пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Пресса Пресса События События Иностранцы в России Библиотека Библиотека
  градостроительство

Руководитель Международного архитектурно бюро SUAR.T Александр Супоницкий
Руководитель Международного архитектурно бюро SUAR.T Александр Супоницкий

Главный архитектор проектов Международного архитектурно бюро SUAR.T  Илья Юсупов
Главный архитектор проектов Международного архитектурно бюро SUAR.T Илья Юсупов

Вестибюль станции метрополитена «Горьковская». Санкт-Петербург, Александровский парк, д.6. SUAR.T
Вестибюль станции метрополитена «Горьковская». Санкт-Петербург, Александровский парк, д.6. SUAR.T

Проект второй очереди делового квартала «Прогресс-сити».
Наб. Черной речки, д.41. SUAR.T
Проект второй очереди делового квартала «Прогресс-сити». Наб. Черной речки, д.41. SUAR.T

Гуляева Е.В.
Городская среда как зеркало социальной жизни. Беседа с Александром Супоницким и Ильёй Юсуповым (архитектурное бюро SUAR.T)
в книге:
Альманах «Архитектурные сезоны в Петербурге» 2011 , 2011
«Искусство не может отвлечься от
стремлений своего времени»
Ромен Роллан


Международное архитектурное бюро SUAR.T имеет опыт проектирования в разных странах мира, однако основной точкой приложения творческих сил компании по-прежнему является Санкт-Петербург. Специализация бюро на проектах крупных общественных зданий сегодня является весьма актуальной для пятимиллионного мегаполиса. Своим мнением о развитии городской среды Санкт-Петербурга, а также о других насущных вопросах профессии поделились Руководитель Международного архитектурно бюро SUAR.T Александр Супоницкий и Главный архитектор проектов бюро Илья Юсупов.

- Из каких компонентов, по Вашему мнению, складывается градостроительная ткань города?

А. Супоницкий: Ткань города, на мой взгляд, это, в первую очередь, его ритмический рисунок во всех его проявлениях – от ритма сети городских магистралей и высотных доминант до вертикального счета окон и простенков возводимых зданий. Эта геометрия, по-видимому, и создает то неповторимое ощущение городского пространства с узнаваемым характером, которое и принято называть городским стилем. К сожалению, в последнее время термин «петербургский стиль» все чаще упоминается в качестве старого советского клейма «проверено цензурой» и имеет слабое отношение к истинному смыслу этого определению. «Выполнено в «петербургском стиле» - читай, одобрено городской администрацией. Отсутствие такого «петербургского стиля» - непозволительное вольнодумство и неуважение к властям. Надеюсь, что эта старая мода вскоре отомрет вместе с другими советскими атавизмами.

- А как же великолепные исторические ансамбли центра города, ведь они пронизаны «петербургским стилем»? Не боитесь испортить впечатление грубыми современными формами?

А. Супоницкий: Насчет грубых современных форм могу сказать, что каждая архитектурная эпоха отличается своим неповторимым образом. Сегодня технология строительства шагнула вперед, и конструктивные решения позволяют создавать гораздо более мощные и пластически выразительные геометрические композиции. Я бы не называл это грубостью. Проблема в том, что у нас многие понимают «петербургский стиль» как имитацию какого-либо исторического периода, оставившего о себе память 50, 100, а то и 200 лет назад. Подобный подход, на мой взгляд, крайне неверный, примитивный и малокультурный. Я часто бываю по делам в Будапеште. Это один из красивейших европейских городов, причем город, переживший и советский период существования. Однако в центре Будапешта великолепно соседствуют здания постройки XIX века, 30-х годов ХХ века, 60-х годов, называемых у нас «хрущевскими», 80-х годов прошлого века и новые современные сооружения. Каждое из этих зданий несет на себе все признаки и отличия архитектурной стилистики своего времени, не стесняясь и не маскируясь под другой исторический период. При этом они прекрасно вписываются в ткань городского центра и, безусловно, представляют собой великолепный и совершенный градостроительный ансамбль. Конечно, такие же примеры можно найти и в других великих городах Европы: Лондоне, Париже, Барселоне. Это правильный профессиональный подход к решению вопроса, безусловно базирующийся на высоком культурном уровне городских руководителей, тех, кто призван определять градостроительную политику города.

- Что на Ваш взгляд включает понятие «городская среда», и какими Вы видите пути ее совершенствования?

А. Супоницкий: «Городская среда» – это все, что построено вокруг нас, а также люди, автомобили, трава, кусты, деревья, река, море… В общем, все, что нас окружает в городе. А пути ее совершенствования – это, пожалуй, в первую очередь, изменение сознания в нас самих – горожанах. Надо перестать плевать семечки на пол, выбрасывать из окна автомобиля окурки, мочиться в лифте. Большим дядям нужно попробовать перестать кататься со своими «дискотеками» по городу, «примораживая» все, что движется на пути «их величеств», и вызывая тем самым ежедневный транспортный коллапс. Если получится искоренить наше всенародное хамство на всех уровнях, тут, глядишь, и среда изменится.

-Ну, а кроме этого, какие механизмы, Вы считаете, способны контролировать качество окружающей городской застройки?

А. Супоницкий: Деньги, деньги и еще раз деньги. Если пресечь воровство и запретить приносить в квартиру вещи с помойки, там, скорее всего, появится новая мебель. Так же и в городе, если бы удалось ограничить снизу стоимость возводимой недвижимости, проще говоря, строить из качественных материалов и пользоваться услугами высококвалифицированных (а значит, высокооплачиваемых) специалистов – архитекторов, инженеров, строителей – качество городской среды изменилось бы до неузнаваемости, что мы, кстати сказать, и наблюдаем, посещая соседние европейские страны. Боюсь, что строя за «три копейки», да еще с использованием рабского труда гастарбайтеров, прогресса в этой области нам достичь не удастся.

- Может ли городская среда быть гарантом стрессоустойчивости?

И. Юсупов: Комфортная, эстетически сформированная и правильно организованная среда положительно влияет на горожан. Необходимо понимать, что архитектор в моральном плане несет ответственность не только на эстетику среды, но и за социальное явление которые эта среда может породить.

-Какие условия на Ваш взгляд являются необходимыми для интенсивного развития города?

А. Супоницкий: Четкие градостроительные законы, постоянное и эффективное развитие инфраструктуры, реальный контроль государства за качеством городского строительства.

-Какими Вы видите пути совершенствования и развития существующей жилой застройки города в современных условия?

И. Юсупов: Сегодня становится очевидным, что жилая застройка города как историческая, так и массовая 60-х – 80-х годов ХХ века, остро нуждается в реконструкции и модернизации. Выбранные пути совершенствования и развития жилой застройки должны быть направлены на достижение высоких современных стандартов архитектуры, комфортности, эффективного энергосбережения, инженерной оснащенности. Необходимо масштабно решать проблемы развития жилой застройки в сторону качественного преобразования сложившихся жилых микрорайонов, исторических кварталов и всех элементов жилых территорий. Следует стремиться к постоянному повышению уровня и качества жизни жителей нашего города на основе формирования комплексной жилой среды, отвечающей требованиям архитектурно-пространственной выразительности, экологии и функциональной достаточности территории. Будущее за формированием высоко-эстетической жилой среды методами реновации существующей застройки, модернизации всего жилищно-коммунального хозяйства и обеспечением комфортных условий для жизни людей и, в особенности, для маломобильных групп населения. Совершенствование параметров жилой застройки идет через повышение качества проектирования, применения современных технологий, инновационных материалов и внедрения средового дизайна.

-Все чаще среди практикующих архитекторов звучат вопросы о качестве работы архитектурного цеха и о качестве образования Ваших молодых коллег. Что Вы думаете по этому поводу?

А. Супоницкий: Недавно мы встречались в Москве с президентом Российского союза архитекторов А.В. Боковым. На встрече он привел неутешительную статистику: при сравнимой численности населения в России и странах СНГ, с одной стороны, и странах объединенной Европы, с другой стороны, количество дипломированных практикующих архитекторов у нас в 20 раз меньше, чем в Европе. При этом европейская заработная плата квалифицированного зодчего как минимум в 3-5 раз превышает российскую. Таким образом, несложно подсчитать, что на западе в проектный процесс вкладывается почти в сто раз больше средств, чем у нас, соответственно и качество проектной продукции отличается так же разительно, а как следствие, и результаты ее реализации. Есть, конечно, отдельные энтузиасты, которые вопреки экономическим и административным препонам продолжают бороться за архитектурные идеалы, но таких становится все меньше и меньше – мрут от голода и потомства не приносят (шучу!). Что касается уровня образования, то мне приходилось продолжительное время преподавать архитектурное проектирование за границей, и я со всей ответственностью могу сказать, что образование, которое мы получали в Советском Союзе ничуть не хуже, а может и лучше многих признанных мировых архитектурных школ. Что происходит в наших университетах теперь, к сожалению, сказать не могу - не знаю. Однако у нас в бюро работает много молодых и очень способных ребят, которые еще не закончили обучение. Думаю, что формат проектной практики, совмещенной с учебным процессом, позитивно сказывается на уровне подготовки будущих специалистов.

-Александр Захариевич, для всех нас не секрет, что проектные организации пережили тяжелые времена мирового финансового кризиса. Поделитесь, как Ваша компания боролась с этой стихией?

А. Супоницкий: На самом деле было тяжело: с наступлением кризиса цены на нашем рынке упали в разы. За ту же самую работу частные и государственные заказчики предлагали не больше четверти докризисных цен. Кроме того, во время кризиса число частных заказчиков катастрофически уменьшилось. Остался один госзаказ с его отсутствием практики авансирования и другими «прелестями» госзакупки. Могу честно сказать, за такие деньги выдавать качественный продукт было невозможно, при этом, как ни странно, рынок наводнился огромным количеством новых проектных фирм и фирмочек, имеющих весьма смутное представление о процессе проектирования. Конкурировать с такими, с позволения сказать, коллегами, просто не хотелось. Мы придумали свою модель выживания: создали строительную компанию «СУАРТ-инжиниринг» и начали строить по своим проектам.

-И как, успешно?

А. Супоницкий: Да, пока не жалуемся. Тьфу – тьфу - тьфу. По крайней мере, заработанных денег хватило на дотацию проектных работ. А тут уже и кризис пошел на убыль, и нормальные цены на проектные работы восстановились.
-Спасибо большое за интервью. Желаем Вам и всей группе компаний SUAR.T дальнейших творческих успехов и процветания.
А. Супоницкий: Большое спасибо.



ссылки



Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter