Суд признал Сантьяго Калатраву виновным в «колоссальной халатности», допущенной при проектировании моста в Венеции. В своей работе он допустил ряд ошибок, которые сделали конструкцию из стекла небезопасной и привели к ее удорожанию. Теперь всемирно известный архитектор должен выплатить штраф в размере 78 000 евро. На 11 000 евро также был оштрафован инженер проекта Сальваторе Венто (Salvatore Vento).
Мост Конституции
Фото: Filippo Leonardi via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 3.0
Мост Конституции, соединяющий железнодорожный и автобусный вокзалы, а также общественный паркинг, открыли в 2008. Его длина составляет 94 метра, а ширина варьируется от 5,58 до 9,38 метров. Строительство нового сооружения в Венеции – редкая привилегия. Так, до проекта Калатравы 70 лет там не строилось ни одного нового моста.
Мост Конституции
Yair Haklai via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-4.0
Проблемы у сооружения возникли еще до его открытия. Публике сразу не понравился современный облик моста, который диссонировал с исторической архитектурой Венеции, его сравнивали с лобстером. В итоге проект собрал столько критических отзывов, что власти отказались от торжественной церемонии открытия. После запуска негативное отношение общественности только возросло. В проекте не были предусмотрены поручни, а на ступеньках, покрытых закаленным стеклом, люди поскальзывались и получали увечья – и о них можно было очень легко споткнуться: поэтому на них вскоре наклеили предупреждающую об опасности яркую ленту. Особенно травмоопасным мост становился в дождь или туман, типичные для венецианской зимы. Сооружение недолюбливали за недоступность для маломобильных граждан. Позже, правда, к мосту пристроили яйцеобразный лифт, но и тут не обошлось без промаха – кабина слишком сильно нагревалась.
Мост Конституции
Фото: Maxx1972 via Wikimedia Commons. Фото передано в общественное достояние
Мост Конституции требовал постоянного обслуживания. Архитектор обещал, что ступеньки прослужат не менее 20 лет. Однако в течение четырех лет после открытия городу пришлось заменить восемь из них, что обошлось казне в 36 000 евро. Преждевременный износ специалисты связывают с большой проходимостью этого места и неудачно выбранным материалом. Туристы, прибывающие или на оба вокзала или покидающие город, а также оставившие свой автомобиль в гараже, переходят через мост Конституции вместе с чемоданами на колесиках, которые портят стеклянные панели. В постановлении от 6 августа суд отметил, что проблема с туристами в Венеции хорошо известна даже за пределами профессионального сообщества, и непредусмотрительность Калатравы в этом контексте выглядит особенно странно.
Мост Конституции
Фото: gnuckx via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY 2.0
Первый иск в адрес архитектора город подал в 2014. За превышение первоначальной сметы власти надеялись получить компенсацию почти в 4 млн евро: стоимость проекта возросла с 7 млн евро до 11,6 млн. Но суд низшей инстанции посчитал, что мост «неправильно использовали», а разрушают его пресловутые чемоданы на колесиках, и оправдал архитектора.
Мост Конституции
Фотография Нины Фроловой
Мэрия обратилась с иском повторно, уже в римский суд верховной инстанции. Тот отменил решение коллег, однако не подтвердил выплату миллионной компенсации и приговорил архитектора к штрафу. Сантьяго Калатраву признали виновным в том, что он не смог «понять того, что понимают все». Мол, раз мост находится недалеко от транспортных объектов, появление чемоданов следовало считать априори «неминуемым». The New York Times пишет, что в 2008 власти Венеции запретили туристам волочить багаж на колесиках, чтобы те не портили мощение, и официально сняли запрет только в этом году. Суд подчеркнул, что несмотря на действующее законодательство, не стоило сбрасывать со счетов «мигрирующее население», которое все равно будет возить тяжелые сумки по историческим улицам Венеции. Справедливости ради отметим, запрет все эти годы действительно не работал.
Мост Конституции
Фотография Нины Фроловой
Звездный статус в деле 68-летнего архитектора стал «отягчающим обстоятельством». Ошибки суд назвал «еще более серьезными», поскольку проект был поручен «авторитетному, всемирно известному профессионалу, с очень высоким уровнем компетентности и большим и проверенным опытом».
Архитектор, в свою очередь, утверждал, что проект был технически обоснован, и отрицал любые существенные недостатки. Сантьяго Калатрава объяснял, что «мост был проверен сложными методами, которые определили, что он имеет прочную конструкцию, и [даже] ведет себя лучше, чем ожидалось». Он также подчеркивал, что дополнительные расходы были связаны с благоустройством береговой зоны Гранд-канала, связанной с мостом.
Журналисты The New York Times обратились к адвокату звездного архитектора, чтобы узнать, планирует ли он подавать апелляцию, но комментария не получили.
Мост Конституции
WJournalist via WIkimedia Commons. Лицензия CC-BY-SA-3.0
Некоторые венецианцы считают, что Мост Конституции стал жертвой атмосферы шовинизма, установившейся в Италии. Так, живущий в Венеции писатель Роберто Ферруччи упомянул, что Калатраву «чтят в остальном мире, но здесь заставляют выглядеть преступником, поскольку ставят под подозрение все иностранное». Он добавил, что если бы этот мост был главной проблемой Венеции, то он «бы открыл шампанское» в честь такого факта.
Мост Конституции
Christoph Radtke via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2
Однако надо сказать, что это далеко не первое громкое разбирательство в карьере Сантьяго Калатравы. В 2014 суд обязал архитектора выплатить почти 3 млн евро в пользу девелопера, оставшегося недовольным работой архитектора над проектом Дворца конгрессов в Овьедо. Стоимость моста, построенного в 2008 в Иерусалиме, удвоилась, что вызвало гневные протесты граждан. А Дворец искусств королевы Софии в Валенсии обошелся испанскому бюджету в четыре раза дороже. Строительство жилой башни Turning Torso в шведском Мальмё сопровождалось громкими политическими отставками.