляют выглядеть преступником, поскольку ставят под подозрение все иностранное». Он добавил, что если бы этот мост был главной проблемой Венеции, то он «бы открыл шампанское» в честь такого факта.
Мост Конституции
Christoph Radtke via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2

Однако надо сказать, что это далеко не первое громкое разбирательство в карьере Сантьяго Калатравы. В 2014 суд обязал архитектора выплатить почти 3 млн евро в пользу девелопера, оставшегося недовольным работой архитектора над проектом Дворца конгрессов в Овьедо. Стоимость моста, построенного в 2008 в Иерусалиме, удвоилась, что вызвало гневные протесты граждан. А Дворец искусств королевы Софии в Валенсии обошелся испанскому бюджету в четыре раза дороже. Строительство жилой башни Turning Torso в шведском Мальмё сопровождалось громкими политическими отставками.

22 Августа 2019

Похожие статьи
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Технологии и материалы
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Сейчас на главной
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Миражи наших дней
Если вы читали книгу Даши Парамоновой «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова», то проект торгового центра в Казани покажется знакомым. Бюро Blank называет свой подход «миражом»: кирпичные фасады снесенного артиллерийского училища возвели заново и интегрировали в объем нового здания.