пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

Пресса Пресса События События Иностранцы в России Библиотека Библиотека
  история архитектуры

Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово
Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово

Титова Р.В.
Храм Рождества Богородицы в селе Подмоклово и его скульптурное убранство
в книге:
Материалы первой научно-просветительской православной конференции "Варлаамо-Афанасьевские чтения" , 2002
с. 60-65
Храм в селе Подмоклово в последние десятилетия привлекал особенное внимание разных специалистов своей неординарной архитектурой, богатством и уникальностью белокаменного резного декора. Он поставлен на высоком правом берегу р. Оки неподалеку от г. Серпухова и представляет собой двухсветную ротонду, перекрытую высоким куполом и завершенную световым барабаном. Цилиндрический массивный объем храма окружен открытой аркадой, по осям пилонов которой, под карнизом, на балюстраде установлены на высоких постаментах шестнадцать белокаменных монументальных статуй, изображающих апостолов и евангелистов.

Подмокловский храм, воплотивший черты западноевропейского барокко и являющийся одним из интереснейших архитектурных сооружений петровского времени датировался раньше 1754 годом, годом освящения храма. Эта ошибочная датировка переходила из публикации в публикацию и не давала возможности специалистам "правильного прочтения этого уникального памятника...".

В 1991 году московский исследователь В. В. Зубарев опубликовал архивные материалы, которые дали возможность точно датировать храм, как сооружение петровского времени, а так же получить ценные сведения, касающиеся его строительства. Эта публикация явилась результатом многолетних изысканий автора.

Настоящее сообщение, в части касающейся истории постройки храма, основано на анализе вновь открытых архивных материалов, выполненных В. В. Зубаревым.

Заказчиком каменного храма в селе Подмоклово стал князь Григорий Федорович Долгоруков (1656 — 1723); стольник, блестящий дипломат, посетивший различные страны, как участник "Великого посольства" в 1697 — 1699 гг.; полномочный посол России в Польше с 1701 по 1721 гг. (с перерывами). Разрешение на постройку каменного храма взамен обветшавшей деревянной церкви было получено 22 июня 1714 года Указом Митрополита Рязанского и Муромского Стефана по прошению Г. Ф. Долгорукова. Именно с ним, в разные годы, заключали договора на постройку и украшение подмокловского храма различные бригады каменщиков.

Первая подрядная запись составлена 1 мая 1714 года с каменщиками: москвичом А. А. Опуриным и каменщиками Костромского уезда дворцового села Красного Б. Александровым с товарищами (всего 22 человека).

В ней было обозначено, что церковь должна быть круглая, согласно чертежу и указаниям иноземца Лоренца фон Фикина.

Через три года, 23 мая 1717 года, заключается другой контракт на постройку каменной церкви: с поручиком Каменной слободы, тем же А. А. Опуриным и каменщиком деревни Поповской Ярославского уезда Алексеем Дмитриевым с товарищами (43 человек).

Была ли выполнена какая-либо работа по строительству храма в Подмоклово и в каком объеме, по контракту 1714 года, неизвестно. О сроках его выполнения указаний в данном тексте нет. 9 октября 1714 года вышел указ Петра I о запрете каменного строительства во всей России, кроме Санкт-Петербурга. Это, вероятно, и приостановило постройку храма. Подтверждением этому служит обращение Г. Ф. Долгорукова в январе 1717 года секретарю государя Макарову с просьбой напомнить царю о его обещании прислать указ Московскому губернатору, дающий разрешение на достройку начатой каменной церкви в селе Подмокловом Тарусского уезда, которая "... за указом и по се время не доделана".

Заключая второй контракт в мае 1717 года Г. Ф. Долгоруков, видимо, уже имел или предполагал иметь в ближайшее время, именное разрешение царя на постройку каменного сооружения в своей вотчине.

5 мая 1718 года заключен еще один контракт с новой артелью, которую возглавил опытный московский каменщик Иван Каландин, куда входило свыше 30 человек из разных мест: Москвы, Ростовского, Дмитровского, Костромского уездов.

Анализируя содержание трех подрядных записей, В. В. Зубарев пришел к выводу, что именно эта артель и построила здание подмокловского храма. По двум первым контрактам работа была проведена, вероятно, на уровне подготовки фундамента.

Подрядная запись 1713 года отличается подробным описанием работ: в ней указываются размеры, отдельные декоративные элементы. Она составлена под диктовку подрядчиков. Это говорит о том, что в бригаде не было грамотных. Но содержание ее указывает на высокий профессионализм исполнителей. В этом контракте упоминается имя иностранца Андрея Шульца, указаниями которого артель должна пользоваться помимо чертежа. Также упоминаются элементы, которые по неизвестной причине отсутствуют, например, колоннада вокруг венчающего барабана, что говорит об отступлениях от чертежей.

Белокаменная резьба и скульптура подмокловского храма были выполнены из мячковского известняка. Крестьянин села Нижнее Мячково Московского уезда Максим Васильев подрядился снабдить белым камнем строительства церкви в Подмоклове 27 сентября 1713 года, а доставить к месту постройки 19 мая 1719 года. Это подтверждает высказанные ранее предположения об использовании в Подмоклове известняка из мячковских карьеров.

Одним из ценнейших документов, обнаруженных в архивах, стал контракт, заключенный 9 апреля 1720 года между Г. Ф. Долгоруковым и подрядчиком Иваном Зиминым и семью резчиками (Петр Дмитриев, Дмитрий Васильев, Иван Говор, Кондратий Марков, Гаврило Васильев, Тимофей Марков, Григорий Васильев) на исполнение резного декора и 16 скульптур для церкви села Подмоклово. В контракте подробно расписано местоположение того или иного украшения. Упоминаются элементы: фрукты, ветки, херувимы. Резать они также должны такие элементы, как кронштейны, капители, валики, балясины, балюстрады. Отдельно упоминается и скульптура: "...на тунбах на паперте двенадцать апостолов, четыре евангелиста, мерою против обрасца архитектурского какие подлежит пропорции...".

Отдельно оговорено в договоре использование в работе архитектурного чертежа, рисунка-образца, а так же пользоваться указаниями иноземца архитектора Андрея Шульца. Судя по тексту подрядной, в артели Зимина были опытные мастера, знающие терминологию и знакомые с ордерной архитектурой. Кто же они? О Зимине и братьях Дмитрии и Григории Васильевых сведений более ранних постройки подмокловской церкви нет, остальные резчики имели многолетний опыт работы с резьбой по камню.

Обнаруженный контракт 1720 года на изготовление каменной скульптуры в Подмоклово, в настоящее время, впервые открывает имена русских мастеров, участвующих в создании круглой каменной скульптуры в петровское время.

Ранее исследователи искали создателей фасадной каменной скульптуры в России кон. XVII — 1-й четв. XVIII вв. среди приезжих мастеров-иностранцев. Появление в это время каменной объемной скульптуры, украшавшей, единичные храмовые сооружения на московской земле связано с выполнением заказов особ, приближенных Петру I, поддерживавших его преобразовательскую деятельность.

Церковь Знамения в Дубровицах (близ Подольска), построенная по заказу воспитателя Петра I — Б. Л. Голицына в 1690-1697 гг., и церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня), возведенная на средства А. Д. Меншикова в 1701 — 1707 годы, богато украшены каменным декором и скульптурой. Принято считать, что создавали эту скульптуру западные мастера, приехавшие в Россию в 1703 году с Доменико Трезини. Но Г. М. Преснов предположил, что фасадную скульптуру в Дубровицах могли выполнить русские мастера. Но это лишь предположение. Однако исполнение каменных скульптур подмокловской церкви отныне твердо связано с именами русских каменщиков. Именно исполнение, ведь они создавали статуи, пользуясь рисунками и неким участием иностранца. И хотя это и была одна из первых попыток создания каменной статуарной пластики в новой для России скульптурной системе, русские мастера, проявив весь свой предыдущий опыт и умение, сумели справиться с непривычной для них задачей.

Заказчик храма Г. Ф. Долгоруков умер в 1723 году, не дождавшись его освящения. К этому времени храм был построен полностью, лишь не завершенными были столярные работы. Наследник Подмоклова С. Г. Долгоруков, посол при дворах Польши, Франции, Австрии и Англии, своей вотчиной не занимался.

В 1730 году при Анне Иоановне вотчины Долгоруковых были конфискованы в пользу дворцового ведомства. И только после возвращения земель их законным владельцам подмокловской церковью занялся Николай Сергеевич Долгоруков, внук Г. Ф. Долгорукова. Он снабдил церковь алтарем, иконостасом, иконами, завершил столярные работы. В 1754 году Н. С. Долгоруков пишет прошение в Синод на имя императрицы Елизаветы Петровны о разрешении освятить церковь.

Позднее менялись и владельцы с. Подмоклово: с 1781 по 1833 годы им владели Тютчевы, затем Васильчиковы. В 1883 — 1893 годы храм ремонтировался. В этот период заложили часть арочных проемов, галерей и пробили в стенах каналы калориферного отопления. Известно также, что к началу XX в. была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркады. В XX веке церковь продолжала разрушаться. В 1940 году было проведено обследование подмокловского храма на предмет его сохранности (уже после его закрытия). В акте обследования отмечены протечки кровли, разрушение штукатурки в куполе и порча настенной росписи. Обращено внимание и на скульптуры: "Статуи на карнизе облезли, имеют невзрачный вид". В это же время шло разрушение внутреннего убранства храма.

В начале 1980-х годов была начата реставрация фасадов подмокловского храма одной из мастерских треста "Мособлстройреставрация". Скульптуры были сняты с балюстрады храма и укрыты коробом. Пять скульптур к тому времени находились в аварийном состоянии: часть из них была разбита, все они имели утраты существенных частей, головы отбиты, голова одной скульптуры утрачена полностью, известняк находился в крайней степени разрушения (выветривание, поражение лишайником, наличие трещин, выбоин, сколов).

Аварийное состояние подмокловских скульптур неоднократно обсуждалось научно-методическим Советом по охране памятников при Министерстве культуры СССР. Еще в 1988 году Советом была утверждена методика их реставрации, предложенная специалистами ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. В значительной мере эта методика была основана на одном из решений Совета о невозможности дальнейшего использования скульптур на открытом воздухе. Обеспечение сохранности статуй возможно только при условии их хранения в закрытом помещении и под наблюдением специалистов. Тогда же было принято решение просить передать в будущем отреставрированные скульптуры Серпуховскому историко-художественному музею, а на балюстраде церкви установить точные копии. В 1989 году в ВХНРЦ началась реставрация отдельных фрагментов скульптур.

После передачи в 1992 году подмокловского храма церковной общине, его реставрация была прекращена на стадии завершения реставрации фасадов. 11 скульптур были побелены известкой и установлены на прежнее место (балюстраду). Реставрация пяти скульптур, находящихся в остро аварийном состоянии продолжалась в ВХНРЦ реставраторами центра А. С. Антоняном, Ю. А. Любченко, В. И. Черемхиным (все реставраторы высшей квалификации и авторы методики реставрации подмокловских скульптур). Специалистами была выполнена консервация статуй: очистка, укрепление, антисептирование. Ввиду того, что скульптуры после реставрации должны занять место в экспозиции музея, а главное, на балюстраде подмокловского храма необходимо в дальнейшем установить их копии, пришлось решать сложные методические и технические задачи. Было решено провести реконструкцию утраченных частей скульптур. При этом использовался уникальный фотоархив московского краеведа В. К. Фатеева, который содержит негативы всех 16 статуй выполненные в 1970-е годы. Крупные фрагменты выполнялись с учетом возможности их отделения: были использованы направляющие штыри для установки точно по месту. Наиболее сложной, методически уязвимой и в чем-то спорной оказалась реконструкция утраченной головы скульптуры "Апостол Иаков". Основное назначение данной реконструкции: подготовить модель для будущей копии, устанавливаемой на пятиметровой высоте, где утрата головы статуи неприемлема в любом случае. Также съемность этой достаточно смелой реконструкции оставляет нам возможность без труда изъять ее из экспозиции.

Реставрация пяти подмокловских скульптур завершилась в 1995 году. Сейчас они входят в состав коллекции Серпуховского историко-художественного музея.

Вопрос изготовления копий этих скульптур необходимо решать. Это возможно только при совместном содействии подмокловскому храму Серпуховского благочиния, городской и районной общественности, отдельных граждан, предпринимателей.

В дальнейшем необходимо будет также заниматься решением вопроса реставрации остальных 11 подмокловских скульптур и, возможно, замене их на копии, с перенесением подлинников в закрытое помещение. Побелка 1992 года, носившая косметический характер, не заменила реставрацию. Она была нанесена на поврежденную поверхность камня — с загрязнениями, разрушениями и т. д. Сейчас побелка почти сошла и все старые изъяны и дефекты открылись. Известняк продолжает разрушаться, трещины увеличиваются — процесс выветривания искажает отдельные элементы статуй. Без принятия каких-либо мер их ждет печальная участь.

ссылки



Рейтинг@Mail.ru
Copyright www.archi.ru
Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter