пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Пресса Пресса События События Иностранцы в России Библиотека Библиотека
  история архитектуры

Лихачева Людмила
Вокзал в Курске. 1948-1952. Архитектор Игорь Явейн
в книге:
Станция Россия. Издание подготовлено к выставке в павильоне России на Венецианской биеннале. 26 мая — 25 ноября 2018 , 2018
 Вокзал в Курске, общий вид со стороны платформ. Фотография 1953 г.
Вокзал в Курске, общий вид со стороны платформ. Фотография 1953 г.

Вокзал в Курске – наиболее восторженно принятое современниками произведение Игоря Явейна. О чувствах, переполнявших людей на открытии вокзала 12 августа 1952 года, свидетельствует книга отзывов. "Когда попадаешь в этот дворец, хочется сказать: "Как много заботы проявляет партия и правительство для улучшения жизни трудящихся!". "Хочется крикнуть иностранным агрессорам: "Придите и посмотрите, на что способны люди Советского Союза!". "Курский вокзал – самый красивый из многих вокзалов нашей эпохи".

Вокзал в Курске. Фасад со стороны Привокзальной площади. Рисунок И.Г. Явейна, 1948 г.
Вокзал в Курске. Фасад со стороны Привокзальной площади. Рисунок И.Г. Явейна, 1948 г.

Адепт запрещенного  Сталиным конструктивизма, Явейн всякий раз изобретательно уклонялся от курса на социалистический реализм в архитектуре, впоследствии  прозванный сталинским ампиром. Ни одно из возведенных им зданий не стало гимном колоннам, которые он иронически называл "безработными", то есть, ничего не несущими. Вокзал в Курске – скорее исключение в ряду построек Явейна хотя бы по интенсивности и разнообразию орнаментации.  В интерьере сюжеты декоративной лепки менялись в каждом зале: военные эмблемы – в воинском зале; богатство сельского хозяйства Курской области – в зале пригородного сообщения и т.д. Не этому ли изобилию хорошо нарисованного пластического нарратива обязан вокзал своей популярностью у простых курян? "Голый" конструктивизм не снискал бы такой народной любви.

Конкурс на проект Курского вокзала состоялся в 1945 году. Вокзал предстояло построить вместо разрушенного немецкой авиацией, и задание позиционировало его как памятник участникам Курской битвы – крупнейшего в истории человечества танкового сражения, закончившегося победой советских войск. Доминирующий кубический объем в центре сооружения Явейн трактовал в виде грандиозной триумфальной арки с перспективными арочными порталами высотой 13 метров – по мысли архитектора, они служили аллегорией легендарной Курской дуги.  Архитектурную аллегорию расшифровывали скульптурные группы красноармейцев, как бы сжимающих дугу в ее основании, и горельефы по верхним углам центрального объема – ряды кавалеристов, танков и "Катюш".

Вокзал в Курске, продольный разрез. Рисунок И.Г. Явейна, 1948 г.
Вокзал в Курске, продольный разрез. Рисунок И.Г. Явейна, 1948 г.

Ни скульптурные группы, ни горельефы не были реализованы в натуре . Зоркий глаз экспертов усмотрел в них нечто отличное от пафоса и буквальной вещественности соцреализма: что-то формалистическое, что-то в духе ар-деко... Экспертное заключение было безапелляционным: "На фронтальных фасадах подкарнизной тяги и скульптурных украшений над ней не делать". После чего украшения на фасады вернулись, но не по проекту Явейна, а в виде круглой скульптуры тружеников и воинов. Эту самодеятельность строителей архитектор презрительно называл "антихудожественными гуляющими по карнизу фигурками". Сохранились фотографии, где фигурки искусно заретушированы его рукой, и письма, где он предлагает их убрать в ходе очередной реконструкции. Но при каждой реконструкции фигуры заменяли на новые, и они существуют по сей день.
В пандан центральному порталу углы сооружения решены в виде арок-лоджий, обработанных рустом. Велик соблазн приписать этот прием конструктивистской борьбе с глухими углами. Знаменитые угловые окна конструктивистских домов -- фирменная эксцентрика стиля, развенчание привычных тектонических связей в глазах обывателя. Но угловые лоджии Явейна далеки от эпатажа и уж никак не покушаются на тектонику монументального сооружения. Скорее, наоборот. "Угловые столбы имеют в плане форму Г с длиной каждой стороны по фасаду 2,5 м, поэтому при взгляде с угла кажутся исключительно мощными" - писал автор в справке к проекту. Мощные столбы, сильное профилированное каменное обрамление арок и даже размещенные по углам картуши подчеркивают значение арок-лоджий в функциональной структуре вокзала. Отсюда, с углов, организованы входы в зону прибытия и в зону отправления пригородных поездов, фланкирующие центральный вестибюль отправления к поездам дальнего следования.

Вокзал в Курске. Центральный холл. Рисунок И.Г. Явейна, 1948 г.
Вокзал в Курске. Центральный холл. Рисунок И.Г. Явейна, 1948 г.

В монументальную оболочку "триумфальных ворот Курска", как всегда у Явейна, заключена безупречно работающая машина для разведения потоков пассажиров и багажа. Здесь, как и в других его постройках, сложный технологический цикл жизнедеятельности вокзального организма находит свою проекцию в простой и ясной внутренней планировке. Все здание прорезано по длине анфиладой из пяти зал.  По продольной оси – холлы с широкими лестницами, по обе стороны от лестниц – галереи с залами ожидания, рестораном и пр. В этом насквозь просматриваемом пространстве даже функционально изолированные помещения визуально отделены лишь прозрачными перегородками и связаны высокими проемами и анфиладами. Находящиеся здесь видят все здание, чувствуют его планировку и легко ориентируются в нем.

Вокзал в Курске. Поперечный разрез. Рисунок И.Г. Явейна, 1948 г.
Вокзал в Курске. Поперечный разрез. Рисунок И.Г. Явейна, 1948 г.

В центре композиции, на перекрестке всех осей – главный холл высотой 18 метров, облицованный белым мрамором и залитый светом из-под прозрачного купола. Шестиметровое круглое отверстие в полу, обрамленное дубовой скамьей, проводит свет вниз, в ведущий к платформам туннель. Снизу отверстие подпирают восемь массивных каменных  колонн . И, как ни покажется странным, это, пожалуй – самое впечатляющее место во всем вокзале. Стоя в ротонде под столбом льющегося с колоссальной высоты света, ощущаешь себя в крипте некоего храма. Причем достигнута эта экспрессия  не за счет декора и дорогих материалов,  а за счет работы с пространством и светом, которые всегда были для Явейна главным строительным материалом архитектуры.

Вокзал в Курске. Колоннада светового отверстия распределительного зала. Рисунок И.Г. Явейна, 1948 г.
Вокзал в Курске. Колоннада светового отверстия распределительного зала. Рисунок И.Г. Явейна, 1948 г.

В ноябре 1952 года Курский вокзал был выдвинут Союзом архитекторов на соискание высшей архитектурной премии Советского Союза.  И, как знать, может, был бы ее удостоен, если бы не смерть учредителя и главного распорядителя премии Иосифа Сталина в марте 1953-го.

Людмила Лихачева 

пресса-статьи

15.07.2019

Наталья Коряковская. Игорь Явейн. Архитектор транспортных потоков


Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки